Массовая приватизация в России
и сдвиги в
социально-экономической структуре общества
А. И. Колганов
1. Перераспределение прав собственности
в ходе приватизации
Процесс приватизации в России уже охватил основную
часть экономики страны. B 1994 году приватизировано уже более 80% предприятий
торговли и сферы услуг, большая часть предприятий строительства и
автомобильного транспорта, более половины промышленных предприятий. Точных
данных за 1994 год еще нет, поэтому приходиться опираться на цифры 1993 года.
По данным доклада А. Чубайса в Федеральном собрании, к концу 1993 года из общей
численности в 71 млн. занятых на государственных предприятиях работали 59%, а
остальные - на частных предприятиях и предприятиях смешанной формы
собственности. На государственных предприятиях было было произведено 52,2%
общего объема промышленной продукции. В строительстве государственные
строительные организации осуществили только 31% подрядных работ, а
государственная торговля обеспечила 41% товарооборота.
Следует обратить внимание на тот факт,
что в промышленности частные предприятия уже к концу 1993 года составили 54%
всех предприятий, однако на них было произведено всего 7,9% объема промышленной
продукции. Предприятия же со смешанной формой собственности
(частно-коллективно-государственной, образовавшейся в
___________________
А.И.Колганов - доктор экономических наук, ведущий
научный сотрудник экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
результате
приватизации), которые составили лишь
19,9% в общем числе промышленных предприятий, произвели 39,3% объема
промышленной продукции.
Однако за этими общими цифрами
скрываются весьма неоднородные по содержанию реальные социально-экономические
сдвиги. Приватизированными в официальных статистике считаются предприятия, выкупленные
их трудовыми коллективами, приобретенные частными лицами, а также
преобразованные в акционерные общества. В последнем случае, в зависимости от
распределения акций, предприятие может оставаться под государственным
контролем, под контролем администрации (директора, менеджеры) и трудового
коллектива, или под контролем сторонних инвесторов.
Что касается предприятий, находившихся
в муниципальной собственности (в основном это предприятия торговли и сферы
услуг), то значительная часть из них была приобретена частными лицами, среди
которых немало бывших директоров этих предприятий. Примерно 70% таких
предприятий было выкуплено трудовыми коллективами. Следует, однако, заметить,
что во многих случаях коллектив выступал лишь в роли подставного лица для
частного инвестора (нередко - директора предприятия), который таким образом
получал возможность использовать льготы, предоставленные законом для трудовых
коллективов.
С точки зрения организационно-правовой
формы почти все такие предприятия являются в настоящее время товариществами с
ограниченной ответственностью или акционерными обществами закрытого типа.
Торговые предприятия, с самого начала основанные частными лицами, в основном
используют те же организационно-правовые формы, но нередко организованы и как
индивидуальные частные предприятия или семейные фирмы.
Крупные промышленные, строительные или транспортные предприятия
разрешалось в процессе приватизации преобразовывать только в акционерные
общества открытого типа. В грубом приближении около 60% таких предприятий
находятся под совместным контролем менеджеров и трудового коллектива. Примерно
в 40% таких случаев рабочие формально даже располагают контрольным пакетом
акций, но и тогда реальный контроль находится в руках менеджеров. Несколько
процентов предприятий прошли процесс приватизации еще при Горбачеве, когда
коллектив мог полностью выкупить все предприятие по закону об аренде. На таких
предприятиях почти 100% акций принадлежат трудовому коллективу, хотя реальное
участие рабочих в управлении увеличилось незначительно.
В остальных случаях контрольный пакет
либо сохраняется в руках государства (около 1/4 "приватизированных"
крупных предприятий), либо переходит в руки сторонних инвесторов. Ими могут
быть частные лица, частные фирмы, инвестиционные фонды, банки, совместные
предприятия, иностранные фирмы.
В огромном большинстве случаев
"приватизированные" предприятия не имеют какого-то определенного
эффективно действующего собственника. В настоящее время налицо сложное
переплетение прав собственности различных субъектов - государства, менеджеров,
рабочих, частных фирм и т.д. При этом рабочие, ставшие мелкими акционерами,
как правило не организованы, обособленны, и не имеют возможности реализовать
свои права собственников даже в тех случаях, когда им формально принадлежит
контроль над предприятием.
Таким образом, создание большого слоя
мелких собственников-акционеров носит по существу фиктивный характер. Рабочие
не видят никакой пользы от владения акциями (в условиях кризиса нет никакой
надежды на дивиденды), не чувствуют
себя собственниками, да реально и не являются таковыми, будучи не в состоянии оказать влияние на
процесс принятия решений. В тоже время
не возникает и других эффективных собственников, в силу ряда особенностей мотивации
менеджеров бывших госпредприятий и российских частных предпринимателей.
2. Изменение мотивации различных
субъектов хозяйственной деятельности в результате приватизации
Реальное распределение прав собственности, как было показано
выше, значительно отличается по своим темпам и характеру от поверхностных
изменений в организационно-правовом статусе предприятий. Это, в свою очередь,
определяет специфику сдвигов в экономической мотивации. Она зависит, однако,
не только от перераспределения прав собственности, но и от сложившихся ранее
традиций экономического поведения различных социальных групп и слоев. Социальная
психология людей изменяется медленнее, чем происходят институциональные и
правовые сдвиги.
Трудовая мотивация работников бывших
государственных предприятий (как и остающегося еще довольно значительным
государственного сектора) почти не изменилась. Ни владение небольшим числом
акций, ни переход от гарантированной государством заработной платы к оплате
труда, определяемой условиями рыночной конъюнктуры для данного предприятия, не
смогли заметно повлиять на мотивацию наемных работников.
В условиях жестокого экономического
кризиса владение акциями не оказывает никакого стимулирующего воздействия на
работника - поскольку дивиденды не выплачиваются (и
даже если бы они выплачивались, их доля в доходе работников оставалась бы
ничтожно малой). Что касается зарплаты, то невозможно проследить какую бы то
ни было связь между трудовыми усилиями работника и его доходом, поскольку
уровень зарплаты определяется скорее платежеспособностью потребителей
продукции данного предприятия. Суммарная задержка зарплаты в России давно уже
превысила величину месячного фонда заработной платы.
Фактически происходит ослабление
трудовой мотивации. Даже начавшийся в последние месяцы быстрый рост безработицы
не только не побуждает работников увеличить трудовые усилия, но и сопровождается
падением производительности труда.
Некоторым исключением на этом общем
фоне служат частные (изначально организованные частным капиталом), совместные
и некоторые приватизированные предприятия. Большая часть частных предприятий
действует в сфере торговли, услуг, посредничества, на финансовом и фондовом
рынках и рынке недвижимости. Здесь связь между работой наемного персонала и
доходами фирмы достаточно наглядна, работники, как правило, оплачиваются в
зависимости от оборота, что в заметной мере стимулирует интенсификацию труда.
Тоже самое относится к небольшой части приватизированных предприятий, занимающих
схожие ниши на рынке.
Однако в значительной мере интенсификация
труда достигается и за счет того, что на этих предприятиях применяется жестко
авторитарный стиль управления, профсоюзы не существуют или ликвидированы,
трудовое законодательство (в том числе в части, касающейся продолжительности
рабочего дня) открыто игнорируется, права и личное достоинство персонала
постоянно ущемляются.
Что касается предприятий, совместных с иностранным капиталом,
то они имеют возможность предоставлять более высокие заработки, лучшие условия
труда и отдыха персонала, с самого начала применяют западные стандарты
организации труда, имеют возможность отбирать на работу наиболее
квалифицированные и в тоже время молодые и энергичные кадры. В тоже время и
для них характер жесткий стиль управления - более жесткий, нежели в развитых
капиталистических странах.
Мотивация менеджеров и директоров
приватизированных предприятий также не характеризуется позитивными сдвигами.
Напротив, приватизация, выводя их из-под существовавшего ранее государственного
контроля, приводит в условиях экономического кризиса к негативным сдвигам в их
мотивации. Массовый характер приняло использование администрацией и
менеджерами государственных и приватизированных предприятий капиталов этих
предприятий для краткосрочных спекулятивных операций в торговле, на финансовом
и фондовом рынках. Причем эти операции совершаются главным образом не в
интересах укрепления финансового положения данных предприятий, а проводятся в
целях личного обогащения через подставные фирмы.
Можно сделать вывод, что существовавшая
ранее у менеджеров "идентификация себя с фирмой", отождествление
своих целей с целями фирмы, подрываются существующим порядком вещей. Не
происходит трансформации неэффективной хозяйственной бюрократии прошлого в
современную рыночно-ориентированную управленческую элиту. Такого рода элита все
же постепенно формируется, но не в производственной, а лишь в
банковско-финансовой сфере, отчасти - в торговле. Специфической чертой такой
элиты является ориентация скорее на предпринимательские, нежели на менеджерские
мотивы (краткосрочные финансовые результаты, быстрое личное
обогащение, "гибкое" отношение к правовым нормам и деловой этике - в
противоположность служебной карьере, достижению современных стандартов
организации бизнеса, высокому профессионализму).
Довольно специфические формы принимает
и мотивация частных предпринимателей. Их ориентация на краткосрочные финансовые
результаты, вовлечение в основном в операции со спекулятивным оттенком
замедляют формирование заинтересованности в экономической стабильности,
устойчивости и т.п. Заведомая невыгодность долгосрочных инвестиций создает
дополнительные мотивы для закрепления этой негативной тенденции. Крайне высока
степень влияния мотивов личного обогащения - ради этого многие современные
бизнесмены готовы с легкостью пожертвовать существованием собственного предприятия
или фирмы, уклоняться от налогов, преступать хозяйственное законодательство,
пойти на применение криминальных методов воздействия на конкурентов или
должников.
3.
Формирование новых социальных групп и классов
Кризисное состояние экономики
накладывается на незавершенность процессов преобразования экономической и
социальной структуры общества. Не сформировалось еще ни устойчивой системы
капиталистических отношений, ни свойственных такой системе устойчивых
социальных групп и классов. Значительная правовая и институциональная
нестабильность переходной экономики дополняется существованием обширных сфер
экономики, практически выведенных из-под правового контроля (42% товаров и
услуг на потребительском рынке в 1-м полугодии 1994 г. было поставлено
незарегистрированными фирмами и физическими лицами). Высока степень
криминализации бизнеса и государственного аппарата.
Неустойчивость, подвижность социального
статуса различных слоев населения, отсутствие традиционных механизмов регуляции
поведения таких групп, несформированность собственных методов социальной
организации, свойственной этим группам - все это препятствует глубокому
осознанию социальной общности и общности интересов. Люди оказались выброшены
из системы ранее сложившихся социальных стереотипов и механизмов социальной
регуляции и встраиваются в новые, к тому же еще не устоявшиеся. Все это в
совокупности означает маргинализацию - по крайней мере временную - огромных
масс, составляющих большинство населения. Образуются и увеличивают свою
численность и собственно маргинальные (устойчиво маргинальные) социальные
группы - "бичи", "бомжи", беженцы, "вынужденные
переселенцы", беспризорные, хронические наркоманы, криминальные элементы
и т.п.
Значительная часть массовых социальных
групп обречена на люмпенизацию в довольно близкой социальной перспективе.
Например, нелегальная занятость в мелком бизнесе (оценивается примерно в 8 млн.
чел., из них 2-3 млн. занято в торговле и посредничестве) дает сейчас людям
более благоприятный социальный статус и экономически (по уровню дохода), и
психологически (сумели "вписаться в рынок"). Однако в ближайшие годы
эта группа понесет неизбежный урон в доходах, в стабильности сущестования, в
престиже.
Следует добавить, что фактически
трудящимся слоям населения в предшествующие десятилетия также были свойственны
черты маргинальности - эти слои получили более или менее устойчивое социальное
бытие лишь с конца 50-х годов (примерно половина населения, жители городов),
а значительная часть - с
середины 70-х (когда замедлилась массовая миграция из села в город, сократились
масштабы массовой миграции в восточные и южные районы СССР и из мелких
городов в крупные). До этого периода времени проходил процесс массового
формирования промышленных рабочих из крестьянского населения, а также
трансформация ранее существовавших городских социальных групп. 20-50-е годы
были годами очень высокой социальной мобильности и одновременно социальной
неустойчивости.
В этих условиях чувство широкой
социальной общности еще не сформировано, а значит, люди ориентируются в
основном на интересы и стереотипы микросоциальных групп, видимых корпораций и
институтов, в структуру которых они включены. Значительно возрастает значение
непосредственных материальных интересов в регуляции поведения людей. Не
исчезают также из социальной психологии и некоторые стереотипы прошлого,
вызывающие подчас неадекватную реакцию на ситуацию.
4. Сдвиги в социально-экономической
структуре общества и перспективы левого движения
Как можно оценить перспективы вызревания самостоятельного
движения наемных работников с учетом динамики экономического кризиса и
эволюции социально-экономической структуры общества?
Непосредственные материальные интересы,
ущемление которых будет вызывать "оборонительное" движение рабочих, в
ближайшей перспективе будут следующие:
- задержки выплаты зарплаты будут
продолжаться, как в связи с сокращением бюджетных расходов, так и в связи с
хроническим кризисом неплатежей;
- приверженность правительства политике
"финансовой стабилизации" в условиях резкого сокращения налоговой
базы приведет к секвестрованию социальных расходов, однако сложно сейчас точно
сказать, каких именно в большей степени;
- наступающая пора массовых увольнений
вызовет попытки задержать их.
Все эти три фактора сами по себе не
сулят глубокой активизации рабочего движения. Борьба против задержек зарплаты
в случае ее активизации будет время от времени и от места к месту гаситься
разовыми подачками. Сокращение социальных расходов будет, вероятно,
переноситься на те слои населения, протест которых наименее опасен власть
имущим (например, если речь не идет о преддверии выборов, то будут
выкручиваться за счет пенсионеров, а непосредственно перед выборами кинут им
прибавку). Борьба против увольнений будет парализовываться страхом перед
безработицей и желанием сохранить рабочее место за счет "лояльного
поведения".
Тем не менее, если совокупное давление
этих факторов заметно усилится, то это может означать по крайней мере количественный
рост масштабов выступлений рабочих.
Сложнее определить динамику социального
протеста при образовании "мертвых отраслей", "мертвых"
городов и районов. Протест может быть весьма активным, но в тоже время и
слабоорганизованным, не имеющим четкой цели и перспективы.
Значительно медленнее, но, по-видимому,
более основательно будет развиваться реакция рабочих на изменение своего
социально-экономического статуса. На приватизированных предприятиях будут
постепенно изживаться патерналистские иллюзии в отношениях между рабочими и
администрацией. Увольнения, интенсификация труда, чрезвычайные меры по
наведению дисциплины, которые неизбежно будут сопровождать борьбу предприятий
за выживание, и которые будут явно связаны с нарушением законодательства,
трудовых прав рабочих, налаживанием жестко авторитарного режима управления,
по-иному поставят вопрос о роли профсоюзов и об их взаимодействии с
администрацией.
Незавершенность процесса приватизации и
наличие значительной доли титулов собственности (акционерного капитала) в руках
у рабочих сохраняют основу для борьбы трудящихся за реальное перераспределение
прав собственности в свою пользу. Не следует переоценивать шансы такой борьбы,
однако она может стать реальным фактором в общем потоке рабочего движения (*).
С другой стороны, нарастание трудностей
и некоторая активизация протеста, попытки оппозиции найти "второе
дыхание", могут создать благоприятный фон для разного рода верхушечных
политических комбинаций с целью замены ельцинской администрации другими
политиками примерно той же природы, но, например, с явной "национал-патриотической"
окраской. Это будет перетряска внутри правящей верхушки с целью ввести в дело
чрезвычайные меры по стабилизации экономики, приструнить средний и мелкий
спекулятивный бизнес, а также и рабочих, заставив их потерпеть ради
процветания крупного капитала. Возможны, наверное, и другие подобные сценарии.
Однако независимо от конкретного
сценария нас может ожидать переход на новую ступень авторитаризма, а может
быть, и попытки установить диктатуру. При этом нельзя исключить и попыток
подключения каких-либо ветвей рабочего движения к декорированию этих верхушечных
перестановок под "движение трудящихся масс". В связи с этим стоить обратить внимание на
активизацию работы баркашовцев в независимых профсоюзах.
(*)
Редакция располагает рядом документов, которые могут облегчить борьбу за
реальный контроль трудового коллектива над имеющимся в его распоряжении
пакетом акций. В их числе - проект Устава акционерного общества закрытого
типа, создаваемого для управления консолидированным пакетом акций трудового
коллектива и др.