Кризис художественной культуры. Так ли это? И если
так, то в чем его сущность? Может быть в том, что разрушается материальная база
культуры и сокращается ее финансирование? Или в том, что продолжается утечка
лучших культурных сил за границу, а те кто остаются, оказываются не нужны ни
государству, ни обществу? Или может быть для большинства людей в нашем обществе
жизнь сегодня такова, что им просто уже не до искусства? Вероятно, ответ лежит
все же в глубже - в логике и истории противоречивой эволюции отечественной
художественной культуры, протекавшей в диалектическом единстве с генезисом,
развертыванием и кризисом общества "реального социализма" в целом.
Разобраться со столь многослойным и
сложным процессом конечно же можно только ограничив себя некоторыми исходными
предпосылками исследования. Первая и главная из них заключается в том, что развитие
художественной культуры всегда есть выражение того или иного общественного
идеала, который, конечно же, в каждый период исторического развития
исторический идеал имел свое конкретное наполнение.
Вторая посылка: нельзя понять сущность
кризиса культуры вне взаимоотношения ее с обществом и в первую очередь - с
господствующими в нем интересами. Поскольку ниже речь пойдет о кризисе советской
художественной культуры, постольку анализ последней будет проводиться в связке
с понятием "социалистическая идеология".
Третья посылка: связь культуры и
идеологии здесь будет рассматриваться не прямо, а опосредованно - через
понятие "общественный идеал".
Выделение этих посылок позволяет
сформулировать авторский подход к исследованию логики генезиса, развития и
постепенного вхождения в кризис советской художественной культуры.
Логика формирования основ советской
культуры имела как бы три "русла".
Первое - возникновение советской
культуры как следствие реализации социальных интересов трудящихся, прямо или
косвенно связанных с воплощением социалистической идеи. Именно этот их идейный
мир, непосредственно рождавшийся у трудящихся как результат их прямого участия
в социальном творчестве и существующий первоначально (до 1923 года) вне
отчужденных институциональных форм, автор и будет называть социалистической
идеологией. Конечно, такой подход противоречит общепринятой традиции сведения
идеологии только к отчужденно-институциональным формам духовного производства.
Понимая это, автор тем не менее исходит из признания того, что в те далекие
20-е гг. именно классовые интересы, поднявшие к живому созиданию (хотя бы даже
противоречивому) новой жизни революционные массы стали своеобразным
"черноземом", без которого не могли бы взойти первые ростки советской
культуры, в том числе художественной. В то же время эти трудящиеся массы
объективно были далеки от ценностей художественной культуры, что порождало
имманентно присущее этому направлению взаимоотчуждение социалистических идей и
культурных ценностей.
Второе "русло" - движение к
советской культуре через открытость художника миру как социалистических идей,
так и культурных ценностей, их приятие и переплавку в единое целое - советскую
культуру. Именно это направление стало главным для развития социалистического
идеала в нашей художественной культуре.
Третье "русло" - генезис
советской художественной культуры на основе ее непосредственной связи с миром
культурных ценностей, когда в советскую культуру вошли художники, не
воспринявшие, но и не отринувшие социалистических идей (косвенно или формально
связанные с ними).
Каждый из этих "заходов"
порождал свои направления культурного развития. Последние, вступая в
противоречивые взаимодействия не только с социальными процессами, но и друг с
другом, в итоге определяли сложную и динамичную органику советской культуры.
Советская
культура (впрочем как и любая другая) не была неким статичным образованием;
имея свою внутреннюю логику
развития, тем не менее она была
очень чутка к общественным переменам и
зачастую "улавливала" их прежде, чем они становились
очевидными.
В связи с этим рассмотрим сначала те
направления советской культуры, которые возникли в рамках первого русла
(основой которых являлась прежде всего их непосредственная связь с
социалистическими интересами трудящихся, практикой созидания ими нового
общества, и в этом смысле - с социалистической идеологией). Это определяло и
исходное противоречие данного направления: будучи тесно связанным с
социалистической идеологией, оно в то же время было отчуждено от культурных
основ социалистического идеала. Это было обусловлено тем, что, во-первых,
субъекты творчества, представляющие это направление, были главным образом
выходцами из неимущих слоев населения. Соответственно в социокультурном
отношении они (впрочем, как и другие слои) несли в себе все противоречия,
"нажитые" ими еще при царском режиме, в том числе, связанные с отчуждением
их от мира высокой культуры.
Во-вторых, этот субъект приходил в
культуру не столько в силу своих природных предпосылок к творчеству, сколько (и
в данном случае это особенно важно) - через разделяемую им социалистическую
идеологию. Но быть включенным в нее вплоть до начала 2О-х гг. можно было
только через активные формы революционной практики, которая помимо всего несла
в себе еще и "провокацию" к творчеству. И вот этот высвобождаемый
революцией творческий импульс, помноженный
на социалистическую идеологию, порождал
в этом субъекте потребность в социальном творчестве. В свою очередь эта
потребность как раз и становилась для него стимулом, единственно возможным
"мостиком", по которому этот субъект только и мог "идти"
от социалистической идеологии к миру высокой культуры. Приходя же в нее как субъект
социального творчества, он задерживался или оставался в ней, но уже как субъект
художественного творчества.
Но этот путь к культуре одновременно
вел и к общественному (социалистическому) идеалу как к одному из важнейших ее
достояний. Включение данного субъекта в диалог с культурой давало ему возможность
"шлифовать" себя как художника и тем самым отстаивать свое право на
место в мире настоящей культуры. В качестве одного из наиболее известных
представителей такого направления (условно назовем его идеологической
культурой) можно назвать Николая Островского, чьи книги, а затем и результаты
диалога, сотворчества с ними и их автором (например, их экранизации) стали не
только советской классикой, но обогатили и мировую культуру.
Итак, мы видим как исходное
противоречие данного направления, обусловленное отчуждением культурных основ
социалистического идеала от социалистической идеологии, постепенно снимается
через включение субъекта в диалог с культурой. Разрешение этого противоречия
становится и основой творческого развития самого направления. А это означает,
что оно получает возможность достичь столь высокого художественного уровня, что
(даже не смотря на свой ярко выраженный идеологический характер) результаты
этого направления получают право по достоинству занять соответствующее место не
только в советской, но и в мировой культуре.
А теперь посмотрим, что происходит с
этим направлением в условиях, когда изначально присущее ему отчуждение
(социалистической идеологи от культурных основ социалистического идеала) не
снимается. Если по мере описанного выше развития идеологическая основа (не
теряя своей остроты) уравновешивалась нарастанием художественного потенциала,
то в данном случае, когда исходное противоречие не разрешается - перспективы
развития культуры оказываются уже несколько иными. Это объясняется тем, что
объективно не сумев войти в диалог с культурой, но в то же время оставаясь
изначально непосредственно связано с социалистической идеологией, это направление
развития советской культуры становится очень уязвимым, ибо попадает в прямую и
полную зависимость от того насколько чисто или фальшиво в обществе
"звучит" социалистическая идеология.
Пока эта идеология существует как живой
и творческий элемент социального процесса, это направление культуры также
является живым и развивающимся. И пусть даже та культура, которая рождалась в
русле данного направления, не всегда могла отвечать критериям высокой
художественности, в любом случае в период 20-х гг. она так или иначе отвечала
потребностям если и не всего общества, то хотя бы его большей части.
Общественная "эффективность" в этом случае определялась не столько
художественными, сколько социально-идеологическими критериями. Вот почему
применительно к этому направлению сам процесс творчества здесь зачастую был и
более актуален, и более значим, чем его результат. Более того, в 20-е годы это
направление для революционных масс по существу было и своеобразной школой
творчества, и, кроме того, - основной формой массовой культурной революции.
Пример, приводимый Алексеем Толстым в
его романе "Хождение по мукам", где он описывает как во время
Гражданской войны красноармейцы сами и ставят, и играют для своих же товарищей
шиллеровских "Разбойников", не случаен. Исторические факты того
периода подтверждают "яркую вспышку" этого культурного феномена. В
отличие от той же идеологической культуры, он по сути оказался не чем иным как
идеологией в культурно-художественной форме. И действительно, это направление
не просто через свою культурную, а (что очень важно) - через
культурно-просветительскую форму осуществляло идеологическую функцию (поэтому
это направление условно назовем "просветительская идеология").
Итак, разрешение противоречия между
социалистической идеологией и социалистическим идеалом открывает перспективу
появления и развития полноценного в художественном отношении направления - так
называемой "идеологической "культуры (понимая в данном случае, под
идеологически ориентированной формой вполне художественное содержание - автор
приносит извинения за произвольность вводимых определений). В случае, когда
это направление, не имело достаточного внутреннего потенциала для разрешения
своего исходного противоречия через художественную культуру, оно могло снимать
это противоречие через практику социо-культурного творчества и тогда появлялся
особый вид творчества - "культурно-просветительская идеология". Этот
второй вариант был возможен только тогда, когда социалистическая идеология
существовала в адекватной себе форме - в форме преобразующей практики, пока
бюрократизм еще не "зацементировал" "живое дыхание"
идеологии.
Таким образом, если первое направление
- "идеологическая" культура - в сущности была художественной
культурой в идеологической форме, то второе направление есть уже идеология в
культурно-просветительной форме. Такова диалектика развития того культурного
русла, в основе которого изначально была только непосредственная связь
протекающего в нем культурного процесса с социалистической идеологией..
По мере усиления бюрократических
тенденций в обществе направление "просветительской идеологии"
оказывается в тисках: с одной стороны, ему не хватает внутреннего потенциала,
чтобы стать подлинно художественным направлением. С другой стороны, единственно
адекватная форма его развития - социокультурное творчество - начинает
"сворачиваться" бюрократией. Таким образом, это направление
утрачивает возможность разрешить свое исходное противоречие "естественно"-диалектическим
образом. Это в свою очередь лишает его основы творческого саморазвития, в силу
чего "культурно-просветительская идеология" начинает не просто
"хиреть", но и (попадая под "жернова" бюрократии) неизбежно
подчиняется бюрократически-превратной форме социалистической идеологии.
Имманентная зависимость этого
направления советской культуры от идеологии, прежде (до середины 20-х гг.)
дававшая ей возможность существовать и развиваться в форме социального
творчества, в условиях наступления бюрократии либо "пожирается"
последней (так и "не подавившись" - тайна бюрократического
"желудка"!) вместе с самой социалистической идеологией, либо
начинает обслуживать ее цели.
Действительно, счастье целостного бытия
было недолгим: социалистической идеологии строго противопоказано
непосредственное бытие (жизнь вне живого, непосредственного творчества ее
носителей -трудящихся, вне культуры), например, в форме той же системы социальных
институтов (непогрешимо мудрое политбюро и его идеологические сателлиты -
обкомы, райкомы и т.п.). Срастаясь с институтами и теряя культурное
содержание социалистическая идеология неизбежно превращается в догму.
Наиболее адекватным для нее является все-таки опосредованное бытие, бытие в снятой
форме - через
социальную практику, более того, через ее высший вид - социальное
творчество (последнее в данном случае понимается как процесс социального преобразования,
инициируемый "снизу" и связанный с формированием новых общественных
отношений).
Только в этом случае - через социальное
творчество - идеология уже в самой себе несет предпосылки снятия себя как
формы отчуждения, т.е. отмирания себя как идеологии (аналогично идеи отмирания,
а не уничтожения государства) - и в этом отличие социалистической идеологии от
любой другой. Если же связь ее с социальным творчеством обрывается, то это
приводит к нарастанию еще большего и по масштабу, и по трагичности отчуждения
(сталинские репрессии - тому пример). Так по мере сворачивания социального
творчества и нарастания бюрократизма (здесь их связь подобна механизму сообщающихся
сосудов), начинают господствовать главным образом формы непосредственного бытия
официальной идеологии. Вместо
социального творчества (пусть даже порой и в примитивных формах, но все-таки в
формах живой практики) начинает утверждаться бюрократическая институционализированная
система, которая если и развивается, то только как система учреждений,
ритуалов, атрибутов. Живая социалистическая идеология постепенно становится
ритуальной службой (религиозной по форме и похоронной - по содержанию).
Это неизбежно влияет и на общественную
судьбу такого направления как "культурно-просветительская
идеология": если поначалу она СЛУЖИЛА идеологии класса, то со второй
половины 2О-х гг. она постепенно прекращает свое существование как таковая и
взамен этому появляется то НЕЧТО, что в своем продолжении хотя и менялось, но
тем не менее всегда было призвано ОБСЛУЖИВАТЬ (причем даже не идеологию класса,
а идеологию Власти: сначала Сталина, потом всех остальных; правда, при Ельцине,
даже не идеологию власти, а уже саму власть).
Поэтому, если "идеологическая
культура" была, хотя и идеологически ориентирована, но все же
художественной культурой, а "культурно-просветительская идеология" -
идеологией в художественной форме, то это НЕЧТО не являлось уже ни идеологией,
ни культурой. Это НЕЧТО являлось ПСЕВДОидеологией в форме ПСЕВДОкультуры, замкнувшейся
на систему идеологических знаков и потому само ставшее псевдокультурным знаком
советской бюрократии. Это направление (условно назовем его
"идеологизированной культурой") тем не менее нельзя вычеркнуть из
советской культуры - при всех его недостатках оно было ее составляющей. Логика
развития творческой судьбы Демьяна Бедного от идеологического поэта до певца
сталинской политики, равно как и самого Сталина - одна из иллюстраций подобной
трансформации.
Будучи предельно далекой от творчества,
идеологизированная культура тем не менее блестяще сыграла свою роковую роль:
тот удар, который она нанесла по общественному доверию как к социалистической
идеологии, так и к советской идеологически ориентированной художественной
культуре, по своей силе и масштабу, пожалуй, не может сравниться даже с
эффектом "тяжелой артиллерии" антикоммунистической идеологии как
западного, так и отечественного происхождения.
Итак,
первое "русло" в течение советской культуры (через социалистическую
идеологию), имевшее три основных направления (первое - ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ
культура, второе - "культурно-просветительская ИДЕОЛОГИЯ, третье -
ИДЕОЛОГИЗИРОВАННАЯ культура), пройдя всю эту триаду, тем самым завершило свой
первый круг.