Второе "русло" единого
процесса генезиса советской культуры пролегало через социалистический идеал,
синтезирующий мир социалистических идей и мир художественной культуры.
Единство этих связей "задавала" и особый тип художника, который
должен был, с одной стороны, находиться в диалоге с культурой; с другой - быть
связан с практикой революционного творчества.
Художник, представляющий это
направление не был отчужден ни от мира культуры, ни от жизни общества. Здесь не
было эстетического пренебрежения, снобизма или испуга перед "жизнью за
окнами художественных салонов", равно как и не было агрессивного
комплекса неполноценности перед миром хрупких, но вечных ценностей культуры.
Более того, "жизнь площадей" и мир души художника стремились к
встрече друг с другом и более того - к диалогу. Здесь в душе Поэта лиричность и
гражданственность искали друг в друге гармонию. Творчество Владимира
Маяковского подтвердило возможность и закономерность этой встречи, хотя
расплачиваться за эту гармонию ему пришлось трагическими противоречиями как с
обществом, так и с культурой - ведь чем гармоничнее личность, тем конфликтнее
его жизнь. Надо сказать, что Маяковский, нарушив правило, не ограничился только
классическим уделом поэтов - сгорать, переплавляя в собственной душе
противоречия мира в искусство. Он дерзнул стать социальным скульптором, а к
самому святому для художника - искусству - отнестись как к своему рабочему
инструменту (чем и вызвал яростную ненависть у своих "собратьев по перу"),
высекающему из глыбы образ, но уже другого скульптора - общества, способного
творить самого себя.
Итак, с одной стороны, неотчужденность
данного художника от жизни общества, его интересов позволяли ему
актуализировать все то богатство культуры, коим он "владел"; здесь
художник становился творцом и инструментом, благодаря которому культура
начинала приобретать одновременно и общественное звучание, и "дыхание
современности" - жить ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, в непосредственном социальном
творчестве. С другой стороны, высокий культурный уровень художника,
принадлежащего к этому направлению, позволял ему включаться в жизнь общества,
осмысливая ее с позиции высоких человеческих идеалов. И потому в своем
социальном творчестве этот художник ориентируется уже на то, чтобы
"подтягивать" общество до уровня культуры. В итоге у художника
формировался взгляд, основанный как бы на перекрестной критике: на общество он
смотрит с позиции культуры и на культуру - с позиции передовых общественных
интересов.
Кроме того, внутренняя гармония
художника, основанная на его неотчужденности от окружающего мира и культуры,
позволила ему упразднить границы между его "Я" и другими (а не
особенности каждого из них). И действительно, сущность поэта - это
"оголенность его души, способной не только воспринимать мир целиком и
целостно (со всеми его противоречиями), но и резонировать с ними. В тоже время включаться в окружающий мир
неотчужденно - это значит одновременно брать
на себя ответственность за этот мир и быть в ответе
перед ним. Именно в этой творчески-нравственной ответственности не только за
себя, но за все общество Поэт становится Человеком (мне вспоминаются слова
М.Цветаевой о В.Маяковском - жил как Человек и умер как Поэт).
В
итоге все это порождало возможность появления подлинно критического отношения
как к обществу (а значит, и к его отчуждению от социалистической идеологии),
так и к культуре (а значит, и к ее отчуждению сначала от социалистического, а
затем и от демократического идеала). Так в одновременном диалоге художника с
социальным творчеством и культурой возникла основа подлинно критического
направления в советской культуре, продолжившего критические традиции
демократической культуры прошлого века (не случайно одним из самых любимых
поэтов В.Маяковского был Саша Черный). Это критическое направление советской
культуры со временем не утратило ни своей художественной ценности, ни
актуальности своего общественного звучания - произведения В.Маяковского тому
пример.