I. ИСТОРИЧЕСКАЯ РУБРИКА
(к 125-летию
В.И. Ленина)
ЛЕНИНСКОЕ НАСЛЕДИЕ: ЧТО ЖИВО И ЧТО УМЕРЛО?
("Круглый стол", посвященный 125-летию со
дня рождения В.И. Ленина)
Борис
СЛАВИН (доктор философских наук, профессор): "Мы собрались накануне 125-й
годовщины со дня рождения В.И. Ленина. Его имя и сегодня продолжает привлекать
внимание как у нас, так и за рубежом. Правда, это внимание в последнее время
полностью изменило свой ракурс. Если раньше в море статей и исследований по ленинскому
наследию господствовала в основном комплиментарная литература, то сегодня мы
наблюдаем нечто прямо противоположное: идет сплошной негатив. Самое мягкое -
это изображение Ленина и его идей как утопических.
Не
покидает ощущение, что и в первом, и во втором случае мы сталкиваемся с
конъюнктурным, сугубо субъективистским подходом к ленинскому наследию. Наиболее
наглядным примером такого подхода является вышедший в прошлом году двухтомник о
Ленине, написанный Волкогоновым. Этот автор известен тем, что ранее создавал из
Ленина икону. Сегодня он представляет его как умственно неполноценного
человека, обуреваемого идеей власти и насилия.
В
то же время сегодня как никогда ранее требуется объективная оценка ленинского
наследия. Необходимо уяснить себе, что в этом наследстве продолжает жить, а что
безвозвратно ушло в прошлое. Даже самый ярый противник ленинизма не может
отрицать то, что ленинские идеи в свое время основательно потрясли мир, открыв
дорогу в неизвестное социалистическое будущее. Дорога эта оказалась трудной,
противоречивой и до сих пор недостаточно изученной. Остаются не исследованными
проблема бюрократического перерождения советского государства, партии, другие
причины крушения "реального социализма" в СССР и странах Восточной
Европы.
Сегодня
мы наблюдаем процесс буржуазной реставрации в России. Насколько прочен этот
процесс? Как долго он может продолжаться? Кто является его носителем и
противником? Наконец, каковы сегодня социалистические перспективы в России? Все
эти вопросы требуют своего объяснения и ответа. И здесь не обойтись без Ленина
и его идей. Они во многом позволяют понять, откуда мы, где находимся и куда
идем.
Многие
исследователи правого толка видят в ленинизме главную причину поражения
реального социализма. Они считают его чуждым для России явлением. Так ли это?
Все больше раздается голосов о тождестве Ленина и Сталина, ленинизма и
сталинизма. Для них Ленин
-
это Сталин вчера, а Сталин - это Ленин сегодня. Насколько правомерно такое
обобщение для истории и политики? Ведь известно расхождение Ленина и Сталина по
многим фундаментальным вопросам стратегии и тактики коммунистического движения,
в частности, по национальному вопросу. Последний, как известно, стал одним из
тех раздрожителей Ленина, который усугубил его болезнь и приблизил смерть.
Нам
надо поразмышлять о том, насколько ленинское наследство актуально. Чтобы мы не
расплылись в своих суждениях, давайте их ограничим несколькими общими темами.
Например: "Ленин и революция", "Ленин и возможность построения
социализма в одной, притом отсталой стране", "Ленин и
экономика", "Ленин и культура", "Ленин и национальный
вопрос". Это не означает, что за рамки этих тем нельзя выходить. Пусть они
будут лишь нашими общими ориентирами в дискуссии".
КАКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ БЫЛА В ОКТЯБРЕ - 17-го
Милий
ГРЕЦКИЙ (доктор философских наук, профессор): "Правомерность
революции", вот моя тема. Широко распространена точка зрения, будто правы
были меньшевики, а не правы большевики. К примеру, Адам Шафф, один из самых
крупных неортодоксальных марксистов, написал: "Антимарксистское,
волюнтаристское решение о начале строительства социализма в стране, где нет
для него предпосылок, стало первородным грехом. Оно противоречит здравому смыслу".
С такой позицией согласиться не могу.
Столкновение
большевиков с меньшевиками означало спор по коренному вопросу, по существу
интерпретации марксизма. Ленин перевел проблему из сферы логического анализа
развития производительных сил и производственных отношений, в сферу
конкретно-исторического анализа положения в отдельной стране. Можно сказать, с
точки зрения формальной логики, что любая революция происходит не вовремя. Но с
точки зрения конкретно-исторического анализа, очень важно учение В.И. Ленина о
"слабом звене", там, где главное противоречие еще не созрело, а
совокупность частных противоречий, наложенных друг на друга, вызывает взрыв. Об
этом писал француз Луи Альтюссер. Отсюда понятие
"сверхдетерминированности", стихийности".
СЛАВИН:
"Я считаю вообще, что революция не может быть вызвана по собственному
желанию отдельных людей, партий и даже классов. Это сугубо стихийное
явление".
ГРЕЦКИЙ:
"Отсюда очевидна нелепость разговоров об авантюре, о власти, которая якобы
валялась на улице. Революция - естественно-историческое необходимое явление, в
жизни общества.
Что
касается Октябрьской революции, то, по мнению итальянского историка Страда, эта
революция имела четыре лика: пролетарский, интеллигентский, крестьянский и,
наконец, партийный. Сочетание этих революций и дает реальный исторический
процесс".
Евгений
ПЛИМАК: (доктор исторических наук): "Прежде всего важно понять то, где мы
живем. А потом спрашивать: "Жив ли Ленин и его наследие?" То, что мы
переживаем, - есть исторический откат, исторический зигзаг. Я согласен с
академиком Моисеевым (см. его статью в "Независимой газете" 1991
года), упущен этап возможностей консенсуса в нашей стране.
Прежде
всего о расхожем тезисе современного антиленинизма: Россия - благодаря Ленину -
зашла "не туда" в 1917 году, большевики "столкнули" ее с
цивилизованного пути развития. Защитники этого тезиса (я не знаю пока ни одного
исключения) молчат, помалкивают о самом главном. "Не туда" зашел к
1914-1918-му весь "цивилизованный" Запад. Он весь, включая Россию,
оказался в историческом тупике, именуемом "первая мировая война",
гигантская бойня народов. Кто из ведущих тогда политиков - Вильсон, Клемансо,
Ллойд Джордж, Милюков, Керенский - знал - путь "туда"? У "передового"
Запада были Версаль, великая депрессия 1929-1933 годов и вторая мировая война,
порожденная в немалой степени пороками версальской системы.
Но
вел ли "туда", к более гармоничной, чем империализм, "цивилизации"
лозунг Ленина: "Превращение войны империалистической в войну
гражданскую"? Руководитель администрации Б. Ельцина господин Филатов
назвал этот лозунг "чудовищным" и "антипатриотичным".
Однако лозунг имел объективную основу: в воюющих странах вызревали
революционные ситуации, вызревали даже без помощи революционеров
("работала" на них мировая война).
Россия
первой пошла революционным путем и сначала пошла разумно. Я имею в виду
созданное Сухановым и его коллегами по Петроградскому Совету двоевластие.
Двоевластие позволило России отодвинуть фазу длительной и кровавой гражданской
войны. Оно обеспечило - благодаря существованию буржуазного Временного правительства
- переход на сторону революции всей армии, всего генералитета, почти всего
прежнего госаппарата, исключая разве что раздавленные Февралем органы
принуждения царизма. Но Временное правительство ни в одном пункте не пошло
навстречу народным требованиям мира, земли, хлеба. Отсюда, из его
принципиального антиреформизма, а отнюдь не из необузданного
"властолюбия" Ленина выросла Октябрьская революция. К величайшему
сожалению, из-за дрязг социалистов страна не увидела "однородного"
социалистического правительства. Блок большевиков с левыми эсерами не выдержал
Брестского мира и продовольственной политики большевиков.
И,
естественно, воздержались критики Ленина от анализа и даже упоминания
ленинского Завещания. А ведь здесь вполне зримо забрезжила дорога
"туда": необходимость поворота России на путь
"цивилизации", создание системы противовесов в высшем государственном
аппарате (Политбюро - ЦК - ЦКК(РКИ), культурная революция, кардинальное (не
силовое!) решение национального вопроса, не-
насильственное
приобщение крестьянства к новым формам хозяйствования и культуре, создание
"крупной машинной индустрии". К сожалению, НЭПовская альтернатива не
состоялась. История распорядилась отнюдь не по замыслам Ленина. Вырос и
сталинский и постсталинский бонапартизм в нашей стране. Она переживает ныне
фазу своеобразного "Ельцинского термидора".
Прозвучавший
пару лет тому назад в стенах Американского конгресса лозунг: "Капитализм
за одно президентство" ничем не лучше лозунга "Социализм за две
пятилетки". Формации создаются веками, а не за 500 дней, создаются в ходе
противоречивого, циклического движения - с возвратами на казалось бы давно
пройденные ступени и с новым движением вперед".
НОВОЕ ВИДЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА
Михаил
ВОЕЙКОВ: (доктор экономических наук, профессор): "Ленин - деятель
мирового масштаба. Столетия ученые будут трепать себе нервы, стремясь его
разгадать. Другой вопрос: подходят ли идеи Ленина, его практический опыт для
решения проблем сегодняшнего дня. Говорят, будто особенно полезен поздний
Ленин. Я согласен больше с ортодоксами типа Ричарда Косолапова, который считает,
что Ленин - был только один, и он не менял своего видения социализма. Ленину
принадлежит концепция бестоварного социализма. Ленина следует изучать в целом.
Ленин
проделал в ряде случаев большую эволюцию, например, в вопросе кооперации. Он
осуждал свои взгляды в отличие от современных теоретиков, которые поворачивают
в противоположную сторону, но ни слова не пишут о своей прежней позиции. И
все-таки у Ленина нет в полной форме развернутого теоретического положения о
совместимости товарно-денежных отношений и социализма. Нет у него таких
слов".
ПЛИМАК:
"О хозяйственном расчете он говорил неоднократно. Надо знать оппонентов
Ленина и работы Мартова о большевизме и выступления Каутского. Ленин не стал
реформистом, но в незримый диалог вступил с ними".
ВОЕЙКОВ:
"Правильно. Но речь шла о переходном периоде. Не о социализме. Ленин даже
для этих условий предлагал натуральный товарообмен. Но не вышло. Ленин уперся
в этот теоретический тупик, ибо не хотел перейти на позиции меньшевиков, на
признание социалистической многопартийности".
СЛАВИН:
"Это не совсем так. Ленин в последние годы считал, что с переходом к НЭПу
придется возродить ряд партий, в том числе и меньшевиков".
ВОЕЙКОВ:
"Гораздо интереснее сейчас ленинский опыт классовой борьбы, опыт создания
революционной партии. Сегодня ленинские работы этого цикла очень нужны всему
левому движению. Что же касается революции, то я считаю также, что революция
вещь стихийная, но подлинно социалистической революции в нашей стране не было.
Это скорее крестьянская революция. Ленин столкнулся с дилеммой: брать власть
рано и не брать нельзя. Он решил взять, а затем подтянуть культуру. Не
получилось. Бюрократия все забила. Она и сейчас доминирует, разрушая
экономику.
Откат
назад в экономике сегодня очевиден. Сегодня спад производства составляет 60%
по сравнению с 89-м годом. Пора уже создавать заново свою индустрию. В
политическом плане я бы так не сказал: многопартийность - шаг вперед. Но
базисные отношения существенно не изменились. Бюрократия как была, так и
осталась у власти, даже перестала уже "играть в демократию".
Бюрократам будет жить не на что, если все средства производства перейдут в
частные руки. Отсюда их главное стремление - сохранить бюрократический
характер управления.
СЛАВИН:
В отличие от Воейкова я не считаю, что Ленин все время был антирыночником и не
имел действенной программы перехода России к социализму. Она была и подробно
раскрыта в его последних работах. Как можно представлять Ленина антирыночником
после НЭПа, после его критики левых коммунистов, после его требований учиться
торговать? Вообще наивно думать, что специалист по развитию капитализма в
России, каким был Ленин, не понимал, что такое мировой рынок и его влияние на
советскую Россию. Ленин прекрасно знал не только значение мировых рыночных
отношений для России, но и рыночную стихию внутри ее. Его теория
многоукладности это хорошо показывает. Ленин, на мой взгляд, был творческим и
самокритичным человеком, который отказывается от многих своих идей, если они не
подтверждались практикой. Так он отказался от идеи гегемонии буржуазии в
буржуазных революциях ХХ в., от традиционной для социал-демократии идеи
всеобщего вооружения народа и настоял на создании регулярной Красной Армии
после Брестского мира. Он переосмыслил под влиянием российской действительности
роль госкапитализма и кооперации в условиях диктатуры пролетариата, наконец,
он ответил на фундаментальный вопрос, поставленный меньшевиками и, в частности,
Сухановым, возможно ли построить социализм в отсталой капиталистичекой стране?
Ответ
на этот вопрос и составляет ленинскую версию или программу построения
социализма в России в условиях, когда мировая революция временно отступила,
когда постепенное вызревание социализма на Западе заменилось последовательным
ограблением развитыми капиталистическими странами различных государств Востока
и Юга. Что нужно предпринять в России, - спрашивает Ленин в своих последних
работах, чтобы продержаться советской власти до осуществления мировой
социалистической революции, до полного вызревания социализма в развитых
капиталистических странах? Ответ Ленина, по сути, своей прост, но неимоверно
сложен в практическом осуществлении: надо успеть России цивилизоваться во всех
сферах жизни, включая экономику, политику и культуру. По Ленину
"бесспорен" факт, что в России производительные силы не созрели до
социалистического уровня, бесспорно, что государственный аппарат насквозь
страдает бюрократизмом, бесспорно также, что население страны в массе своей
безграмотно, но что из этого следует? Отдать власть снова буржуазии, как
предлагали меньшевики, и дожидаться постепенного "дозревания" в
рамках капитализма, или броситься догонять более цивилизованные страны,
используя для этого преимущества советской власти? Ленин выбирает последнее.
Его
план состоит в следующем: на основе строжайшей экономии на государственном
аппарате и широкой демократии в партии и обществе поднять в сжатые сроки
производительные силы страны. Необходимо соединить преимущества советской
власти с новейшими прогрессами капитализма: с прусским порядком железных
дорог, новейшей американской техникой, лучшими достижениями науки. Именно этой
задаче и были посвящены последние ленинские работы, включая знаменитое письмо
к съезду.
То
есть речь шла у Ленина о подъеме производительных сил до уровня, требуемого
социализмом. Этот уровень, в свою очередь, диктовал осуществление добровольной
кооперации в деревне и госкапитализма в городе, всеобщей культурной революции,
сокращения, оптимизации и демократизации государственного аппарата, решение
национального вопроса и известных кадровых изменений в составе ЦК партии,
включая смещение Сталина с поста генсека.
Было
ли выполнено политическое завещание Ленина? И да, и нет. Была создана
индустриальная база социализма, но не за счет сокращения госаппарата, а за счет
дани с крестьянства. Добровольная кооперация по Ленину обернулась при Сталине
насилием. Демократия и развитие самоуправления трудящихся были подменены всеобщим
огосударствлением, ликвидацией ленинской гвардии большевиков. В итоге произошло
отчуждение государства и партии от народа, стал возможным контрреволюционный
переворот в августе 1991 года.
Индустриализация
страны позволила Советской России выиграть Отечественную войну. Однако после
войны возникли новые требования общественного развития, связанные с развитием
научно-технической революции, которую сумел оседлать капитализм и которую мы
использовали только в ВПК. Эта революция предъявила новые жесткие требования
к стране, вставшей на путь социалистического развития. Только создав более
высокую производительность труда и более высокий жизненный уровень трудящимся
в социалистических странах, можно было выиграть соревнование с мировым
капиталом. Но без широкой демократизации общества достигнуть этих целей было
невозможно. Начавшаяся перестройка должна была решить эту проблему, но не
решила. В итоге вопрос, поставленный Лениным после революции: кто кого?
Социализм или капитализм? решился в пользу последнего. Революция сменилась
контрреволюцией и реставрацией. Однако этот зигзаг в истории не умаляет, а, наоборот,
подчеркивает жизненность ленинских идей, связанных с возможностью построения
социализма в одной, притом отсталой стране. Повторю, эта возможность зависит
от двух важнейших показателей: создания более высокой производительности труда
и жизненного уровня людей, чем в развитых странах капитализма, более полной и
широкой демократии трудящихся. Исполнение этих задач левыми партиями делает
социализм политически и исторически неуязвимым обществом".
Анатолий
БУТЕНКО (доктор философских наук, профессор): "Истинное понимание
эволюции взглядов Ленина на социализм продолжает оставаться вне общественного
сознания, не является его достоянием. А ведь именно из фальсификации
ленинского наследия вырос сталинизм и все то, что загубило первую
всемирно-историческую попытку "наинижайших низов" создать свой
общественный строй. В предшествующих выступлениях не показано то, почему Маркс
и Энгельс считали коммунизм на обеих своих стадиях бестоварным обществом, и то,
как они обосновывали свою позицию. Еще более непростительный просчет допускает
Воейков, когда не говорит, что обоснование бестоварности социалистического (и
коммунистического) производства содержится в "Экономических
рукописях", оставшихся неизвестными Ленину. Последний был вынужден только
практически через опыт НЭПа, а не теоретическими суждениями показывать
неприменимость концепции нетоварного производства для России.
Маркс
пришел к выводу о разнокачественности отдельных полос истории. Он связывал
товарное производство только с той, пусть весьма длительной, но
однокачественной полосой истории, когда именно труд в его непосредственной
форме выступает в качестве главного источника общественного богатства. То есть
первопричины здесь - не две формы собственности (как думал Сталин), не обособленные
предприятия (как писали многие следовавшие ему экономисты), не частная
собственность и индивидуальные производители (как пишут на Западе и сейчас у
нас). Нет, товарное производство, как таковое, возможно там и тогда, где и
когда существует необходимость учитывать соотношение между количеством
затрачиваемого, общественно необходимого абстрактного труда (живого и
мертвого) и количеством создаваемого этим трудом общественного богатства. Это
имеет место только там, где производительные силы так развиты, что в обществе
возобладает труд в его непосредственной форме, когда производитель выступает в
качестве главного агента производства.
По
мере роста производительности сил, с внедрением науки и техники в производство,
уже не труд, а разум, а точнее наука как непосредственная производительная сила
все больше влияет на создание общественного богатства, готовя конец
стоимостных измерений и конец товарного производства.
Именно
в результате революционных изменений в производительных силах и в способе
производства, сопровождаемых ломкой социально-экономических основ эксплуатации
и угнетения, должен был, по мнению Маркса, рухнуть капитализм. Вместе с ним и
последняя форма эксплуататорского производства, основывающегося на стоимости.
Так будет исчерпана последняя ступень развития товарного производства и
стоимостных отношений.
Можно
представить, в какое конфузное положение попадет экономическая наука,
исходящая из вечности товарного производства и его стоимостных соотношений,
если через 100-300 лет обнаружится, что в условиях информационного общества,
где с помощью науки как непосредственной производительной силы будет
производиться основная часть общественного богатства, обнаружится закат
товарного производства. Однако оставим эти фантазии.
Принципиальное
значение имеет то, что в плане брошюры "О продовольственном налоге",
написанном в связи с переходом к НЭПу, Ленин вначале дает такую формулировку:
"Ни разверстки, ни налога, а обмен продуктов крупной
("социализированной") промышленности на крестьянские продукты, такова
экономическая суть социализма, его база" (В.И.Ленин, Соч., т.43,с.381). А
в конце плана - через три страницы - Ленин пишет уже так: "Еще нет
хозяйственной базы социализма. В чем она? В товарообмене с крестьянством"
(там же, с.385). Эта замена "продуктов обмена" на
"товарообмен" - существенный пункт в ленинском развитии марксовой
концепции, в понимании всей организации социалистического производства. Если
раньше важнейшим атрибутом социализма являлось прямое снабжение из общественных
запасов, связанное с соответствующим централизованным учетом и контролем за
производством и распределением. Теперь на передний план выходит распределение с
помощью регулируемых государством товарно-денежных отношений, с использованием
в качестве важнейшего средства не одного энтузиазма, но и личной заинтересованности,
хозяйственного расчета (там же, т.44, с.151). Сумма перемен и в системе идей
заставляла "признать коренную перемену всей точки зрения нашей на
социализм" ( (там же, т.45,с.375).
ТЕОРИЯ И ЖИЗНЬ
Феликс
БЕЛЕЛЮБСКИЙ (кандидат исторических наук): "Меня смущает направление нашей
дискуссии. Спор свелся к характеристике содержания и механизма функционирования
социалистического идеала. Но у нас же происходит национальная катастрофа.
Метафорически говоря, мы спорим о том, как стулья расставлять в доме, где
бурей снесло крышу.
Ленин
в отличие от других мыслителей своего масштаба любил и, главное, умел воплощать
в жизнь свои теории.
Поэтому
меня смущает факт дискуссии о содержании ленинских идей вне зависимости от
анализа ленинской политической практики. Для Ленина, как реалистически
мыслящего политика, было бы просто неприлично обращаться к железным батальонам
пролетариата с лекцией о преимуществах "товарной" формы социализма.
Он не сделал такой глупости, не сформулировал доктринально новую теорию социализма.
Он (и не один!) создал НЭП, поставил большинство партии перед реальным
впечатляющим фактом. Он даже отказался от ранних заявлений о победе капитализма
в России и выдвинул теорию многоукладности. Это и есть фундаментальное
теоретическое основание, посылка концепции "рыночного социализма",
логический ограничитель теории и практики "военного коммунизма". Как
на многоукладном базисе построить бестоварный социализм? Как ответить? Потому
в среде российских коммунистов десятилетия сосуществовали и противоборствовали
"рыночные" и "казарменно-коммунистические" тенденции. Они
ситуационно просматриваются и в ленинском наследии.
Предшествующие
выступающие дружно и с отвращением отзывались об эпохе "военного
коммунизма". Мне тоже было бы там неуютно. Но если добавить бы к высокой
теории щепотку истории, то, надо признать, что основные черты социальной
системы, получившей название "военного коммунизма", созданы сначала
царским, а потом - Временным правительствами: продовольственная разверстка,
твердая закупочная цена на хлеб (впервые это сделал Борис Годунов), карточки,
трудовая повинность, даже "сухой закон". Все возникло до Октября. Но
не очень-то выполнялось. Большевистский аппарат принуждения оказался
эффективней. Традиция марксистской ортодоксии тоже помогла, но не она решала.
Это - оформление!
И,
конечно, меня интересует Ленин как державоустроитель. Советское правительство
сохранило геополитическое пространство Российской империи за исключением стран
Прибалтики, Финляндии и Польши, предпринявших попытку самостоятельного
существования. Остальные народы приняли советскую власть на условиях их
автономии разного уровня. Именно эта система территориальных автономий позволила
национальным меньшинствам принять власть Советов и сохранить единство страны.
Поэтому призывы к "губернизации" России, отказ от серии соглашений
семидесятилетней давности только обостряют национальные отношения. К
сожалению, в полемическом пылу Ленин отбросил концепцию культурно-национальной
автономии, регулирующую совместное проживание разных этносов на одной
территории.
Владимир
Ильич не просто признавал на словах роль патриотизма. В том-то и дело, что
помощь Антанты, мерзкая, сквалыжная, вопиюще хамская по форме (вспомним
решение французов о выдаче красным Колчака в обмен на пропуск чешских
эшелонов, ограбление беженцев и т.д.), погубила в глазах россиян репутацию
белого дела.
Зато
Деникин во имя идеи "единой и неделимой России" порвал с поляками,
украинцами, молдаванами, кавказцами и, таким образом, остался без тыла. Вот не
брали его "по пятому пункту" (мама - полька!) в Академию Генштаба, но
не осознал национальной проблемы.
Сейчас
возникают "патриоты", которые призывают русских вернуться в границы
допетровской Руси, остаться без сырья, энергоресурсов и выходов к мировому
океану. В великой гордыне они считают себя умнее, чем все Романовы и поздние
Рюриковичи, которые триста с лишним лет только и делали, что рвались к морям, а
также на юг и восток. И эти люди еще позволяют себе упрекать большевиков в
антипатриотизме.
И,
конечно, мне интересен Ленин как аналитик мировых политико-экономических
структур. Кто из нас с тоской не заучивал ленинскую формулу о "борьбе
держав за раздел и передел мира"? Кто мог бы подумать, что некогда гордая
"одна шестая часть земного шара" станет объектом именно этой борьбы?
Потому
сегодня так актуальна проблематика книги "Коминтерн и Восток",
изданной в 1969 году. Ибо сегодня встает предвиденный Лениным
национально-освободительный, общедемократический этап революции,
предшествующий собственно социалистическому ее этапу. Отсюда закономерность
диалога левых и патриотов, начавшегося три года назад.
Владислав
КЕЛЛЕ (доктор философских наук, профессор): "Наша публицистика превратила
трагедию народа в глупый водевиль, сложную и многоплановую историю страны - в
разменную монету для политических игр, а фигуру Ленина низвела до уровня
мелкого и злобного политического карьериста неизвестного происхождения и неизвестно
отчего умершего. Обретенная нами свобода обернулась жестким давлением в пользу
создания новой мифологии вместо исторической науки. Стало "не модно"
признавать социалистический выбор, говорить о необходимости объективной оценки
нашего прошлого, а тем более "защищать" Ленина. Разговоры о
плюрализме и терпимости к различным взглядам уже забыты. Поэтому спорить со
всей этого типа публицистикой бессмысленно. Надо просто восстанавливать принцип
историзма в описании и оценке нашего прошлого.
Ленин
был человек, а не полубог, со своими страстями и пристрастиями, ошибками и
иллюзиями, прозрениями и победами. Но это - необычайно целеустремленная
личность, конгениальная условиям того времени. И можно с полным основанием
говорить: он положил свою жизнь на алтарь человечества, будучи убежден, что он
знает дорогу, ведущую к его освобождению, революция - начало пути. И не его
вина, что созданный им Союз Республик этого пути не осилил. О некоторых
причинах того, почему так все произошло, мне бы также хотелось поделиться
своими соображениями.
Для
Ленина теория, действительно, не была догмой. Он не давал ей превращаться в
догму, ибо теорию он постоянно сопоставлял с реальностью, чутко улавливая
происходящие в ней изменения и делая соответственные выводы и для теории, и
для практики. Но, став официальной идеологией марксистская теория превратилась
в нечто неприкасаемое. Какие бы изменения не происходили в действительности,
теория оставалась неизменной. Разрыв между теорией и реальностью нарастал.
Теория уже не могла служить основой успешной деятельности: из прожектора,
освещающего путь она превратилась в повязку на глазах идущего. Процесс этот
нарастал и особенно проявился в "эпоху" Брежнева. Для страны, для
судеб социализма, для будущего России эта "стабильность" обернулась
трагедией. Почему?
На
Западе уже вовсю развернулась научно-техническая революция. Он создавал новый
технологический базис, основанный на ее достижениях. А наша пропаганда вещала о
многочисленных переживаемых им кризисах. Внутри же страны у нас дела шли все
хуже. Рос и укреплялся лишь научно-военно-промышленный комплекс. Угрожающим
стало отставание в современной и прогрессивной сфере информационных
технологий. 20 лет правления Брежнева - время упущенных возможностей для
страны. И это еще одна трагедия, которая выпала на долю нашего народа. Но в
мировой экономической системе застой означал стремительное отставание. У нас
застой стыдливо оправдывают трудностями нашей истории. Но на самом деле причина
крылась в самой системе и, в частности, в том жестком идеологическом контроле,
который охранял теорию, обратившуюся в догму и перекрыл все возможные пути
выработки новой стратегии развития.
Вот
здесь и стоит вспомнить Ленина с его умением выявлять изменения, происходящие в
обществе, в расстановке классовых сил и т.д. и делать отсюда соответствующие
выводы для практики возглавляемой им партии: менять лозунги, линию поведения,
тактику, вносить коррективы в теорию. Блестящий пример - НЭП, хоть принципы
его никак не вытекали из классического марксизма.
Как
мне сказал еще в те времена один из видных работников аппарата ЦК КПСС, любые
попытки как-то изменить теорию, например, отказаться от явно устаревших
положений, действуют на них как красная тряпка на быка. И кто знает, какие
усилия пришлось приложить М.Горбачеву, чтобы изменить это положение. Но
болезнь, видимо, зашла слишком далеко. И именно неиспользованные возможности
для развития, типичные для брежневского периода, окончательно погубили
советский социализм".
Наль
ЗЛОБИН (доктор философских наук, профессор): "В ленинском теоретическом
наследии, особенно послеоктябрьского периода одно из центральных мест занимают
вопросы культуры, которые Ленин ставил в один ряд с завоеванием революции и
преобразованием экономики и пр. В нынешних кризисных для нашей страны условиях
вновь и вновь возрождается интерес к полемике Ленина с Сухановым, который,
выражая позиции в значительной части социалистической и либеральной
интеллигенции, писал о бесперспективной социалистической революции в культурно
отсталой России.
Вроде
бы длительные годы тоталитаризма и господства в СССР командно-административной
системы, поправших идеалы демократии и оказавшихся неспособными добиться
главного условия победы над капитализмом - более высокой производительности
труда, подтверждает правоту оппонентов Ленина. Приходится ведь признать, что социализм
как социальная система, как организация общественного устройства построен так
и не был.
Но
я хотел бы напомнить о действительной позиции самого Ленина, чтобы
опровергнуть некоторые распространенные мифы, которые используются нынешними
"демократами" для его шельмования.
Как
известно, В.И.Ленин неоднократно подчеркивал, что в некультурной стране
социализм построить нельзя, поскольку он может явиться лишь результатом
сознательной деятельности широких трудящихся масс, овладевших современной
культурой. Поэтому Ленин, отвергая выдумывание некоей особой пролетарской
культуры, писал о необходимости "соединения победоносной социалистической
революции с буржуазной культурой", чтобы "достигнуть уровня
современных цивилизованных государств". (Это на заметку тем, кто обвиняет
Ленина в том, что он "свернул" Россию с пути мировой цивилизации).
Без этого, утверждал он, социализм останется мертвой буквой и пустой фразой. В
этой связи он и выдвинул задачу длительной, на ряд десятилетий культурной
революции в качестве необходимого условия развития общества по
социалистическому пути.
В.И.Ленин
был убежденным сторонником мировой революции, до которой, считал он, оставалось
10-15 лет. Тезис о том, что он пересмотрел позиции Маркса, обосновав
возможность победы социализма в одной отдельно взятой стране, - это миф,
созданный уже после смерти Ленина Сталиным для оправдания отказа от программы
НЭПа. "Само собой понятно, - говорил Ленин на конгрессе Коминтерна в конце
19-го года, - что окончательно может победить только пролетариат всех
передовых стран мира". Революция же в России - лишь прорыв фронта
империализма, лишь начало мировой революции, в результате которой трудящиеся
развитых стран будут "показывать нам, как это надо делать". Но начало
- не построение и не победа.
Можно
упрекать Ленина, что он преувеличил революционную готовность трудящихся Запада
и не увидел способность капитализма к маневрированию и модернизации. Но
обвинение его в недооценке роли культуры и опасности перерождения
социалистической идеи, которой чревата культурная отсталость, равно как и
попытки преодоления ее наскоком, а тем более командными методами, мягко говоря,
несправедливы.
Еще
один миф состоит в утверждении, что Ленин требовал передачи всех дел
управления политической, хозяйственной и культурной жизнью страны чернорабочим
и кухаркам. Можно предположить, что сегодняшние "завлабы" не знают
историю. Но уж эмигрантские публицисты 20-х годов, выпустившие эту
"утку", конечно же, понимали, что выражение Ленина о "каждой
кухарке" родилось в противовес пресловутому закону о "кухаркиных
детях", ограничивавшему до революции доступ "низших" сословий к
образованию. К тому же сам Ленин тут же разъяснял: "Мы не утописты и,
конечно, прекрасно понимаем, что с сегодня на завтра каждая кухарка управлять
государством не сможет". Мы, - писал он, - ставим вопрос о необходимости
обучения всех трудящихся управлению, дабы оно перестало быть привилегией
"избранных" слоев. Но для этого нужно не только политическое
просвещение, но и освоение культуры, ибо "безграмотный человек стоит вне
политики", но и "на одной грамотности далеко не уедешь". Путь
трудящихся к культуре Ленин видел не в просветительстве, вернее, не только в
просветительстве, а прежде всего в развитии творческой инициативы трудящихся,
их способности самостоятельно мыслить и действовать - "культурно
хозяйствовать", "культурно торговать" (это опять-таки на заметку
нынешним "демократам" о ленинском взгляде на рыночные отношения,
противоположном насаждаемой ими практике, идеологии, психологии дикого рынка и
бескультурной торговле) Ленин главную задачу видел в пробуждении у трудящихся
внутренней потребности в культуре через настойчивое, повседневное вовлечение в
активную сознательную социальную деятельность каждого человека.
Это
вот "каждого" очень существенно для ленинской позиции. Конечно же, в
революции в первую очередь он апеллировал к массам к тому же нельзя забывать,
что 74% населения страны было неграмотным, а "образованные слои",
включая офицеров и чиновников, составляли всего 1%. Но, говоря о культуре,
Ленин постоянно подчеркивал, что она должна стать достоянием каждого,
"войти в плоть и кровь", чтобы каждый сознательно мог участвовать в
создании нового мира. Это уже потом извращениями сталинщины люди были объявлены
"колесиками и винтиками", обезличенными "кадрами", которые
странным образом "решали все", хотя и оказывались легко заменяемыми.
Ленин же подчеркивал уникальность талантов, которыми богата Россия, и
необходимость искать и пестовать талантливых людей.
Конечно,
далеко не всем ленинским идеям и поставленным целям суждено было осуществиться.
В эйфории первых побед не была достаточно учтена инерция массовой стихии,
опасность люмпенизации, создававшая условия для жестокости
ультра-р-революционной чрезвычайщины, которая, в свою очередь, усугубляла
люмпенизацию, с одной стороны, и отторжение от революции значительной части
образованных людей - с другой. Было допущено немало ошибок, связанных с
кардинальной ломкой вековых традиций и жизненных укладов народов. Совершенно
очевидно, что обожествление Ленина, вождя и великого политика, - но человека же
! - недопустимо и вредно. Вместе с тем, надо признать, что в последних своих
статьях, известных как его "завещание" и, по сути дела, целиком
посвященных проблемам культуры или непосредственно связанным с ней, Ленин уже
видел и критически анализировал многие просчеты. Он высказывал в этих статьях
огромную тревогу именно в связи с плохой организацией культурной работы,
усматривая в этом угрозу революции и всему делу социализма. Он напрямую
связывал с этим такие пороки, как взяточничество, бюрократизм, национализм и
другие симптомы реставрации.
Приходится признать, что в своих опасениях Ленин во
многом, увы, оказался прав. Хотя предпринимаемые ныне попытки вообще отрицать
огромные достижения советской культуры - беззастенчивая ложь. Но еще большим
подтверждением правоты Ленина - правда "от противного" - является
направленное разрушение культуры нынешними реставраторами капитализма -
"новыми русскими" и теми, кто называет себя "демократической
интеллигенцией".