Глобальные социально-экономические проблемы
Начало Вверх

III. АНАЛИЗ И ОБЗОРЫ

ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: ВЗГЛЯД РИМСКОГО КЛУБА

(Обзор доклада Римского клуба - А. Кинг, Б. Шнайдер.

"Первая глобальная революция")

Ольга Антипина

С докладами Римскому клубу, Международной неправительственной организации, созданной в 1968 году, отечественный читатель зна­ком, главным образом, по их критике. Долгое время считалось, что проблемы, которые исследуют члены этой организации - свыше ста независимых экспертов из 53 стран мира: деятели науки, культуры, философы различных направлений, присущи лишь Западному миру. Но, к сожалению, сегодня уже ни для кого не является секретом то, что многие проблемы, поднятые в докладах Римскому клубу, стоят очень остро и для нашей страны: негативные последствия экстен­сивного роста, серия экологических катастроф в результате не­дальновидных научно-технических решений, дискриминация народов, религиозные конфликты, отсутствие нравственного начала, которое могло бы стать основой стабильной жизни каждого человека и всего общества.

Трудности и задачи современного мира затрагивают интересы всего человечества, каждого человека и требуют скорейшего комп­лексного, продуманного решения на основе усилий всех и каждого. Вот почему к докладам Римскому клубу с огромным вниманием обра­щаются ученые, политики, бизнесмены не только за рубежом, но и в нашей стране.

Доклад "Первая глобальная революция" был опубликован в сен­тябре 1991 года. Это девятнадцатое подобного рода исследование Римского клуба. Впервые за это время его деятельности доклад был написан им самим, тогда как ранние доклады являлись предпослан­ными Римскому клубу. "Этот факт является свидетельством растуще­го стремления членов Клуба стать выше своих разногласий и прис­тупить к совместному анализу, провозглашая общие цели". (1, стр.321)

Авторы текста доклада, А.Кинг и Б.Шнайдер, на первых же стра­ницах книги заявляют о своей приверженности общему методологи­ческому кредо всех исследований, проводимых под эгидой Римского клуба. Во-первых, глобальный подход - одновременное, всесторон­нее воздействие на все проблемы на всех уровнях; вовторых, пер­воочередное внимание долгосрочному аспекту; втретьих, стремление проникнуть в суть сложного сплетения глобальных проблем (полити­ческих, экономических, социальных, духовных), которые получили общее название "мировая проблематика" или "затруднения челове­чества".

"Первая глобальная революция" означает идущий в наши дни про­цесс формирования "Нового общества", которое будет столь же ра­дикально отличаться от существующего ныне, как общество, сложив­шееся в ходе Промышленной революции конца XVII - начала XIX ве­ков отличалось от общества, порожденного Неолитической революци­ей. Толчком для начала этого процесса стало появление новых технологий, основанных на достижениях микроэлектроники и

____________________________

Антипина Ольга - аспирантка МГУ им. М.В. Ломоносова

молекулярной биологии. "Новое общество" - это общество, "...ко­торое называют "информационным", "постиндустриальным" или "об­ществом сферы услуг", где характер занятости, стиль жизни, мате­риальное производство и все остальное будет существенно отли­чаться от того, чем мы располагаем сегодня" (1, стр.19). (Проб­лемам и противоречиям общества будущего, как общества, основан­ного на быстром технологическом развитии, был посвящен специаль­ный доклад Римскому клубу "Микроэлектроника и общество: на ра­дость и на горе" (1982 г.)).

Приход "Нового общества" должен принести человечеству счаст­ливое будущее: рост производительности труда на основе новых технологий позволит найти возможности обеспечить все материаль­ные потребности в области промышленного производства, сельского хозяйства, здравоохранения, образования, достичь высокого уровня жизни, резко сократить объем физического труда, а также сделать досуг людей более насыщенным благодаря возможностям заниматься ремеслами, искусством, спортом, науками, участвовать в общест­венной жизни.

"Первая глобальная революция" - это не разовое и не сплошное явление. Она лишена идеологической основы. "Новое общество" воз­никает яркими локальными очагами или прорывается в виде отдель­ных элементов, сочетающихся с архаичными предшествующими форма­ми. Но в любом случае оно несет в себе разного рода перемены: научно-технические, социальные, экономические, культурные, нравственные. И эти перемены способны создавать непредсказуемые ситуации.

Серьезные опасения вызывает то, что наступление "Первой гло­бальной революции" происходит именно тогда, когда человечество задавлено грузом глобальных проблем: катастрофическое загрязне­ние окружающей среды, недостаточность энергоресурсов, нестабиль­ный характер обеспеченности жителей Земли продовольствием, стре­мительный рост населения в странах Юга, рост городов и многие другие проблемы.

Масштабы происходящих перемен в сочетании с тяжелыми последс­твиями глобальных проблем придают "Первой глобальной революции" характер неопределенности. Что ожидает планету в будущем? Что мы должны сделать сегодня, чтобы видеть ее счастливой и процветаю­щей завтра? Эти вопросы поставили перед собой авторы доклада. "Наша цель состоит в том, чтобы мысленно представить себе мир, в каком мы хотели бы жить, оценить его ресурсную базу (материаль­ные, людские и духовные ресурсы), сформировать реалистическое и последовательное видение его перспектив и в итоге сконцентриро­вать энергию и политическую волю человечества на построении но­вого мирового сообщества". (1, стр.23)

Доклад Римского клуба "Первая глобальная революция" состоит из двух частей. Первая из них посвящена анализу происходящих в мире изменений, глобальных проблем и их отрицательных последс­твий. Вторая часть содержит ряд конкретных рекомендаций по уст­ранению наиболее опасных "затруднений человечества" и призыв к мировой солидарности в этой неотложной и благородной миссии че­ловечества.

Итак, глобальные изменения и проблемы. Приход "Первой гло­бальной революции", захлестнув мир вихрем перемен, оставил пе­чать новой реальности на ставшем традиционным перечне глобальных проблем.

Около сорока лет человечество существовало под страхом термо­ядерной катастрофы. Сегодня эта угроза уже не выглядит столь не­отвратимой, но опасность ее активизации полностью не ликвидиро­вана. Это означает необходимость строгого контроля за распрост­ранением ядерного оружия и предупреждения возможности его ис­пользования в локальных конфликтах.

В настоящее время все военные расходы в мире оцениваются при­мерно в 1 трлн. долл. в постоянных (очищенных от инфляционного роста) ценах, в том числе 200 млрд. долл. - расходы развивающих­ся стран. Эти показатели в четыре раза превышают уровень, дос­тигнутый к концу Второй мировой войны и в 25 раз - уровень нача­ла века. (1, стр.83, стр.134)

Завершение "холодной войны", открывшее возможность для прове­дения всеобщего разоружения, могло бы позволить направить высво­бождаемые материальные и людские ресурсы, военные НИОКР на ис­тинно созидательную деятельность: перестройку экономики стран Восточной Европы, увеличение инвестиций в экономику африканских и латиноамериканских государств, на проведение мероприятий по охране окружающей среды.

Однако осуществление конверсионных мероприятий сопряжено с рядом трудностей. Для России - это проблема вывода крупных кон­тингентов войск из стран Восточной Европы, обеспечение военнос­лужащих жильем и работой в условиях экономической нестабильнос­ти. Что касается перераспределения ресурсов, то возникает опас­ность, что они попросту растворятся в государственной казне или попадут под косвенный контроль каких-либо ведомств.

В развитых странах политика невмешательства государства в процесс конверсии предполагает, что он будет осуществляться под воздействием рыночных сил. "Однако последствиями такой конвер­сии, скорее всего, будут рост безработицы и закрытие предприя­тий, которым не будет найдено применение". (1,стр.190). Следова­тельно, активная роль государства в этом деле необходима, ибо речь идет о серьезном изменении политических, экономических и социальных приоритетов.

Важнейшим преобразованием в экономической сфере авторы докла­да считают переход ряда стран к рыночной экономике. Однако Римс­кий клуб относится к этой тенденции весьма скептически. Несмотря на то, что механизм конкуренции как на международном уровне, так и в рамках национальных экономик, продемонстрировал предпринима­телям, потребителям, самым различным слоям общества свою высокую жизнеспособность, он способен реагировать лишь на краткосрочные сигналы экономической конъюнктуры. "Но сам по себе рыночный ме­ханизм не может справиться с глобальными проблемами, решение ко­торых требует стратегического подхода с оценкой долгосрочных перспектив или задействования системы распределения, свойствен­ной плановой экономике. Используя один этот механизм, невозможно решить проблемы энергетики, фундаментальных исследований, охраны окружающей среды и установления справедливости. Только государс­твенные органы, опирающиеся на общественное мнение и использую­щие рыночный механизм как инструмент своей политики, способны успешно преодолеть такие всеобъемлющие трудности". (1, стр.39)

Следует отметить также происходящие в мире геополитические изменения. Сегодня идет процесс формирования трех гигантских центров экономической жизни: первый - североамериканский, объ­единяющий США, Канаду, а в недалеком будущем и Мексику; второй блок - страны ЕЭС, к которым после трансформации экономических систем присоединятся их восточные соседи; третий - Япония и не­которые страны АСЕАН, к которым, возможно, в перспективе примк­нут Австралия и Новая Зеландия.

Формирование этих трех центров изменяет структуру мировых торгово-экономических отношений, что проявляется в негласно осу­ществляемой протекционистской политике по отношению к невходящим в блок странам (Китаю, России, латиноамериканским государствам, погрязшей в нищете Африке) и тесных экономических связях между странами, входящими в группировки.

В связи с этим эксперты Римского клуба считают необходимым новый подход к проблеме мирового экономического развития, вклю­чающий концепцию деловых партнерских отношений "богатых" и "бед­ных" стран, а не сначала получение высоких прибылей "богатыми", а затем предоставление помощи "бедным".

Очевидным парадоксом современного мира авторы доклада называ­ют имеющие место наряду с отмеченной интеграционной тенденцией "общественное противодействие всему тому, что расценивается как чрезмерная централизация" (1, стр.48). Это - стремление этничес­ких групп (каталонцев, шотландцев, ирландцев, басков, корсикан­цев, индейцев и др.) к автономии и независимости, а также порыв к созданию небольших суверенных государств, о чем убедительно свидетельствует опыт Югославии и Советского Союза.

Откуда этот парадокс? С одной стороны, он возник из-за труд­ностей сосуществования в рамках господствующей политической сис­темы, жестко привязанной к национально-государственному устройс­тву. С другой стороны, "...стремление к национальному самосозна­нию является общечеловеческой потребностью, истоки которой скры­ты во тьме веков" (1, стр.49).

Наряду с "новыми" проблемами и парадоксами человечество по-прежнему беспокоят и "старые" больные вопросы.

Рост городов продолжает оставаться характерной особенностью нашего времени. Видимо, он будет происходить и в дальнейшем, создавая комплекс проблем: водоснабжение, коммунальный транс­порт, контроль за экологической обстановкой, обеспечение населе­ния бытовыми услугами и т.д.

Ликвидация отсталости и нищеты - еще одна "старая" проблема, по которой различными кругами предпринимались неоднократные по­пытки решения. В настоящее время средний доход на душу населения на Юге составляет лишь 6% от соответствующего показателя в стра­нах Севера. (1, стр. 51-52) По оценкам, сделанным Международным банком реконструкции и развития (МБРР), 1 млрд. человек в стра­нах третьего мира живет за порогом абсолютной бедности, их годо­вой доход не достигает 370 долл. Еще в начале 80-х годов так жи­ли только 500 млн. человек.(1,стр.210)

В попытке решить проблему отсталости и нищеты развитые страны навязывали третьему миру проекты индустриализации, мало ориенти­рованные на интересы мелкого и среднего предпринимательства, ко­торое могло бы принести материальную выгоду широким слоям насе­ления. Политика замещения импорта собственным производством, требующая вдобавок протекционистских мер, даже в странах со средним уровнем развития приводит к глубоким диспропорциям между индустриальными отраслями и сельским хозяйством. "При этом сель­ское население уходит в город, где пополняет рынок дешевой рабо­чей силы и вливается в и без того многочисленные люмпенские слои, живущие в недостойных человека условиях". (1, стр.213)

Проблема нищеты и неравенства всегда соседствует с важной проблемой, получившей название "демографический взрыв". Общее число жителей нашей планеты сегодня превышает 5 млрд. человек, тогда как в 1900 г. оно составляло всего 1.8 млрд. человек. Сог­ласно среднему варианту прогноза, сделанному ООН, численность населения Земного шара достигнет 6.2 млрд. человек в 2000 г. и более 8.5 млрд. в 2025 г. При этом основной прирост населения будет обеспечиваться за счет менее развитых стран мира, и к се­редине следующего столетия в развитых странах будет проживать менее 20% населения Земли. (1, стр.58, стр.100)

Во имя преодоления отсталости третьего мира авторы доклада "Первая глобальная революция" отмечают необходимость для этих стран новых стратегий развития, ориентированных на собственные экономические модели, учитывающие традиции и практические навыки коренных народов, направленных на формирование собственного на­учного потенциала и создание условий для участия в международном технологическом обмене.

Следующая проблема - глобальное потепление климата и его вли­яние на энергетику.

Традиционные способы получения энергии безвозвратно уходят в прошлое: нефть перестает быть дешевым и избыточным ресурсом; за­пасы угля на планете еще значительны, но становится очевидным, что его сжигание слишком опасно из-за угрозы потепления климата.

Вывод таков: человечество должно обратиться к альтернативным видам энергии, таким, как солнечная, геотермальная, энергия вет­ра и приливов. Но на современном этапе массовая замена ископае­мых видов энергоресурсов альтернативными представляется малове­роятной. "По некоторым оценкам, альтернативные источники к концу века смогут обеспечить 8-10% мировых потребностей в энергии". (1, стр.89) Поэтому, считают авторы доклада, единственной воз­можностью избежать серьезного энергетического кризиса является развитие атомной энергетики, но, конечно, при тщательном, осто­рожном и грамотном ее использовании.

И еще одно оригинальное суждение авторов: учет энергозатрат становится более важным показателем, чем финансовые расчеты, при определении потенциально возможной численности населения и жиз­неспособности как биологической, так и экономической систем. "Энергия - вот движущая сила экономики, а деньги являются только некоторым условным показателем. Это, несомненно, серьезный аргу­мент в пользу того, что на новом этапе развития человечества ос­новой экономической системы станут потоки энергии" (1, стр.204).

Римский клуб предлагает обратить внимание на интересные про­екты использования показателей энергопотребления в качестве ос­новы всей системы налогообложения как на национальном, так и на местном уровнях. Цель такой системы - обеспечение контроля за использованием энергии в странах Севера, а также содействие раз­витию стран Юга на базе применения "чистых" видов энергии.

Проблема загрязнения среды обитания всегда занимает особое место в ряду глобальных проблем. Со времен Промышленной револю­ции производство многократно усложнилось и стало порождать все возрастающее количество отходов - токсичных, биологически нераз­рушимых, проникающих в атмосферу.

Если до недавнего времени большая часть негативных факторов по отношению к окружающей среде имела локальный характер и могла быть устранена усилиями отдельной страны, то сегодня возникший феномен макрозагрязнения требует к себе глобального подхода. Ав­торы доклада выделяют четыре основных, наиболее опасных, типа макрозагрязнения: проникновение в окружающую среду токсичных ве­ществ; создание кислой среды в озерах и уничтожение лесов вследствие воздействия разносимых ветром выбросов из труб ТЭС, работающих на угле, металлургических комбинатов и т.д.; макро­загрязнение верхних слоев атмосферы хлорфторуглеводородами; наи­более опасное загрязнение - скопление двуокиси углерода, окиси азота, метана, вызванное парниковым эффектом. Таким образом, се­годняшние жители Земли могут попросту погибнуть в собственных отходах.

Сложившаяся ситуация связывается теоретиками Римского клуба с ростом масштабов антропогенной деятельности, факторами которой являются быстрый рост численности населения Земли; увеличение душевого потребления, ставшее возможным в результате экономичес­кого развития и одновременно явившееся его стимулом; расточи­тельное отношение к ресурсам, значительная часть которых исполь­зуется в военном секторе экономики, обеспечивая занятость насе­ления и высокие доходы некоторых промышленно развитых стран. (1, стр.81-83)

Именно с остро поставленной экологической проблемы Римский клуб начал свои исследовательские проекты в 1972 году. Его пер­вый доклад "Пределы роста", подготовленный группой ученых под руководством Д.Медоуза, стал бестселлером и оказал сенсационное влияние на мировую общественность. В "Пределах роста" были исс­ледованы тенденции изменения таких факторов, как истощение нево­зобновимых природных ресурсов, рост промышленного и сельскохо­зяйственного производства, рост народонаселения, а также рост масштабов загрязнения окружающей среды, и сделан следующий вы­вод: "Если современные тенденции роста численности населения, индустриализации, загрязнения природной среды, производства про­довольствия и истощения ресурсов будут продолжаться, в течение следующего столетия мир подойдет к пределам роста. В результате, скорее всего, произойдет неконтролируемый спад численности насе­ления и резко снизится объем производства" (6, р.29).

Этот вывод о наличии "внешних пределов" человеческого бытия, к сожалению, не утратил своей печальной актуальности и спустя десятилетие. Авторы "Первой глобальной революции" считают, что через столетие масштабы антропогенной деятельности возрастут примерно в 40 раз. (1, стр.82)

Однако наличие "внешних пределов" - это лишь одна сторона глобального кризиса. Современный человек обременен куда более трудно преодолимыми "внутренними пределами". Экономическая дея­тельность, успех, материальная выгода стали для него самоцелью. Все стремления человека направлены на то, чтобы способствовать росту экономической системы, умножать капитал ради самого капи­тала. При этом природа начинает выступать всего лишь как средс­тво достижения этого роста, становясь жертвой мании потребитель­ства. Человеку трудно отказаться от цели материального благопо­лучия, подняться выше "внутренних пределов", задуматься над пос­ледствиями своего отношения к окружающей среде.

Проблема "внешних и внутренних пределов" подробно изложена в ранних исследованиях Римского клуба (см.:2, 4, 5, 6, 7, 9). Ав­торы "Первой глобальной революции" вновь обращаются к ней: "Мы полагаем, что консьюмеризм (потребительство) в его настоящем ви­де не сможет сохраниться в силу не только существующих ограниче­ний, но и более глубоких причин, связанных с непреходящим значе­нием общечеловеческих ценностей" (1, стр.85).

Утрату ценностей теоретики Римского клуба ставят в разряд глобальных проблем. Они считают, что устранение "затруднений че­ловечества" в гораздо меньшей мере связано с совершенствованием науки и техники, которые, как было доказано в докладах Римскому клубу (см., например, четвертый доклад Римскому клубу - Д.Габор. "За пределами века расточительства" (1976 г.) (4)), могут при разумном их использовании обеспечить человечество, принимая во внимание его предполагаемый численный рост, энергией, сырьем и продовольствием в количествах, необходимых для нормальной жизне­деятельности. "Затруднения человечества" связаны с отсутствием способности у человечества в целом и у отдельных национальных государств осознать кризисность положения, выработать новую эти­ческую концепцию, соответствующую современному уровню развития и, следуя ей, поставить перед собой политические, экономические, социальные цели. Именно недостатки политических, экономических, социальных институтов и механизмов, вызванные несовершенством поведения человека, его этических норм, приводят к непозволи­тельному расточительству в использовании не только природных ре­сурсов, но и человеческих ресурсов в более широком смысле, огра­ничивая человеческую свободу, ослабляя чувство ответственности и уверенности в своих силах. "Таким образом, нашим настоящим вра­гом является само человечество", - говорится в докладе "Первая глобальная революция" (1, стр.162).

Трагедия человечества состоит в том, что оно еще не до конца осознало свое критическое положение и не в состоянии направить свои усилия на борьбу с ним.

Человечеству суждено либо кардинально изменить свой курс, ли­бо погибнуть вместе с планетой, давшей ему жизнь. Во имя спасе­ния ему необходима новая "концепция мира", которая установила бы ориентиры будущего бескризисного развития. Создание ее - основ­ная теоретическая задача всех докладов Римскому клубу.

Может ли новая "концепция мира" опереться на уже существующие политические и экономические теории?

К примеру, коллектив пятого доклада Римскому клубу "Цели для человечества", возглавляемый Эрвином Ласло, полагал, что три ос­новных мировоззренческих направления, определяющих материальное и духовное развитие современного общества, - "марксистский ком­мунизм", "либеральная демократия" и "альтернативные культуры" - "...содержат зерна необходимого гуманизма и... способны преодо­леть нынешние человеческие "внутренние пределы", стимулировать рост мировой солидарности" (5, р.336).

А.Кинг и Б.Шнайдер считают эти надежды безвозвратно ушедшими в прошлое, ибо современные инструментальные экономические и по­литические теории, по их мнению, утратили свой авторитет.

Утрату былого авторитета марксизмом они связывают с тем, что он являлся официальной идеологической доктриной "реального соци­ализма", который наглядно продемонстрировал свою несостоятель­ность в странах "мировой системы социализма". Вместе с распадом этой системы исчезло и внимание к гуманистическому, рационально­му содержанию марксистской теории.

В то же время авторы неоднократно предостерегают от чрезмер­ного увлечения экономическим либерализмом. Они твердо уверены в том, что "устойчивое общество никогда не возникнет в рамках ми­ровой экономики, которая опирается только на действие рыночных сил, далеко не всемогущих, несмотря на всю их важность для осу­ществления инновационного процесса. Как уже отмечалось, рыночный механизм крайне восприимчив к самым незначительным явлениям се­годняшнего дня, но вряд ли может быть надежным компасом при ре­шении долгосрочных задач". (1,стр.84)

Современной демократии в политической сфере также свойственен ряд ограничений, связанных с комплексностью "мировой проблемати­ки", в вопросах которой демократически избранные лидеры не всег­да оказываются компетентными. Они в лучшем случае осведомлены об остроте стоящих проблем, но крайне слабо разбираются во взаимос­вязанных глобальных процессах. "Деятельность политических партий сосредоточена в основном на выборных кампаниях и взаимном сопер­ничестве, что приводит к ослаблению той самой демократии, кото­рой они призваны служить", - говорится в докладе. К тому же пра­вительствам свойственно закрывать глаза на проблемы, решение ко­торых можно отложить на период после ближайших выборов. Возмож­но, такой подход и не имел большого значения в прошлом, но в на­ше время быстрых перемен то, что раньше казалось делом далекого будущего, становится неотложным уже через 5-10 лет.

Конечно, это не есть отрицание демократии как таковой, и ав­торы вовсе не отстаивают диктатуру в качестве альтернативы де­мократии. Необходимо лишь несколько исправить ситуацию в области принятия решений и управления.

"Чтобы добиться управления, основанного на балансе интересов, представляется важным сформировать... многоступенчатую систему принятия решений, важнейшим принципом которой было бы обсуждение вопроса и разработка решения на уровне, ближайшем к тому слою общества, который в наибольшей степени испытывает на себе бла­гоприятные или неблагоприятные последствия этого решения" (1, стр. 247).Поиск решений глобальных проблем должен проходить на всемирных форумах, но для частных вопросов требуется решение представителей городов и общин, а не интерпретация указов цент­рального правительства, которое лишь с большим трудом может учесть все местные проблемы. Такой подход позволил бы облегчить работу центральных органов власти и способствовал бы процессу гуманизации государственной бюрократической системы, считают ав­торы доклада.

В этом аспекте может быть очень полезен опыт "альтернативной культуры", одна из наиболее ярких идей которой - идея "местного развития". Обязательным условием стабильной жизни на планете сторонники и участники альтернативных движений ("зеленые", женс­кое, молодежное, антивоенное движения, "гражданские инициативы" и др.) считают достижение как можно большей самообеспечиваемости на уровне местных общин, коммун, областей. И в связи с этим они выступают за учреждение на национальном уровне минимальной зако­нодательной структуры, необходимой для соблюдения экологических, правозащитных, антивоенных мер и оставляющей детальное рассмот­рение всех вопросов местным сообществам.

Авторы "Первой глобальной революции", опираясь на разработки предшествующих докладов, пытаются сформулировать новые принципы, на которых, по их мнению, должна быть основана экономика будуще­го.

Экономика будущего - это, прежде всего, экономика сбалансиро­ванная, соблюдающая "внешние пределы" роста. Для достижения этой сбалансированности в докладах Римскому клубу предлагалось мно­жество различных концепций.

Концепция "нулевого роста" Д.Медоуза и его группы - состояние глобального равновесия устанавливается"... на уровне, который позволяет удовлетворить основные нужды каждого человека и дает каждому человеку равные возможности реализации личного потенциа­ла" (6, р.29).

"Органический рост", предложенный в докладе "Человечество на перепутье"(1974 г.) М.Месаровича и Э.Пестеля, предполагал диффе­ренцированное развитие: регионы мира, подобно органам в челове­ческом организме, различаются по структуре и функциям. "Каждая часть - регион или группа наций - имеет свой собственный вклад в создание органического развития человечества: ресурсы, техноло­гия, экономический потенциал, культура и т.д. В такой системе рост любой одной части зависит от роста или не-роста дру­гих".(7,р.5)

Авторы же "Первой глобальной революции" подчеркивают преждев­ременность призыва к "нулевому" или "органическому" росту для всех стран мира. Они заявляют: "Действительно, мы убеждены в том, что необходимо способствовать экономическому развитию отс­талых стран Юга. Но для промышленно развитых стран Севера, пос­тепенно переходящих к постиндустриальному обществу, более важным представляется рост качества жизни" (1, стр.85-86). "Качество жизни" предполагает гарантию минимального уровня материальных благ для всех граждан, полную занятость, возможности самообразо­вания, развития способностей человеческой личности, чистоту ок­ружающей среды.

Для экономики будущего будут характерны новые формы институ­ционального поведения человека, получат приоритет принципиально новые ценности.

Со времен Промышленной революции умы людей охвачены непреодо­лимой жаждой материального благополучия. Этот путь оказался гу­бительным для человечества. И чтобы человечество могло легче из­менить свой стиль жизни, наряду с социально-экономическими пре­образованиями, направленными на решение глобальных проблем, о которых шла речь в докладе, необходима "человеческая революция" - "трансформация человека", "глубокая культурная эволюция", спо­собная "...поднять его качества до уровня, соответствующего но­вой возросшей ответственности человека в этом мире" (2, стр.211). Теория "человеческой революции была подробно разрабо­тана основателем и первым президентом Римского клуба Аурелио Печчеи в его книгах "Человеческие качества" (1977 г.) и "Сто страниц для будущего" (1980 г.) (2, стр.211- 229; 9, р.186-187). Фактически она предполагает переоценку ценностей, господствующих в индустриальном обществе, т.е. необходимость отказа от погони за материальными благами, ориентации на "обладание" и переход к ценностям духовного плана: стремление человека "быть" хозяином своей судьбы, участвовать в жизни общества, свободно развивать свои таланты и способности, жить в гармонии с окружающими людьми и природной средой. Задача в том, чтобы каждый человек, с одной стороны, получил подлинную свободу в рамках общества, а с дру­гой, нашел свое место и играл определенную роль в этом обществе.

Надежды на перестройку образа мышления и поведения людей тео­ретики Римского клуба связывают с растущей ролью образования. "Человек работающий" уходит в прошлое, ему на смену приходит "человек обучающийся". Эта точка зрения обоснована в седьмом докладе Римскому клубу "Нет пределов обучаемости" (1979 г.). Обучение людей в "Новом обществе" не будет сводиться к приобре­тению и применению ими неких методологических приемов, навыков, установок, обеспечивающих лишь пассивную адаптацию человека к изменениям окружающей среды. Системы обучения будут динамично перестраиваться в соответствии с теми или иными проблемами и трудностями в развитии человечества. Это позволит человечеству приступить к их активному решению, а значит, сократить разрыв между "...возрастающей сложностью проблем, стоящих перед челове­ком, и его способностью противостоять этой сложности" (3, р.6).

Таковы некоторые черты экономики будущего, расплывчато наме­ченные в докладах Римскому клубу. Футурологические прогнозы, а именно таковыми и являются все исследования этой международной организации, не содержат и не могут содержать никакой конкрети­ки. Они только фокусируют внимание человечества на присущих ему тенденциях развития и предостерегают его от возможных пагубных последствий. Но и это уже важная и непростая задача.

Некоторые конкретные рекомендации по методам решений глобаль­ных проблем на ближайшую перспективу А.Кинг и Б. Шнайдер дают во второй части доклада. Они призывают к немедленным действиям, во-первых, по приоритетным направлениям и, во-вторых, в ситуаци­ях, требующих срочного реагирования. Таких направлений и ситуа­ций авторы выделяют три: конверсия военной экономики; проблемы энергетики и потепления климата на Земле; проблемы мирового раз­вития, включая вопросы бедности и неравенства стран, а также не­удачные попытки найти эффективное решение проблемы внешнего дол­га третьего мира. По каждому направлению в докладе предлагается проведение конкретных теоретических исследований, создание структур, осуществляющих контроль за принятием решений и их реа­лизацией и т.д.

Безусловно, предлагаемые Римским клубом меры по преодолению глобальных проблем должны распространяться на все человечество. Именно этой задаче и отвечает глобальный подход ученых к "миро­вой проблематике". Для достижения реальных результатов по улуч­шению глобальной ситуации человечество должно быть солидарно в своем стремлении сделать что-либо во имя общего блага. А.Кинг и Б.Шнайдер отмечают наличие в современном мире признаков солидар­ности: уменьшение степени влияния "сверхдержав" и соглашение о сокращении вооружений, дух сотрудничества, установившийся между Россией и США, а также расширение деятельности экспертных групп, "зеленых" движений, средств массовой информации.

Доклад завершает призыв к мировой солидарности в решении гло­бальных проблем, великой миссии человечества. Хочется верить, что он не оставит равнодушными жителей Земли.

Идеи Римского клуба должны войти в состав теоретической базы для обоснования стратегических целей социально-экономического развития государств мира. Они могут оказаться полезными при раз­работке программы реформ экономики России с целью органического включения ее в мировую и решения социальных проблем, которые в настоящее время приобретают все большую остроту.

1. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. - М.: Прогресс - Пангея, 1991.

2. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1985.

3. Botkin J., Elmanjra M., Malitza M. No limits to Learning. Bridging the Human Gap. A Report to the Club of Rome. - Ox­ford, etc.: Pergamon press, 1979.

4.Gabor D. et al. Beyond the Age of Waste. A Report to the Club of Rome. - Oxford, etc.: Pergamon press, 1981.

5. Laszlo E. et al. Goals for mankind. A Report to the Club of Rome on the New Horizons of Global Community.- N.Y.: Dut­ton, 1977.

6. Meadows D., Meadows D., Randers J., Behrens III. W. The Li­mits to Growth. A Report for the Club of Rome's Project on the Predicament of Mankind.- N.Y., 1975.

7. Mesarovic M. and Pestel E. Mankind at the Turning Point. The Second Report to the Club of Rome. - N.Y.: Dutton reader's digest press, 1974.

8. Microelectronics and society: for better or for worse.

A Report to the Club of Rome / Ed. by G. Friedricshs and A. Schaff. - Oxford, etc.: Pergamon press, 1982.

9. Peccei A. One hundred pages for the future: Reflections of the President of the Club of Rome. - London; Sydney.: Macdo­nald, 1982.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020