ТРОЦКИЙ - ЕГО ВРАГИ И ДРУЗЬЯ И СОВЕТСКИЙ КРИЗИС
Кокс Михаил - преподаватель отделения
политики Королевского Университета, Белфаст. Статья перепечатывается из журнала
"Critique" No. 26, 1994.
Введение
У этой короткой статьи о Троцком мало претензий.
Основная ее задача - дать простое распределение по направлениям, в которых его
идеи интерпретировались и искажались на Западе. Если в этой статье и есть
некоторые интеллектуальные утверждения, то они заключаются в попытке
восстановить то, что постоянно пропускали в идеях Троцкого: аргумент,
повторяемый им по разным поводам (в действительности он лежит в основе его
критики социализма в одной стране), что в той форме, которую СССР принял к
концу тридцатых, он в конечном итоге был обречен. Выброшенный в мусорный ящик
истории более чем на 40 лет, этот тезис - абсурдный даже для троцкистов,
которые монотонно бубнили о достижениях рабочих государств, - кажется, стоит
сейчас отряхнуть от пыли и рассмотреть заново. Как я покажу, несмотря на то,
что Троцкий не самым лучшим образом аргументировал этот тезис, абсолютная
неудача сталинизма как системы свидетельствует, что его прогноз советского
будущего, - того, что фактически у этой системы нет будущего, - был в меньшей
степени интеллектуальной ошибкой и в большей - блестящим пониманием противоречий
СССР.
Интерпретации Троцкого
Схематически работы на Западе по Троцкому, могут
быть в основном распределены по 5 категориям: работы сталинистов; ортодоксальных
троцкистов; критикующих, но симпатизирующих; скептиков и наконец,
антиутопистов, обвиняющих Троцкого в фатальной болезненности отрыва от
реальности. Давайте разберемся со всеми по очереди.
Сталинисты
Исторически СССР оказал громадное влияние на левых
в капиталистическом мире. Результатом было то, что громадное большинство
западных марксистов традиционно "воспитывались" как в недоверии
Троцкому, так и в противоположности его идеям. Конечно, ситуация не оставалась
стабильной. Например, до пятидесятых годов для коммунистов было вполне
нормальным расценивать Троцкого и его последователей как контрреволюционеров и
обходиться с ними соответствующим образом. С десталинизацией этот особый
взгляд стал политически неопределенным - соответственно, и атака должна
принять более утонченные формы. Однако основное намерение осталось тем же:
дискредитировать взгляды Троцкого и таким образом гарантировать сохранность
привязанности левых марксистов к СССР. В этом отношении антитроцкизм выполнял
важную политическую функцию в борьбе Советского Союза за сохранение контроля
над западными левыми.
Целое
поколение марксистов на Западе было таким образом снабжено политической линией,
главной задачей которой была не столько поддержка дебатов, сколько демонстрация
очевидных ошибок русского троцкизма. Поскольку Троцкий, как это указывалось в
одной из типичных советских публикаций, существенно расходился с Лениным по
всем основным вопросам - при необходимости приводились доказательства этого, -
то он в действительности вовсе не был марксистом (см. 1). Как считает один из
наиболее искушенных западных коммунистов (специализировавшийся на борьбе с
троцкизмом), хотя Троцкий и "играл положительную роль" в ранние годы
революции, он страдал от одного существенного изъяна - "фаталистического
оптимизма", отклонения, которое привело его к преувеличению возможности
революции в капиталистическом мире (см. 2). Лоизос Микаил атаковал еще более
серьезный изъян в интеллектуальной броне Троцкого: его теорию перманентной
революции, Микаил настаивал на том, что эта так называемая теория не представляла
ни серьезного анализа социальных условий России, ни введения собственно в
революционную практику 1917 года (см. 3). И действительно, согласно Мавракису
(которого маоизм привел к проведению в литературе одной из наиболее злобных
атак на Троцкого и троцкизм) теория была как ошибочной, так и опасной:
ошибочной потому, что она смешивала "демократический" и
"социалистический" этапы русской революции, а опасной потому, что
она базировалась на недооценке роли крестьянства (см. 4).
В
его анализе, однако, принципиальные возражения Троцкому носили в меньшей
степени теоретический и в большей практический характер и в конечном счете
вращались вокруг дела построения социализма в одной стране. Из этого логически
вытекало все остальное, включая антогонизм между Троцким и его различными
просоветскими критиками, касающейся того, что было достигнуто - или достижимо -
в отсталой России, исторической роли Сталина, и в конце концов, разумеется,
вклад СССР в борьбу с капитализмом на мировом уровне. В каждом из этих
положений Троцкий, по мнению его политических врагов, ошибался. Социализм, который
они отстаивали, был успешно построен в России под руководством Сталина. И,
несмотря на недостатки, то, что было достигнуто,вдохновляло угнетенных и
эксплуатируемых в остальном мире. Таким образом, будучи далекой от
предательства - как это утверждал Троцкий - революции, так называемая
бюрократия, которая его так раздражала, в действительности продвинула революцию
вперед, более того, делала это в страшно тяжелых условиях (см. 5).
Ирония состояла в том, что критика
Троцкого осложнялась одной простой проблемой: фактом, что ортодоксальные
троцкисты, несмотря на свое противостояние сталинизму, верили в необходимость
для революционеров защищать рабочее государство. В этом смысле противостояние
между коммунистическим движением и движением, вдохновляемым Троцким, не было
абсолютным. И те и другие в конце концов защищали СССР от его капиталистических
противников. Более того, они соглашались, что советская экономическая система
во многих отношениях превосходит то, что предлагается на Западе. И
действительно, к шестидесятым годам реальная суть спора между троцкистами
(такими, как Мандель) и некоторыми представителями коммунистического движения,
менее настроенными просталински, меньше проявлялись в отношении к
социально-экономическим достижениям Советского Союза, чем к тому, что
троцкисты определяли как малодушную внешнюю политику Москвы (см. 6).
Фактически, ко времени, когда еврокоммунисты в 70-е годы вступили в борьбу,
различие между коммунистическими партиями и их критиками в лице левых
троцкистов в основном состояло в трактовке неудачной политики СССР в
интернационализации левого движения.
Ортодоксальный троцкизм
Троцкому
никогда не удавалось приобрести существенную опору в народе в передовых
капиталистических странах. Хотя среди интеллектуалов он сумел достичь
определенного влияния. В конце тридцатых и затем в шестидесятых его идеи (не
говоря уже о романтическом и трагическом образе самого Троцкого) оказались
привлекательными для большого числа людей, отошедших от капитализма, но не
принявших и реальности сталинизма в СССР (см. 7). Однако жизнь в троцкистском
движении была определенно не для трусливых. Бесконечная череда митингов, развал
личной жизни и неизбежная отрезанность от "нормального" общества
обычно собирали свою дань, в результате политическая жизнь среднего троцкиста
никогда не бывала очень долгой. Меньшинство, которое выживало, обычно находило
впоследствии некоторые "принципиальные" основания для формирования той
или иной фракции или тенденции, или даже создания своей собственной отдельной
организации. Фактически, история троцкизма была историей все больших и больших
разногласий между все меньшим числом людей. Все утверждали, что их и только их
группа была единственной идейной наследницей Четвертого Интернационала,
созданного в 1938 году (см. 8).
Принципиальной
целью ортодоксального троцкизма было не развитие идей Троцкого, но главным
образом их охрана. Теоретики троцкизма по сути играли историческую роль священников;
их главной функцией было скорее подтверждение основных истин, установленных
Троцким, чем обсуждение их и поиск приложения для них. Нововведения не
одобрялись, поскольку они могли вести к атакам на само идейное ядро, дававшее
движению единство. Более того, наиболее ортодоксальные троцкисты действительно
верили, что проведенный Троцким анализ сталинизма не может быть улучшен. Даже
такой довольно неортодоксальный и влиятельный марксист, как Андерсон
согласился с тем, что " интерпретация Троцким ..... сталинизма до сего
дня" осталась "наиболее связным и развитым исследованием феномена в
марксистской традиции" - взгляд , несомненно, подтверждаемый его более
ортодоксальными соратниками по троцкистскому движению (см. 9).
Таким образом, в течение 50 лет троцкисты
проводят одну и ту же линию в отношении СССР, которая была преложена Троцким в
"Преданной революции" в 1937 году; а именно - в результате изоляции и
отсталости Советского Союза новая бюрократическая страта прибрала к рукам сначала
партию большевиков, а потом и саму революцию. Однако хотя эта страта
паразитировала на рабочем классе, она не была "новым классом" в
марксистском понимании по той простой причине, что она не владела средствами
производства. Действительно, в силу своего положения она была вынуждена
защищать "завоевания" Октября, - в частности, формы национализированной
собственности, возросшие в СССР после 1917 года. Что и поставило бюрократию в
высшей степени в противоречивую позицию. С одной стороны, она должна была
защищать себя от рабочего класса, от которого она получила власть. С другой -
она была вынуждена охранять новые исторически прогрессивные отношения
собственности, возникшие в Советском Союзе. Соответственно, ее роль не была
полностью лишена исторических достоинств. Пусть несомненно реакционная и
склонная к репрессиям, новая бюрократия не имела другого выбора кроме защиты
экономических основ нового строя; строя, который, несмотря на сталинскую
суперструктуру, все обладал социальной и экономической базой, теоретически
превосходящей капиталистическую.
Теория
сталинизма Троцкого была, как отметил Карло, стартовой точкой почти всех
критических марксистских дискуссий по Советскому Союзу (см. 10). Все же его
анализ оставил возможности для ряда обвинений в адрес Троцкого и его
последователей. Вероятно, одним из наиболее очевидных было обвинение в
двусмысленности. Домашняя бюрократия, по Троцкому, играет двойную роль, однако
бюрократию за границей он считает полностью реакционной (см. 11). Если говорить
более серьезно, то его обсуждение советской системы было очень близко к
апологетике. В конце концов, если Советский Союз скорее рабочее, чем буржуазное
государство и, согласно Троцкому, делает большие экономические успехи, то не
подразумевает ли это чего-то прогрессивного в сталинизме (см. 12)? И
действительно, если этого не было, то почему троцкисты продолжали защищать
СССР? Некоторые обходятся с этой дилеммой с помощью техники простого игнорирования
проблемы. Другие (в число которых нужно включить Дойчера) допускают, что
действительно было нечто, " исторически" прогрессивное в сталинизме
(см. 13). И хотя аргументы Дойчера официально отвергнуты последователями
Троцкого, похоже на то, что последние фактически разделяли точку зрения Дойчера
(см. 14). Не столь удивительно, что первым автором идеи о прогрессивности СССР
(по крайней мере о прогрессивном внутреннем развитии) был сам Троцкий. В этом,
возможно, великая ирония троцкизма. Создание революционером, очевидно
противостоящим сталинизму, движение могло быть легко развернуто для обеспечения
базы для критической защиты советской системы.
Симпатизирующие критики
Возможно,
наиболее интересную группу западных комментаторов Троцкого составляют те, кто,
хотя и симпатизирует делу его жизни, ставят под вопрос его интерпретацию
сталинизма. Этой довольно разнородной группой осуществлен ряд публикаций: одна
их часть связана с пониманием Троцким большевизма и отношениями между
большевизмом и сталинизмом.
Троцкий,
как нам известно, стал в двадцатые и тридцатые годы некритичным поклонником
"ленинизма", подчеркивая, во-первых, то, что он был не прав в своем
противостоянии Ленину по проблеме организации до 1917 года, и , во-вторых, то,
что, далеко не являясь логическим результатом ленинизма, сталинизм был его
полной противоположностью. Связь Троцкого с ленинизмом и его анализ ленинизма
подвергались критике по ряду причин. Во-первых, согласно Уистригу (см. 15),
Троцкий, точно распознав диктаторскую склонность в большевизме до 1917 ,
совершил критическую ошибку, когда превратился в лениниста после революции. В
результате он не только забыл о своих предыдущих атаках на большевистскую
авторитарную практику, но, казалось, сам ее усвоил. Более того, принятие им
ленинизма означало, что он оказался не в состоянии установить одну из главных
причин последующего вырождения революции. Как утверждает Ластич (см. 16),
проведенный Троцким анализ (и борьба против) советской бюрократии всегда
заключал в себе непонимание Троцким того, что семена сталинизма были посеяны
ьольшевистской партией между 1917 и 1921 , - точка зрения, которая также
высказывалась в более точной форме одним из крупнейших почитателей Троцкого -
либеральным марксистом Виктором Сержем (см. 17).
Второе
направление критики Троцкого сосредоточено в меньшей степени на его отношении
к ленинизму и в большей - на его политических суждениях. Конкретно - ему
приписывают две фатальные ошибки в его борьбе со Сталиным, которые
содействовали конечному триумфу Сталина. Первая - его неудача в 1923 году в
попытке сместить Сталина. Это, по мнению многих комментаторов, наложило печать
на судьбу революции. Утверждают, что вооруженный ленинским
"завещанием" Троцкий должен был действовать решительно и
воспрепятствовать Сталину укреплять свой контроль над партийным аппаратом (см.
18). Его более существенной ошибкой , однако, стало то, что он в двадцатые годы
неверно определил "главного" врага. Настаивая на том, что
принципиальной опасностью после 1923 года стала "реставрация
капитализма", Троцкий - как утверждают - не только преувеличил опасность
справа, но недооценил весьма реальную и более важную угрозу, исходящую от
Сталина. Вдобавок его опасения правых сделали невозможным его блок с Бухариным
в конце двадцатых для того, чтобы предотвратить конечную победу Сталина (см.
19). Действительно, поскольку у Троцкого (как и у многих из его стронников)
была, как это назвал один комментатор, "термидорианская пчела" под
шляпой, они были готовы к критической поддержке Сталина, когда он повернул
против правых и направил экономическую политику партии влево (см. 20).
Некоторые бывшие представители левой оппозиции (хотя не сам Троцкий) даже
вернулись в партию в 1930 и 1931 годах, поскольку они полагали, что Сталин
теперь ведет верную экономическую политику (см. 21).
Третий
вопрос, поднятый критиками Троцкого, связан с его зрелой характеристикой
сталинизма как рабочего государства. Это было определение, которое они не могли
поддержать. Основное возражение было политическим. Как, спрашивали они, можно
назвать СССР рабочим государством, если сами рабочие эксплуатируются своими
новыми хозяевами - бюрократией? Более того, если рабочие угнетаются в Советском
Союзе, почему социалисты должны защищать такую систему, аргумент, приобретший
еще большую силу в 1939-40 годах, когда СССР вторгся в Финляндию и расчленил
Польшу. Это, в свою очередь, заставило критиков Троцкого заинтересоваться тем,
не является ли бюрократия не просто паразитическим слоем, но правомочным
классом? Напомним, что Троцкий отказался характеризовать бюрократию как класс
на том основании, что она не является законным собственником средств производства.
Его оппоненты рассматривали это отличие как чисто семантическое. Хотя
советская бюрократия и не владела средствами производства, она по меньшей мере
"контролировала" их. Отказ Троцкого использовать термин
"класс" был, таким образом, просто формальным.
За
этой междоусобной дискуссией лежал, конечно, более серьезный вопрос:
установить, насколько выродилась русская революция и что общего (если вообще
что-то) имеет СССР с делом социализма? Троцкий четко утверждал, что, несмотря
на сталинизм, в советской системе еще было кое-что "пролетарское".
Напротив, его критики отрицали это, утверждая, что сталинизм разрушил все
связи, которые СССР когда-либо имел с делом рабочего класса. Как отметил Шахтман
в своей знаменитой статье 1943 года: "Сталинская реакция, причины и курс
которой столь блестяще и ранее других отслежены Троцким, означала
систематическое обрубание каждого пальца, с помощью которого рабочий класс
контролировал свое государство" (см. 22).
Естественно,
отвергая тот аргумент Троцкого, что СССР был рабочим государством, его критики
начали искать другие способы характеризовать сталинизм. Некоторые, подобно Рае
Дунаевской и позже Тони Клиффу, пришли к заключению, что в России возникла новая
форма "государственного" капитализма , при котором рабочие
отчуждались системой, управляемой логикой накопления (см. 23). В свою очередь
эту позицию отвергал Щахтман, который утверждал, что СССР не был ни рабочим, ни
капиталистическим государством, но формой бюрократического коллективизма
(термин, главная сила которого заключается в том, что Шахтман никогда точно не
определял, что означает) (см. 24). Затем Берхэм сделал еще один шаг и получил
самое ревизионистское заключение из всех: что неудача социализма в СССР
доказывает его невозможность где-нибудь еще. Капитализм может быть и обречен,
как полагал Троцкий. Но это не означает, что за ним последует социализм.
Таким образом , согласно Берхэму, ошибкой была не просто характеристика Троцким
СССР, но его вера в возможность бесклассового общества (см. 25).
У
Троцкого было мало проблем с отражением ударов критиков, подобных Шахтману и
Дунаевской. Поскольку ни порознь, ни вместе они не предлагали серьезной
реальной теоретической альтернативы. Однако, эта дискуссия, в большей степени
носившая обвинительный характер, имела нехорошие последствия. Наиболее
очевидным было то, что она заталкивала Троцкого и его последователей в
жестокую идеологическую форму, из которой они никогда не выберутся. Она также
придавала дискуссиям по сталинизму в высшей степени сектантский характер. Таким
образом, то, что начиналось как потенциально плодотворный диалог левых о природе
социализма, вскоре трансформировалось в бесплодную схватку между
идеологическими соперниками, которые не слушали своих оппонентов и которых не
интересовало, что их оппонент скажет.
Скептики
Несмотря
на сдержанное отношение к теории сталинизма Троцкого, многие его критики явно
оценивали Троцкого как серьезного, хотя и поставленного в тупик, оппонента
Сталина, который внес важный интеллектуальный вклад в понимание левыми СССР. Даже
социал-демократы, такие, как Ирвинг Хоув, признавали, что Троцкий был
"фигурой героического величия", создавший реальный полюс оппозиции
Сталину (см. 26). Были, однако, и другие, у которых были свои сомнения.
Во-первых,
было много таких - от анархистов слева до консервативных правых, - кто ставил
под сомнение действительные отличия Троцкого от Сталина. В конце концов,
указывали они, Троцкий верил в диктатуру пролетариата и поддерживал ее, что
после 1917 года означало диктатуру одной партии (см. 27).
Когда
у него была власть, Троцкий был так же авторитарен, как и Сталин, о чем
свидетельствует его противодействия рабочему контролю, его обращение с крондштадтцами
и поддержка им милитаризации труда (см. 28). В двадцатые годы он также не
делал реальных усилий по выходу из партии для того, чтобы бросить вызов
Сталину, демонстрируя тем самым, что он разделяет мировоззренческие взгляды
своего противника.
Более
того, Троцкий и его левая оппозиция, как было доказано, действительно
обеспечивали Сталина экономическими аргументами, использованными для того,
чтобы обосновать коллективизацию и пятилетние планы после 1929 года. Конечно,
левые не могли защищать террор как способ достижения экономической
трансформации России, однако их политика вела именно туда. Как отметил Ноув,
левые, подобно Сталину, верили в "быструю индустриализацию... и придавили
крестьян ценовой структурой, что должно было позволить создать государственные
накопления. Они еще не были готовы к тем размерам принуждения, которые потребуются,
если эта политика будет приведена в действие" (см. 29).
Перейдем
отсюда к последнему и вероятно наиболее мощному оружию в интеллектуальном
арсенале скептиков: Николаю Ивановичу Бухарину. Согласно Коэну, не Троцкий, а
Бухарин выдвинул наиболее последовательную программу, альтернативную
сталинизму. Таким образом, тот взгляд, что Троцкий был главным оппонентом
Сталина, или (цитирую Дойчера) " представительной фигурой досталинского
коммунизма и предвестником послесталинского коммунизма", оказывается
"серьезным недоразумением" (см. 30). Скорее Бухарин, чем Троцкий, был
истинным интерпретатором последних зрелых идей Ленина. Именно Бухарин
предложил экономическую альтернативу сталинизму. Это Бухарин, а не Троцкий
планировал более разумный эволюционный маршрут для России. Более того,
согласно Коэну, именно "бухаринская точка зрения и строй типа НЭПа,
который тот защищал", могли составить " реальную альтернативу
сталинизму после Сталина" (см. 31).
Реалисты
Скептики
сомневаются, представлял ли Троцкий реальную альтернативу Сталину; с другой
стороны, реалисты обвиняют его в недостаточной обращенности к основным фактам
действительности. В результате он был обречен попасть в тот же самый мусорный
ящик истории, в который он на словах отправил меньшевиков в 1917 году.
Недостаток
реализма у Троцкого принимал, согласно его критикам, ряд форм. Наиболее
очевидно то, что у него, как и - косвенно - у партии большевиков, была
безнадежная оптимистическая уверенность в перспективах мировой революции после
1917-го. Клаудин, один из теоретиков еврокоммунизма в 70-е годы, с особой
силой отстаивал эту точку зрения в своем широко известном исследовании
международного коммунистического движения. Будучи далек от "
умирания", западный капитализм, согласно Клаудину, после первой мировой
войны все еще обладал большими резервами для того, чтобы быть привлекательным.
Большевики в 1917, а позже также и Троцкий, переоценили " проникновение
реформизма в среду западного пролетариата". Сталин, напротив, обладал по
крайней мере основным пониманием трудностей, с которыми сталкивалась Россия, и
в своей незрелой, прагматичной манере осознал то, что более талантливый Троцкий
понять не мог: "относительную автономность советской революции по
отношению к мировой революции". Таким образом, хотя доктрина построения
социализма в одной стране может рассматриваться как националистический уклон,
она по крайней мере имела скорее реалистическое, чем романтическое основание
для оценки революционного потенциала международной системы в годы между
войнами (см. 32).
Второй
областью, в которой Троцкий проявил недостаток реализма - вновь в отличие от
Сталина - оказалась его неспособность отбросить определенные базовые
утопические предположения, заключенные в марксизме. Попросту говоря,
отстаиваемый им марксизм, по мнению многих комментаторов, просто не мог работать
в отсталой России, если вообще где-нибудь мог работать. Равенство было
прекрасно в теории, но на практике оно не могло служить людям достаточным
мотивом для напряженной работы. Советская демократия могла быть политически
желанной, однако она не была экономически функциональной. И хотя
интернационализм был прекрасной вещью, патриотизм больше подходил для того, чтобы
объединить и мобилизовать людей (см. 33).
И
наконец, по мнению "реалистов", у Сталина - скорее, чем у Троцкого -
был ясный ответ на наиболее важный вопрос из всех: конкретно, как может СССР
выбраться из своей отсталости и создать основы мощного государства, которое
может развиваться в условиях капиталистического окружения? Сталин действительно
мог предать революцию в процессе модернизации СССР. И это было неизбежным и
существенным: неизбежным, поскольку никакая революция не может дожить до своих
утопических устремлений (см. 34); а существенным потому, что индустриализация
России требовала жертв, с одной стороны, и сильного государства, с другой.
Более того, не обеспечило ли поражение нацистской Германии и восстановление
СССР после войны оправдания задним числом сталинской политики? В свете
современных исторических свидетельств такой рационализм кажется по меньшей
мере спорным. Однако для большей части послевоенного периода это было более или
менее допустимая мудрость. Действительно, стоит напомнить, что, когда Ноув
ответил утвердительно на свой же риторический вопрос: "Был ли Сталин
действительно необходим?", мало кто из западных аналитиков оказался готов
с ним не согласиться (см. 35).
Новое постижение Троцкого
Широкая
дискуссия по Троцкому явно свидетельствует о его исторической и теоретической
значимости. Вероятно, ни один другой марксист двадцатого века не вызывал таких
обширных и горячих дебатов. Однако мы увидели, что эта дискуссия часто давала
больше жара, чем света. Как признано, критиками Троцкого было поднято несколько
важных проблем: его неясное отношение к большевизму, его странное мнение, что
Бухарин более опасен, чем Сталин, и , конечно, его характеристика СССР как
"рабочего государства". Но в конце концов чувствуется, что даже
самые умные интерпретаторы Троцкого не были справедливыми по отношению к нему
и не смогли разобраться в его путаницах или в пределах его мысли.
То,
что Троцкий одинаково пострадал от рук друзей и врагов неоспоримо. Возможно,
еще более странно молчание почти всех интерпретаторов о его наиболее интересной
и спорной догадке о том, что у советской системы очень мало возможностей выжить
со временем в море мирового капитализма. Не обладавший ни выгодами рынка, ни
преимуществами социализма, СССР - на взгляд Троцкого - мог рассматриваться лишь
как переходной режим; полупостроенный дом, буквально севший на мель истории
между буржуазным обществом, не имеющим будущего, и бесклассовым обществом,
которое еще не родилось. Будет ли Советский Союз двигаться к социализму, или
назад к капитализму, решится лишь с определением результата классовой борьбы в
развитых капиталистических странах. Однако, было очевидно, если такой
революции не произойдет, то привлекающее вниманием мирового рынка неизбежно войдет
в противоречие со сталинизмом и приведет к разложению системы и ее реинтеграции
в международную экономику.
К
несчастью, аргумент Троцкого не нашел большой поддержки у его многочисленных
интерпретаторов, даже у тех, кто симпатизировал его работе. Во-первых, его
мрачные прогнозы имели явный привкус катастрофы, поскольку предполагалось, что
режим не может выжить при некоторых обстоятельствах. Эти прогнозы, казалось,
были опровергнуты успехами, поскольку после войны советская мощь реально
возросла и расширила влияние вопреки Троцкому, предсказавшему ей разрушение
или исчезновение. И наконец, его утверждение о неизбежности сталинизма
противоречило его часто повторяемому заявлению о СССР как о рабочем
государстве, превосходящем по своим свойствам капитализм. Если таково было
положение дел, то было явно абсурдным утверждать, что СССР был переходным
режимом, который может двинуться обратно к рынку.
В
самом деле, около 60 лет СССР был в состоянии привлекать значительные ресурсы
для обеспечения воспроизводства - включая громадные объемы легко
контролируемого труда, очевидно безграничную ресурсную базу, а после войны
также и Восточную Европу. Кроме того советская элита в высшей степени преуспела
в изоляции СССР и его населения от опасных контактов с более развитым
капиталистическим миром. И наконец, самый бюрократический и репрессивный
государственный аппарат, который ругал Троцкий, снабжал режим экстраординарными
инструментами контроля и организации, без которых система не могла продолжать
существование. Хотя ни одна из этих мер не могла решить проблем, с которыми
сталкивался СССР, все вместе они давали системе возможность жить.
Проблема
режима состояла в том, что , благодаря привлечению различных ресурсов и
созданию определенного типа государства, он мог справиться с трудностями, но
не избавляться от них. Фактически, некоторые из мер, использованных советской
элитой для гарантии сохранности системы, только обостряли проблемы. В
результате, изолируя СССР от наиболее развитых капиталистических стран, элита эффективно
способствовала недоразвитости страны. Основываясь в свою очередь на массивном
бюрократическом и политическом аппарате, элита лишь занималась удушением
дебатов и дискуссий, тем самым прямо способствуя технологической стагнации
системы. Кроме того, сами привлекаемые элитой ресурсы не могли быть
бесконечными. Вряд ли было совпадением то, что , когда в конце семидесятых
Советский Союз начал испытывать трудности с трудовыми ресурсами, система
начала выдыхаться.
Примеры
можно множить, но они будут доказывать лишь одно: управление СССР
осуществлялось более или менее в одной и той же форме на протяжении более чем
половины столетия, но после 1985 года это не могло далее продолжаться. Как
утверждал Троцкий, есть только две действительных возможности выбора в современном
мире: капитализм или социализм. Мутация, которую представлял из себя СССР,
была теоретически невероятной и поэтому обреченной на гибель.
Примечания
1. См. LENIN VERSUS TROTSKY AND HIS FOLLOWERS. M.: NOVOSTI
PRESS, 1981.
2. MENTY JOHNSTONE. TRJTSKY AND WORD REVOLUTION. L.:
JOUNY COMMUNIST JEAGUE, 1977.
3. LOIZOS MICHAIL. THE THEORY OF PERMANENT REVOLUTION:
A. CRITIGUE, TROTSKYISM LTUDY GROUP, COMMUNIST PARTY OF GREAT BRITAIN6 1977.
4. KOSTAS MAVRAKIS. ON TROTSKYISM: PROBLEMS OF THEORY
AND IHSTORY - L. ROUTLEDGE AND KEGAN PAUL, 1976.
5. См. LAWRENCE ELLENSTEIN. THE STALIN FHENOMENON. - LONDON
, LAWRENCE AND WISHART, 1975.
6.
В своем исследовании THE SECOND SLUMP - L.: VERSO BOOKS, 1980, особенно стр.
147 - 156, Эрнест Мандель подчеркивает резкий контраст между спадом,
переживаемым мировой капиталистической экономикой в середине 70-г и
продолжающимся экономическим динамизмом " так называемых социалистических
стран".
7.
Впечатляющее изображение привлекательности троцкизма в Америке в 30-е годы дано
в работе: ALAN M. WALD. THE NEW JORK JNTELLECTUALS. - THE UNIVERUTY OF NORTH CACOLINA PRESS,
1987.
8.
Только в Британии в 1977 г. было, согласно PAUL THOMPSON AND GNY LEWIS, 14
троцкистских групп. В 1955 их было 3 , а в 1945 - одна. См. : THE REVOLUTION FINISHED? A CRITIQUE OF TROTSKYISM
. A BIG FLAME PEMPHLET. - LONDON 1977.
9. PERRY ANDERSON "TROTSKYS INTERPRETATION OF
STALINISM".
- NEW LEFT REVIEV, N139, MAY-JUNE 1983, P.49.
10. ANTONIO CARLO." THE SOCIO-ECONOMIC NATURE OF
THE USSR". - TELOS,N21, FALL 1974, PP. 2-86.
См. также мою работу: " WESTERN MARXISM AND SOVIET SOCIOTY", BULLETIN THE
SOCIOLOGIOAL ASSOCIATION OF JRELAND, N40 , JANUARY 1895, P.P. 12-17.
11. См. ANDERSON, PP. 56-57.
12.
В первой главе "Преданной революции" Троцкий горячо говорит о том,
что было "достигнуто" экономически в СССР при Сталине по контрасту со
"стагнацией и упадком", переживаемыми капиталистическим миром. В
статье, опубликованной в ноябре 1937г. Троцкий писал: "Главное различие
между СССР и современным буржуазным государством выражается в мощном развитии
производительных сил как результате изменения в форме собственности".
Смотри его: "NOT A WORKERS AND NJT A BOURGEOIS STATE?"
- JN.: WRITINGS OF LEON TROTSKY - N4. PATHFINDER PRESS, 1970, P.70.
13.
При критическом отношении к Сталину, Дейчер все же написал в 1953, что
"подлинной сутью сталинских исторических достижений является тот факт,
что он нашел Россию работающей деревянным плугом, а оставил ее, снабженной
атомными реакторами". Смотри его : RUSSIA ALTER STALIN. - L.: JONATHAN CAPE, 1965, P55.
14.
Бескомпромиссная атака на Дойчера слева предпринята JULIUSJACOBSON. " JSOAC DEUTSCHER : THE ANATOMY OF AN APOLOGIST".
- JN. JULIUS JACOBSON ED. SOVIET COMMUNISM AND THE SOCIALIST VISEON. - NEW
JERSEY: TRASACTION BOOKS, 1972, P. 85-162.
15. ROBERT WISTRICH. NROTSKY: FATE OF A REVOLUTIONARY.
- LONDON: ROBSON, 1973.
16. MICHAEL M. LISTIG. TROTSKY AND DJILAS: CRITIC OF
COMMUNIST BUREAUCRACY. - N.Y.: GREENWOOD PRESS, 1989.
17. VICTOR SERGE. MEMOIRS OF REVOLUTIONARY: 1901 -
1941.
18. JSAAC DENTSCHER. THE PROPHET ARMEAD, P.P. 103 -
106.
19.
MOSHE LEWIN полагает, что к 1929 году различия между левой оппозицией и
Бухариным были во всяком случае не так велики, поэтому не было причин группам
не объединяться. См. его: POLITICAL UNDERCURRENTS IN SOVIET ECONOMIC DEBATES,
- NEW JERSEY, PEINCETION UNIVERSITY PRESS, 1974.
20. TIBOR SZAMUELY. THE ELEMINATION OF OPPNTION
LETWEER THE SIZTEENTH AND SEVENTEENTH CONGRESSES OF THE CPSU". - SOVIET
STUDIES, VOL. 17, N3, JANUARY 1966, PP. 318-338.
21.
Самуел указывает, что Троцкий и левая оппозиция могли не одобрять
"методов" Сталина, это они выдвинули (экономическую) программу,
одобренную теперь Сталиным". В результате они ощутили границы защиты
сталинской широкой экономической стратегии. Там же, р.323.
22. См. MAX SCHACHTMAN " JSKUSSIAN A WORKERS
STATE" в книге под его редакцией: THE BUREAUCRATIC REVOLUTION: THE RISE OF THE
STALINISM STATE. - NY.: THE DONALD PRESS , 1972, P.45.
23. СМ. RAYA DUNAYEVSKAYA. MARXISM AND FREEDOM. - NY.: TMAYNE
PUBLISHERS, 1958, TINY CLIFF. STATE CAPITALISM IN RUSSIA. - L. PLUTO PRESS,
1974.
24.
Определение СССР как "бюрократического коллективизма", данное
Шахтманом, фактически совершенно негативно. Продемонстрировав, к своему
собственному удовольствию, что Россия не была ни буржуазным , ни рабочим
государством, он заключил, что она просто должна была быть бюрократическим
коллективизмом. См. THE
BUREAUCRATIC REVOLUTION, PP. 37 -106.
25. JAMES BURNHAM. THE MANAGERIAL REVOLUTION. - L.
PENGUIN BOOKS, 1945.
26. JRVING JLOWE. TROTSKY. - L. FONTANA, 1978,P.8.
27.
Такое "замещение" было именно тем, против чего предостерегал Троцкий
при своей знаменитой атаке на большевизм перед революцией 1905 года. Для
обсуждения этого положения см. BRUCH KNEI-PAZ. THE SOCIAL AND POLITICAL THOUGHT OF LEON TROTSKY. -
OXFORD: OXFORD UNIVERSITY PRESS, 1978, PP. 175-236.
28.
Либеральную критику Троцкого по этим вопросам смотри в памфлетах, созданных
группой "Солидарность", в частности MAURICE BRINTON. THE BOLSCHEVIKS AND WORKERS CONTROLS 1917 - 1921 - L.
1970;
ALEXANDER KOLLANTAI. THE WORKERS OPPOSITION. - L. N.D;
JDA METT. THE KRONDSTADT COMMUNE. - LONDON, 1967.
29. Цитирую по ALEC NOVES " INTRODUCTION" TJ E. PREOBZHENSKY.
THE NEW ECONOMICS. - OXFORD UNIVERSITY PRESS, 1965,P.XIII.
30. STEPHEN COHEN. BUKHARIN AND THE BOLSCHEVIK
REVOLUTION. - N.Y.: JINTAGE BOOKS, 1975, P.XVI.
31.
Там же, р.386.
32. См. FERNANDO CLAUDIN. THE COMMUNIST MOVEMENT: FROM
COMINTERN TJ COMINFORM. - PENGUIN BOOKS, 1975, PP. 56-102.
33. См. NICHOLUS S. TIMASHEFF. THE GREAT RETREAT: THE GROWTH
AND DECLINE OF COMMUNISM IER RUSSIA. - N.Y. : E.P. DATLON, 1946.
34.
Даже сам Троцкий признавал , что "каждая революция, происходившая до сего
времени, сменялась реакцией, или даже контрреволюцией" См.: THE REVOLUTION
BETRAYED, P.88.
35. См. ALEC NOVE. WAS STALIN REALLY NECESSARY? - LONDON:
ALLEN AND UNWIN, 1964.