Вокруг идейного наследия Троцкого
Обзор
подготовлен д.э.н., ведущим научным сотрудником ИЭ РАН
М.Воейковым
Как было сообщено раньше (см.
"Альтернативы" N 1(4) за 1994 г. стр.205-206) 1О-12 ноября 1994 г.
состоялась международная научная конференция "Идейное наследие Троцкого:
история, современность", посвященная 115-летию со дня рождения
Л.Д.Троцкого. Конференция была организована Международной ассоциацией
"Ученые за демократию и социализм" и Центром проблем демократии и
социализма Института экономики Российской Академии наук. В рамках конференции
был организован "круглый стол" на тему "Троцкизм и левое политическое
движение в России", в работе которого приняли участие лидеры ряда левых
политических партий России, а также активисты троцкистских групп и объединений.
В
целом конференция проходила как научное мероприятие, где в спокойной
академической атмосфере обсуждались различные аспекты обширного и пока еще
слабо освоенного российскими учеными идейно-теоретического наследия
Л.Троцкого. Может быть, этому способствовало здание Института экономики РАН,
зал которого в одном из репортажей московского телевидения о конференции был
назван почему-то "уютным".
Итак, это была первая в России и в бывшем СССР
достаточно широкая международная научная конференция, посвященная Л.Д.Троцкому
- выдающемуся деятелю мирового социалистического движения, одному из лидеров
российской революции октября 1917 г. Надо сказать, что в России многогранное и
сложное наследие Троцкого не получило серьезной научной разработки, плохо
известно широкой интеллектуальной и политической общественности, до сих пор
господствуют сталинские штампы в отношении личности Троцкого. На Западе же
давно и прочно все серьезные исследователи признают Троцкого как яркого
представителя марксистской и социалистической мысли, непримиримого противника
сталинизма, хотя подчас и сводят его наследие лишь к истории.
Во
вступительном слове проф. А.Бузгалин (МГУ) отметил, что к фигуре Троцкого можно
подходить с разных сторон. Это была очень яркая, многогранная личность. В
советский период к Троцкому подход был только один - в терминах сталинской
школы фальсификаций. Однако и сегодня, в ноябре 1994 г., среди ученых и
политических деятелей продолжают господствовать сталинские штампы, а то и прямая
ложь в отношении теоретической и практической деятельности Троцкого. Это
несправедливо и в научном, и в политическом отношениях. Пора начинать
серьезный, аргументированный разговор о Троцком, его заслугах и достижениях,
его ошибках и упущениях. Троцкий - это не только наша история, но и во многом
наша современность.
В
этом смысле интересен один факт, случившийся со мной в кулуарах конференции .
(Вообще, замечу в скобках, дискуссии и обсуждения в кулуарах научных
конференций представляют порой не меньший интерес и пользу, чем доклады и
выступления на секционных заседаниях). В одном из перерывов подошел ко мне
профессор из Нидерландов - М.Эллман, известный на Западе специалист по
советской экономике, как говорили раньше, "советолог". М.Эллман -
умный, умеренный и симпатичный человек. Конечно, он не "троцкист"
как, собственно, и многие участники конференции. Эллман сам не выступал, хотя
честно все три дня прослушал почти все выступления. Но вот в перерыве он мне
сказал: "Да, Троцкий - это, конечно, хорошо и интересно, но все это
история и сегодня какого-либо практического значения не имеет". Речь шла
о теоретическом наследии Троцкого.
Мой
ответ был примерно таков. Конечно, Троцкий в целом - это уже явление истории,
но это настолько крупное явление, что и сегодня интересно его обсуждать.
Ровным счетом также как К.Маркс, Д.Кейнс, М.Вебер, Ф.Рузвельт и другие деятели
того же ранга, уйдя далеко в историю, интересны нам и сегодня. Можно ли
утверждать, что А.Смит и Д.Кейнс имеют только и исключительно историческое
значение? Я думаю, что это будет слишком грубое, а потому и неправильное
утверждение. На все это Эллман мне ответил, что мой аргумент хороший, но все
же... Что "все же" - я понял плохо или он не смог это "все
же" четко выразить.
На
мой взгляд, Троцкий имеет не только такое же историческое значение как А.Смит и
другие. Дело в том, что Троцкого современная российская читающая публика плохо
знает, Троцкий у нас еще не освоен, не разработан. Поэтому, открывая для себя
сегодня многие положения Троцкого, мы хорошо видим их актуальность для объяснения
нашей сегодняшней российской действительности.
Однако
вернемся к конференции. Прежде чем перейти к обзору наиболее интересных
выступлений, несколько слов о том, кто же в ней участвовал.
Общее
число участников конференции составило около 200 человек, в основном ученых и
политических деятелей из России. Присутствовали участники также из Украины,
Белоруссии, Литвы. Из стран дальнего зарубежья присутствовало 25 человек, в том
числе из Аргентины, Бразилии, Великобритании, Греции, Нидерландов, Франции, США
и Японии. Наиболее многочисленная делегация приехала из Великобритании - 6
человек.
С
докладами выступили из Москвы: проф. А.Бузгалин (МГУ), проф. А.Бутенко (РАН),
проф. М.Воейков (РАН), проф. С.Дзарасов (РАН), проф. В.Роговин (РАН), проф.
Н.Шухов (РАН), А.Гусев (МГУ), А.Куренышев (Государственный исторический музей)
и др. Из зарубежных участников выступили: Х.Тиктин (Великобритания), Дж.Майлс
(США), С.Матсас (Греция), П.Бруэ (Франция), Дж.Барр (Великобритания),
М.Фогт-Дауни (США) и др.
Если
оставить за скобками настоящего обзора ряд интересных, но специфических
выступлений, посвященных, так сказать, архивному вопросу - что многие архивы
сейчас открыты и там обнаруживается много новых документов Троцкого, что все
это надо тщательно изучать и издавать, что важно Троцкого рассматривать не
только как деятеля, но и как объект серьезного научного изучения и т.п.
(выступления Н.Шухова (Россия). П.Бруэ (Франция), Т.Бразерстоун
(Великобритания)), то дискуссия проходила вокруг трех главных проблем: Троцкий
и альтернативы социально-экономического развития; трактовка Троцким природы
советского государства; прогнозы Троцкого.
Итак,
альтернативы. В ряде выступлений (М.Воейкова, Ф.Тиктина, Дж.Майлса и др.) было
подвергнуто критике широко бытующее представление, что наиболее серьезную
альтернативу сталинизму составлял так называемый "бухаринизм" и
вообще правое крыло в коммунистической партии. Выступающие отмечали, что это
прежде всего противоречит историческим фактам. Так, до 1929 г. существенной
теоретической разницы между Бухариным и Сталиным не было, а в начале 30-х
годов, после некоторого интервала, Бухарин по существу перешел на позиции
сталинизма. Таким образом, если говорить о серьезных альтернативах, то именно
такую, принципиальную альтернативу сталинщине составляла левая оппозиция,
начиная уже с 1923 г., работы и деятельность Троцкого в это время.
Это мнение
оспаривали проф. С.Дзарасов
(Россия) и проф. А.Бутенко
(Россия). С.Дзарасов указал, что имеются достаточные основания определять
Бухарина как правое крыло большевизма, а Троцкого как - левое крыло. И
естественно, что эти два направления являлись альтернативными. А.Бутенко
сослался на американскую советологию, которая, по его мнению, в отличие от
наших историков, хорошо осведомлена о споре крупнейшего американского историка
Р.Таккера со своим учеником Ст.Коэном по поводу того, что, согласно Р.Таккеру,
в Советском Союзе после смерти В.Ленина боролись между собой два варианта
развития: или по Сталину, или по Троцкому. Но именно Ст.Коэн, вопреки мнению
своего учителя, доказал, что эта дилемма недостаточна, что возможен был и
третий путь - по Бухарину. И с этим проф. А.Бутенко был согласен.
Конечно,
рассматривать альтернативы исторического развития - дело сложное. На мой
взгляд, полагать бухаринизм в качестве серьезной альтернативы сталинизму, как
некий вариант рыночного социализма, значит считать, что Бухарин в значительной
мере перешел на теоретические позиции меньшевиков. Однако Бухарин нигде и
никогда не был близок к меньшевикам. Скорее это можно приложить к Троцкому.
В
этой связи представляет интерес проблема места Троцкого в марксистской
традиции, чему посвятил свое выступление А.Гусев (МГУ). Сегодня может создаться
впечатление, заметил оратор, что марксизм прекратил свое существование как
актуальная теория современного миропонимания. Две крупнейшие его ветви
(социал-демократическое направление и официально советское или сталинистское)
вроде бы подтверждают это. Современная социал-демократия все дальше уходит от
марксизма, по крайней мере классического; советский марксизм официально прекратил
свое существование в 1991 г. Это верно, но нельзя все богатое содержание
марксизма сводить только к этим двум направлениям.
Существовало
и третье направление марксизма, которое, не подвергая ревизии основные его
положения, сумело адаптироваться к современным проблемам общественного
развития. Сюда, в частности, можно отнести работы Л.Троцкого. Хотя, конечно,
далеко не со всем в наследии Троцкого можно полностью согласиться. А.Гусев
считает, что утверждения Троцкого о том, что бюрократия в советский период в
определенной степени защищала интересы трудящихся или то, что Сталин являлся
центристом, сегодня не выдерживают критики.
Иными
словами, альтернативу сталинизма следовало бы видеть как в лице Троцкого, так и
в лице Бухарина (до начала 30-х годов), так же как и в лице любого грамотного
и принципиального марксиста.
Один
из самых сложных и дискуссионных вопросов - это трактовка природы
социалистического государства, СССР. Известно, что Троцкий определял эту
природу как двойственную: с одной стороны, это рабочее государство с элементами
социализма; с другой - бюрократическое государство, где рабочие являются
эксплуатируемым классом.
Х.Тиктин
(Великобритания) подчеркнул, что подход Троцкого к анализу СССР был
комплексным. В работе "Преданная революция" он предстает скорее как
публицист, нежели как историк или политэконом. Наибольшую глубину
политэкономического анализа советского общества Троцкий продемонстрировал в
речи на ХП съезде партии в 1923 г., которая, по мнению оратора, была
бесподобна. Но только в совокупности многих статей Троцкого о Советском Союзе
была создана теоретическая основа для серьезного марксистского анализа СССР.
В
чем объективные основы существования бюрократической элиты в СССР? - ставит
вопрос Тиктин, анализируя работы Троцкого. Как считает оратор, ответ Троцкого
не во всем ясный. Его можно свести к утверждению, что бюрократия проявляется
как субъективный феномен, рожденный объективными обстоятельствами. Проблема
сводится, таким образом, к правильной формулировке диалектики субъективного и
объективного. Но это сделать чрезвычайно сложно.
В
принципе, причина состоит в том, что, как совершенно точно показал Троцкий,
сама эпоха была переходной. Переходный характер эпохи от капитализма к
социализму означал, что существует объективная потребность замены хаотичности
экономического процесса социалистическими формами планирования. В этот
промежуточный период организационные и административные формы экономической и
политической жизни предопределялись некоторым будущим. Следовательно, субъективное
играло возрастающую роль в политической жизни. Но какую роль? Поскольку в то
время не обнаруживалось ни реального планирования, ни чистых форм спонтанного
рынка, вся эта диалектика субъективного и объективного остается не ясной.
Троцкий
положил начала анализу обоих аспектов проблемы, но без теоретизирования их,
отметил Тиктин. Нельзя согласиться и с анализом Троцким сталинской экономики,
это не был какой-либо особый способ производства, это общество не имело
классов. Однако Троцкий был прав, что сталинский режим не есть рыночная экономика,
и не есть социалистическая экономика. Невозможно понять сталинизм, не
используя метод Троцкого как отправной пункт теоретического анализа.
С
этим последним выводом Х.Тиктина, согласились, пожалуй, все участники
конференции. Особенно единство участников укрепилось при обсуждении прогнозов
Троцкого.
Вот,
например, что писал Троцкий в середине 30-х годов и как это похоже на то, что
мы сегодня видим в России. "Если, - пишет Троцкий, - правящую советскую
касту низвергла бы буржуазная партия, она нашла бы немало готовых слуг среди
нынешней бюрократии, администраторов, техников, директоров, партийных
секретарей, вообще привилегированных верхов. Чистка государственного аппарата
понадобилась бы, конечно, и в этом случае; но буржуазной реставрации пришлось
бы, пожалуй, вычистить меньше народу, чем революционной партии. Главной
задачей новой власти было бы, однако, восстановление частной собственности на
средства производства. Прежде всего потребовалось бы создание условий для
выделения из слабых колхозов крепких фермеров и для превращения сильных колхозов
в производственные кооперативы буржуазного типа, в сельскохозяйственные
акционерные компании. Несмотря на то, что советская бюрократия многое
подготовила для буржуазной реставрации в области форм собственности и методов
хозяйства, новый режим должен был бы произвести не реформу, а социальный
переворот".
Об этом
прогнозе говорили многие
участники конференции - К.Эрсвелл (Великобритания), С.Пирани
(Великобритания), М.Фогт-Дауни (США), В.Евстратов (Россия), В.Володин (Россия)
и др. Однако встал вопрос о дальнейшем развитии российской действительности.
Дж.Майлс (США), основываясь на многих работах Троцкого, показал, что вполне
вероятно дальнейшее развитие событий как фашистско-капиталистическая
контрреволюция. Трудно не согласиться с этим выводом.
Естественно,
как и на каждой большой конференции, не все выступающие обсуждали основные
проблемы темы. Был ряд интересных, но как бы побочных выступлений. Так, Д.Барр
(Великобритания) посвятил свой доклад анализу Троцким английской всеобщей
забастовки в 1926 г., а С.Пирани (Великобритания) - проблеме Троцкий и революции
в Китае и во Вьетнаме, О.Дубровский (Украина) рассказал об идеях Троцкого по
поводу национализма и украинскому вопросу.
Я
бы хотел закончить этот обзор тезисом из заключительного слова проф.
В.Роговина, что левая оппозиция в начале 20-х годов и работы Троцкого
представляли собой единственное в России тех лет марксистское течение,
противопоставившее сталинизму свою идейную программу по всем коренным вопросам
мирового революционного процесса и социалистического строительства в СССР.
Однако этот богатейший конгломерат марксистской мысли российская общественная
наука только сегодня начинает осваивать.
Как говорится - лучше поздно, чем никогда!
Результатом
конференции явились не только трехдневные насыщенные дискуссии, но и
специальные предложения, единогласно принятые участниками конференции. Они
небольшие и мы приведем их полностью.
Участники
научной конференции в целях более глубокого и всестороннего изучения идейного
наследия Л.Д.Троцкого и смежных проблем общественного развития согласны в
целесообразности проведения следующих мероприятий:
1.
Издать материалы настоящей конференции на русском и английском языках.
2.
Создать в Москве Международный научный Центр по организации сбора и изучения
материалов, связанных с политической и теоретической деятельностью
Л.Д.Троцкого.
3.
Содействовать научному изданию работ Л.Д.Троцкого, прежде всего на русском языке.
4.
Продолжить проведение конференций и семинаров по проблемам освоения
теоретического наследия Л.Д.Троцкого.
По окончании конференции группой заинтересованных
участников был образован международный Комитет по изучению наследия Л.Троцкого.
Президентом Комитета избран профессор Пьер Бруэ (Франция), координаторами -
А.Гусев (Россия) и М.Фогт-Дауни (США). В планах Комитета - издание материалов
конференции в Москве и Лондоне, проведение последующих встреч.