СМЕНА РЕЖИМОВ
В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ: ОТ ИСТОРИИ К ТЕОРИИ
(Беседа с Т.Краусом)
"Альтернативы":
"Скажите, Томаш, как в странах Восточной Европы осмысливаются происшедшие
там радикальные перемены? Что Вы сами, как представитель одной из этих стран,
обо всем этом думаете?"
Краус Т.:
"Зачастую смена режимов в странах Восточной Европы рассматривается как
революция даже среди левоориентированной интеллигенции Запада. При этом
крушение государственного социализма трактуется в рамках упрощенной
альтернативы: либо капиталистическая рыночная экономика, построенная на
многопартийном парламентском элитизме, либо возврат к старой системе
государственного социализма. С этой точки зрения победа мирового капитализма в
Восточной Европе представляется более высокой ступенью исторического развития.
Теория "политической революции" служит исходным пунктом идеологии,
необходимой для легитимации режима. При таком подходе критический анализ
системы просто исключается. Идеологи старо-новых правящих элит обычно
отождествляют рост политической демократии с ростом демократии как таковой. В
действительности же смена режимов значительно ограничила экономические и социальные
аспекты демократии в странах региона. Идеологи нового режима никогда не
забывают подчеркивать, что либерализм, то есть свободная рыночная экономика, и
экономическая или производственная демократия несовместимы.
Складывается
впечатление, что во всем регионе господствуют только две формы капитализма:
"национальный капитализм" на консервативной националистической
основе и "многонациональный" с неолиберальной монетаристской
моделью, игнорирующей национальные экономические интересы. Последний открыто
защищает интересы богатых народов и классов и тем самым подготавливает почву и
перманентно способствует подъему национального популизма.
Идеологи
смены режимов подчеркивают, что манипуляция властью со стороны советских и
местных коммунистов после второй мировой войны привела к разрыву связей с
капиталистической мировой системой в Восточной Европе. Но, похоже, они
забывают, что это явилось следствием баланса сил, выражавшего интересы ведущих,
высоко развитых стран. Эти идеологи также забывают о том, что
"раздел" Европы начался не 40 лет назад, а имеет четырехсотлетнюю
историю. Волна переоценок истории представила коммунистов как
"демиургов" исторических процессов. Тем же занимались и старая
сталинская историография. Оба типа "историкотворчества"
рассматривают систему государственного социализма как воплощение определенных
/коммунистических, марксистских, ленинских/ теорий. Но у государственного
социализма в Восточной Европе были свои специфические региональные черты.
Историки соглашаются с тем, что российская революция стала следствием крушения
капитализма полупериферийного типа, слабо интегрированного с центром мировой
капиталистической системы. Специфические восточно-европейские черты нашли свое
воплощение в таких внутренних органических проявлениях, как, например, авторитаризм,
догоняющий тип экономического развития, господство государственной
собственности, рудиментарные формы парламентаризма, недостаток национальной
буржуазной культуры, выключение масс из политики, националистически-популистская
традиция, особые черты "полупериферийного капитализма" и т.д.
_________________________________________________
Томаш Краус - д.и.н., Будапешт.
После
второй мировой войны капиталистическая система утратила свою легитимность у
народов всего восточно-европейского региона. Антифашистское и
антикапиталистическое движения были неотделимы. Со своей стороны, идеологи
смены режимов попытались совместить фашизм с социалистической традицией,
выдвинув доктрину тоталитаризма, приведшую к отождествлению коммунизма и
фашизма. Предупреждая об опасности фашистской угрозы, они неоднократно
поддерживали существование антисоциалистических режимов, мотивируя это тем,
что "только Запад может защитить нас от крайне левых и крайне правых"".
А:
"Как можно оценить стремление восточноевропейских стран "подтянуться"
до уровня Запада? Каковы шансы такого "догоняющего развития?"
К.Т :
"Мечта" догнать Запад имеет давнюю традицию. Утопия "догоняющего
развития" как официальная идеология изменения существующего строя исходит
от интеллигентской части национальных движений Восточной Европы XIX века. Затем
она была унаследована сталинистской идеологией. В 1989 году эта идеология была
сформулирована в виде лозунга: "Мы соединимся с Европой". В
действительности наиболее эффективный период "догоняющего этапа
развития" пришелся на 50-70-е годы, на эпоху государственного социализма.
Это развитие оказалось бы невозможным без "имперской" интеграции
после второй мировой войны. Структурные характеристики биполярного мира в
основном определялись сосуществованием с конкурирующей "социалистической
мировой системой".
Неолиберальный
прорыв и новые процессы накопления оказали неблагоприятное воздействие на
развитие периферийных и полупериферийных регионов - на Восточную Европу в том
числе. Крушение государственного социализма едва ли можно понять без учета этих
экономических процессов в масштабах всего мира. В 80-х годах разрыв между
Востоком и Западом углубился. Несмотря на все усилия по "догонянию",
тенденция к отставанию от развитых стран Запада усилилась после 1989 года.
Началась новая фаза периферийного развития. Внутренние региональные особенности
смены режимов отражают эволюцию взаимоотношений мировой системы и Восточной
Европы. Об "органическом" характере этих связей свидетельствует тот
факт, что процесс изменения режимов в регионе выявил много общих черт. И это не
только совпадение перемен во времени. У этой проблемы более глубокие корни.
Трансформация
государства при Сталине, положившая конец Октябрьской революции, обусловила и
те основные проблемы, которые высветились вновь в процессе смена режимов. В
20-е годы наиболее важными проблемами в Советском Союзе были: а/ характер
государственной власти, новый механизм осуществления политической власти; б/
первоначальное накопление капитала и в/ перераспределение собственности. Все
это было тесно переплетено. В 1989-1991 годах при смене режимов основными проблемами
оказались все те же: структура государственной власти, процесс первоначального
накопления, названный приватизацией, и перераспределение собственности.
Конечные результаты этих перемен определяются экономико-политическими
интересами ведущих стран. Процесс интеграции и объединения с Европой носит
особый селективный характер, определяемый центром с экономической, социальной и
региональной точки зрения. Зажиточная часть населения Европы объединяется за
счет "народных масс", разделяемых и противопоставляемых как по
национальному, так и по региональному признаку."
А:
"Но как объяснить процессы, нередко навязываемые "этническим
ренессансом"?"
К.Т.:
"Национально-этническое возрождение в Восточной Европе следует
рассматривать в том же контексте. Причинами этнических конфликтов и войн стали
не столько внутренние противоречия, сколько в значительной степени слом
структур, не отвечающих интересам ведущих стран. /Дезинтеграция
восточно-европейских федераций позволила международным финансовым институтам
поставить под свой контроль экономические процессы в этом регионе. Правые
экстремистские движения, вспыхнувшие после смены режимов, стали открытым
ответом на неолиберальный вызов, который свел на нет значение новорожденных
национальных парламентов. Наиболее важные шаги в экономическом развитии
Восточной Европы сегодня происходят под диктовку чиновников из Международного
Валютного Фонда./
Успех
интеграции Западной Европы неотделим от дезинтеграции Восточной Европы, что
сильно способствует сохранению нестабильности в регионе. Новые национальные
государства задумывались в духе национальной буржуазной цивилизации XIX века. И
хотя в эпоху международных корпораций и информационной революции это явный
анахронизм, он имеет определенные преимущества для развитых стран. Так,
например, цена рабочей силы в странах Восточной Европы резко упала. Иностранный
капитал и национальная мафиозная буржуазия с помощью компрадорской
интеллигенции с легкостью могут сломить социально-экономическое сопротивление
наемных работников."
А: "Какую
роль сыграло во всем этом наследие государственного социализма?"
К.Т.: "В
индустриальном отношении государственный социализм представлял собой тип
"модернизации", разрушивший феодально-капиталистическую и фашистскую
системы и создавший "государство всеобщего благоденствия" в
восточно-европейском стиле. Если на Западе создание такого государства стало
заслугой социал-демократов, то на Востоке проводниками этого процесса
выступили так называемые государственные партии. Но "система" была
неспособной "социализировать" себя. И одна из важнейших причин этого
заключалась в том, что она была тесно завязана на интересы привилегированных
правящих элит. Логика сохранения власти неизменно сводила на нет все
социалистические реформы, а открывала путь только сталинистским или буржуазным.
Критика системы с левых позиций оказалась вне закона.
Во
второй половине 80-х годов под давлением внешних факторов и внутренних причин,
возможности для поддержания завоеваний государственно-социалистической
модернизации были исчерпаны: идеалы относительного культурного равенства,
полной занятости на базе устаревшей промышленной структуры и бесплатного
образования были утеряны. Тем не менее социалистические ценности и равенство
социальных возможностей оставили глубокий, неизгладимый след в сознании
общества. И хотя эксперимент государственного социализма провалился, теперь у
нас есть громадный опыт для осуществления на практике теоретической и политической
модели антигосударственного социализма в будущем. Мы также знаем теперь,
какого монстра таил в себе государственный социализм - монстра второго издания
капитализма полупериферийного типа".
А:
"Однако существовали же левые силы, которые давно уже критиковали
подобный режим?"
К.Т.: "В
Восточной Европе первыми, кто теоретически последовательно отказался от
дихотомии частной и государственной собственности, ссылаясь на традиции
российской революции и марксизма досталинского периода, стали Дьердь Лукач и
кружок "Праксис" в Югославии. Социалистическая альтернатива была
выдвинута в противовес буржуазно-социал-демократическому и сталинистскому
государству. Следуя традициям К.Маркса, Р.Люксембург, В.Ленина и А.Грамши,
Лукач попытался вписать чисто экономическую реформу в Венгрии 1968 года в
широкую общую социальную реформу, рассматривая коммунальные самоуправляющиеся
структуры в качестве "третьего пути". Но его устремления потерпели
политическое поражение. По словам Лукача, коммунисты-реформаторы и
консерваторы-догматики заключили тайный союз против "утопической
социальной реформы".
Будучи
последователями Лукача, представители венгерской демократической оппозиции
первоначально встали на ту же, что и он, точку зрения: они делали ставку на
демократическую социалистическую смену режима на основе самоуправляющегося
хозяйства. Еще в начале 80-х годов Агнеш Хеллер, Ференц Фехер, Янош Киш и
Дьердь Бенце отстаивали позицию, близкую к идеалам общественного самоуправления
/например, наследие рабочих советов 1917 и 1956 гг./. Более того, они
требовали "больше социализма" и отрицали объективную возможность
демократического капитализма в "советском блоке". Во второй же
половине 80-х годов бывшие идеологи экономического самоуправления /теперь
широкоизвестные экономисты, стоящие у власти/ изменили свои взгляды и призвали
к превращению государственной собственности в частную, к разгосударствлению путем
приватизации. Возрождая частную собственность, они помогли привилегированной
элите государственного социализма стать "новым общественным
классом". В 70-е гг. те же философы протестовали против такого явления.
Позднее они осознали, что при новой экономической и политической ситуации в
мире они могли бы сами примкнуть к "новому классу".
С
сентября 1988 года новая левая традиция, как независимое теоретическое,
политическое и организационное направление, была представлена "Левой
Альтернативой" в Венгрии. Аналогичные организации были созданы по всей
Восточной Европе. Но по разным причинам они не имеют массовой социальной
поддержки. Бывшая венгерская демократическая оппозиция отказалась от своего
требования об "освобождении общества от политики", однажды
признанного утопическим. Эта цель звучит теперь из уст новых левых, что
отличает их как от старых левых консерваторов, так и от
коммунистов-реформаторов. В конце 80-х годов новые левые отказались от
принятого либералами и сталинистами подхода, ставящего экономику во главу угла,
предложив поставить в центр внимания "автономного индивидуума",
способного решать свою судьбу без "помощи" бюрократии или капитала.
Но смена режимов остановила эту тенденцию вместе с ростками общественной
собственности и рабочими советами самоуправления."
А:
"Каковы же перспективы новых левых?"
К.Т.:
"Крушение государственного социализма вызвало упадок и в значительной
степени крах европейского и мирового левого движения /что заслуживало гибели, а
что следовало бы сохранить - вопрос отдельный/. В Восточной Европе новые левые,
выступавшие с антикапиталистических позиций, не получили массовой поддержки.
Оказалось, что под развалинами проросли либо прокапиталистически настроенные
левые, либо популисты. Эти "старые левые" оказались способны
завоевать власть только потому, что достижения старой системы государственного
социализма превзошли социально-экономические и культурные достижения новых
восточно-европейских режимов. Это объясняет широко распространенную ностальгию
по "социалистическим завоеваниям" и помогает бывшим коммунистам-реформаторам
из номенклатуры - сегодня они сами называют себя социал-демократами -
вернуться к власти. Избиратели надеются, что они покончат с неравенством,
богатством немногих, нищетой большинства - результатами смены режимов. Но опыт
Польши, Литвы и Венгрии показывает, что эти "партии-преемники"
способны только придать более цивилизованный характер исторической задаче
смены строя, а именно - реставрации капитализма в регионе.
Серьезную
опасность для новых левых сегодня представляют сектантство, абстрактное
доктринерство, "сверхидеологизация" и бесконечное повторение конечных
целей. Традиционные партии находятся в тупике, так как они заинтересованы
только в сохранении сложившихся на сегодняшний день властных политических
структур. Новые левые организации Восточной Европы, на наш взгляд, укоренятся в
регионе только, если образуют широкую коалицию из партий, социальных движений,
общественных организаций и профессиональных союзов. Они смогут завоевать
симпатии масс, если уловят "слабые места" системы, то есть основные
местные проблемы. "Слабые точки" этих систем частично имеют специфику
региона, а частично отражают общие проблемы мировой системы. Это: а/
безработица и неуверенность в будущем; б/ общее разрушение механизмов
самообеспечения государства, преступность как органическая часть
воспроизводства отношений жизнеобеспечения общества; в/ способ экспроприации
государственной собственности и его социальные последствия, недостаточная
законность приватизации с точки зрения общества или весьма проблематичные
шансы ее легитимации; г/ появление новых привилегированных правящих классов в
противовес нищете широких масс; д/ культурное неравенство нового типа ; е/
феминизм, проблемы меньшинств и проблемы окружающей среды, проявляющиеся в
новых формах; ж/ противоречие между политической демократией и диктатурой в
экономической и социальной областях; з/ падение производительности в
экономической и социально-культурной сферах при новых режимах в странах
Восточной Европы по сравнению с производительностью при государственном
социализме.
Для нас наиболее важным из прав
человека, по-видимому, является социальное и культурное равенство возможностей.
Это как раз тот вопрос, который, похоже, не учитывается ни в либеральной, ни в
консервативной системе ценностей, как и в их стратегиях политической борьбы.
Историческое место новых левых становится яснее, если учесть "либерализацию"
социал-демократии и крах коммунистического движения, оказавшегося неспособным
к приспособлению. В следующем кризисе мировой капиталистической системы новые
левые смогут сыграть решающую историческую роль, если им удастся собрать
воедино потенциал протеста различных социальных слоев. К тому времени мы
должны найти необходимые теоретические и политические формы для международного
сотрудничества во всех "трех мирах".