КОММУНИЗМ КАК КУЛЬТУРА
Начало Вверх

Коммунизм как культура

Н.С. Злобин

"В будущем не  будет  иной  истории

человечества, кроме истории культуры".

К. Либкнехт.

Одна из главных бед нынешнего кризисного состояния нашего общества - потеря ис­торических ориентиров. Неясность перспектив, отсутствие определенных целей на фоне разрыва преемственных связей - это и есть смута (по В. Далю - "муть", "мутность", "растерянность", "расстройство дел", и, вместе с тем, "раздор", "возмущение", "мя­теж") *. Иллюзии "светлого будущего", не состыкованные с действительностью, отброше­ны, но на страну обрушились реалии заимствованного прошлого, сопровождаемые рекламны­ми роликами "западной модели развития. Однако эта модель, как отметил не так давно генеральный секретарь Римского клуба Бертран Шнейдер, "потерпела фиаско даже на самом Западе" **, поскольку она оставляет все меньше месте для человека и гуманных отноше­ний, Анализируя состояние современного мира, члены Римского клуба утвердились в мне­нии, что человечество находится в полосе "глобальной социальной революции", в которой на карту поставлено выживание человеческого рода. Результатом этой революции, по сло­вам Б. Шнейдера, должно стать "новое глобальное общество", характеризующееся "геост­ратегическим единством" и основанное на "построении системы ценностей в соответствии с требованиями различных культур". Это общество, считает он, будет не капитализмом и не социализмом. ** В то же время он признает, что у Римского клуба нет пока никакой теории на этот счет, хотя отчетливо видит, что ни "практика демократии, в современном ее виде неверная", ни рыночные отношения не способны справится с решением самых фун­даментальных социальных проблем. Он считает, что для построения "нового глобального общества" необходима существенная коррекция всей общественной системы, предполагающая конструктивное управление рыночной экономикой.

*    См. В. Даль. Толковый словарь М. 1955, Т. IV с. 238 - 239

** Бертран Шнейдер.  Глобальная революция.  Свободная мысль 1993 № 9 с. 31.

___________________________

Злобин Наиль Степанович - д.ф.н., профессор.

Выходит, что "Современная цивилизация", в которую нас призывают, так сказать, "вскочить на ходу", сама испытывает нарастающую кризисную напряженность (экономическую, экологическую, демографическую, нравственную и т.д.), так что России вновь может быть уготована в ней роль "наиболее слабого звена" со всеми вытекающими отсюда пос­ледствиями... Но ежели человечество выдвигает для себя цель сознательного поиска адекватных путей преодоления глобального кризиса, поставившего его на грань выжива­ния…

1. Интересно, что близкое суждение высказал летом 1994 года в Мексике папа Римский, заявивший, что ни социализм, ни капитализм не оказались способными решить наиболее фундаментальные глобальные проблемы. Тут очевид­но, нужна оговорка, что социализма как способа организации общественной жизни или со­циальной системы на самом деле нигде, в том числе в СССР не существовало.

2. В этой связи любопытно вспомнить о том, как еще совсем недавно отечественные "рыночники" ос­меивали идею регулируемого рынка. Это и их стараниями мы получили в результате "дикий рынок" по образцу эпохи первоначального накопления. Между тем, вообще нерегулируемого рынка нет ни в одной мало-мальски развитой стране по крайней мере полтора столетия. то в первую очередь следует выяснить возможности достижения этой цели, т.е. вырабо­тать реальный механизмы, которые обеспечивали бы ее осуществление. При такой поста­новке на передний план выдвигается развитие человека, суверенности его разума, его разумной деятельности относительно природной или социальной стихии. Деструктурирова­ние природы как планетарный процесс. При всем разнообразии проявлений, кризисную си­туацию в современном мире можно охарактеризовать одним определяющим противоречием; между становлением человека в качестве глобальной силы и крайнем обострением так на­зываемых глобальных проблем, вызванных стихийностью этой силы. В самом деле; совре­менный НТП, являющийся воплощением гигантского возрастания практической мощи челове­ческого интеллекта, придает предметно образующей деятельности человека масштабы соиз­меримые со стихийными геологическими процессами. В то же время, деятельность человека целеполагающа, направлена на цели, определяемые его сознанием и волей, в силу чего не вписывается непротиворечиво в естественный ход саморегуляции эволюционных природных процессов, нарушая их миллионами лет вырабатывавшиеся ритмы. До сравнительно недавне­го времени таковые нарушения успевали более или менее компенсироваться ввиду относи­тельной их слабости и локальности. Социальные катаклизмы (великое переселение наро­дов, эпидемии, войны, в том числе и получившие размах мировых) оставляли лишь шрамы на теле природы, не разрушая ее внутреннюю сбалансированность, ее целостность, что обеспечивало затем и восстановление равновесия самого человеческого бытия. Деятель­ность же человека, вооруженного современными достижениями науки и техники, не только нарушают стабильность "биения пульса" социума, но и угрожает разносными "тахиакарди­ческими" эффектами, чреватыми летальным исходом для всей планеты Земля. В этих, по­рожденных НТР экстремальных условиях развитие сознательной воли человека не может да­лее осуществляться как стихийный, происходящий с естественной необходимостью (по принципу "равнодействующей" миллионов разнонаправленных воль) исторический процесс. "Волящее сознание" (Кант) характеризующее субъектную творческую природу деятельности человека, предстает как основание становления его сознательным субъектом своего су­ществования в мире, своей собственной истории. Сами по себе сознание, целесообраз­ность действий еще не делает автоматически человека таким сознательным субъектом, т.е. не исключает стихийности. Поэтому самим ходом развития человечества в основание его истории выдвигается культура, которую можно определить как именно субъективный, личностный аспект истории. И весьма показательно, что проблематика культуры вызывает ныне наибольший интерес общественной мысли во всем мире, поскольку именно всеобщий, глобальный кризис культуры определяет все остальные глобальные проблемы современнос­ти. Это, однако, отнюдь не означает, что, как "изящно" выразился недавно российский философ Ю. Давыдов, "тем самым "летит" весь марксизм с его "бытие определяет созна­ние".* "Летит" лишь догматическая интерпретация материалистического понимания исто­рии, выражающаяся, в частности, в представлении, будто бытие человека (homo sapiens) можно помыслить как нечто существующее вне (или до) сознания. Трактуя термин "опреде­ляет" как "предшествует", такая извращенная трактовка десятилетиями насаждалась у нас "официальным истматом" (в котором, кстати, не случайно вообще отсутствовала проблема­тика культуры).** И именно на этом спекулируют отечественные ниспровергатели марксиз­ма.

*  См. "Вопросы философии, № 1993, № 1, с. 14

** Такая трактовка была связана с абсолютизацией гносеологизма и вытекающего из него примитивного понимания казуальности. Не вредно бы однако вспомнить известные ленинс­кие положения о "первичности" и "вторичности" и имеет смысл только в рамках гносеоло­гической проблематики и что принцип причинности имеет ограниченное применение.

Однако, если отвлечься от такого экстремистского  ниспровергательства,  то  в свете нынешнего "рубежного" состояния развития общества приходится тем не менее признать необходимость радикального переосмысления не только распространенных представлений  о  материалистическом понимании истории,  но и в значительной мере самой истории под углом зрения ее культурной наполненности.  Логично обратиться в этой связи прежде всего к рассмотрению исторической сущности предметно - образующей деятельности, ха­рактеризующей специфику человека. Основанием для такого обращения является предполо­жение, что кризис современной цивилизации, по крайней мере потенциально, коренится во всей истории человечества и выступает как ее закономерный результат. Такое предполо­жение связано прежде всего с констатацией деструктивности относительно последствий деятельности современного общества. Вообще говоря, деструктурирование природных объ­ектов и взаимосвязей по определению всегда присуще деятельности людей, т.к. иначе о предметно - преобразующем ее характере речи не шло.. Деструктурирование (преобразова­ние) природы - это способ жизни человека. Правда, само указание на преобразование выдвигает на первый план конструктивно - созидательное (творческое) начало. И то обс­тоятельство, что в действиях человека соподчиненности этих двух начал оказалась нару­шенной до такой степени, что возникает угроза жизни на Земле, поскольку преимущество получила деструктивная направленность, свидетельствует о глубочайшем кризисе самой его предметно - преобразующей деятельности. Основное противоречие современной цивили­зации выступает в этом свете как саморазорванность, самопротиворечивость развития че­ловека в качестве субъекта своего деятельного существования. Тогда проблема преодоле­ния современного глобального кризиса может быть сформулирована, как необходимость ко­ренного преобразования деятельности человека и его самого т.е. становления его в ка­честве принципиально нового субъекта принципиально новой деятельности.

Заметим, кстати,  что  такое  одновременное изменение субъекта деятельности и самой его деятельности (в новых обстоятельствах) была охарактеризована К. Марксом в качестве революционной практики ("Тезисы о Фейербахе"), что перекликается с приведен­ными высказываниями Б. Шнейдера о современной глобальной революции. Однако прежде, чем ставить эту задачу конкретно - содержательно, необходим анализ указанного кризи­са, его оснований. Если человек ныне своими действиями по преимуществу разрушает "систему природы", рискуя в течении двух - трех ближайших десятилетий вызвать в ней уже необратимо катастрофические изменения, то поиск таких оснований неминуемо адресу­ется к специфике самого характера взаимодействия между человеком (социумом) и приро­дой. Исторически корни деструктирующего эффекта действия человека на Земле связаны именно с этой спецификой. Ведь не только человек, но и весть мир живого существует за счет энергии среды "косного вещества природы" (В. И. Вернадский); и во взаимодействии с ней тоже ее деструктурирует. Однако на биологическом уровне жизнь не только вписы­вается в планетарный обмен веществ, но и составляет решающую и даже "определяющую" органическую компоненту этого обмена. Она стала, как показал В.И. Вернадский, в ряд планетообразующих факторов - факторов эволюции Земли - создав на земной коре упорядо­ченный соморегулирующийся круговорот энергии и веществ - биосферу. С появлением ра­зумной жизни динамическое равновесие биосферы нарушается поскольку она выходит за пределы этого круговорота. Развитие техногенной цивилизации это ведет к разрушению самой структуры биосферы. Очевидно, новая ситуация предполагает переход от биологи­ческого типа детерминации развития к принципиально иному типу, основанному на созида­тельном, предполагающем участии человека в регулировании обмена веществ и энергии на планете, которое обеспечивало бы компенсацию вызванного им же дисбаланса. При этом существенно подчеркнуть, что наличие разума универсализирует взаимосвязи человека с природой, так что он не занимает в природе какой либо локальной экологической ниши, а преобразует все естественно сложившиеся связи, формируя на основе им самим полагаемых связей "историческую природу" и становясь тем самым центром этого преобразования. Идея такой централизации человека и предполагается в учении В.И. Вернадского о преоб­разовании биосферы в ноосферу - в такой тип эволюции на земле, при котором состав планетарного круговорота веществ и энергии должен встретиться в качестве ее организу­ющего центра разумная деятельность человека ("НУС") - культура, которая в этом смысле выступает как характеристика человеческого отношения к природе, а это последнее - как общественное отношение! Идея (принцип) центрации человека существенно отличается как от антропоцентризма, поскольку совершенно свободна от свойственного ему телеологизма, так и от широко представленного в современной литературе т.н. "антропного принципа", с присущими ему элементами волюнтаристического подхода, предполагающего внешнее отно­сительно природы, "своевольное" вмешательство в ее "дела". В принципе "центрация че­ловека" природа представлена в единстве с самим человеком, органически включенным в нее, в результате чего воздействие его на природу приобретает объективный смысл.

Ср. это с известным положением К.Маркса о том, что природа выступает по отношению к человеку как его "неорганическое тело" (К.Маркс, Ф.Энгельс, соч., т.46, ч I, с. 478) т.е. во внутреннем единстве с ним, а не просто как внешняя ему "среда обита­ния".

Такая постановка проблемы переводит рассмотрение развития человека с естественно - научного на социокультурный уровень, при сохранении, разумеется, "приобретенных" объективных характеристик. Ее исследование предстает как задача философии истории - осмысление преобразования биосферы в ноосферы как длительного и противоречивого пери­ода завершения "предыстории" человечества и процесса перехода к его "подлинной исто­рии", (К.Маркс), т.е. становления истории историей культуры. Это предполагает необхо­димость существенного уточнения материалистического понимания истории в плане восста­новления его гуманистического содержания и развития этого содержания применительно к реалиям современности. Речь идет прежде всего о выяснении отношения в составе матери­алистического понимания истории, "формационного принципа" связанного с представлен­ностью общественного развития как естественно - исторического процесса к принципу центрации человека (личности), согласно которому это развитие выступает как культурно-исторический. Вопрос, иначе говоря, состоит в том, сводится ли материалистическое объяснение истории к ее трактовке как естественно - исторического процесса возникно­вения, развития и смены общественно - экономических функций, или же - при всей значи­мости формационного принципа - оно включает в себя человека в качестве субъекта об­щественного развития, т.е. не только как функционального элемента (исполнителя) и да­же "фактора" этого процесса, но и как его инициатора и автора? II. Две "логики" исто­рического процесса. Поскольку материалистическое понимание истории лежащей в его ос­новании "формационный принцип" неразрывно связаны с именами К.Маркса и Ф.Энгельса, поскольку, дабы отмежеваться от последующих как "марксистских" так и антимарксистских извращений, представляется целесообразным обратиться к текстам самих авторов. Сведе­ние материалистического понимания истории, дающее методологическое основание ее науч­ного исследования, к трактовке всего хода общественного развития в качестве естест­венно - исторического процесса в определенной мере имеет своим истоком подчеркнутое акцентирование Марксом и Энгельсом в полемике и идеалистами того нового, что было привнесено в философию истории открытием объективных законов развития общества, представленного в теории общественно - экономической формации.* С другой стороны, не­обходимо иметь в виду достаточно строгое использование Марксом термина "историческое" как относящееся именно к развитию общества, человека. Поэтому, вообще говоря, понятие "естественно - историческое" в принципе неправильно интерпретировать как просто "ес­тественное" т.е. как бы внечеловеческое, что получило за последние годы довольно ши­рокое распространение среди отечественных критиков марксизма, противопоставляющих этому культуру как "искусственное", (человеческое). Из такой интерпретации делается вывод об антигуманистичности марксизма, поскольку материалистическое понимание исто­рии провозглашает, якобы, абсолютную социально - экономическую детерминированность личности, лишая ее уникальности, растворяя неповторимость внутреннего мира человека, его интересы, устремления, его культуру и т.д. в безличных социально - классовых ха­рактеристиках и, более того, принося рядовых индивидов в жертву абстрактному общест­венному прогрессу.

* Еще одной,  хотя и косвенной,  причиной, породившей возможности такого сведения, было то, что в более или менее развернутом виде гуманистическое содержание взглядов Маркса представлено главным образом в его рукописном наследии 1844 и 1857 г.г., впервые опубликованном на языке оригинала лишь спустя 80 лет, а в нашей стране вошедшим в научный оборот только после издания русского перевода, т.е. только через столетие.

** Весьма любопытно сопоставить это с распространенным утверждением радикальных "демократов", что Октябрьская революция была "искусственным, нарушением естественного хода общественного развития, каковым они считают капитализм. Кстати, современные кри­тики  формационного принципа вовсе не отрицают "естественности" и экономической исто­рической смены общественных систем до капитализма,  как не обличают, впрочем, за "ис­кусственность" буржуазные революции.

Конечно, следует учитывать сопряженность крайнего радикализма подобной  "критики" с тем, что акцент на подчинение истории действующим с естественной необходимостью объективным законам, независимым от воли и сознания людей, многие годы выступал в ка­честве самодовлеющей догмы - как теоретическое основание трансформации марксизма в идеологическую санкцию господства тоталитарной системы над обществом и над каждым че­ловеком. Однако никакие "благие мотивы" борьбы с тоталитаризмом не могут служить оп­равданием теоретических искажений, вытекают ли они из недобросовестности или даже из незнания.

На самом деле марксовой теории исторического процесса представлена идея диалек­тического  тождества  общественного  прогресса и личностного развития.  Она не только исключает, но, наоборот, предполагает необходимость конкретно - исторического подхода к анализу общества,  включая разнообразие социальных,  политических,  духовных сторон деятельности народов,  специфики их ментальности в разные эпохи,  своеобразие  образа жизни,  составляющий каждое данное общество индивидов как реальных носителей культуры и исторического развития. Формационный принцип имеет общеметодологическое значение.

Его гносеологическое и эвристическое значение состоит в том,  что он создал основания для возведения исторического исследования на степень научности - по аналогии (!) с науками о природе, - а вовсе не в том, чтобы сводить к нему изучение истории во всем ее богатстве и разнообразии. Речь идет, иначе говоря, о логической схеме законо­мерной цикличности общественного прогресса - схеме, вычленяющей материальные основа­ния этой цикличности, и не более (хотя и не менее) того. Как-то даже неловко напоми­нать современным критикам марксизма, например, о неоднократно отвергавшихся Энгельсом вульгарных извращений материалистического понимания истории, заключавшихся в объявле­нии экономических отношений "единственно определяющим моментом" истории, тогда как на деле речь идет о том, что экономические законы лишь в конечном счете пробивают себе дорогу, а "весь великий ход развития происходит в форме взаимодействия ..., в котором нет ничего абсолютного, а все относительно".* Вообще в ответ критикам формационного принципа можно бы просто повторить слова Энгельса: " Материалистический метод превра­щается в свою противоположность, когда им пользуются не как руководящей нитью, при историческом исследовании, а как готовым шаблоном по которому кроят и перекраивают исторические факты".** В свете этого важно оттенить проблему совместимости формацион­ного подхода с субъектным аспектом истории, представленным культурой.

* См., например, К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 37, с.с. 395 - 366, 416 - 421 и др.

** Там же, с. 351.

Эта проблема у классиков марксизма выступает в виде теоретической антиномии философии истории, где сталкиваются две как бы взаимоисключающие посылки:

1. Развитие общества представляет как естественно - исторический процесс, т.е. процесс объектив­ный, от воли и сознания людей не зависящий; 2. Люди сами делают свою историю (история есть ни что иное, как деятельность преследующего свои цели человека). Сам Маркс сни­мает кажущуюся альтернативность этих тезисов еще в 1846 году, в широко известном письме П.В. Анненкову. Во-первых, он непосредственно исходит из индивидов, их деятель­ности, определяя общества как "продукт взаимодействия людей"* и интерпретируя законы исторического процесса как законы такого взаимодействия. Поскольку "основу всей исто­рии"** образуют производительные силы, их развитие, постольку эти - деятельностные" - определения, очевидно, относятся в первую очередь к ним: "всякая производительная си­ла есть приобретенная сила, продукт предшествующей деятельности",*** "производитель­ные силы - это результат практической энергии людей"****. "Материальные отношения суть лишь необходимые формы, в которых осуществляется из (людей - Н.З.) материальная и индивидуальная деятельность".***** Во вторых Маркс последовательно исходит из того, что деятельность ("практическая энергия") человека как субъекта истории детерминиро­вана прежде всего производительными силами, уже приобретенными ранее, общественной формой, существовавшей до них, которую создали предыдущее поколение".****** Таким об­разом, помимо, естественно, природы все, что определяет зависимость деятельности лю­дей от объективного мира, - прошлая деятельность человека де и ее результаты. Законы исторического процесса характеризуют прежде всего эту, преемственную взаимосвязь меж­ду людьми.

* См. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т. 27, с. 402

** - ******* Там же с. 402 - 403.

Из всего этого по Марксу, "необходимый вывод: общественная история людей есть всегда лишь история их индивидуального развития,  осознают  ли  они  это  или  нет" *******  (подчеркнуто  мной - Н.З.) Этот вывод приобретает дополнительные основания в свете положений Маркса,  высказываемых им в других работах:  например, что производи­тельные  силы - это не некие абстрактные внечеловеческие "силы",  а общественные силы самого человека,  и потому "присвоение этих сил представляет собой не что  иное,  как развитие  индивидуальных способностей"*;  что общественные (в том числе и производс­твенные) отношения,  хотя и приобретают в процессе истории абстрактно - всеобщие, ин­дивидуальные формы,  однако по сути - это формы общения, в которые вступают между со­бой индивиды,  т.е. это их собственные общественные отношения, которые "проведены са­мими людьми"**; что, следовательно, производительные силы и производственные (общест­венные) отношения "являются двумя сторонами развития общественного индивида".***  При всей  фрагментарности  рассмотренный выше ход мысли достаточно ясно свидетельствует о том, что материалистическое понимание истории с необходимостью включает ее субъектный срез.  Развитие общества по объективным,  независимым от человека законам - есть в то же время развитие самого человека,  его деятельное  "самопорождение".  Настраивая  на этом, Маркс категорически отвергает попытку противопоставить ("развести") одно и дру­гое.  По крайней мере,  в приведенном письме к П.В.  Аненкову для него  принципиально важно как раз их диалектическое тождество:  лишь "на первый взгляд" общественное раз­витие людей "кажется вещью отличной,  отдельной,  независимой от  их  индивидуального развития".****

*  К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 3, с. 68.

**   Там же, т. 4, с. 133.

***   Там же, т. 46, ч. II, с. 214.

**** с. 403. Связывая эту ________ со стихийностью и, соответственно, с исторической ограниченностью общественного развития, К.Маркс прямо апеллирует к "поверхностно ус­военному гегельянству" Прудона, имея в виду его обращение ко "всеобщему разуму" как свидетельство его неспособности соотнести общественный прогресс с тем, что "люди, взятые как отдельные личности ... ошибочно представляли себе свое собственное движе­ние" (там же).

Таким образом, материалистическое понимание истории содержательно богаче однос­тороннего  сведения его к трактовке общественного развития как естественного (естест­венно - исторического) процесса,  а органично включает в себя признание субъектом ис­тории человека,  а следовательно, рассмотрение истории и как процесса культурно - ис­торического. С одной стороны, развитие общества происходит в соответствии с объектив­ными законами,  действующими с естественно - исторической необходимость, а с другой - сами эти законы возникают и проявляются не иначе как в процессе и в  результате  дея­тельности людей (которая по определению является сознательной и целеполагающей), т.к. помимо этой деятельности вообще нет общества,  нет истории.  Иначе говоря,  если люди творят свою историю согласно объективным законам, то они, следовательно, творя и сами эти законы.  Ведь никаких законов истории не существовало до самой человеческой исто­рии, т.е. до и помимо деятельности людей, которые таким образом являются единственны­ми носителями аккумулируемого культурой исторического опыта, создаваемого их же собс­твенной деятельность. И это тоже является объективным законом общественного развития, подтверждающим верность материалистического понимания истории (исключающего как  вне­земные,  сверхъестественные, внечеловеческие, так и субъективистски - волюнтаристские ее основания). Тождество общественного и индивидуального развития людей - очень силь­ная,  даже  предельная  философская абстракция.  На стадии "предыстории" человечества различие между "социальным" и "индивидуальным" выступило в форме развитого противоре­чия  этих  двух  "начал" - общества и индивида - резюмируемого категорией отчуждение. Такое противоречие уже наглядно представлено в том факте,  что сложившееся  и  поныне определяющее развитие социума разделение труда обеспечивало прогресс производительных сил за счет индивидов.  И более того, именно индивидуальная форма организации и регу­лирования  взаимодействия людей с природой /материального производства/ и между собой /общественных отношений/,  т.е.  отчужденные формы социальности - были  необходимы  и единственно возможным условием общественного развития.  В самом деле: социальное раз­деление труда,  с одной стороны,  является фактором расслоения, расчленения общества, но  в  то же время предполагает объединение людей /их взаимодействие,  обмен деятель­ностью и ее продуктами/ - объединения,которое в подобных обстоятельствах  может  осу­ществляться только в индивидуальных формах.

Такой, надиндивидуальный, способ организации взаимодействия людей и характеризует предысторию человечества, когда люди еще не способны построить свои отношения с природой и друг с другом на условиях, "достойных человека" /К.Маркс/ и потому вынуж­дены строить их на условиях, его "недостойных". "Логика" формационной организации об­щественных связей предполагает сведение общественного производства жизни к непосредс­твенно материальному производству и принудительно жесткое подчинение всех других сфер жизнедеятельности людей его развитию, т.е. обеспечению их физического существования. Но именно этому, собственно, подчинена и жизнедеятельность всякого животного. Если несколько упростить суть дела, то она состоит в относительной неразвитости человека, его производительных сил, вследствие чего он еще не может разорвать пуповину, связы­вающую его с животным. И с этой точки зрения формационный принцип, в котором выражено отличие социальной детерминации развития человека, сама выступает как теоретическая представленность социально превращенной формы биологической зависимости человека от природы. Процесс преобразования биосферы в ионосферу как раз и означает преодоление такой зависимости, предполагающее, конечно, не подчинение природы самовластию челове­ка, а гармонизацию человеком взаимосвязи с ней как со своим "неорганическим телом" /К.Маркс/. Речь идет, по словам В.И.Вернадского, о деятельностной "перестройке биос­феры в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого */подчеркнуто мной - Н.З./

Последнее обстоятельство существенно важно, поскольку предполагает необходимость столь же радикального изменения общества на базе обретения историей  статуса  всемир­ной.

Всемирно-исторические задачи эволюции биосферы в ионосферу по определению  может быть решена только человеком. Даже если рассматривать эту проблему лишь в рамках, ко­торые получили достаточную проработку у самого В.И.Вернадского, т.е. в контексте био­геохимического подхода, то и в этом случае речь идет о глобальном процессе, предпола­гающем, прежде всего, возникновение нового типа взаимодействия, центром которого яв­ляется человек, что и должно обеспечить преобразование на разумной основе всей систе­мы круговорота веществ и энергии. То обстоятельство, которое Вернадским только наме­чено, приобретает ключевое значение: становление такого нового типа взаимодействия в природе возможно не иначе как на основе столь же принципиального изменения места че­ловека в социуме, во всей системе общественных связей, а следовательно, и самой этой системы. Человек может стать центром /субъектом/ ноосферы только в качестве созна­тельного субъекта своей собственной истории, деятельностно само реализующегося в ней.

* Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989. С.183.

Это две стороны одного и того же процесса. Но такой поворот означает коренную смену всей логики исторического процесса, поскольку предполагает прекращение стихийности действия ее закономерностей, а следовательно, исчерпанность логики формационно­го развития как развития общества в формах социального отчуждения. Еще пару десятиле­тий назад мне приходилось отстаивать точку зрения, что действие принципа формационно­го развития завершается с капитализмом. Достаточно ведь поставить вопрос: какая фор­мация будет после коммунизма? Маркс и Энгельс, кстати подчеркивали, что коммунизм для них не некое идеальное состояние, завершенная форма, а процесс самоосуществления че­ловека.

Проблема отчуждения разработана достаточно полно и содержательно, в частности в советской философии 60-70 г.г., опирается на богатейшую историческую традицию. Тем не менее в рассматриваемой связи возникает необходимость акцентировать внимание на неко­торых истоках и основаниях возникновения и развития этого феномена как в антропогене­зе, так и во всей прошлой истории, поскольку в нем концентрированно представлена кар­динальная для понимания культуры, как субъектного аспекта истории, проблема взаимос­вязи общества и личности.

Это тем более важно, поскольку, справедливости ради, приходится признать, что проблема личности как субъекта истории /культурно-исторического процесса/ хотя, как явствует уже из выше приведенных текстов, отлично представлена в классическом марк­сизме, однако по преимуществу в достаточно абстрактной /в качестве "разумной абстрак­ции"/ форме, и не получила развернутого теоретического раскрытия и обоснования в ра­ботах самого К.Маркса. Главное внимание, как мы уже отметили, он сосредоточил на вы­яснении материальных оснований закономерности исторического развития, проявляющихся в механизмах социальной детерминации человеческой деятельности. Это обстоятельство, в частности, сделало в дальнейшем возможной такую "марксистскую" трактовку историческо­го прогресса, в контексте которой творческая деятельность индивида оказывается лишь некоторой "подробностью" истории, а ее процессуальность "угасает" в результативных формах, в которых элиминируется личностное начало.

Отсюда выводилась пресловутая теория "колесика" и "винтика" и связанный с ней чиновничий тезис - "нет незаменимых людей". Реальные деятельностные индивиды с их талантами, с их чувствами и устремлениями в их неодинаковости, уникальности "уравнива­лись" до бюрократически безличных "кадров". Понятие личности в официозном истмате бы­ло представлено в основном контексте роли выдающихся личностей, вождей, в то время как роль "массы" выступала как абсолютно доминирующая над индивидом. И именно недиф­ференцированные "массы", закамуфлированные под неопределенным наименованием "народ", представлялись в качестве единственно значимого субъекта исторического и культурного творчества.

Творчество, однако, в каких бы совместных коллективных формах оно ни выступало, всегда носит личностный характер и потому реальным субъектом его может быть только индивид, творящий историю самим фактом своей предметной деятельности. Коллективное творчество означает лишь, что в творческом действии объединяются усилия личностей, вклад каждой из которых в общее дело является индивидуально-уникальным проявлением ее собственной субъективности, индивидуальной избыточности.

Принципиальная избыточность индивида по отношению к любому наличному состоянию природы и общества - как основание творческой активности человека - явилось одной из существенных предпосылок отчуждения. Дело в том, что сама по себе избыточность неоп­ределенна. В ней, как таковой, представлена лишь возможность преодоления ставшего, но не направленность становления. Собственно говоря, избыточность - свойство всего живо­го. Но в природе она регулируется (направляется) генетически. Направленность же избы­точности человеческого индивида, наделенного сознанием и волей, определяется (т.е. оп­ределивается, ограничивается) содержанием его совместного с другими индивидами дея­тельностного бытия. Эта то совместимость и выступает в конкретно-исторических формах социальности, исполняющей функцию регулятива избыточности индивида, причем двояким образом: во первых, своей запечатленностью в ставшем, включающем аккумулированный культурой исторический опыт человечества; во-вторых, своей опосредствующей организую­щей ролью в становлении, предполагающем актуализацию этого опыта и мобилизацию (взаи­моформирование) способностей индивидов для обеспечения их собственно человеческого существования в истории. Механизмом этого является деятельностное общение - обмен опытом, как обмен деятельностными способностями, осуществляемый как по "вертикали" (на основе исторической памяти), так и по "горизонтали" (в процессе актуального взаи­модействия). Тогда соотношение социальной детерминированности индивида и реализации его творческой избыточности раскрывается в истории как диалектическая взаимосвязь ставшего и становления. В этой взаимосвязи происходит нарастание личностного начала, пробивающего себе дорогу через все перипетии сложившихся на каждый данный момент форм социальности и, соответственно, расширение возможностей самореализации индивида в ка­честве субъекта своих собственных общественных отношений (форм общения). Этот про­цесс, означающий увеличение степеней свободы человека в реализации им его избыточнос­ти, является мерилом общественного прогресса.

Общество и личность предстает, следовательно, в их соотнесенности не как внепо­ложенные, а как единосущностные, поскольку социальность выступает в свете этого не в качестве "окружающей среды" или лишь внешних условий существования человека, а как его собственная сущностная характеристика, определяющая те или иные способы его само­организации.

Во всей  видимой истории ("предыстории") эта собственная социальная сущность человека представлена и предстает, однако, как раз в качестве надындивидуальных, объек­тированных, институционально определенных формах внешних ему самому норм и регуляти­вов, т.е. - в предельном выражении - в формах социального отчуждения, которые подчи­няют себе волю индивидов и обуславливают возможности манипулировать их сознанием. В рамках отчуждения индивид предстает не как субъект истории, а лишь как агент безлич­но-вещных механизмов социального взаимодействия с естественной необходимостью предоп­ределяющих жизненные проявления человека. (Это, кстати, соответствует высказанному выше суждению о формационном принципе как выражении социально превращенной формы за­висимости человека от природы). И вместе с тем, оно является не порождением чьих-либо злонамеренных побуждений и действий, а результатом стихийно, с естественной необходи­мостью складывающегося общественного разделения труда, которое обуславливает противо­речие между развитием общества и развития личности.

И именно это обстоятельство становится основанием современного социокультурного кризиса, принявшего глобальный характер. В ходе НТР, особенно на ее информационном периоде, реально обозначилась тенденция исчезновения самой основы отчуждения старого типа разделения труда (прежде всего, на умственный и физический), а значит, возмож­ности и необходимости его определения.

С этой точки зрения, развитые страны Запада (а частично и Востока) настолько от­личаются от общества,  рассматривавшегося К.Марксом,  что применительно к ним класси­ческое определение капитализма требует значительных корректив, во всяком случае, пос­кольку речь идет о реально проявляющихся уже тенденциях. При всем разнообразии описа­ний современного мирового развития, можно говорить о возникновении особого социально­го культурного климата,  характеризуемого признанием и поощрением новаторства,  твор­чества как о ведущей тенденции развития информационного общества.

Сущность НТР поэтому характеризуется не просто качественными изменениями в освоении человеком природы, но прежде всего изменением места человека во всей системе об­щественных связей: в том числе в системах материального и духовного производства. Че­ловек высвобождается от выполнения рутинных функций, что ведет к качественному изме­нению всей его деятельности с перспективой преодоления узкой специализации. Тем самым НТР знаменует собой начало перехода человечества от "предыстории" к своей "подлинной истории", в которой собственно материальное производство ("царство естественной необ­ходимости" - К.Маркс), обеспечивающее физическое существование человека, утратит значе­ние основной, определяющей сферы его жизнедеятельности, превратится лишь в естествен­ную предпосылку его бытия как человека, как целостной творческой личности. Человек, создающий эту предпосылку, освободится от непосредственной включенности в ее функцио­нирование в качестве агента производства, вследствие чего мерилом общественного бо­гатства, как и предсказывал К.Маркс, станет не рабочее, а свободное время - время творческой личностной самореализации людей.

Разумеется, было бы ошибочным абсолютизировать эти процессы, речь идет лишь именно о тенденции. Но важно подчеркнуть, что в структуре производства, организации экономики, в социальной и профессиональной стратификации в системе общественного и технологического разделения труда и т.д. уже реально происходят существенные подвижки в преодолении противоположности общества и личности.

Кризис современной  цивилизации  знаменует  в свете этого историческую исчерпанность логики формационного развития и насущную необходимость выдвижения в качестве определяющей жизнедеятельность общества логики развития культуры. Детерминантой всех глобальных проблем современной эпохи как раз и выступает прямое столкновение в ней этих двух логик - общественного развития как общественно-исторического процесса, представленного формационным принципом, и как прогресса культурно-исторического, представленного принципом центрации личности.

Выдвижение в основание общественного развития принципа центрации предполагает становление человека сознательным субъектом истории, которое следует понимать не как включение каждого индивида в некую новую специфическую область разделения труда (так сказать профессионального "делания истории"), а как наполнение его собственной предметной деятельности открытыми для него социальными смыслами. Речь идет, следователь­но, о преодолении стихийности общественного развития, но не об объективности этого развития, поскольку история как культурно-исторический процесс подчиняется столь же объективным законам - законам трансформации биосферы в ионосферу.

Принцип центрации выступает в качестве единой основы иерархиации целей  общества и индивида, а следовательно - интересов, ценностей, идеалов человека и человечества. Этому соответствует отчетливо выраженная установка на развитие человека (личности) как высшей ценности и цели, а тем самым полагание этого развития в основание решения социальных, экономических, технологических, управленческих и других проблем.

Проблема центрации  основательно  подготовлена всем развитием мировой гуманистической мысли. В этом смысле любопытно проследить близость положений К.Маркса о том, что "сама история становится действительно частью истории природы, становления природы человеком" и что "природа есть непосредственный предмет науки о человеке"* с суждени­ями В.И.Вернадского о том, что "геология становится субъектом истории"**.

* К.Маркс и Ф.Энгельс Соч. т.42. С. 24, 124,125

** В.И. Вернадский Философские мысли натуралиста М., 1989, С. 34.

В какой  мере  логика современного гуманизма с необходимостью влечет именно этот ход мысли, показывает тот факт, что - из гносеологических посылок, в анализе отноше­ний "Субъект - объект", к той же централизации личности приходит С.Л. Рубинштейн. Вы­вод о необходимости формирования человека как деятельностного субъекта он обосновыва­ет доказательством тезисов: (1) "Объективное бытие необходимо включает в себя элемент творческой конструктивности"* и - соответственно этому - (2) "Лишь когда со стороны субъекта есть акт творческой самодеятельности, его объект - самостоятельный мир, объ­ективное бытие".** Сняв противоположность "объективности" (мира) и "творческой само­деятельности" (человека), С.Л. Рубинштейн, смыкаясь здесь с традицией культурно-исто­рической школы Л.С. Выготского, столь же последовательно снимает противопоставление личности ее деятельности (деяниям).*** Личностное творение человеком мира и самого себя в анализе С.Л. Рубинштейна содержательно совпадает, таким образом, с позицией К.Маркса и В.И.Вернадского.

* Рубинштейн. Принцип творческой самодеятельности Вопросы философии. 1989 -4 - С.93.

** Там же.

*** Субъект в актах своей творческой самодеятельности, - пишет С.Л.Рубинштейн, - не только обнаруживаются и проявляются, но в них созидается и определяется... В твор­честве созидается сам творец. (там же С. 94.).

Эти определения подтверждают несостоятельность односторонней трактовки вуль­гаризаторами материалистического понимания истории тезиса Маркса о сущности человека как совокупности (ансамбля) всех его общественных отношений? используемого ими для абсолютизации формационного принципа исторического развития. Характерно при этом, что фактически игнорируется положение высказанное Марксом в то же самое время (середина 40-х годов прошлого века) о родовой сущности человека, хотя в обоих случаях Маркс стоит не позициях одного и того же методологического - деятельностного подхода. В од­ном случае рассматривается всеобщее (родовая сущность) - общеисторический, разверты­вающийся во всей истории (прошлое - настоящее - будущее) процесс формирования и реа­лизации сущностных сил человека как собственных способностей индивидов; в другом - особенное проявление этого процесса на каждом данном этапе истории. Различие между родовой - творческой, субъектной сущностью человека - и особенным - ее конкретно ис­торической реализацией на том или ином этапе (в качестве совокупности его обществен­ных отношений) - предстает тогда не как противопоставление неких двух планов челове­ка, а как исторически меняющееся соотношение двух "логик" его общественного развития, различающихся по типу детерминации деятельности людей.

В двух формулировках,  определяющих сущность человека, представлена единая позиция: они различаются лишь акцентированием мысли на разных гранях проблемы. И именно их сопоставление создает теоретическую базу для выяснения неполноты, ограниченности воплощения всеобщего в особенности конкретно-исторических формах социальности и пре­ходящего характера последних, а следовательно, для определения путей этой ограничен­ности. Попытки же обосновать абсолютизацию форматизационного принципа ссылками на К.Маркса вновь демонстрируют здесь либо недобросовестность, либо невежество, поскольку его  высказывание  вырвано из непосредственного контекста "Тезисов о Фейербахе",  где Маркс подчеркивает как раз конкретно  -  историческую  представленность  общественной сущности человека в его "религиозном чувстве".

Было бы, разумеется, нелепо понимать это так, что всеобщее в истории предзадано особенному как некий эталон или цель, поскольку всеобщее вообще не существует само по себе, помимо особенного. Оно в историческом процессе, можно сказать, "вызревает" в особенных формах, характеризующих последовательную и переемственную смену "ступеней" (стадий) этого процесса. Это не значит, что в ранние периоды своей истории человек "обходился" без своей собственной родовой (человеческой) творческой сущности. Она, как известно, представлена его целеполагающей предметно - преобразующей деятельности, которая отличает его от животного. Однако на заре истории эта ее представленность выступает в свернутом виде - лишь как специфика человеческого проявления избыточнос­ти, свойственной органической жизни, и в этом смысле как предпосылка становления че­ловека человеком (как сказал бы Гегель, достижения им соответствия своему понятию) в историческом процессе. И только на достаточно высоком уровне, становясь результатом этого процесса, эта сущность (как всеобщее) улавливается рефлексией, так что может быть принята в качестве критерия развитости той или иной исторически конкретной фор­мы. Это, собственно, и лежит в основе принципа историзма, применение которого к исс­ледованию развития культуры служит выяснению критериев культурно - исторического раз­вития общества и его возможных перспектив, - имея в виду что тенденций актуального бытия человека окажутся адекватными реализации его родовой сущности. Эти перспективы в соответствии с изложенным раскрываются в логике культурно-исторического процесса, которая предполагает универсализацию взаимосвязей человека с миром, происходящую на основе целостного развития личности как сознательного субъекта этих взаимосвязей и своего собственного деятельностного существования. Целостность, следовательно, опре­деляется здесь не как некий полагаемый в результативном виде абсолют, а как процесс взаимополагания индивидуального и всеобщего в человеческой деятельности или "как веч­ное движение становления", которое у Маркса и Энгельса выступает в качестве характе­ристики коммунизма. Человек в свете этого выступает субъектом своего деятельностного существования, т.е. не адресованного непосредственно никакой конечной, завершенной формы бытия творения самого себя и своих форм общения. И в этом именно, и только в этом он является субъектом своего мира и своей истории, поскольку его субъектное от­ношение к ним выступает как отношение к самому себе. Из этого вытекает самоцельность его развития "безотносительно к какому бы то ни было заранее заданному масштабу" (К.Маркс), т.е. его неограниченность, целостность. Именно такое свободное и самоценное развитие каждого индивида в этом случае становится условием и смыслом развития всего общества, его главным богатством.

Речь поэтому идет о преодолении противоположности между обществом и личностью, характерной для предыстории человечества, т.е. о снятии отчуждения (отчужденных форм социальности) и соответственно о прекращении действия исчерпавшей себя формационной логики исторического процесса, знаменующим начало перехода к подлинной истории - к тому будущему, в котором, по удачному выражению К.Либкнехта, "не будет иной истории че­ловечества, кроме истории культуры". И именно такое будущее К.Маркс называл коммуниз­мом.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020