ЛЕВОЕ И РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ОНО?
(Опыт изучения стратегического поражения в ХХ веке).
Михаил Малютин
Впервые подобным образом проблему я
публично поставил еще в начале 1991 года на одной левой тусовке, посвященной
юбилею Парижской Коммуны. Говорилось в выступлении прежде всего о том, что
хотя "социалистичность" того "штурма неба" была очевидным
мифом (о чем в переписке потом прямо говорил и Маркс), и сегодня еще находятся
люди, имеющие время и желание горячиться из-за "дел давно минувших дней и
преданий старины глубокой": передо мной шла жаркая баталия между
анархистами (В.Дамье, А.Исаевым, А.Шубиным) и разнообразнейшими марксистами. А
вот опыта того катастрофического поражения мирового левого движения, когда
эксперимент по строительству нового общества продолжался не 72 дня в одном городе,
а 73 с лишним года более чем на 1/5 суши примерно 1/3 человечества
"почему-то" никто всерьез обсуждать не хочет. Заявление вызвало
истерику - причем не только со стороны "ленинцев" из ОФТ - и шквал
обвинений в "измене", ренегатстве и т.п.
В связи с этим надо высказаться всерьез
не только по проблемам такого мифа, как "рабочее движение в СССР"
(впервые тезис об отсутствии в стране рабочего класса и нереальности его
возникновения в ближайшей перспективе был мною высказан публично в
соавторстве с О.Григорьевым и В.Лепехиным осенью 1991 г. в брошюре
"Партия труда в современной Росии: возможность и необходимость",
надолго рассорившей нас с неосоциалистами) и не только о социокультурной
специфике развития России. Но и по существу левого движения и левого проекта
как таковых в мировом масштабе с точки зрения их научности и
гуманистичности в том виде, как они сложились в XIX и развивались в ХХ
веке: пока, к сожалению, на этот счет в стране нетривиально пишут только три
Сергея - Кара-Мурза, Кургинян и Чернышов, люди творчески талантливые, но в силу
специфики своего образования (естественники или чистые технари) истории
марксизма и философии профессионально не знающие, а посему наряду с качественно
новыми идеями говорящие временами редкую ерунду.
Надо поставить вопрос принципиально:
что не сработало в "классической левой идее" (под нею понимается,
разумеется, марксизм во всем многообразии его ответвлений: ни анархизм, ни
реформизм так никогда не вышли за пределы определенных школ и не стали
всемирно-историческим фактором влияния как некая самовоспроизводяшаяся
целостность) и что с этим можно поделать на рубеже нового столетия? В марксизме
были сложно сплавлены и склеены как минимум
__________________________
Малютин Михаил Валентинович - к. ф. н., политический
обозреватель "Новой ежедневной газеты".
четыре пласта
европейской культурной традиции, из
которых только последний был, собственно, "новым словом". Во-первых,
это философия универсального гуманизма, причем максимально (до
утопизма) демократическая, Маркс и и Энгельс искренне не
сомневались, что каждый человек может стать универсальной и гармонически
развитой личностью - по образцу таких титанов возрождения как Леонардо,
и к этому ведет сам ход исторического развития: нужно лишь смягчить "муки
родов". Во-вторых, была предпринята (прежде всего на базе политэкономии)
беспримерная по размаху и глубине попытка распространить выработанные
классическим естествознанием критерии научности на обществознание. А познав
объективные законы ставилась задача - научиться "по-инженерному"
управлять обществом, ибо при всей бескомпромиссной полемике с утопизмом в
"историческом материализме" сидел мощнейший заряд
социального конструирования, как раз и реализовавшийся в СССР. В-третьих,
инструментом глобального общественного преобразования была избрана
мировая револбция, понятая по образцу универсализированной и
превращенной в перманентную Великой французской. И наконец, был найден субъект
этого преобразования "из предыстории в подлинную историю": только
пролетариат, превращаемый с неизбежностью капиталистическими индустриализацией
и рынком в "ничто" - абстракцию простой рабочей силы - именно в силу
этого может и должен стать всем, то есть вышеупомянутой
гармонической и всесторонне развитой личностью, но не как
выродок-индивидуалист, а в рамках свободной ассоциации.
Весьма вероятно, что для российского
читателя как продукта чисто инструментального по своей идеологизированности
"советского марксизма" (о котором Маркузе написал хорошую книгу еще в
1953 году) подобная трактовка марксизма малость нетривиальна, в
пресловутом "мировом сообществе" после Лукача, Франкфуртской школы,
Сартра насчет данного учения как философии радикального и универсального
гуманизма вряд ли кто будет сильно спорить; расцвет "новой волны"
научного марксизма - прежде всего в области исторических исследований -
пришелся на 70-80 годы нынешнего столетия. А вот насчет "мировой
революции" и "исторической миссии" в те же годы (начиная с
"Бунтующего человека" Камю) было написано немало горького и честного,
но увы, мало оптимистичного. Под конец жизни засомневался в ее смысле даже
такой несгибаемый борец как Троцкий...
Необходимо сказать хоть несколько слов
о ключевых проблемах ХХ века, которые пока оказались не по силам философскому и
научному пласту учения. Универсальная освободительно-гуманистическая философия
в принципе сочеталась с автономией таких сфер жизни общества, как этнос и
культура и с существованием такого их конкретно-исторического единства, как
цивилизация, но в целом была и остается монистической. Справиться
же с этими проблемами при помощи категории "производство" (семья и
этнос как формы "производства человека", наука и искусство как
духовное производство) явно не удалось. Классический марксизм открыто говорил о
слиянии - то есть отмирании - наций в обозримой исторической перспективе, и о
фактическом формировании единой общечеловеческой культуры на базе наследия
продуктов "цивилизаторской миссии капитала", то есть западной Европы.
Но революции под знаменем марксизма победили совсем не здесь, и в конце ХХ
века все это в принципе встало под вопрос: дело не в том, что во
всем мире доминируют концепции культурно-цивилизационного плюрализма - ни в
теории, ни на практике не видно в обозримой перспективе подступов к
монистическому решению данных вопросов и отсутствует их философское осмысление.
Для России, мягко говоря, это не
абстрактно-теоретические проблемы: не приходится сомневаться, что СССР был
цивилизацией с особым типом культуры, а взорвали ее во многом национальные конфликты.
Своего рода "табуирование" этой тематики со времен разрыва Ленина с
философски-гуманистически ориентированными сторонниками поиска духовной
специфики российской цивилизации и культуры (Бердяевым, Булгаковым, Струве) во
многом предопределило подобный исход эксперимента по строительству нового
общества, как и нынешнее продуцирование державно-коммунистических гибридов на
обломках "советизма".
Не менее сложно обстоят дела с
обоснованием неизбежности гибели капитализма. Вообще-то возможность
одновременного роста стоимости рабочей силы и прибавочной стоимости как
частный случай рассматривалась еще Марксом применительно к сложному
квалифицированному труду: однозначно обратное отношение между ними,
абсолютное обнищание и т.п. - все это имеет смысл по отношению к простому.
Почему эта тема была фактически табуирована внутри самого классического
марксизма, почему истерично и в основном ненаучно велась полемика с любыми
разновидностями концепций "рыночного социализма" - эти проблемы
выходят за пределы данной статьи. Важно другое (какие-то конкретные формы
"встраивания" этой тематики в трудовую теорию стоимости возможны):
как в предыдущем случае с отмиранием наций и слиянием культур, так и о
самопреодолении рынка с разделением труда и всеобщем материальном изобилии как
минимум в обозримой перспективе говорить невозможно. Как в
первом случае очевидны некоторые интегративные тенденции при четком сохранении
нестираемых граней, так во втором четко обозначились сферы, принципиально не
регулируемые законом самовозрастания стоимости: сохранение среды обитания,
наука, "человеческий капитал". Все это знал и в общей форме описал
Маркс еще в 1857-58 годах, но никакого непосредственного перехода от описания
этих тенденций к неизбежности гибели капитализма и замены его более
прогрессивным обществом не было сделано тогда и все еще не существует
сейчас в рамках марксистской теории.
А теперь от этих проблем (возможно, они
кому-то покажутся слишком абстрактными, но именно от их решения зависит, будет
ли существовать влиятельное левое движение в XXI веке) вернемся к нашим
российским баранам и всемирно-исторической миссии доморощенного пролетариата.
"Одномерный человек" Маркузе и "Прощай, пролетариат" Горца,
думается, еще долго будут недоступны отечественному читателю левой ориентации,
к тому же они тоже кому-то могут показаться слишком схоластичными. Человеку,
пожившему в период Катастройки и радикальных "реформ", хорошо
известно, что очень многое существует в нашей стране на уровне некоторых
коллективных мифов, крайне мало общего имеющих с реальной действительностью, но
тем не менее - довольно устойчиво самовоспроизводящихся. От того, что на уровне
официальной пропаганды и заморочек образованщины строительство коммунизма,
общенародное государство, решенность национального вопроса и руководящую роль
рабочего класса в СССР заменили "строительство рынка",
"разделение властей в рамках правового государства",
"возрождение России" и "доминирующая роль предпринимателей"
сам механизм мифотворчества - да и реальное устройство жизни в России,
порождающее оные - качественных изменений пока не претерпели:
просто все сильно деградировало...
Еще до всякой "гайдаризации"
в упомянутой работе трех авторов был дан сжатый историко-теоретический очерк анализа
существовашего в СССР общественного строя и путей его возможной трансформации.
Тезисно сформулирую основные выводы цикла исследований, завершенных в начале
1993 года и не напечатанных по сей день по причине отсутствия средств и
занятости другими проектами.
1. Индустриализация в России как
общегосударственная политика в рамках модели "догоняющего
развития" проводилась три раза: Петром в XVIII веке, Витте в XIX и
Сталиным в ХХ веке. В первом и третьем случаях - откровенно деспотическими
методами в режиме мобилизационной чрезвычайщины (и вряд ли кто будет всерьез
спорить, что крепостной казенного завода оба раза не был не только "наемным",
но и не был "рабочим"), во втором - в относительно рыночной среде с
наличием многих легитимных хозяйственных субъектов (прошли два поколения с
момента отмены крепостного права). Поэтому рабочее движение, хотя и весьма
специфическое, возникло только на рубеже веков и просуществовало как нечто
относительно непрерывное и целостное в России менее 30 лет: срок жизни поколения.
2. Специфика рабочего движения в России
задавалась тем, что основным работодателем в промышленности было
полудеспотическое государство (даже в прославляемый ныне и действительно
наиболее цветущий с точки зрения темпов промышленного прогресса и роста
жизненного уровня рабочего период между 1907 и 1914 г. частный капитал, и
национальный, и иностранный, даже паритета с казенным ВПК не достиг), а индустриализация
осуществлялась за счет разрушения возможности формирования
саморазвивающегося внутреннего рынка страны, ибо как минимум не
росла покупательная способность большинства населения - крестьян. Помимо
внешних займов и экспорта сырья тяжелая наукоемкая промышленность
развивалась за счет ограбления аграрного сектора неэквивалентным обменом, а
производство, работающее на потребителя, в лучшем случае молчаливо терпелось
(в худшем - тоже обиралось).
3. Частному капиталу реформаторы
покровительствовали в приоритетных для государства отраслях тяжелой
промышленности, элементы внутренннего рынка стали формироваться только между
концом первой революции и началом мировой войны, когда непосредственное
вмешательство ослабевшего авторитарного государства в экономику снизилось до
экстремальных для России пределов, но сложившейся системы самовоспроизводства подобной
ситуации "либерализации" так и не возникло, поскольку до
"прихода гегемона" так и не сложилась иная
эффективная государственность.
4. В таких условиях была неизбежна
гиперполитизация формировавшегося рабочего движения, возникшего в ответ на
попытки реформ "сверху" при активнейшей родовспомогательной
роли такого специфически российского образования как интелличенция.
Подобный специфический "пролетариат", очень напоминавший
классические схемы Маркса, не возник больше нигде в мире и сформировался раньше
таких субъектов, как буржуазия и крестьянство (минимальную их автономию от
государства обеспечила только первая революция). Преобладали не объединения по
профессиям (которые боролись бы с хозяином и конкурировали с неорганизованными
рабочими за уровень зарплаты и условия труда, как на Западе), а
противостояние существующему неправедному государству и его
приспешникам-буржуям в поисках справедливости и вырастающие из такой
"классовой борьбы" квазиобщинные союзы по предприятиям, территориям
и отраслям (стачкомы, трансофрмировавшиеся в фабзавкомы, Советы, отраслевые
"профсоюзы" вроде знаменитых Викжеля или профсоюза металлистов). По
мере распада регулирующей роли государства и перехода на "рыночные
отношения" раз за разом в ХХ веке происходил распад промышленности,
причем сначала обычно легкой - ибо она работала непосредственно на внутренний
рынок, потом - остановка тяжелой, которую любой "центр", царский,
секретарский, времен "двоевластия", безвластия всегда пытался
сохранить и восстановить как приоритетную национальную ценность.
5. Естественным образом в российском
рабочем движении - раз государственная промышленность была преобладающим типом
и правительство пыталось все регулировать из центра - доминировал интернациональный
по составу занятых ВПК Питера и шире - Балтии. Опять-таки необходимо
подчеркнуть, что больше нигде в мире квалифицированное ядро рабочего класса не
пошло за революционерами, во всех остальных случаях (в Германиии 1918-1923
годов - возможно и под влиянием российского примера) оно осталось на
реформистских позициях даже в революционных ситуациях. После 1920 года концепция
"мировой революции" не имеет никаких перспектив на реализацию. Что у
пролетариата развитых стран нет никакой "миссии" - Франкфуртская
школа осознала еще в 20-е годы, в 60-70 это стало исходным общим местом анализа
для всех серьезных левых мыслителей. Специфическая по типу формирования
промышленность Москвы и центрального региона (здесь всегда была выше роль
легкой, работавшей на потребительский рынок), Донбасса и юга
России, Урала (здесь региональный казенный ВПК оказался в гражданскую войну
настроен резко антибольшевистски и массовый рабочий с лета 1918 год мужественно
сражался с красными, применявшими здесь тактику "выжженой земли", как
и на Дону) оказались имеющими чисто региональное значение, неспособны
выступить как значимый общенациональный фактор.
6. Сталинская индустриализация началась после
ликвидации старого рабочего движения, которая стала возможно прежде всего ПОТОМУ, что
происшедшее после революции деклассирование (связанное не только с деградацией
промышленности в разруху и традиционным для России притоком рабочей силы из
села в город, но и массовым выдвижением активного слоя вверх, в управленческий
аппарат и превращение статуса рабочего в привилегию) наложилось
как на качественно новые элементы образа жизни, так и
стереотипы поведения, восходящие к архетипам
российского национально-государственного сознания. Поскольку
"рабочее движение" было новообразованием, не породившим устойчивой
национальной традиции, его удалось "рассосать без последствий" путем
полного осгосударствления и сведения к чистым ритуалам - в
отличие от Польши и Чехии, к примеру, где растворить его "единой
фабрике" не удалось при высоком уровне политических репрессий. Не была
ликвидирована в восточной Европе и левая интеллектуальная традиция, регенарация
которой с 50-х годов в СССР наиболее полно описана в работах Б.Кагарлицкого.
7. Массовое вовлечение
"пролетарским государством" плохо "орабоченных мужиков" в
"котел единой фабрики" удалось в 30-е годы во многом потому, что в
мире доминировал конвейер в его наиболее примитивной форме, допускавшей
утилизацию подобных "трудовых ресурсов", был отработан в мировую
войну в Германии и России государством и военно-мобилизационный тип управления
экономикой как целым. Индустриализация происходила на материально-технологической
и кадровой базе, заложенной на рубеже XIX-ХХ веков. попытка превратить
все обшество в "единую фабрику" (с
предприятиями - своего рода "производственными узлами пересечения
технологических потоков", по меткой оценке С.Попова) с уничтожением
всех прежних стихийно сложившихся общностей людей, инженерно-проектным
типом формирования культуры (ранее развивавшейся
спонтанно) и "воспитанием нового человека" была беспримерной в
истории. Рынка с культурой, семьи с нацией как и ряда других стихийных форм
саморегуляции "планирующему центру" ликвидировать не удалось, но
такая хозяйственная система оказалась полностью лишена внутренних источников
саморазвития (ее двигала сначала подготовка ко второй мировой войне,
потом - конкуренция с США). Оборотной стороной была
колоссальная устойчивость воспроизводства по сложившимся технологическим
контурам.
8. Основной агент этой системы -
"рабочий" и ИТР - не был ни тем, ни другим, поскольку его
"труд" не носил и сегодня по-прежнему в
массе не имеет характера целесообразной
деятельности, был и остается в лучшем случае "ритуальным
трудом". "Целесообразность" существовала только в
"планирующем центре", да и то только тогда, когда за счет нового
строительства и маневра госресурсами Мегамашина создавала новый цех в
ответ на внешний вызов (внутри "недореализованных проектов"
доминировала стихия "обычаев" и ритуальный иррационализм, ставший
объектом критики в "производственном романе"). Поскольку уклады были
изначально плохо связаны друг с другом, инерция Мегамашины нарастала, а
разрушающийся селькохозяйственный фундамент никак не поддавался индустриализации
и модернизации (диспропорция была заложена еще до революции, а
все последующие витки индустриализации ее усугубляли). Очередная попытка
реформирования Мегамашины привела к тому, что недостроенная Пирамида начала
рассыпаться, "разупаковываться" в процессе "перестройки".
Интеллектуальный аспект этого культурно-цивилизационного слома описан в моей
работе "Роль СМИ в Катастройке", опубликованной в сентябре 1994 года
в "Новой ежедневной газете".
9. От происшедшей ныне смены
принудительно-господствующей идеологиии на противоположную, но не менее
абсурдно-принудительную (только теперь учение о рынке всесильно, потому что
оно верно, а классом-гегемоном стал предприниматель) опять, как и в 1917
усилиями свободолюбивой интеллигенции, навязавшей свою заимствованную с Запада
заморочку всему обществу в условиях краха прежнего режима и распада
"государства" (то бишь "единой фабрики" на
национально-территориальные "цеха") стереотипы поведения квазиобщинных
общностей, именуемых заводами, НПО, КБ, НИИ, пока мало изменились.
Только раньше сырье (и комплектующие) за взятки давали Госплан и Госснаб (а
потом менялись недостающим в территориальных рамках), а теперь это называется
"бартер", "биржа" и "рынок". И раньше зарплата
бывала всегда, а теперь ее получение зависит от лояльности к Президенту и
Премьеру конкретного региона.
10. Вряд ли надо поэтому удивляться,
что мертво лежащий Урал, глухо стоящее Иваново, доедающие неликвиды основные
центры наукоемкого ВПК, то есть все основные промышленные регионы, вопреки
искреннему недоумению ФНС и неокоммунистов не стали пока создавать "рабочее
движение" и идти "походом на Москву", а дружно
проголосовали за Ельцина на референдуме 1993 г. Естественно, не как за
"рыночника" (опыт минувшего столетия доказал, что ни на внешнем, ни
на внутреннем рынке большая часть произведенной российской индустрией
продукции никогда не появлялась и вряд ли появится впредь), а как за
нынешний центр государственно-перераспределительной системы, без которой такая
промышленность принципиально существовать не может. Банкротств
пока не было, кредиты дают, на инфляционные бумажки еще что-то можно
купить...Зачем же бастовать? Хотя, разумеется, люди проголосовали в массе в
этих регионах за чудо, и если великий чудотворец Ельцин себя
исчерпал, то ему (или наследникам его курса) рано или поздно не поздоровится.
Зато вполне могут найтись другие чудотворцы - это было писано за полгода до
явления Вольки-ибн-юриста народу...
11. За "рабочее движение" у
нас выдавало и выдает себя активность крайне узких слоев населения (всех
шахтеров вместе взятых в нынешней России несколько сот тысяч, в бывшем Союзе
было полмиллиона). Это очень специфический слой (по оценкам западных
социологов, изучавших британскую забастовку 80-х, "люди под землей"
по образу жизни и самоощущениям воспринимают себя как субэтнос или
своеобразную касту), лоббистские требования которого у нас носят сугубо
региональный-отраслевой характер и которых (за их заработки, получение
импортного широпотреба из-за границы в счет торговли за валюту) большинство
населения соответствующих регионов ненавидит как привилегированное
меньшинство с "лапой в Москве", зовя за агитпоезда на съезды
"подземными казаками", "шахтерами с лампасами".
Коррумпированность руководства НПГ, его отрыв от массовой базы ("все равно
никуда не денется") общеизвестны.
Аналогично можно оценить (при всем
различии квалификации) профсоюз авиадиспетчеров, засевший в другом
"ключевом месте" разваливающейся "единой фабрики" и
стригущий свою ренту. Все "профсоюзы" этого направления,
напоминающие полугангстерские коммерческие структуры (по лучшим американским
образцам) активно подпитываются из-за рубежа, ныне АФТ-КПП взялось
"вывести из-под коммунистического ига ФНПР" металлургов Урала и
Череповца, проник в Россию и профсоюз тимстеров
(шоферов-"дальнобойщиков", мафиозный по тамошним нынешним стандартам
и очень интересующийся нашими грузопотоками).
12. Разумеется, их основной конкурент
ФНПР тоже был и остается не профсоюзом, а расслаивающимся на "цеха"
по отраслям и регионам вышедшим в автономный режим существования элементом
перераспределительной системы. Но если раньше "пропаганда классовой
борьбы" носила в СССР ритуальный характер, ибо символически направлялась
вовне (опыт Польши, впрочем, доказал ясно возможные последствия перехода от
теории к внутренней практике), а шахтерские забастовки в СССР и России носили
символически-пропагандистский характер, были скорее фактом возбуждения
массового сознания, чем реального кризиса экономики, то теперь ее
"профессионалы" пытаются применить навыки и клише на практике и пока
не могут понять: почему "пролетарское сознание не вносится" никак в
массовые рабочие головы?
Помимо груза пропаганды, лапшой
висящего на ушах за прошедшие десятилетия, надо понимать, что в России начала
века (да и в Германии первой трети) рабочий был новым классом, стремительно
растущим пассионарным меньшинством с колоссальным запасом энергии и
полной уверенностью относительно того, что "нам нет преград ни в море ни
на суще", что "знамя страны своей, пламя души своей мы пронесем через
миры и века". Горький опыт нескольких революций, двух тоталитарных
режимов, установленных "в борьбе за светлое будущее" двумя
несомненно рабочими по составу (а не "внесенной"
идеологии) партиями при поддержке большинства своего класса и молчаливом
одобрении наций, а не только люмпен-интеллектуалов, мировые войны
задают в конце столетия иную картину и мировоззренческую перспективу для
"возрождения рабочего движения в России".
13. Та волна несомненно была, но ныне -
сплыла, причем объективно безотносительно к распаду марксистского мифа про
"руководящую роль" и "историческую миссию". Роли
"пролетариат" этой никогда реально не играл, поскольку миссии
создать качественно новое общество у него не было - по мере осознания своих
подлинных интересов большинством рабочих у приверженцев этой иллюзии в данной
среде оставалось все меньше сторонников (интеллигенты сегодня преобладают в
левых организациях всего мира). Сегодня "рабочий класс" России -
вялое аморфное большинство населения страны (причем в некоторых регионах -
абсолютное большинство), активные личности в Катастройку в этой среде обычно
не ужились и ушли в бизнес или политику во многом в силу этой среды,
пассивности, полного неумения сформулировать свои интересы, не говоря уж о
том, чтобы их осмысленно защищать. Мировой опыт показывает, что как нечто
спонтанное и самостоятельное рабочее движение ни в одной стране мира не
возникало никогда. Формировалось оно обычно в период индустриализации
как элемент совсем другого освободительного движения:
либерально-демократического в "атлантической" англосаксонской
традиции, социалистического - в континентально-европейской, а за пределами
Европы, где доминировала борьба за экономическую и политическую
государственную самостоятельность, оно в большинстве случаев так и не стало
самостоятельным значимым фактором общенационального порядка.
14. Но в условиях саморазвала тотально
огосударствленного городского общества и неизбежной при этом (как минимум
первоначально) деиндустриализации рабочее движение ни в одной стране мира
вообще еще никогда не возникало. А раз уж "процесс пошел и стал
необратимым", Россия опять в каком-то смысле оказалась в уникальном
положении и "впереди планеты всей". Другое дело - что из этого
получится и каков будет тип этого движения. Регионально оно, естественно, будет
очень сильно отличаться, поскольку интересы сырьеэкспортирующих, промышленных
и сельскохозяйственных регионов страны сегодня настолько отличаются, что
делают проблематичным сохранение не только нынешней "опереточной",
но и какой-то иной российской единой государственности. Зависит
решение этого вопроса вовсе не от самого "рабочего класса" (и
уж подавно не от "радетелей за рабочее дело"), а от судеб российской
экономики и ее нынешнего ядра - российской промышленности, а также от перспектив
воссоздания некой российской государственности. Сформируется, благодаря
нормализации взаимодействия с сельским хозяйством, внутренний потребительский
рынок, на который она преимущественно будет работать. Получится эволюционный
путь развития, будет сделана попытка "нового скачка" или затянется
развал - будет нечто иное, но до боли знакомое. Пока же (моя позиция, высказанная
на "Круглом столе" по социал-демократии в Горбачев-фонде опубликована
в журнале "Свободное слово" N 14 за 1994 год) левое движение России
фактически оказалось отброшено ровно на 100 лет назад, к антиномии между
доминирующим антикапиталистическим неонародничеством (преимущественно в
державно-коммунистической обертке) и холуйствующим перед ельцинизмом
соглашательством. "Признаем нащу некультурность и неизбежность правления
нынешних капиталистов и начальников" (подобную позицию пропагандируют лидеры
РСДС. Но это, как сказано в одной классической книге, "уже совсем другая
история"...
А
о том, каковы же действительные перспективы левых в XXI веке, есть смысл
поговорить отдельно, взяв в качестве стержневой линии анализа проблему мировой
революции и создания цивилизации, более гуманистической, чем нынешний
капитализм даже в его наиболее рафинированных образцах. Если это возможно, то
даже после "прощания с пролетариатом" у левой традиции есть
перспектива.