ГОД ПОСЛЕ ПУТЧА
Лев
Сигал
Обзор конференции, организованной Движением в
защиту демократии и прав человека в России в связи с первой годовщиной
событий 21 сентября - 4 октября 1993 года. Конференция состоялась в Москве в
Доме культуры медика 30 сентября 1994 года
Непосредственно событиям годичной давности целиком
были посвящены лишь немногие выступления. На эту тему говорили член правозащитного
центра "Мемориал" Е.В. Юрченко (о подлинном количество погибших 3-4
октября 1993 года) и к.и.н. А. В. Шубин (о механизме провокации). В центре же
внимания большинства выступавших оказался вопрос о дальнейшей судьбе
демократии в России. Главным образом этому вопросу были посвящены выступления
профессора В.Т. Логинова, социолога Б.Ю. Кагарлицкого, известного политического
деятеля В.И. Алксниса, профессора А.А. Пригарина, д.и.н. Д.Е. Фурмана. В
связи с данным вопросом также развернулась дискуссия о возможности правового
выхода из создавшейся ситуации (известные политические деятели О.Г. Румянцев,
протоиерей В.С. Полосин, к.ю.н. А.В. Крючков, М.Б. Челноков, профессора Н.С.
Злобин, Б.Ф. Славин). Кроме того активно, практически каждым оратором обсуждались
ошибки оппозиции (профессора А.В. Бузгалин, В.Т. Логинов, социолог Ю.В. Бялый,
известные политические деятели П.М. Абовин-Егидес, О.Г. Румянцев, И.И.
Андронов, А.В. Крючков, В.И. Алкснис, А.А. Пригарин). Наконец, многие
выступавшие уделили особое внимание оценке степени реальности опасности правого
радикализма. Со специальным докладом на эту тему выступил профессор А.А. Галкин,
ее затронули также социолог Ю.В. Бялый, В.И. Алкснис, А.А. Пригарин. Открыл
конференцию председатель оргкомитета, член Совета движения в защиту демократии
и прав человека в России, социолог, профессор МГУ А.В. Бузгалин. После
необходимого вступления от себя лично он сформулировал три тезиса. Современную
социально-политическую систему он охарактеризовал как "пирамиду полуавторитарной
бюрократической власти новой и частично старой номенклатуры", подчеркнув,
что господствующий слой руководствуется в своих действиях не какой-либо
идеологией, а исключительно соображениями отстаивания собственных
экономических интересов. Это тезис получил развитие в выступлении журналиста
Н.П. Морозовой, отметившей, что экономисты "левой" ориентации сейчас
уже оппонируют не идеологически последовательным рыночникам, а конъюнктурным
прагматикам, использующим в своих интересах различные особенности переходного
периода ("рыночников сегодня нет как нет рынка"). По ее мнению,
последовательные демократы после событий 4 октября 1993 года отвернулись от
режима, а у власти находится третья по отношению к "красным" и
"белым" сила. Второй тезис профессора А.В.
Бузгалина заключался в том, что необходимо вовлечение широких народных масс в
борьбу против олигархии. Всякий дворцовый переворот чреват перерождением
победившей стороны, демократическая же оппозиция должна быть массовой. Наконец,
было высказано предостережение относительно опасности вступления для борьбы
против авторитаризма Ельцина в союз с не менее авторитарными организациями, а
тем более шовинистическими и полуфашистскими. Даже временный тактический союз
с ними опасен уже тем, что отталкивает от оппозиции многих потенциальных ее
сторонников. Последние два тезиса в том или ином виде получили отражение во
многих выступлениях. Член правозащитного центра "Мемориал" и
общества "Право на жизнь и гражданское достоинство" Е.В. Юрченко
выступил с докладом на тему "Количество жертв октября 1993 года: правда и
вымыслы".
Он
обратил внимание на то, что в официальном списке 150 погибших почти все
москвичи, тогда как среди защитников дома Советов было множество иногородних.
Рабочие крематориев Хованского и Николо-Архангельского кладбищ
свидетельствуют, что в период с 5 по 8 октября 1993 года по ночам им привозили
для тайной кремации множество неопознанных трупов. Рабочий одного из
крематориев зафиксировал их количество: в ночь с 5-го на 6-ое - 58, с 6-го на
7-ое - 27, с 7-го на 8-ое - 9. Кроме того источник в МВД свидетельствует,
что несколько десятков трупов было сожжено в печах двух московских ТЭЦ.
Проверить эту информацию не удалось, но известно, что в МВД существует штатное
подразделение, задача которого сжигать трупы в случае массовых эпидемий,
используя для этого печи ТЭЦ. Можно также допустить, что какое-то количество
трупов сгорело непосредственно на верхних этажа башни Дома Советов: некоторое
количество стрелков там безусловно находилось, а температура была такой, что в
сейфах плавилось стекло. Что касается родственников погибших, пытавшихся
разыскать трупы, то их направляли с этим в бюро розыска по месту жительства, а
там клали дело в "долгий ящик". Страх вынуждал их молчать.
Докладчику, например, известно, что только из Владимира защищать Дом Советов
ездило 32 человека, четверо из которых погибли, но ни один не попал в официальный
список. Наконец, нет в нем и приднестровцев, хотя известно, что вскоре после
московских событий президент ПМР Игорь Смирнов наградил около двух десятков
своих сограждан боевыми медалями посмертно. Таким образом, по мнению докладчика,
фактически число погибших было порядка 200 - 500 человек. Общую модель событий
21 сентября - 4 октября 1993 года предложил к.и.н. сотрудник Института
всеобщей истории и газеты московских профсоюзов "Солидарность" А.В.
Шубин. Он подчеркнул особое значение предложенного тогда ФНПР "нулевого
варианта", согласно которому конфликтующим сторонам следовало в правовом
отношении вернуться к положению, существовавшему перед изданием указа номер
1400 и назначить досрочные выборы парламента и президента одновременно. По
мнению выступающего, это предложение быстро приобрело популярность, особенно
среди региональных руководителей, и было в особенности невыгодно президентской
стороне, так как означало косвенное признание неправомерности издания указа
номер 1400. Поэтому с целью сорвать реализацию "нулевого варианта"
Кремль спланировал и 3 октября осуществил спецмероприятие, которое выступающий
условно назвал операцией "Ускоритель". Суть его заключалась в том,
что по маршруту следования толпы сторонников парламента от Калужской площади до
площади Свободной России было выставлено несколько маломощных милицейских
заслонов, действовавших на нее, как магнит на поток элементарных частиц, то
есть не тормозивших, а наоборот - ускорявших возбужденных легкостью победы
людей. В конце маршрута толпа была обстреляна из здания мэрии, в силу чего
сторонники парламента решили, что противоположная сторона начала против них
войну, а следовательно это дает им право далее действовать по законам войны.
Затем последовал захват мэрии и неудачная вылазка на телецентр
"Останкино". По мнению выступающего, Руцкой и Хасбулатов призвали
своих сторонников к этим рискованным действиям так как считали, что их
бездействие в этой ситуации будет означать перехват лидерства более
радикальными вожаками, такими как Макашов и Анпилов. Более резкой критике эти
действия руководителей Дома Советов подверг известный журналист и политический
деятель И.И. Андронов. Он отметил, что даже будучи в то время членом Президиума
Верховного Совета не был поставлен в известность о об этом ответственном шаге.
Но и сам Александр Руцкой, поторопившийся призвать своих сторонников взять под
контроль телецентр, этой акцией лично не руководил, а непосредственно возглавший
данное мероприятие генерал Макашов даже не счел нужным предупредить руководство
в Доме Советов, что параллельно с его в основном безоружными людьми к
"Останкино" движется колонна правительственных войск на
бронетранспортерах из отряда МВД "Витязь". Кроме того в адрес вождей
оппозиции прозвучало обвинение в том, что они впоследствие отказались от
парламентского расследования сентябрьско-октябрьских событий и даже не стали
заниматься вопросом установления личности всех погибших, а сосредоточили свое
внимание на взаимном оспаривании лидерства. Тем не менее, по мнению
выступающего, не взирая на все серьезные ошибки, допущенные Александром Руцким,
следует оказывать политическую поддержку именно ему, поскольку реальной
альтернативой ему в качестве будущего лидера нации может быть только Владимир
Жириновский, к которому выступающий относится значительно более критически.
Доказательств этого последнего тезиса выступающий не привел. Еще более
категоричен был к.ю.н. лидер Российской партии коммунистов, один из
организаторов обороны Дома Советов А.В. Крючков, который считает, что
сентябрьско-октябрьские события 1993 года позволяют сделать вывод о
"негодности нынешних лидеров оппозиции, отсутствии у них нравственного
стержня". Несколько иного рода критика действий оппозиции в тот период
прозвучала из уст лидера "Союза коммунистов" профессора А.А.
Пригарина. Выступающий критиковал ее не столько за авантюризм, сколько наоборот
- за бездеятельность. По его мнению, у оппозиции был реальный шанс победить,
поскольку при индифферентности большинства населения Ельцина активно поддерживали
3-5 процентов россиян, а оппозицию - 7-9 процентов, армия же колебалась. Но
Верховный Совет упустил победу, не предприняв чрезвычайных действий, он
пассивно ждал, пока власть якобы скатится к нему сама. Он не денонсировал беловежских
соглашений, не поднял красный флаг РСФСР, не передал власть Советам, не обратился
к офицерам, терял время на ведение бесплодных переговоров о "нулевом
варианте". В результате мы отмечаем 4 октября как трагический день, но не
более того. Октябрьский переворот не стал поворотным пунктом российской
истории, просто те, кто обладал всей полнотой власти de facto, сохранили ее и
отчасти оформили de iure. Любопытный взгляд на события осени 1993 года с
правовой и исторической точек зрения высказал член правозащитного центра
"Мемориал" Д.И. Зубарев. Он отметил, что указом номер 1400 Ельцин
объявил гражданскую войну точно также, как Ульянов-Ленин - залпом
"Авроры". Эта последняя война проходила в три этапа: холодный (война
указов, постановлений и деклараций) проходил с 21 по 24 сентября , с
применением полицейских спецсредств и инженерных сооружений - с 24 сентября
по 2 октября и, наконец, с применением огнестрельного оружия - 3 и 4 октября.
События 4 октября были равносильны трем российской событиям истории разом:
Кровавому Воскресенью 9 января 1905 года, штурму Зимнего дворца в 1917 году и
разгону Учредительного собрания в 1918 году. Кроме того докладчик процитировал
отрывок из фантастического произведения Ю.Даниэля "Говорит Москва",
посвященный "Дню открытых убийств", и отметил в нем как бы авторское
предвидение событий 4 октября 1993 года. По мнению докладчика, действия
президентской стороны подпадают под признаки преступлений, описанных
различными статьями уголовного кодекса: диверсия, террористичекий акт в
отношении представителя Советской власти, умышленный поджог и т. д. Можно
квалифицировать в соответствии с Уголовным кодексом и действия противоположной
стороны. Но и в том, и в другом случае уголовное преследование затруднено
неизбежным субъективизмом в применении статей 13 и 14 Общей части Уголовного
кодекса ("крайняя необходимость" и "необходимая оборона").
Прокурор Москвы Геннадий Пономарев сделал из этого однозначный вывод: "На
полях гражданской войны прокуратуре делать нечего". Докладчик предложил
оригинальный выход из этого юридического затруднения. В 1950 году Генеральная
ассамблея ООН, отталкиваясь от правовых новаций, выработанных Нюрнбергским
процессом, сформулировала описание действий, являющихся международными
"преступлениями против мира и человечности" (так называемые семь нюрнбергских
принципов). Эти подобно тому как была фактически инкорпорирована Всеобщая
декларация прав человека, облегчит правовое решение вопроса о наказании за
преступления, связанные с внутриполитическими вооруженными конфликтами. Особое
место в ряду выступлений занял доклад научного сотрудника корпорации
"Экспериментальный творческий центр" Ю.В. Бялого, посвященный
проблеме массового сознания. Он подчеркнул, что главной родовой чертой русского
и советского типа личностного сознания является его холистичность - тяга к
целостному мироощущению. Но начиная с окостенения коммунистической идеологии в
30-е годы, неуклонно нарастал "кризис смысла". По мнению докладчика,
при Горбачеве интеллигенция развернула кампанию тотального отрицания
советского прошлого, что привело к возникновению опять-таки холистического мифа
о "черной послереволюционной исторической дыре". Затем самодискредитируется
и миф о "вхождении в мировую цивилизацию". Возникает легальная оппозиция,
самоутверждающаяся опять-таки через дискредитацию власти. Оппозиция "всей
тяжестью навалившись на представительное плечо властного коромысла, сделала
Верховный Совет, съезд народных депутатов и значительную часть местных Советов
средоточием антисистемной политики, превратила их из ветви власти в антивласть,
из инструмента отстаивания интересов России в инструмент войны с президентом и
правительством". Осень 1993 года "почти вымарала из перспективного
смыслового поля... многие оппозиционные идеологии, армию с ее возможным лидером
- патриотическим военным диктатором, так называемые правоохранительные
органы... идею справедливого государства и честной власти вообще". Итогом
явилось нарастающее отчуждение народа от политики. Докладчик нарисовал невеселую
перспективу, хотя формально завершил выступление в оптимистическом ключе.
Стержнем почти всех остальных выступлений стал вопрос о перспективах
демократии в России, при этом в большинстве речей преобладала пессимистическая
тональность. Сотрудник Горбачев-Фонда профессор д.и.н. В.Т. Логинов отметил
факт отсутствия в стране организованной силы, которая выступала бы за
демократическое развитие. Развал СССР и гайдаровские реформы явились
фундаментальными антидемократическими шагами, так как осуществлялись вопреки
воле большинства граждан. Но и лагерь оппозиции недемократичен, выступает за
"реставрацию старой конструкции", и в этом - "зерно будущих
трагедий". Тем не менее докладчик считает, что необходимо добиваться
проведения выборов в предусмотренный Конституцией срок. По его мнению, выборы
откроют дорогу новому поколению политиков, проявивших себя пока только на
региональном уровне. На них докладчик и возлагает все надежды. Он, однако, не
конкретизировал, что за региональных политиков имеет ввиду. Пока же, как
известно, ни какими историческими событиями (после Минина и Пожарского) тезис
о центростремительном характере российской культуры не был опровергнут. Гость
из Парижа профессор философии П.М. Егидес развил тезис о дихотомизме
мировосприятия большинства россиян. Он рассказал о своей поездке в колхоз и
том, что крестьяне объявляют себя сторонниками социализма, рассматривая понятие
"демократия" как антитезу. Эти же колхозники, будучи приверженцами
социализма, голосуют за Жириновского как за антитезу Ельцину. Возник
любопытный феномен: если в первые годы Советской власти рабочие выступали за
социализм, а крестьяне - против, то сейчас оба класса как бы поменялись ролями.
Что же касается интеллигенции, то она также смотрит на вещи дихотомически: либо
нынешний режим, либо сталинизм, а потому не примыкает к оппозиции, не
способствует ее улучшению. Отсюда, в свою очередь, деградация коммунистического
движения: "Во главе компартии стоит сторонник Третьего Рима, реакционера
Уварова". По мнению докладчика, выход можно найти, если ориентирующаяся на
социализм интеллигенция усилит пропагандистскую деятельность среди рабочих в
русле "массового движения за логико-смысловую революцию". Член
Совета Движения в защиту демократии и прав человека в России д. э. н. ведущий
научный сотрудник МГУ А.И. Колганов подробно обосновал причины низкой
социальной активности рабочих и населения в целом. Он отметил, что нынешний
режим выражает в первую очередь интересы бюрократии, поскольку
фундаментального сдвига от бюрократической системы хозяйства к рыночной все
еще не произошло. Ведущая роль принадлежит бюрократическому капиталу, так как
частное предпринимательство сильно зависит от бюрократического аппарата.
Собственно говоря, еще при Брежневе возник союз бюрократии с новой буржуазией,
функционировавшей тогда в сфере "теневой экономики". С учетом такого
положения вещей в нынешней ситуации оппозиция не имманентна новой цивилизации,
создаваемой реформой, а напротив - выражает консервативный протест против ее
наступления. Российский капитализм не сложился еще, поэтому нет и классового
антагонизма между капиталом и наемным трудом. Социальная аморфность предопредилила
выдвижение на первый план не социальных, а национально-государственных
вопросов. Осенью же 1993 года непосредственным поводом к конфликту послужили
даже не социальные или национально-государственные вопросу, а вопросы чисто
конституционные, вызывающие у масс очень низкий интерес. Кроме того массы
воспринимали конфликтовавшие стороны как фракции единой элиты. Принципиальным
социально-психологическим сдвигом за последний год стало рассеивание
существовавших прежде среди рабочих иллюзий относительно патернализма
администрации предприятий. Продолжалось также и падение доверия к государству,
партиям, профсоюзам. Таким образом старые формы самоорганизации общества уже
сошли на нет, а новые еще не возникли. Это вакуум и объясняет временную
стабилизацию. Еще более пессимистичен был социолог консультант ФНПР Б.Ю.
Кагарлицкий. По его мнению, нынешняя ельцинская конституция делает
политическую систему не реформируемой, открывая таким образом серию новых
потрясений. Договор об общественном согласии он охарактеризовал как
"сговор элит против населения", отметив, что население России не
имеет опыта мобилизации против своей элиты. отсюда вакуум альтернатив. Член
Российского общенародного союза полковник В.И. Алкснис также выразил сильное
сомнение относительно перспектив парламентской демократии в России, но
предположил, что грядущий авторитарный режим сыграет прогрессивную роль. Он подчеркнул,
что в России уже дважды сорвалась попытка введения парламентаризма: в 1918 и в
1993 годах. В этом выступающему видится цивилизационная закономерность. Ссылаясь
на свой опыт деятельности в качестве народного депутата СССР, он отметил
бессилие Советов в условиях многопартийности, коллективную безответственность
депутатов, неэффективность как съезда народных депутатов СССР, так и РСФСР.
"Теперь мы обречены на длительный период жесткого авторитарного режима.
Но отнюдь не Ельцина. Он червь, унавозивший почву. Придут люди, думающие о
стране, о народе". Правда, выступающий не уточнил, откуда придет прогрессивный
диктатор, и далее сам же охарактеризовал нынешние армию и милицию как
"сборище обывателей, лишенных идейной основы". А прогноз профессора
А.А. Пригарина выглядел следующим образом. Социальный взрыв, за которым
последует смена власти, неизбежен. Но поскольку оппозиция неоднородна и
выражает интересы различных групп, борющихся за собственность, сначала к власти
придут "люди, немногим лучше Ельцина и Гайдара". Но затем будет
продолжен сдвиг влево. "Режим "твердой руки" на какой-то период
неизбежен, наша задача сделать его как можно короче, чтобы власть все время
оставалась под контролем народа. Это последнее обеспечит совмещение социализма
с демократией". Самым оптимистическим относительно перспектив демократии
было выступление члена Совета Движения в защиту демократии и прав человека в
России ведущего научного сотрудника Института Европы РАН д.и.н. Д.Е. Фурмана.
Не решить проблему создания системы легальной борьбы за власть, по его мнению,
в принципе нельзя. "Демократия - это норма современного мира, признак
взрослости". Возможность создания в постсоветском обществе такой системы
выступающий проиллюстрировал на примере Белоруссии и Украины. За событиями там
он как гражданин России наблюдал "с чувством стыда и зависти".
Резюмируя дискуссию о перспективах демократии в России, следует отметить, что
из бесспорного для всех его участников тезиса об исторической предрасположенности
нашей страны к авторитаризму можно делать прямо противоположные выводы. Можно
принять авторитарную перспективу как неизбежность или даже связывать с ней
надежды на общественный прогресс (как В.И. Алкснис), а можно ориентироваться на
самые высокие стандарты "чистой демократии" и пытаться создать
соответствующие им институты с тем расчетом, что изначально высоко поднятая
планка позволит в какой-то степени нейтрализовать "сопротивление
материала". В определенной связи с вопросом о перспективах демократии обсуждался
вопрос о возможности легальной смены власти в сегодняшней России. Протоиерей
В.С. Полосин отметил, что беловежские соглашения означали разрыв со всякой
легитимностью, сделав тем самым возможными события осени 1993 года. Бывший
народный депутат РСФСР М.Б. Челноков заявил, что политики обязаны всегда
действовать только в рамках права, но Горбачев и все его приемники, президенты
постсоветской Евразии, "не могли, не умели и не хотели" действовать
в этих рамках. Далее он критиковал конкретные, по его мнению, неправовые шаги,
предпринимавшиеся некогда Хасбулатовым, Зорькиным и Назарбаевым. Эта позиция
вызвала дискуссию. Профессор д.ф.н. Н.С. Злобин заявил: "Тут оратор
говорил, что надо действовать в рамках права... Но не с бандитами же!"
Эмоционально выступал обозреватель газеты "Правда" член ЦИК КПРФ
профессор д.ф.н. Б.Ф. Славин. По его мнению, рассчитывать не только на правовые
решения, но и на ненасильственные методы борьбы "наивно", так как
"право есть воля господствующего слоя". О.Г. Румянцев, В.А. Крючков и
Н.С. Злобин считают единственным реальным способом смены власти не
парламентские методы, а кампанию гражданского неповиновения, подчеркивая ее
нетождественность гражданской войне. Однако ни один из них не подкрепил свою
позицию развернутой аргументацией. Утверждение о неэффективности парламентских
методов прозвучало в значительной мере бездоказательно, остался без ответа
противоположный вопрос - о реализуемости проект развертывания кампании
гражданского неповиновения, а также о том, как в условиях повседневной
реальности не перейти грань между ненасильственным сопротивлением и
гражданской войной. Если мы полагаем, что российское общество
не дозрело до того, чтобы организовать более ли менее честные выборы, отчего мы
станем утверждать, что оно дозрело до организации кампании массового
гражданского неповиновения? Наконец, отдельной темой стал вопрос об угрозе
правого радикализма. Со специальным докладом на данную тему выступил сотрудник
Горбачев-Фонда профессор д.и.н. А.А. Галкин, известный специалист в этой
области, автор книги "Германский фашизм". Он выделил два подхода к
данному вопросу: эмоционально-точечный и ситуационный. Первый сводится к
фиксации отдельных случаев проявления правого радикализма, а второй заключается
в анализе общественной ситуации в целом с точки зрения перспектив правого
радикализма. Докладчик указал пять ситуационных факторов, благоприятствующих
распространению этого явления: слом сложившейся социальной структуры, политический
вакуум, социально-психологический кризис, потеря значительной частью населения
прежнего жизненного уровня, униженность национального самосознания. По мнению
докладчика, с недавних пор заработали все эти факторы, что дает серьезные
основания для беспокойства. К тому же распространению правого радикализма
способствует любая дискредитация парламентаризма, компрометация идеи демократии,
привыкание к насилию. По мнению докладчика, для превращения фашизма в реальную
силу не хватает только субъективного фактора: наличия энергичного, целеустремленного
авантюриста, обладающего широкими связями. Этой теме удели внимание и многие
другие выступающие. В.И. Алкснис, полемизируя с некоторыми деятелями
оппозиции, отмечающими мужество "баркашовцев", проявленное ими осенью
1993 года, заявил: "Эсэсовцы, стоявшие у печей Освенцима, возможно, также
были храбрыми людьми, но это не повод их уважать". А.А. Пригарин отметил
наличие среди участников митингов оппозиции крайних антисемитов и выразил в
связи с этим свою обеспокоенность. Ю.В. Бялый полагает, что нынешний духовный
вакуум является благоприятным условием для "произрастания черного цветка
фашизма", сильного своей идейной определенностью и цельностью. Оба,
однако, резюмировали свои рассуждения оптимистически, заявив, что России
исторически чужд национализм. Это последнее утверждение можно было бы
проиллюстрировать тем фактом, что и в современной России национальное
самосознание отнюдь не является детерминантой массового поведения. Поэтому,
например, у нас невозможно представить себе бойкот импортных товаров или
общественное осуждение девушек, стремящихся к браку с иностранцами. К сожаления,
ни в одном из выступлений не рассматривалась гипотеза о провокационном и
манипулируемом характере деятельности небольших экстремистских групп,
оказавшихся в центре общественного внимания.