III.
АНАЛИЗ И ОБЗОРЫ
ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОСТИ: ВЗГЛЯД РИМСКОГО КЛУБА
(Обзор доклада Римского клуба - А. Кинг, Б. Шнайдер.
"Первая
глобальная революция")
Ольга Антипина
С докладами Римскому клубу, Международной
неправительственной организации, созданной в 1968 году, отечественный читатель
знаком, главным образом, по их критике. Долгое время считалось, что проблемы,
которые исследуют члены этой организации - свыше ста независимых экспертов из
53 стран мира: деятели науки, культуры, философы различных направлений, присущи
лишь Западному миру. Но, к сожалению, сегодня уже ни для кого не является
секретом то, что многие проблемы, поднятые в докладах Римскому клубу, стоят
очень остро и для нашей страны: негативные последствия экстенсивного роста,
серия экологических катастроф в результате недальновидных научно-технических
решений, дискриминация народов, религиозные конфликты, отсутствие нравственного
начала, которое могло бы стать основой стабильной жизни каждого человека и
всего общества.
Трудности и задачи современного мира
затрагивают интересы всего человечества, каждого человека и требуют скорейшего
комплексного, продуманного решения на основе усилий всех и каждого. Вот почему
к докладам Римскому клубу с огромным вниманием обращаются ученые, политики,
бизнесмены не только за рубежом, но и в нашей стране.
Доклад "Первая глобальная
революция" был опубликован в сентябре 1991 года. Это девятнадцатое
подобного рода исследование Римского клуба. Впервые за это время его
деятельности доклад был написан им самим, тогда как ранние доклады являлись
предпосланными Римскому клубу. "Этот факт является свидетельством растущего
стремления членов Клуба стать выше своих разногласий и приступить к
совместному анализу, провозглашая общие цели". (1, стр.321)
Авторы текста доклада, А.Кинг и
Б.Шнайдер, на первых же страницах книги заявляют о своей приверженности общему
методологическому кредо всех исследований, проводимых под эгидой Римского
клуба. Во-первых, глобальный подход - одновременное, всестороннее воздействие
на все проблемы на всех уровнях; вовторых, первоочередное внимание
долгосрочному аспекту; втретьих, стремление проникнуть в суть сложного
сплетения глобальных проблем (политических, экономических, социальных,
духовных), которые получили общее название "мировая проблематика" или
"затруднения человечества".
"Первая глобальная революция"
означает идущий в наши дни процесс формирования "Нового общества",
которое будет столь же радикально отличаться от существующего ныне, как
общество, сложившееся в ходе Промышленной революции конца XVII - начала XIX веков
отличалось от общества, порожденного Неолитической революцией. Толчком для
начала этого процесса стало появление новых технологий, основанных на
достижениях микроэлектроники и
____________________________
Антипина Ольга - аспирантка МГУ им. М.В. Ломоносова
молекулярной
биологии. "Новое общество" - это общество, "...которое называют
"информационным", "постиндустриальным" или "обществом
сферы услуг", где характер занятости, стиль жизни, материальное
производство и все остальное будет существенно отличаться от того, чем мы
располагаем сегодня" (1, стр.19). (Проблемам и противоречиям общества
будущего, как общества, основанного на быстром технологическом развитии, был
посвящен специальный доклад Римскому клубу "Микроэлектроника и общество:
на радость и на горе" (1982 г.)).
Приход "Нового общества"
должен принести человечеству счастливое будущее: рост производительности труда
на основе новых технологий позволит найти возможности обеспечить все материальные
потребности в области промышленного производства, сельского хозяйства,
здравоохранения, образования, достичь высокого уровня жизни, резко сократить
объем физического труда, а также сделать досуг людей более насыщенным благодаря
возможностям заниматься ремеслами, искусством, спортом, науками, участвовать в
общественной жизни.
"Первая глобальная революция"
- это не разовое и не сплошное явление. Она лишена идеологической основы.
"Новое общество" возникает яркими локальными очагами или прорывается
в виде отдельных элементов, сочетающихся с архаичными предшествующими формами.
Но в любом случае оно несет в себе разного рода перемены: научно-технические,
социальные, экономические, культурные, нравственные. И эти перемены способны
создавать непредсказуемые ситуации.
Серьезные опасения вызывает то, что
наступление "Первой глобальной революции" происходит именно тогда,
когда человечество задавлено грузом глобальных проблем: катастрофическое
загрязнение окружающей среды, недостаточность энергоресурсов, нестабильный
характер обеспеченности жителей Земли продовольствием, стремительный рост
населения в странах Юга, рост городов и многие другие проблемы.
Масштабы происходящих перемен в
сочетании с тяжелыми последствиями глобальных проблем придают "Первой
глобальной революции" характер неопределенности. Что ожидает планету в
будущем? Что мы должны сделать сегодня, чтобы видеть ее счастливой и процветающей
завтра? Эти вопросы поставили перед собой авторы доклада. "Наша цель
состоит в том, чтобы мысленно представить себе мир, в каком мы хотели бы жить,
оценить его ресурсную базу (материальные, людские и духовные ресурсы),
сформировать реалистическое и последовательное видение его перспектив и в итоге
сконцентрировать энергию и политическую волю человечества на построении нового
мирового сообщества". (1, стр.23)
Доклад Римского клуба "Первая
глобальная революция" состоит из двух частей. Первая из них посвящена
анализу происходящих в мире изменений, глобальных проблем и их отрицательных
последствий. Вторая часть содержит ряд конкретных рекомендаций по устранению
наиболее опасных "затруднений человечества" и призыв к мировой
солидарности в этой неотложной и благородной миссии человечества.
Итак, глобальные изменения и проблемы.
Приход "Первой глобальной революции", захлестнув мир вихрем перемен,
оставил печать новой реальности на ставшем традиционным перечне глобальных
проблем.
Около сорока лет человечество
существовало под страхом термоядерной катастрофы. Сегодня эта угроза уже не
выглядит столь неотвратимой, но опасность ее активизации полностью не
ликвидирована. Это означает необходимость строгого контроля за распространением
ядерного оружия и предупреждения возможности его использования в локальных
конфликтах.
В настоящее время все военные расходы в
мире оцениваются примерно в 1 трлн. долл. в постоянных (очищенных от
инфляционного роста) ценах, в том числе 200 млрд. долл. - расходы развивающихся
стран. Эти показатели в четыре раза превышают уровень, достигнутый к концу
Второй мировой войны и в 25 раз - уровень начала века. (1, стр.83, стр.134)
Завершение "холодной войны",
открывшее возможность для проведения всеобщего разоружения, могло бы позволить
направить высвобождаемые материальные и людские ресурсы, военные НИОКР на истинно
созидательную деятельность: перестройку экономики стран Восточной Европы,
увеличение инвестиций в экономику африканских и латиноамериканских государств,
на проведение мероприятий по охране окружающей среды.
Однако осуществление конверсионных
мероприятий сопряжено с рядом трудностей. Для России - это проблема вывода
крупных контингентов войск из стран Восточной Европы, обеспечение военнослужащих
жильем и работой в условиях экономической нестабильности. Что касается
перераспределения ресурсов, то возникает опасность, что они попросту
растворятся в государственной казне или попадут под косвенный контроль
каких-либо ведомств.
В развитых странах политика
невмешательства государства в процесс конверсии предполагает, что он будет
осуществляться под воздействием рыночных сил. "Однако последствиями такой
конверсии, скорее всего, будут рост безработицы и закрытие предприятий,
которым не будет найдено применение". (1,стр.190). Следовательно,
активная роль государства в этом деле необходима, ибо речь идет о серьезном
изменении политических, экономических и социальных приоритетов.
Важнейшим преобразованием в
экономической сфере авторы доклада считают переход ряда стран к рыночной
экономике. Однако Римский клуб относится к этой тенденции весьма скептически.
Несмотря на то, что механизм конкуренции как на международном уровне, так и в
рамках национальных экономик, продемонстрировал предпринимателям,
потребителям, самым различным слоям общества свою высокую жизнеспособность, он
способен реагировать лишь на краткосрочные сигналы экономической конъюнктуры.
"Но сам по себе рыночный механизм не может справиться с глобальными
проблемами, решение которых требует стратегического подхода с оценкой
долгосрочных перспектив или задействования системы распределения, свойственной
плановой экономике. Используя один этот механизм, невозможно решить проблемы
энергетики, фундаментальных исследований, охраны окружающей среды и
установления справедливости. Только государственные органы, опирающиеся на
общественное мнение и использующие рыночный механизм как инструмент своей
политики, способны успешно преодолеть такие всеобъемлющие трудности". (1,
стр.39)
Следует отметить также происходящие в
мире геополитические изменения. Сегодня идет процесс формирования трех
гигантских центров экономической жизни: первый - североамериканский, объединяющий
США, Канаду, а в недалеком будущем и Мексику; второй блок - страны ЕЭС, к
которым после трансформации экономических систем присоединятся их восточные
соседи; третий - Япония и некоторые страны АСЕАН, к которым, возможно, в
перспективе примкнут Австралия и Новая Зеландия.
Формирование этих трех центров изменяет
структуру мировых торгово-экономических отношений, что проявляется в негласно
осуществляемой протекционистской политике по отношению к невходящим в блок
странам (Китаю, России, латиноамериканским государствам, погрязшей в нищете
Африке) и тесных экономических связях между странами, входящими в группировки.
В связи с этим эксперты Римского клуба
считают необходимым новый подход к проблеме мирового экономического развития,
включающий концепцию деловых партнерских отношений "богатых" и
"бедных" стран, а не сначала получение высоких прибылей
"богатыми", а затем предоставление помощи "бедным".
Очевидным парадоксом современного мира
авторы доклада называют имеющие место наряду с отмеченной интеграционной
тенденцией "общественное противодействие всему тому, что расценивается как
чрезмерная централизация" (1, стр.48). Это - стремление этнических групп
(каталонцев, шотландцев, ирландцев, басков, корсиканцев, индейцев и др.) к
автономии и независимости, а также порыв к созданию небольших суверенных
государств, о чем убедительно свидетельствует опыт Югославии и Советского
Союза.
Откуда этот парадокс? С одной стороны,
он возник из-за трудностей сосуществования в рамках господствующей
политической системы, жестко привязанной к национально-государственному
устройству. С другой стороны, "...стремление к национальному самосознанию
является общечеловеческой потребностью, истоки которой скрыты во тьме
веков" (1, стр.49).
Наряду с "новыми" проблемами
и парадоксами человечество по-прежнему беспокоят и "старые" больные
вопросы.
Рост городов продолжает оставаться
характерной особенностью нашего времени. Видимо, он будет происходить и в
дальнейшем, создавая комплекс проблем: водоснабжение, коммунальный транспорт,
контроль за экологической обстановкой, обеспечение населения бытовыми услугами
и т.д.
Ликвидация отсталости и нищеты - еще
одна "старая" проблема, по которой различными кругами предпринимались
неоднократные попытки решения. В настоящее время средний доход на душу
населения на Юге составляет лишь 6% от соответствующего показателя в странах
Севера. (1, стр. 51-52) По оценкам, сделанным Международным банком
реконструкции и развития (МБРР), 1 млрд. человек в странах третьего мира живет
за порогом абсолютной бедности, их годовой доход не достигает 370 долл. Еще в
начале 80-х годов так жили только 500 млн. человек.(1,стр.210)
В попытке решить проблему отсталости и
нищеты развитые страны навязывали третьему миру проекты индустриализации, мало
ориентированные на интересы мелкого и среднего предпринимательства, которое
могло бы принести материальную выгоду широким слоям населения. Политика
замещения импорта собственным производством, требующая вдобавок протекционистских
мер, даже в странах со средним уровнем развития приводит к глубоким
диспропорциям между индустриальными отраслями и сельским хозяйством. "При
этом сельское население уходит в город, где пополняет рынок дешевой рабочей
силы и вливается в и без того многочисленные люмпенские слои, живущие в
недостойных человека условиях". (1, стр.213)
Проблема нищеты и неравенства всегда
соседствует с важной проблемой, получившей название "демографический
взрыв". Общее число жителей нашей планеты сегодня превышает 5 млрд.
человек, тогда как в 1900 г. оно составляло всего 1.8 млрд. человек. Согласно
среднему варианту прогноза, сделанному ООН, численность населения Земного шара
достигнет 6.2 млрд. человек в 2000 г. и более 8.5 млрд. в 2025 г. При этом
основной прирост населения будет обеспечиваться за счет менее развитых стран
мира, и к середине следующего столетия в развитых странах будет проживать
менее 20% населения Земли. (1, стр.58, стр.100)
Во имя преодоления отсталости третьего
мира авторы доклада "Первая глобальная революция" отмечают
необходимость для этих стран новых стратегий развития, ориентированных на
собственные экономические модели, учитывающие традиции и практические навыки
коренных народов, направленных на формирование собственного научного
потенциала и создание условий для участия в международном технологическом
обмене.
Следующая
проблема - глобальное потепление климата и его влияние на энергетику.
Традиционные способы получения энергии
безвозвратно уходят в прошлое: нефть перестает быть дешевым и избыточным
ресурсом; запасы угля на планете еще значительны, но становится очевидным, что
его сжигание слишком опасно из-за угрозы потепления климата.
Вывод таков: человечество должно
обратиться к альтернативным видам энергии, таким, как солнечная, геотермальная,
энергия ветра и приливов. Но на современном этапе массовая замена ископаемых
видов энергоресурсов альтернативными представляется маловероятной. "По
некоторым оценкам, альтернативные источники к концу века смогут обеспечить
8-10% мировых потребностей в энергии". (1, стр.89) Поэтому, считают авторы
доклада, единственной возможностью избежать серьезного энергетического кризиса
является развитие атомной энергетики, но, конечно, при тщательном, осторожном
и грамотном ее использовании.
И еще одно оригинальное суждение
авторов: учет энергозатрат становится более важным показателем, чем финансовые
расчеты, при определении потенциально возможной численности населения и жизнеспособности
как биологической, так и экономической систем. "Энергия - вот движущая
сила экономики, а деньги являются только некоторым условным показателем. Это,
несомненно, серьезный аргумент в пользу того, что на новом этапе развития
человечества основой экономической системы станут потоки энергии" (1,
стр.204).
Римский клуб предлагает обратить
внимание на интересные проекты использования показателей энергопотребления в
качестве основы всей системы налогообложения как на национальном, так и на
местном уровнях. Цель такой системы - обеспечение контроля за использованием
энергии в странах Севера, а также содействие развитию стран Юга на базе
применения "чистых" видов энергии.
Проблема загрязнения среды обитания
всегда занимает особое место в ряду глобальных проблем. Со времен Промышленной
революции производство многократно усложнилось и стало порождать все
возрастающее количество отходов - токсичных, биологически неразрушимых,
проникающих в атмосферу.
Если до недавнего времени большая часть
негативных факторов по отношению к окружающей среде имела локальный характер и
могла быть устранена усилиями отдельной страны, то сегодня возникший феномен
макрозагрязнения требует к себе глобального подхода. Авторы доклада выделяют
четыре основных, наиболее опасных, типа макрозагрязнения: проникновение в
окружающую среду токсичных веществ; создание кислой среды в озерах и
уничтожение лесов вследствие воздействия разносимых ветром выбросов из труб
ТЭС, работающих на угле, металлургических комбинатов и т.д.; макрозагрязнение
верхних слоев атмосферы хлорфторуглеводородами; наиболее опасное загрязнение -
скопление двуокиси углерода, окиси азота, метана, вызванное парниковым
эффектом. Таким образом, сегодняшние жители Земли могут попросту погибнуть в
собственных отходах.
Сложившаяся ситуация связывается
теоретиками Римского клуба с ростом масштабов антропогенной деятельности,
факторами которой являются быстрый рост численности населения Земли; увеличение
душевого потребления, ставшее возможным в результате экономического развития и
одновременно явившееся его стимулом; расточительное отношение к ресурсам,
значительная часть которых используется в военном секторе экономики,
обеспечивая занятость населения и высокие доходы некоторых промышленно
развитых стран. (1, стр.81-83)
Именно с остро поставленной
экологической проблемы Римский клуб начал свои исследовательские проекты в 1972
году. Его первый доклад "Пределы роста", подготовленный группой
ученых под руководством Д.Медоуза, стал бестселлером и оказал сенсационное
влияние на мировую общественность. В "Пределах роста" были исследованы
тенденции изменения таких факторов, как истощение невозобновимых природных
ресурсов, рост промышленного и сельскохозяйственного производства, рост
народонаселения, а также рост масштабов загрязнения окружающей среды, и сделан
следующий вывод: "Если современные тенденции роста численности населения,
индустриализации, загрязнения природной среды, производства продовольствия и
истощения ресурсов будут продолжаться, в течение следующего столетия мир
подойдет к пределам роста. В результате, скорее всего, произойдет неконтролируемый
спад численности населения и резко снизится объем производства" (6,
р.29).
Этот вывод о наличии "внешних
пределов" человеческого бытия, к сожалению, не утратил своей печальной
актуальности и спустя десятилетие. Авторы "Первой глобальной революции"
считают, что через столетие масштабы антропогенной деятельности возрастут
примерно в 40 раз. (1, стр.82)
Однако наличие "внешних
пределов" - это лишь одна сторона глобального кризиса. Современный человек
обременен куда более трудно преодолимыми "внутренними пределами".
Экономическая деятельность, успех, материальная выгода стали для него
самоцелью. Все стремления человека направлены на то, чтобы способствовать росту
экономической системы, умножать капитал ради самого капитала. При этом природа
начинает выступать всего лишь как средство достижения этого роста, становясь
жертвой мании потребительства. Человеку трудно отказаться от цели
материального благополучия, подняться выше "внутренних пределов",
задуматься над последствиями своего отношения к окружающей среде.
Проблема "внешних и внутренних
пределов" подробно изложена в ранних исследованиях Римского клуба (см.:2,
4, 5, 6, 7, 9). Авторы "Первой глобальной революции" вновь
обращаются к ней: "Мы полагаем, что консьюмеризм (потребительство) в его
настоящем виде не сможет сохраниться в силу не только существующих ограничений,
но и более глубоких причин, связанных с непреходящим значением
общечеловеческих ценностей" (1, стр.85).
Утрату ценностей теоретики Римского
клуба ставят в разряд глобальных проблем. Они считают, что устранение
"затруднений человечества" в гораздо меньшей мере связано с
совершенствованием науки и техники, которые, как было доказано в докладах
Римскому клубу (см., например, четвертый доклад Римскому клубу - Д.Габор.
"За пределами века расточительства" (1976 г.) (4)), могут при
разумном их использовании обеспечить человечество, принимая во внимание его
предполагаемый численный рост, энергией, сырьем и продовольствием в
количествах, необходимых для нормальной жизнедеятельности. "Затруднения
человечества" связаны с отсутствием способности у человечества в целом и у
отдельных национальных государств осознать кризисность положения, выработать
новую этическую концепцию, соответствующую современному уровню развития и,
следуя ей, поставить перед собой политические, экономические, социальные цели.
Именно недостатки политических, экономических, социальных институтов и
механизмов, вызванные несовершенством поведения человека, его этических норм,
приводят к непозволительному расточительству в использовании не только
природных ресурсов, но и человеческих ресурсов в более широком смысле, ограничивая
человеческую свободу, ослабляя чувство ответственности и уверенности в своих
силах. "Таким образом, нашим настоящим врагом является само человечество",
- говорится в докладе "Первая глобальная революция" (1, стр.162).
Трагедия человечества состоит в том,
что оно еще не до конца осознало свое критическое положение и не в состоянии
направить свои усилия на борьбу с ним.
Человечеству суждено либо кардинально
изменить свой курс, либо погибнуть вместе с планетой, давшей ему жизнь. Во имя
спасения ему необходима новая "концепция мира", которая установила
бы ориентиры будущего бескризисного развития. Создание ее - основная
теоретическая задача всех докладов Римскому клубу.
Может ли новая "концепция мира" опереться
на уже существующие политические и экономические теории?
К примеру, коллектив пятого доклада
Римскому клубу "Цели для человечества", возглавляемый Эрвином Ласло,
полагал, что три основных мировоззренческих направления, определяющих
материальное и духовное развитие современного общества, - "марксистский
коммунизм", "либеральная демократия" и "альтернативные
культуры" - "...содержат зерна необходимого гуманизма и... способны
преодолеть нынешние человеческие "внутренние пределы", стимулировать
рост мировой солидарности" (5, р.336).
А.Кинг и Б.Шнайдер считают эти надежды
безвозвратно ушедшими в прошлое, ибо современные инструментальные экономические
и политические теории, по их мнению, утратили свой авторитет.
Утрату былого авторитета марксизмом они
связывают с тем, что он являлся официальной идеологической доктриной
"реального социализма", который наглядно продемонстрировал свою
несостоятельность в странах "мировой системы социализма". Вместе с
распадом этой системы исчезло и внимание к гуманистическому, рациональному
содержанию марксистской теории.
В то же время авторы неоднократно
предостерегают от чрезмерного увлечения экономическим либерализмом. Они твердо
уверены в том, что "устойчивое общество никогда не возникнет в рамках мировой
экономики, которая опирается только на действие рыночных сил, далеко не
всемогущих, несмотря на всю их важность для осуществления инновационного
процесса. Как уже отмечалось, рыночный механизм крайне восприимчив к самым
незначительным явлениям сегодняшнего дня, но вряд ли может быть надежным
компасом при решении долгосрочных задач". (1,стр.84)
Современной демократии в политической
сфере также свойственен ряд ограничений, связанных с комплексностью
"мировой проблематики", в вопросах которой демократически избранные
лидеры не всегда оказываются компетентными. Они в лучшем случае осведомлены об
остроте стоящих проблем, но крайне слабо разбираются во взаимосвязанных
глобальных процессах. "Деятельность политических партий сосредоточена в
основном на выборных кампаниях и взаимном соперничестве, что приводит к
ослаблению той самой демократии, которой они призваны служить", -
говорится в докладе. К тому же правительствам свойственно закрывать глаза на
проблемы, решение которых можно отложить на период после ближайших выборов.
Возможно, такой подход и не имел большого значения в прошлом, но в наше время
быстрых перемен то, что раньше казалось делом далекого будущего, становится
неотложным уже через 5-10 лет.
Конечно, это не есть отрицание
демократии как таковой, и авторы вовсе не отстаивают диктатуру в качестве
альтернативы демократии. Необходимо лишь несколько исправить ситуацию в
области принятия решений и управления.
"Чтобы добиться управления,
основанного на балансе интересов, представляется важным сформировать...
многоступенчатую систему принятия решений, важнейшим принципом которой было бы
обсуждение вопроса и разработка решения на уровне, ближайшем к тому слою
общества, который в наибольшей степени испытывает на себе благоприятные или
неблагоприятные последствия этого решения" (1, стр. 247).Поиск решений
глобальных проблем должен проходить на всемирных форумах, но для частных
вопросов требуется решение представителей городов и общин, а не интерпретация
указов центрального правительства, которое лишь с большим трудом может учесть
все местные проблемы. Такой подход позволил бы облегчить работу центральных
органов власти и способствовал бы процессу гуманизации государственной
бюрократической системы, считают авторы доклада.
В этом аспекте может быть очень полезен
опыт "альтернативной культуры", одна из наиболее ярких идей которой -
идея "местного развития". Обязательным условием стабильной жизни на
планете сторонники и участники альтернативных движений ("зеленые",
женское, молодежное, антивоенное движения, "гражданские инициативы"
и др.) считают достижение как можно большей самообеспечиваемости на уровне
местных общин, коммун, областей. И в связи с этим они выступают за учреждение
на национальном уровне минимальной законодательной структуры, необходимой для
соблюдения экологических, правозащитных, антивоенных мер и оставляющей
детальное рассмотрение всех вопросов местным сообществам.
Авторы "Первой глобальной
революции", опираясь на разработки предшествующих докладов, пытаются
сформулировать новые принципы, на которых, по их мнению, должна быть основана
экономика будущего.
Экономика будущего - это, прежде всего,
экономика сбалансированная, соблюдающая "внешние пределы" роста. Для
достижения этой сбалансированности в докладах Римскому клубу предлагалось множество
различных концепций.
Концепция "нулевого роста"
Д.Медоуза и его группы - состояние глобального равновесия
устанавливается"... на уровне, который позволяет удовлетворить основные
нужды каждого человека и дает каждому человеку равные возможности реализации
личного потенциала" (6, р.29).
"Органический рост",
предложенный в докладе "Человечество на перепутье"(1974 г.)
М.Месаровича и Э.Пестеля, предполагал дифференцированное развитие: регионы
мира, подобно органам в человеческом организме, различаются по структуре и
функциям. "Каждая часть - регион или группа наций - имеет свой собственный
вклад в создание органического развития человечества: ресурсы, технология,
экономический потенциал, культура и т.д. В такой системе рост любой одной части
зависит от роста или не-роста других".(7,р.5)
Авторы же "Первой глобальной
революции" подчеркивают преждевременность призыва к "нулевому"
или "органическому" росту для всех стран мира. Они заявляют:
"Действительно, мы убеждены в том, что необходимо способствовать
экономическому развитию отсталых стран Юга. Но для промышленно развитых стран
Севера, постепенно переходящих к постиндустриальному обществу, более важным
представляется рост качества жизни" (1, стр.85-86). "Качество
жизни" предполагает гарантию минимального уровня материальных благ для
всех граждан, полную занятость, возможности самообразования, развития
способностей человеческой личности, чистоту окружающей среды.
Для экономики будущего будут характерны
новые формы институционального поведения человека, получат приоритет
принципиально новые ценности.
Со времен Промышленной революции умы
людей охвачены непреодолимой жаждой материального благополучия. Этот путь
оказался губительным для человечества. И чтобы человечество могло легче изменить
свой стиль жизни, наряду с социально-экономическими преобразованиями,
направленными на решение глобальных проблем, о которых шла речь в докладе,
необходима "человеческая революция" - "трансформация человека", "глубокая культурная эволюция",
способная "...поднять его качества до уровня, соответствующего новой
возросшей ответственности человека в этом мире" (2, стр.211). Теория
"человеческой революции была подробно разработана основателем и первым
президентом Римского клуба Аурелио Печчеи в его книгах "Человеческие
качества" (1977 г.) и "Сто страниц для будущего" (1980 г.) (2,
стр.211- 229; 9, р.186-187). Фактически она предполагает переоценку ценностей,
господствующих в индустриальном обществе, т.е. необходимость отказа от погони
за материальными благами, ориентации на "обладание" и переход к
ценностям духовного плана: стремление человека "быть" хозяином своей
судьбы, участвовать в жизни общества, свободно развивать свои таланты и
способности, жить в гармонии с окружающими людьми и природной средой. Задача в
том, чтобы каждый человек, с одной стороны, получил подлинную свободу в рамках
общества, а с другой, нашел свое место и играл определенную роль в этом
обществе.
Надежды на перестройку образа мышления
и поведения людей теоретики Римского клуба связывают с растущей ролью
образования. "Человек работающий" уходит в прошлое, ему на смену
приходит "человек обучающийся". Эта точка зрения обоснована в седьмом
докладе Римскому клубу "Нет пределов обучаемости" (1979 г.). Обучение
людей в "Новом обществе" не будет сводиться к приобретению и
применению ими неких методологических приемов, навыков, установок,
обеспечивающих лишь пассивную адаптацию человека к изменениям окружающей среды.
Системы обучения будут динамично перестраиваться в соответствии с теми или
иными проблемами и трудностями в развитии человечества. Это позволит
человечеству приступить к их активному решению, а значит, сократить разрыв
между "...возрастающей сложностью проблем, стоящих перед человеком, и его
способностью противостоять этой сложности" (3, р.6).
Таковы некоторые черты экономики
будущего, расплывчато намеченные в докладах Римскому клубу. Футурологические
прогнозы, а именно таковыми и являются все исследования этой международной
организации, не содержат и не могут содержать никакой конкретики. Они только
фокусируют внимание человечества на присущих ему тенденциях развития и
предостерегают его от возможных пагубных последствий. Но и это уже важная и
непростая задача.
Некоторые конкретные рекомендации по
методам решений глобальных проблем на ближайшую перспективу А.Кинг и Б.
Шнайдер дают во второй части доклада. Они призывают к немедленным действиям,
во-первых, по приоритетным направлениям и, во-вторых, в ситуациях, требующих
срочного реагирования. Таких направлений и ситуаций авторы выделяют три:
конверсия военной экономики; проблемы энергетики и потепления климата на Земле;
проблемы мирового развития, включая вопросы бедности и неравенства стран, а
также неудачные попытки найти эффективное решение проблемы внешнего долга
третьего мира. По каждому направлению в докладе предлагается проведение
конкретных теоретических исследований, создание структур, осуществляющих
контроль за принятием решений и их реализацией и т.д.
Безусловно, предлагаемые Римским клубом
меры по преодолению глобальных проблем должны распространяться на все
человечество. Именно этой задаче и отвечает глобальный подход ученых к
"мировой проблематике". Для достижения реальных результатов по улучшению
глобальной ситуации человечество должно быть солидарно в своем стремлении
сделать что-либо во имя общего блага. А.Кинг и Б.Шнайдер
отмечают наличие в современном мире признаков солидарности: уменьшение степени
влияния "сверхдержав" и соглашение о сокращении вооружений, дух сотрудничества,
установившийся между Россией и США, а также расширение деятельности экспертных
групп, "зеленых" движений, средств массовой информации.
Доклад завершает призыв к мировой
солидарности в решении глобальных проблем, великой миссии человечества. Хочется
верить, что он не оставит равнодушными жителей Земли.
Идеи Римского клуба должны войти в
состав теоретической базы для обоснования стратегических целей
социально-экономического развития государств мира. Они могут оказаться
полезными при разработке программы реформ экономики России с целью
органического включения ее в мировую и решения социальных проблем, которые в
настоящее время приобретают все большую остроту.
1.
Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. - М.:
Прогресс - Пангея, 1991.
2. Печчеи
А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1985.
3. Botkin J., Elmanjra M., Malitza M. No limits to
Learning. Bridging the Human Gap. A Report to the Club of Rome. - Oxford,
etc.: Pergamon press, 1979.
4.Gabor D. et al. Beyond the Age of Waste. A Report to
the Club of Rome. - Oxford, etc.: Pergamon press, 1981.
5. Laszlo E. et al. Goals for mankind. A Report to the
Club of Rome on the New Horizons of Global Community.- N.Y.: Dutton, 1977.
6. Meadows D., Meadows D., Randers J., Behrens III. W.
The Limits to Growth. A Report for the Club of Rome's Project on the
Predicament of Mankind.- N.Y., 1975.
7. Mesarovic M. and Pestel E. Mankind at the Turning
Point. The Second Report to the Club of Rome. - N.Y.: Dutton reader's digest press,
1974.
8. Microelectronics and society: for better or for worse.
A Report to the Club of Rome / Ed. by G. Friedricshs
and A. Schaff. - Oxford, etc.: Pergamon press, 1982.
9. Peccei A. One hundred pages for the future:
Reflections of the President of the Club of Rome. - London; Sydney.: Macdonald,
1982.