Равное партнерство?
Начало Вверх

Равное партнерство?

Почему рабочие профсоюзы поддерживают "коллективную собственность"

Рич Лесник и Малик Миах

У нас в  "Юнайтед Эйрлайнс" полным ходом идет перестройка. Принят к действию так называемый ЭСОП - шестилетний план акционирования компании и превращения ее в собственность трудового коллектива. Всем нам скоро предстоит стать совладельцами родной фирмы и воодушевлять себя тем, что это звучит гордо.

Перемены уже наблюдаются немалые. Например, отроду не ступала нога наших высших боссов на собраниях низового профсоюзного актива. А недавно сам генеральный директор "Юнайтед" Джеральд Гринуэлд пришел на встречу трехсот профоргов регионального отделения и так проникновенно говорил о том, что все мы теперь "равные партнеры" в "новой Юнайтед Эйрлайнс", что хотелось заплакать от умиления.

Но давайте посмотрим конкретнее , что дает нам хваленая "общая собственность". Будет ли она означать, что реально возрастет участие тружеников в управлении компанией, как заявляют лидеры двух ведущих профсоюзов - летчиков и работников технических служб, которые первыми поддержали ЭСОП? Защитит ли нас новый план  от безработицы? Наконец, была ли этому ЭСОПу какая-то альтернатива?

Фактически по плану трудовому коллективу достаются 55 процентов обесцененных акций компании и ее долги, которые составляют 4,9 миллиарда долларов. Теперь этот груз будет переложен на плечи всех работающих. В результате подобного акционирования, как подсчитано,у членов профсоюза работников технических служб (IAM)  за  шесть лет на 14,7 %  снизится  заработная

_____________

Рич Лесник и Малик Миах -- механики и профсоюзные активисты регионального отделения "Юнайтед Эйрлайнз". Сан-Франциско

плата, плюс к тому нам придется смириться с потерей оплаченного получасового ланча. Летчиков ждет аналогичный сюрприз- их заработок снизится за тот же период на 15,7 %. Рабочие, не состоящие в профсоюзе, потеряют в  общей сложности 8,25% доходов. Как заявляют нам руководители администрации, это неизбежные жертвы, призванные удешевить стоимость труда в "Юнайтед" в среднем на 14%.

Взамен на эти огромные уступки два наших профсоюза обретают почетное право представительствовать на управленческом Олимпе - в двенадцатиместном Совете директоров. Понятно, что там будут заседать главные профсоюзные лидеры. Рядовые же члены получат во владение акции ЭСОПа. с которыми мы сможем делать что угодно: например, продать ( если найдется желающий их купить, что большой вопрос) или накапливать на старость . О реальной их стоимости к тому времени можно только гадать на кофейной гуще.

Так что же все-таки означает для нас ЭСОП? Уже из сказанного ясно, что он узаконивает снижение уровня зарплаты "гордых собственников" в обозримом будущем и, что еще более важно, оформляет качественно новую стадию. сотрудничества профсоюзов с администрацией.

Мы убеждены, что ЭСОП знаменует поворот к тред-юнионизму со всеми неизбежными последствиями. Вместо того чтобы отстаивать права трудящихся, бороться за улучшение условий труда и его справедливую оплату,  профсоюзы теперь вынуждены будут свести свою роль к пособничеству в решении административных задач. Ведь мы ныне играем с администрацией "в одной команде" и бороться должны не за права своих членов, а за лучшее использование "наших общих инвестиций". Как поведут себя профсоюзы, если  "в интересах общего дела" потребуется проявить прямое принуждение по отношению к каким-то работникам? Если понадобится подавить чье-то недовольство или возмущение? Рано или поздно мы это узнаем. Но уже сегодня в нашем отделении  от представителей администрации слышны речи , что членам поддержавшего ЭСОП профсоюза следует "работать лучше".

Но почему же все-таки руководители двух важнейших в компании профсоюзов пошли на принятие плана?

Ответ на это простой: ЭСОП был ими воспринят как наименьшее из зол, ожидающих "Юнайтед". Профсоюзные лидеры поверили в то, что верхушка администрации вправе распорядиться судьбой терпящей убытки компании как вздумается - продавать по частям ее имущество, сокращать различные службы. А наши рабочие вожди и не надеялись дать достойный отпор подобным действиям.

Отправленный недавно в отставку бывший Генеральный директор "Юнайтед" Стефен Вулф, кандидатура которого в свое время была поддержана одним из профбоссов Фрэнком Лоренцо, постоянно требовал от профсоюзов крупных уступок, угрожая в противном случае пустить имущество с молотка. Он уже начал продавать бортовые кухни и пугал , что на очереди цеха по производству двигателей. По его инициативе решено было "сэкономить" на плановых капитальных ремонтах нескольких самолетов.

Против этого самоуправства в конце концов восстала местная администрация, но не профсоюзные лидеры, которые попросту струсили и не помышляли об организации решительного протеста. Бессильными они оказались и перед махровой демагогией Вулфа, который заявлял, что труд работников компании оплачивается слишком высоко и это, мол, приводит к потере нашей "конкурентноспособности" в сравнении  с более дешевой по рабочей силе "Саусвест" . Между тем достаточно было небольших расчетов, чтобы доказать, что труд рабочих и специалистов оплачивается у нас даже ниже, чем в "Саусвест", а значит, проигрываем мы за счет высоких окладов административного персонала.

Таким образом лидеры IAM поддержали ЭСОП как единственно верное в нынешних обстоятельствах решение. Они посчитали , что в условиях нестабильной экономики и перед лицом глобальных проблем, обступивших компанию, это для нас единственная возможность сохранить работу.

При этом не обсуждался тот факт, что "коллективно приватизированная" "Юнайтед" столкнется с теми же глобальными проблемами, с которыми столкнулась "Юнайтед", принадлежащая "большому бизнесу". И не случайно новый Генеральный директор Джералд Гринуэлд, выступая перед региональным низовым активом, дал понять, что администрации , возможно, придется пойти на сокращение каких-то производственных звеньев.

Пока же новое руководство всячески подчеркивает намерение сотрудничать с "новыми собственниками". В порядке аванса найдена загрузка для временно оставшихся не у дел и вынужденных уйти в отпуска некоторых механиков.

Теперь основные усилия администрация направила на пропаганду ЭСОПа среди членов третьего крупнейшего профсоюза - объединяющего летный обслуживающий персонал. Есть надежда, что и здесь будет достигнуто взаимопонимание, - осталось согласовать некоторые частные вопросы, касающиеся работников зарубежных летных баз нашей компании. Когда к ЭСОПу примкнут члены третьего профсоюза, ряды его сторонников увеличатся с 54000 до 78000.

За последние три года убытки компании составили 1,3 миллиарда долларов. "Новая Юнайтед" уже принесла 55 миллионов прибыли. И это только начало. Прибыль будет расти, потому что ЭСОП рассчитан на постоянное удешевление рабочей силы. Так, в октябре начал регулярные рейсы новый самолет "Шатл от Юнайтед", и маленькая подробность состоит в том, что пилоты на этих рейсах должны за прежнюю плату налетать больее число часов.

Тем не менее скромные экономические успехи длят медовый месяц профсоюзно-административной любви.

В то же время не все так уж гладко, и многие рабочие не скрывают недовольства. При голосовании в нашем профсоюзе за ЭСОП было подано 54% голосов, однако большинство механиков голосовало против плана (помимо механиков, в IAM состоят рабочие багажных служб, чистильщики салонов, некоторые кухонные рабочие и др.) Более однородный по составу и объединяющий только летных механиков союз (AMFA) сейчас старается "перетянуть" к себе членов IAM, и весьма успешно: из 12000 механиков 7500 уже перешли в AMFA. Последний аргументирует свою оппозиционность к "генеральной линии" тем, что в IAM интересы механиков ущемляются и за их счет растет заработок менее квалифицированных работников. Таким образом фактически были куплены голоса в поддержку ЭСОПА. Идя по этому пути, можно растерять те достижения, которые завоеваны благодаря рабочей солидарности и твердости в борьбе. Так, механики на крупнейших линиях "Юнайтед" оплачиваются сегодня выше всех аналогичных специалистов в отрасли. В том, что многие механики сейчас поддерживают оппозиционный AMFA, надо видеть не амбиции "рабочей аристократии", а нежелание трудящихся поддерживать шулерский по своей сути ЭСОП.

Недовольны и пилоты. После того как  их профсоюзный комитет одобрил ЭСОП, рядовые члены профсоюзы провели голосование и приняли новый порядок, в соответствии с которым теперь важнейшие решения комитет должен будет выносить на суд всего профсоюза. Сам комитет через две недели после одобрения ЭСОПа проголосовал за переизбрание своего председателя Роджера Холла, одного из главных "прорабов" нашей перестройки. Теперь уже Холлу не придется заседать в синклите высших управленцев на Совете директоров. Надо заметить, что за Холлом уже числились кое-какие грехи, связанные с мманипуляцией членскими взносами, однако ЭСОП в его прерванной карьере послужил последней каплей.

Так или иначе, а несомненно одно: рано или поздно медовый месяц закончится. И администрация вернется к прежней политике выжимания соков из тружеников в погоне за максимальной прибылью. И вся разница между режимами Гринуэлда и Вулфа сведется к присутствии в высоких креслах профсоюзных боссов. И еще вопрос, как поведут себя эти заступники, когда встанет вопрос о новых жертвах сос тороны простых тружеников.

Чтобы защитить свои рабочие права, мы должны развеять лживый миф о "равном партнерстве", миф, в который так хочет заставить нас верить Генеральный директор Гринуэлд. Наши профсоюзы не должны превратиться в орудие администрации, с помощью которого нас заставят работать на тридцать процентов больше, а зарплату получать все ту же...

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020