ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
А.В.Бузгалин, А.И.Колганов
Приближающийся десятилетний юбилей реформ, начало
которым было положено в апреле 1985 года, ставит перед теоретиками вопрос о
хотя бы первичном обобщении тех закономерностей, которые были и остаются
характерны для экономической жизни стран бывшего "социалистического
лагеря" (*).
Конечно же, ход и содержание экономических сдвигов в
нашем мире отличаются весьма значительным разнообразием, и все же предмет
нашего анализа един: прошлое стран "социалистического лагеря", его
генезис задают рамки этого единства. В качестве же предмета данного материала
будет выбрана прежде всего экономика России - "метрополии
социалистического лагеря", первой и, пожалуй, наиболее типичной и
массовидной (а вместе с тем и трагичной) "площадки" для проводимых
реформ и революций в экономической жизни.
1. Переходная экономика: что это значит
(вместо
методологического введения)
Уже сама констатация того, что экономика является переходной,
позволяет выделить целый ряд абстрактных (в философском смысле этой категории),
подчас кажущихся банальными, но предельно важных для понимания специфики наших
экономик характеристик.
Начну с очевидного противоречия инерционности и качественных
социально - экономических изменений (1).
Понимание нашей реальности как времени и пространства
качественных, революционных (то, какой именно будет эта революция в
политическом отношении - "бархатной", как в Чехословакии и Венгрии,
или сопровождающийся гражданской войной, как в Югославии и на Кавказе - для нас
пока не столь важно) трансформаций позволяет сделать существенные
выводы. В частности, зафиксировать, что содержанием переходной экономики
является не столько реформирование экономической политики и методов
хозяйствования, сколько преобразование системы социально-экономических
отношений. Меняются практически все слагаемые экономики: способ аллокации
ресурсов и отношения собственности, тип воспроизводства и модели мотивации,
цели и средства экономического развития, институты и право.
Запомним этот кажущийся очевидным, но редко
акцентируемый исследователями вывод (он окажется крайне важен для последующего),
и продолжим анализ абстрактных закономерностей экономики. Прямым следствием
вывода о качественной трансформации производственных отношений как
определяющей содержательной характеристики переходной экономики является
гораздо более спорное положение: основным детерминантом
социально-экономических процессов в переходном обществе являются неэкономические факторы развития. Обоснование достаточно просто:
качественное изменение в экономике осуществляется на объективной основе, но
субъективными методами. К тому же опыт России (где зависимость экономики прежде
всего от политических, социальных, национальных конфликтов очевидна), рав-
___________________________________
* Этот материал явился результатом очных и заочных
диалогов авторов с коллегами: В.Радаевым, А.Московским, А.Аузаном, А.Деленяном,
Е.Красниковой, В.Герасименко, А.Чеканским, Г.Дубянской (ЭФ МГУ); О.Ананьевым
(ИЭ РАН); А.Белоусовым и А.Клепачем (ИЭП РАН), а так же Д.Котцем, Р.Макинтайром
(США); Дж. Россом (Великобритания) и др.
но как и принципиально
различные результаты примерно одинаковых экономических реформ
в разных социально-политических условиях (Китай и Украина, Чехословакия и Югославия), доказывают этот тезис.
Итак, рост или спад (и их темпы, качество), характер воспроизводства
("экономика дефицита" и рынок продавца или рынок покупателя и т.д.),
мера развития рынка, модели приватизации и т.п. находятся в переходной экономике
под определяющим влиянием таких факторов, как борьба социальных и политических
сил, национальные и геополитические конфликты, социокультурных и идеологических
факторов.
Следующий вывод также будет не более чем продолжением
первых двух абстрактных характеристик. Складывающаяся как продукт противоречия
инерционности и качественных изменений и под определяющим воздействием
неэкономических факторов переходная экономика не может не быть неустойчивой,
нестабильной. Последнее, в частности, обусловит целый спектр специфических
макроэкономических характеристик, о которых речь пойдет несколько ниже.
На философский язык последние характеристики могут
быть транслированы в форме утверждений о том, что социально-экономическое
пространство переходных экономик напоминает "мозаику" из
"остатков" экономических подсистем. Различные пласты экономики
(сектора с доминированием различных типов собственности, воспроизводства,
аллокации ресурсов) "расколоты" и их "осколки" соединены
в весьма прихотливый узор под воздействием не-экономических и собственно
экономических (экономико-технологических прежде всего) факторов. Именно таким,
например, стало в 90-е годы социально-экономическое пространство распавшихся
СССР и СЭВа.
В свою очередь, социально-экономическое время в переходных
обществах течет небычайно быстро (в течение традиционной астрономической
единицы - года - ныне происходит качественных экономических изменений больше,
чем в прежние времена за за десятилетия) и нелинейно. (В процессе
экономических изменений наблюдаются как движения от прежней, вошедшей в
фундаментальный кризис, системы, так и реставрационно-консервативныее
тенденции).
В условиях неустойчивого развития, мозаичности социально-экономического
пространства и нелинейности хода времени, определяющего влияния
не-экономических факторов будущее переходной экономики не может не быть поливариантным
в качественно большей степени, чем для стабильных хозяйственных систем. Для
переходных экономик стран бывшего социалистического лагеря сегодня потенциально
открыт широкий спектр перспектив: от деградации к зависимой, все более
отстающей системе развивающихся стран, через новые индустриальные, до развитых,
стоящих на пороге постиндустриального общества систем; от сохраняющих
"социалистические" атрибуты и базирующихся на общественной
собственности экономик типа китайской, до право-либеральных, основанных на
частной собственности систем, начавших с реализации принципов "шоковой
терапии".
Содействие или противодействие движению в том или ином
направлении в силу вариативности переходных экономик и существенной роли
неэкономических детерминант определяется при этом не столько реальными
социально-экономическими возможностями, потенциалом тех или иных
объективно-возможных моделей, сколько соотношением общественно-политических
сил и других не-экономических факторов, с одной стороны, и силой инерции
изменений системы - с другой.
Наконец, наиболее очевидная из числа предлагаемых в
этом своеобразном введении абстрактных характеристик переходной экономики: все
ее закономерности действуют лишь в той мере, в какой экономика является
переходной и обратно - экономика является переходной в той мере, в какой действуют ее специфические закономерности.
Их влияние нарастает по мере развертывания трансформационных процессов ("перестройка"),
оказывается максимально интенсивным в период революций и гражданских войн
(Югославия 1991-1994 гг.; Россия 1991-1992 гг.) и "отмирают" (или
"засыпают") по мере же завершения трансформации (Чехия 1994 г.).
А теперь закончим с банальностями, но не для того,
чтобы их забыть, а для конкретизации на экономическом языке.
2. Переходная экономика: слагаемые трансформации
(продолжение
методологического введения)
Начну с констатации того, что в переходной экономике
каждой страны пересекаются три фундаментальных тенденции: 1) постепенное
умирание (как естественное, так и искусственное) "мутантного социализма";
2) экспансия отношений пост-классического мирового капиталистического
хозяйства (современной рыночной экономики, основанной на частно-корпоративной
собственности); 3) наличие тенденции социализации и гуманизации
общественно-экономической жизни как фундаментальной предпосылки любых
современных трансформационных процессов.
Первая тенденция знаменует собой устойчивое, но
постепенно отмирающее присутствие в переходное экономике закономерностей
прошлого. В сжатом виде (2) суть этой системы может быть выражена категорией
"мутантного социализма"(3). Появившись как следствие
общемировой тенденции социализации и гуманизации экономики, как продукт породивших
1-ю Мировую войну глубочайших противоречий империализма, этот новый
социалистический мир оказался больным, деформированным (мутантным) от
рождения.
Причина этого - не только традиционно отмечаемый
исследователями низкий уровень индустриального развития России. Проблема
глубже: мир в целом был готов (в силы глубины противоречий) к разрушению
существовавшей системы (особенно там, где она действительно прогнила), но он
не был готов к сознательному созиданию качественно нового общества. Потенциал
социального творчества (способность к самоорганизации и уровень культуры)
революционных масс был недостаточен для действий, адекватных объективно впервые
появившихся возможностям качественного изменения социально-экономических
отношений. Как результат этой "ловушки ХХ века" появились
паллиативные формы разрешения противоречия между необходимостью изменений
мировой социально-экономической системы и недостаточным потенциалом
реформаторских сил.
Одной из них, превратной (отрицающей свое содержание и
создающей видимость обратного действительному) стала форма мутантного
социализма. Общемировые тенденции социализации (сознательное регулирование
экономики, ее ориентация на свободное развитие личности, социальную
справедливость) в этом мире приобрели вид бюрократических мутантов (командной
экономики, подавления личных прав и свобод, всеобщего огосударствления,
уравниловки и т.п.). Как следствие этой врожденной мутации в рамках
"социализма" по мере угасании энергии социального творчества,
порожденной революцией (успехи первого десятилетия - НЭПа), стали нарастать
неорганичные субституты ("костыли"), помогающие выжить и двигаться
мутанту - госкапитализм, внеэкономисеское принуждение, подпольный рынок и
частный капитализм. Связанные воедино тоталитарно-бюрократической властью, эти
элементы стали "размывать" экономику и общество стран "социалистического лагеря"
по мере того, как "уставал" и крошился бетон тоталитаризма. Крах был неизбежен
и он произошел. Но обломки
прошлого живы в переходной экономике и умирают куда медленнее, чем кажется иным
реформаторам.
Вторая тенденция может быть прокомментирована весьма
кратко. Отметим, что рождение современной рыночной (постклассической буржуазной)
экономики есть процесс одновременно эндо- и экзогенный. Не только
специфика разлагающегося прошлого, но и общемировая атмосфера буржуазного
мира, рынка порождают экспансию этих отношений в переходных системах. (Одной
из наиболее жестких форм этой двойственности является, в частности, борьба
компрадорских и державных тенденций в социально-экономической жизни России и
многих других стран).
В то же время, несмотря на наличие некоторых
объективных границ (так же эндо- и экзогенных), перед переходными экономиками
есть выбор будущего, что связано с плюральностью процесса экспансии
постклассического капитализма в переходной экономике. Это широкий спектр
моделей по шкалам "развитости" стран (от Сомали до Японии), меры
регулируемости, социализации экономики и демократизации общества (от Чили
времен Пиночета до Швеции эпохи Улофа Пальме) и т.п.
Наконец, третья тенденция, определяющая конкретные
черты и закономерности переходной экономики - всемирный (в пространстве) и
общецивилизационный (во времени) процесс социализации и гуманизации, ставший
наиболее интенсивным именно сейчас, на границе третьего тысячелетия. Его
слагаемые достаточно подробно обоснованы в рамках школы "Римского
клуба" и др. В самом деле, процесс перехода к обществу, где материальное
производство ускоренно вытесняется созиданием культуры (образование,
воспитание, наука, искусство, рекреация); где главным ресурсом становится
творческий, инновационный потенциал работника; где экологические проблемы
приобретают первостепенное значение, вводя не только жесткие ограничения, но и
новые цели для экономического роста - в этом мире степень регулируемости и
социализации экономики не может не расти, хотя этот рост и носит сугубо
нелинейный характер.
Таким образом, переходная экономика может быть
охарактеризована (вследствии взаимопересечения названны трех тенденций) как
двоякий процесс: трансформации "мутантного социализма" в рыночную
систему и одновременного накопления элементов качественно нового
социально-экономического состояния, которое условно может быть обозначено как
"экономика для человека" (4).
Каковы же содержательные закономерности этой двоякой
трансформации?
3. Закономерности
социально-экономической трансформации
Логика поиска специфических содержательных
закономерностей переходной экономики диктуется как соподчиненностью
экономических черт исходной системы ("мутантного социализма"), так и
закономерностями процесса генезиса и осуществления транформационного процесса.
В первом случае автору кажется достаточно аргументированной определенная
логика характеристики этой экономики, совпадающая (только со взаимно противоположными
знаками) в трактовке наиболее ортодоксальных школ политической экономики
социализма - с одной стороны, право-либеральной советологии - с другой. И в
том, и в другом случае в исходном пункте стоит определенная форма аллокации
ресурсов ("планомерность" - "командная экономика"), в
центре - способ соединения работника со средствами производства
("свободная ассоциация", общественная собственность - "тоталитарная
система", всеобщее огосударствление) и распределение ("каждому по труду" -
"уравниловка"), в качестве "summa summarum" - суть отношений
воспроизводства ("закон социалистического накопления" - "экономика
дефицита").
В главном эту логику поневоле воспроизвела и история
экономических реформ: начавшись с роста товарных отношений, она неизбежно
столкнулась с ростом не только рынка, но и капитала (первоначально -
полулегального, развивающегося, например, в СССР под вывеской
"кооперативов"), а после радикальных политико-волевых шагов
("бархатная революция" 1989г. в Чехословакии, распад СССР в 1991г. и
т.п.), в повестку дня стала приватизация, а затем и "шоковая
терапия", призванная покончить с "экономикой дефицита". Так что
у автора есть немалые основания последовать названной логике.
В качестве одной из важнейших закономерностей в
области аллокации ресурсов в переходной экономике мы можем выделить качественно
большую роль (по сравнению как с экономикой "мутантного социализма",
где доминировало бюрократическое планирование, так и с "постклассическим
капитализмом", где доминирует рынок), доминирование механизмов
локального (в социально-экономическом пространстве) корпоративного
(монополистического) регулирования.
В экономической теории этот механизм в принципе хорошо
знаком под именем "неполной (монополистической) планомерности" (5),
выступающий в качестве социально-экономической оболочки действия очерченого
Я.Корнаи механизма "вегетативного контроля" (6). Авторы подчеркнули
роль этих механизмов еще на заре реформ , показав, что эти механизмы
качественно отличны как от народнохозяйственного планирования и регулирования,
так и от рыночного саморегулирования. Суть этого специфического механизма
аллокации ресурсов в том, что отдельные институты экономических систем в силу
определенных причин (высокий уровень концентрации производства и\или капитала,
корпоративная власть и т.п.) получают способность сознательно (но в локальных,
ограниченных масштабах) воздействовать на параметры производства поставщиков и
потребителей (объем, качество, структура), рынка (цены на продукцию
контрагентов, расширение продаж за счет маркетинга), социальной жизни и т.п.
Этот механизм отличен от народнохозяйственного
планирования по своим субъектам, объектам, целям и содержанию (государство как
представитель общества - обособленная корпорация; национальная экономика -
часть (локус) рынка, производства; общенациональный - корпоративный интересы и
т.п.). Но он содержательно отличен и от рыночного механизма саморегулирования,
ибо является многосубъектным, конкурентным (сочетающим экономические и
бюрократически-волевые методы борьбы), но в то же время сознательным
механизмом формирования пропорций
и аллокации ресурсов.
Проявления господства этого механизма в переходной
экономике хорошо известны: под определяющим господством псевдо-государственных
и псевдо-частных корпораций находится система пропорций (доминирование
супер-корпораций ТЭК в России и крах отечественной легкой промышленности),
динамика цен ("ножницы" цен между сельхозпродукцией и ресурсами для
ее производства, рабочей силой и потребительскими товарами и т.д.), финансы
(кризис неплатежей) и т.п. Это не просто олигополистический рынок; это
экономика, регулируемая в определяющей степени неэкономическим соперничеством
корпоративно-бюрократических структур, столкновением их власти и регулирующих
воздействий, а не государством (как в прошлом) или "невидимой рукой
рынка", которая, как было показано Дж.Россом (7), в переходной экономике
указывает явно не в ту сторону.
Доминирование
локального (вегетативного) управления в переходной экономике сочетается с
сохранением модифицированного количественно (оно
потеряло свою ведущую роль) и качественно (изменение преимущественно прямых
методов на преимущественно косвенные) бюрократического централизованного
управления. Вследствии этого рынок развивается как деформированный первыми
двумя механизмами. Его экспансия в силу этого сопровождается широкой
экспансией натурально-хозяйственных тенденций (существенная роль
последних редко отмечается экономистами, исследующими переходную экономику).
* * *
В области отношений собственности самоочевидной
специфической чертой переходной экономики является абсолютное господство
процесса постоянных качественных изменений форм, права, институтов
собственности и передела объектов собственности (эти процессы не совсем
точно принято обозначать термином "приватизация"). В связи с этим
права собственности в нашем обществе специфицированы качественно слабее, чем в
устойчивых системах "постклассического капитализма" и
"мутантного социализма". Это качественное отличие проявляется, в частности,
в том, что трансакционные издержки переходной экономики, вызываемые этой
неспецифицированностью, столь велики, что способны вызывать глобальный спад
производства (последний, при прочих равных условиях, тем больше, чем слабее
спецификация прав собственности).
Более того, отличительной чертой переходной экономики становится
постоянное перераспределение прав собственности и имущества под определяющим
влиянием локального корпоративного регулирования ("конкуренции"
корпораций) и не-экономических факторов (государственные акты,
коррупция и т.п.) (8).
Вследствие названных двух закономерностей формы
собственности, юридически зафиксированные в переходных обществах, являются
неадекватными их действительному экономическому содержанию в той
мере, в какой происходят названные выше процессы.
Действительным содержанием практически всех форм
собственности в переходной экономике является корпоративно-капиталистическое
отчуждение работников от средств производства. Реальными хозяевами (институтами,
концентрирующими в своих руках большую часть прав собственности, прежде всего -
распоряжение и присвоение) переходной экономики являются
номенклатурно-капиталистические корпорации. Последними становятся старые и
новые хозяйственные (производственные, торговые, финансовые и т.д..) системы:
1) являющиеся монополистами, способными регулировать производство и рынок в
локальных масштабах; 2) предполагающие экономическое (капиталистическое) и
вне-экономическое (бюрократическое и т.п.) отчуждение, а также найм
работников; 3) возникшие на базе или трансформации политико-хозяйственной
власти "номенклатуры" в права собственников или (а в ряде случаев
"и") первоначального накопления капитала; 4) организованные как
закрытые бюрократические корпорации ("командные экономики" в миниатюре).
Вследствие названного содержания отношений
собственности в переходной экономике стран, уходящих от тоталитарного наследия,
последние характеризуются подавленностью общецивилизационных тенденций
социализации собственности, а так же нелинейного "ренессанса" мелкой
частной собственности. В этом смысле можно сделать вывод, что господствующие
модели переходных экономик характеризуются регрессивной динамикой в содержании
отношений собственности. Последняя может быть раскрыта как процесс интеграции принципов
и черт тоталитарно-огосударствленной собственности прошлого и тенденции
корпоративизации собственности, характерной для современной рыночной
экономики.
* * *
Среди специфических закономерностей, характеризующих
объективную направленность развития и социальные аспекты переходной экономики,
бросается в глаза особенность целей эволюции последней. Характерные для
анализируемых хозяйственных систем доминирующие способы аллокации ресурсов и
содержание собственности подавляют цели, характерные для классической
буржуазной экономики (накопление капитала) и общецивилизованной тенденции
социализации (свободное всестороннее развитие человека). Такой целью
становится все большая концентрация экономической власти в руках номенклатурно-капиталистических
корпораций. Под последней авторы понимают не только концентрацию
имущества, капитала; это особая форма общественного богатства, соединяющая
реальное присвоение средств производства и ликвидных ресурсов с
бюрократическим, волевым, насильственным контролем за определенной частью
экономики.
Переходная экономика вследствие этого развивается в
направлении, антагонистичном mainstream общественного развития накануне
третьего тысячелетия (эта основная тенденция наиболее точно выражена и полно
обоснована в работах теоретиков "Римского клуба"). В тоже время эта
специфическая цель продуцирует консьюмеризм, либо
1) патерналистского (потребительский идеал в рамках и дозах, допускаемых
"начальством"); либо 2) агрессивно-псевдоаристократического
(характерного для эпохи первоначального накопления капитала) типа, основанного
на паразитическом расточительном потреблении.
Накладываясь на инерцию "мутантного
социализма" прошлого, первое порождает устойчивую тенденцию к социальному
иждивенчеству (когда большая часть бывших и настоящих служащих по найму у государства
ориентирована на пассивное экономическое поведение "ожидания" мер по
поддержке уровня жизни от государства и корпоративных элит). В свою очередь
традиции бюрократических привилегий, соединяясь со вторым процессом, инициируют
быстрый рост паразитических (по источникам и направлениям использования)
доходов, а также их активное "закрытое" (и в значительной степени
не-экономическое) перераспределение.
Эти черты становятся закономерностями
распределительных отношений в переходной экономике.
Соединение корпоративно-капиталистического отчуждения
работника от средств производства со спадом производства, пережитками
внеэкономического принуждения (своеобразного крепостничества: прописка,
ведомственное жилье, слабая подвижность населения), неразвитостью отношений
ассоциированности работников (профсоюзов и т.п.) порождает специфические
закономерности трудовых отношений. Для них характерно соединение генезиса
примитивного рынка труда (атомизация работников, их бесправие по отношению к
работодателю, высокая норма эксплуатации), сохранения названных выше черт
до-рыночных отношений и деформированных пострыночных (посткапиталистических)
феноменов (коллективные предприятия, патернализм, традиции коллективизма и
взаимопомощи).
В силу названной специфики трудовых отношений они
принципиально несводимы к понятию "рынок труда". Соответственно
корректируется и механизм занятости. На место гарантированной занятости и
"безработицы на работе" прошлого приходит система двойственной
незанятости, для которой характерно соединение нарастающей "безработицы на
работе" с широкими масштабами как "фрикционной", так и застойной безработицы (последняя
усугубляется неравномерностью структурного спада и образованием своеобразных "болот" безработицы
в отдельных регионах и/или отраслях, которые рассасываются крайне медленно в
силу низкой подвижности рабочей силы), с порождаемым последней массовым
пауперизмом и т.д.
В качестве антитезы этим формам трудовых отношений и безработицы в
переходной экономике действует слабая, но устойчивая тенденция к
самоорганизации и самозащите работников (независимые профсоюзы и рабочие
комитеты, производственное самоуправление, стачкомы и т.п.). Эта тенденция
базируется как на общецивилизационном процессе социализации экономической
жизни, так и на очищении от мутантных форм традиций и элементов формального
освобождения труда (энтузиазма и коллективизма) прошлого.
Вследствие специфики содержания собственности
(корпоративно-капиталистическое отчуждение работника от средств производства)
и инерции прошлого сам работник из наемника государства, обладающего некоторым
"энтузиазмом", привычкой к коллективности и социальной защите,
превращается в новый социальный слой, для которого характерно:
- осуществление коллективной
трудовой деятельности;
- экономическая и
не-экономическая зависимость от номенклатурно-капиталистических корпораций;
- сохранение "формальной коллективности" (привязанность к трудовым
и иным коллективам, существующим под определяющим контролем все тех же
корпораций) и традиции социального равенства.
Нарастание двоякой незанятости приводит к формированию внутри данного
слоя потенциальных, а за его границей - реальных пауперов, превращающихся в
особую быстро расширяющуюся социальную группу.
Противоположным по отношению к работникам (в силу
господства отношений отчуждения при слабости реформистских тенденций социального
партнерства) социальным слоем становится номенклатурно-капиталистическая
элита. Средний класс, занимающий промежуточное положение между первыми двумя,
формируется в переходной экономике (в отличие от развитых стран, где к нему
принадлежат преимущественно лица творческого труда, квалифицированные рабочие
и инженеры, мелкие собственники) преимущественно из лиц, обслуживающих элиту
(служащие СП, средняя государственная и корпоративная бюрократия, работники
элитных финансовых и торговых учреждений, охрана и рэкетиры etc.).
Соединение в едином воспроизводственном процессе названных
специфических черт производственных отношений переходного общества приводит к
трансформации ("перевертыванию", "выворачиванию на изнанку")
всеобщей закономерности социализации эконономики (ее смысл можно, по нашему
мнению, сформулировать так: чем выше экономическое богатство общества, тем
больше возможности свободного гармоничного развития личности; чем выше
творческий, инновационный потенциал человека, тем
больше возможности роста экономического богатства (9); названная двоякая
возможность становится действительностью при условии
наличия системы экономических отношений, обеспечивающих социальную ориентацию
экономики).
В переходной экономике эта общецивилизационная
закономереность реализуется в превратном виде: чем выше концентрация экономической
власти в руках корпоративно-капиталистической элиты, тем ниже экономический
потенциал и возможности свободного гармоничного развития человека; чем глубже
асоциальность экономического развития, тем больше возможности для нарастания
корпоративной власти вследствие дезорганизации экономики, диффузии институтов, деградации и
пауперизации широких слоев населения.
Альтернативами этой "ловушке асоциальной
экономики" может быть, во-первых, борьба за социально ориентированную,
демократическую и гуманистическую смешанную экономику ("Экономику для человека");
если эта контртенденция будет достаточно мощной, то возможным окажется сносный
компромисс между корпоративной властью и демократическими объединениями
граждан, трудящихся. Во-вторых, постепенное реформирование корпоративной
системы под эгидой сильной государственной власти, не допускающей
лавинообразного нарастания диффузии институтов (этот путь имеет весьма
ограниченные возможности и только для обществ ранне-индустриального типа, например,
СССР 50-60-х, Китая 80-х годов).
4. Микро- и макроэкономические закономерности переходной экономики
Прежде всего к числу самоочевидных закономерностей
переходной экономики относится то, что в ней традиционные микроэкономические
механизмы действуют лишь в той степени, в какой в ней развит "свободный
рынок". Поскольку эта степень весьма невелика и быстро изменяется, причем
нелинейно (то возрастая, то снижаясь), постольку весьма значимой становится не
только задача определения этой меры (о чем мы уже писали выше), но и поиск
собственных закономерностей функционирования не столько квазирынка, сколько локального
(вегетативного) контроля и корпоративной конкуренции.
Не менее очевидным является и то, что даже в той степени, в какой в
переходной экономике действует "нормальный" рынок (рынок, адекватно
описываемый законами economics), его функционирование может описываться его же
собственными законами лишь в рамках того пространственно-временного континуума,
в котором не происходит никаких качественных социально-экономических
трансформаций и соблюдается единство институционально-правовых норм. Иными
словами, законы рынка "работают" в переходном обществе в весьма
ограниченных
пространственных
границах (экономика, напомним, "разбита" на фрагменты, мозаична,
перегорожена не-экономическими барьерами войн, сепаратизма, бюрократического и
уголовного произвола) и временных рамках (они ограничены краткосрочными
операциями, что будет завтра - никто не знает,
общество принципиально нестабильно в той мере, в какой оно переходно).
Итак,
в переходной экономике собственно
макроэкономические закономерности "работают" в ограниченных качественно и количественно (в пространстве и времени)
пределах; последние детерминированы мерой завершенности и направленностью
трансформационных процессов.
Несложно сделать, в частности, вывод, что в условиях
господства корпоративно-монополистического (локального) регулирования в
экономике складывается весьма своеобразная олигопольная конкуренция. Причем
ударение в данном случае следует сделать на словах "весьма
своеобразная", ибо речь идет об ограниченном (и это существенно)
множестве сталкивающихся между собой в "войне всех против всех"
(Гоббс) корпораций - своеобразных субъектов, отличных по модели своего
поведения от традиционного рационального homo economicus и
фирмы-товаровладельца. Эти отличия касаются генезиса (бывшее
"социалистическое предприятие" даже по технологической структуре, не
говоря уже об экономическом архетипе, качественно отлично от капиталистической
фирмы), интересов (они далеки от задач долгосрочной максимизации прибыли и
привязаны к росту короративной власти), модели поведения (господство
неэкономической "конкуренции" в переплетении с патернализмом и
клановостью, своеобразным
корпоративно-бюрократическим "партнерством") и т.д.
Главными факторами конкуренции в переходной экономике
становятся не издержки и цена, а уровень и объем корпоративной власти и
контроля за рынком, производством и социальными процессами, статус предприятия,
близость к ресурсам, степень личной унии с государственным аппаратом, а в
определенных сферах - коррупция и прямое насилие. Кроме того, как уже было
отмечено, корпоративная конкуренция соединяется с патерналистской опекой (по
отношению к рабочей силе, потребителям, социальным объектам) и клановым партнерством
(своеобразными "сверхмонополиями" полугосударственного характера).
Примерами последних в России начала 90-х гг. были некоторые корпорации в ТЭК,
ВПК, неформальные отраслевые и региональные "партнерства",
представленные сильным лобби в коридорах федеральной власти.
В этих условиях один
из ключевых микроэкономических феноменов - деньги - сохраняют характер квазиэквивалента. Их покупательная
способность оказывается зависима от тех качественных и конъюнктурных изменений
(от денежной реформы до скачка курса доллара на 30% за день), которые
составляют отличительную черту переходной экономики, статуса их владельца и
сферы экономики ("осколка" мозаики экономического пространства), в
которой они циркулируют. В относительно более рыночной сфере мелкой розничной
торговли и деятельности совместных предприятий ликвидность денег встречает
несколько меньше ограничений (но и здесь наряду с деньгами "ликвидным"
ресурсом является формальная и неформальная корпоративная власть). В большей же
части экономики деньги выступают как один из (а отнюдь не единственный и всеобщий)
эквивалент и средство обмена.
Наряду с деньгами могут "работать" в
качестве средства обмена неплатежи (государства, акционерных корпораций,
бюджетных организаций и т.п.), обмен в широких масштабах может принимать вообще
неденежную форму (бартер), а сделки могут носить неэквивалентный характер.
Нередко национальную денежную единицу (рубль) в расчетах может замещать
иностранная валюта. Как правило, это доллар, но на Западе и Северо-Западе
России эту роль играют также немецкая и финская марка, а на Дальнем Востоке -
йена. Подобного же рода явления были характеры на начальном этапе перехода к рыночной
экономике и для ряда стран Восточной Европы.
Не меньшие деформации претерпевает и феномен цены. В
отличие от рыночной экономики, где цена в принципе является точкой равновесия
спроса и предложения, в переходной экономике она оказывается под определяющим
воздействием локального (вегетативного) контроля, различных корпораций и
государства. В результате она формируется как равнодействующая нескольких (а
отнюдь не только продавца и покупателя) векторов корпоративной власти и
контроля. Последнее касается большей части цен на сырьевые ресурсы, средства
производства, рабочую силу (в той мере, в какой она является товаром) и др.
Ситуация осложняется также неразвитостью инфраструктуры рынка, что
препятствует выравниванию цен. Нередким является огромный разброс цен на один
и тот же товар, предлагаемый в одно и тоже время в одном и том же месте, но
разными продавцами. Весьма высоки оказываются и региональные различия цен.
Следствием описанной выше специфики переходной
экономики является ее дивергенция на сильно и слабо корпоратизированные сектора.
Первый отличается тем, что в нем сконцентрированы: 1)
предприятия, явлющиеся монополистами в технологическом (высокий уровень концентрации производства), рыночном (способность локально регулировать
деятельность поставщиков и потребителей, цену) и институциональном отношениях; 2) решающие массы ликвидных ресурсов и
3) бюрократически-корпоративная власть. К этому сектору относится уже
упомянутый ТЭК, а так же финансово-торговый комплекс и часть промышленности.
Второй (немонополизированный) сектор отличается отсутствием или низким
уровнем концентрации названных выше параметров. К нему относятся сфера воспроизводства
рабочей силы, рынок потребительских товаров, большая часть сельского хозяйства
и др.
Закономерностью является устойчивый перекос в ценах, финансировании,
кредитовании и т.п. в пользу первого сектора, причем причиной такого перекоса
является не только монополизм, создающий для первого сектора некоторые
преимущества на рынке, но и сдвиг в пользу первой сферы в распределении
корпоративной и государственной власти, ее институциональное
"превосходство" над второй. Соответственно экономический спад и
социальный регресс оказываются более интенсивными во втором секторе (10).
* * *
В макроэкономической сфере наиболее абстрактной связью является
зависимость меры сбалансированности экономики и темпов роста (спада) от двух
ключевых параметров: исходного макроэкономического состояния системы и
характера (радикальности, направленности и т.д.) проводимых реформ. В общем и
целом наблюдается следующая взаимозависимость: в той мере, в какой
предшествующую "экономику дефицита" с характреной для нее переутяжеленной
структурой, специфическими типами предприятий, пропорций (точнее -
диспропорций, в том числе в области издержек и цен) стихийно (без продуманной
стратегической программы, в условиях диффузии институтов) и внеэкономическими
методами (административный слом системы макроэкономического планирования,
нормативного ценообразования, государственного и общественного контроля,
повальная приватизация и т.п.) подгоняют при помощи указов под модель
"свободного рынка", в этой мере для переходной экономики становятся
характерными:
- нарастание технико-экономических диспропорций (массовая недогрузка
производственных мощностей, деградация постиндустриального сектора, а затем и
деиндустриализация экономики, рост потерь и все более экстенсивное
использование ресурсов, "проедание" основного капитала и т.д.);
- снижение склонности к сбережениям и в первую очередь
- у институциональных субъектов; вкупе с названными выше факторами,
обусловливающими приоритет краткосрочной активности, это ведет к снижению
инвестиций и прежде всего - произвоизводственного характера, а так же вложений
в постиндустриальные сектора и социальное развитие (образование и воспитание,
наука и искусство, здравоохранение и рекреация), собственно экономическая
отдача от которых появится через 5-15 лет;
- все более экстенсивное использование рабочей силы при общей тенденции
к ухудшению ее качества и регрессу структуры (снижение уровня образования,
квалификации и др.); нарстание негативных социально-демографических процессов
(снижение продолжительности жизни, ускоренное старение населения и т.п.);
- нарастание экологической напряженности и снижение
качества жизни; как следствие - обострение социокультурных и социально-политических
проблем.
Названная взаимосвязь не абсолютна. Она
"работает" лишь в определенной мере (как и все закономерности
переходной экономики). Кроме того, она сталкивается с рядом контр-тенденций.
Важнейшими среди них
являются, с одной стороны,
инерционность экономической системы (она во многом просто не поддается внеэкономическим преобразованиям:
законы не исполняются, приказы саботируются), устойчивость
корпоративно-номенклатурных крупных хозйственных систем, отчасти способных
игнорировать централизованно проводимые реформы, противопоставляя
институциональной, экономической и правовой власти государства свою
аналогичную (или сравнимую) власть и способность к локальному регулированию; с
другой стороны, происходит спонтанное саморазвитие рыночных отношений и
частного капитала как на границах, так и внутри этой корпоративной системы.
Последняя тенденция, соединяясь с "шоковыми" реформами, обеспичивает
экстенсивное и интенсивное развитие трансакционного сектора (прежде всего,
торговли, финансов, операций с недвижимостю, экспортно-импортных операций и
иной бывшей "периферии" экономической жизни, постепенно все более
превращающейся в центр деловой активности переходных хозяйственных систем).
Однако эти контртенденции не отменяют общей
(генеральной) макроэкономической тенденции: при прочих равных условиях экономический
спад и ухудшение качества жизни в процессе реформ тем больше, чем 1)
радикальнее "шоковые" реформы, 2) интенсивнее предшествующее развитие
командной экономики, 3) слабее институционально-политическая система и 4) выше
социальные, культурные, этнические особенности данного народа по сравнению cо
стандартом homo economicus.
Простешим вариантом обоснования сформулированной выше
общей макроэкономической закономерности (тенденции) является ее конкретизация.
Во-первых, для переходной экономики типичным
становится трансформация "экономики дефицита товаров" в
"экономику дефицита ликвидных ресурсов". На место прежней системы,
порождавшей перманентный дефицит товаров (закономерности ее воспроизводства
были достаточно подробно описаны Я.Корнаи), приходит новая система переходного
свойства. Для нее типична не столько традиционная погоня за деньгами как
универсальным ликвидным ресурсом (при общей более-менее стабильной
сбалансированности объема товаров и массы денег), сколько перманентный
недостаток ликвидных ресурсов (ими, подчеркнем, являются не только деньги в
узком смысле слова) по отношению к массе товаров и имеющимся производственным
мощностям.
Преманентный дефицит ликвидных ресурсов, однако, не
может быть компенсирован эмиссией, т.к. последняя не восстанавливает
сбалансированность товарной и денежной массы. Прирост эмиссии вызывает
инфляционное обесценение всей денежной массы, что может быть предотвращено
только в условиях растущей экономики, поглощающей добавочные деньги,
инвестируя их в немедленное расширение предложения товаров. Кроме того, в
специфических условиях российской экономики почти весь прирост эмиссии уходит
в неконтролируемый наличный оборот, не ведя к пополнению оборотных средств
предприятий, а лишь подогревая инфляцию на розничном рынке и в коммерческой
оптовой торговле.
С внешней стороны это выглядит как непрерывное сужение
внутреннего рынка, падение эффективного спроса и нарастание кризиса сбыта.
Парадоксальным образом этот кризис сочетается с процветанием трансакционного
сектора. Хотя опережающий (по сравнению с реальным производством) рост
трансакционного сектора и в особенности краткосрочных операций на финансовом и
фондовом рынках является закономерностью современного мирового хозяйства (11),
в переходной экономике эта закономерность приобретает гипертрофированные
формы.
Причиной дефицита ликвидных ресурсов в конечном счете
является, если выразиться образно, "дефицит рынка". Строже этот
феномен может быть квалифицирован как недостаточное развитие
"товарности" производства (т.е. превращения предприятий в
обособленных хозяйствующих субъектов и т.д.), а также существенное отставание
в развитии рыночной инфраструктуры, институтов и т.п. от объемов все еще
сохраняющегося производства и обращения средств производства. В сфере розничной
торговли, экспорта-импорта, трансакций с финансами и недвижимостью товарные
отношения с качественной точки зрения также развиты слабо (хотя не столь
слабо, как в производстве). В силу этой качественной
"недоразвитости" - с одной стороны, крайней выгодности спекулятивных
операций - с другой, трансакционный сектор количественно переразвит по
отношению к производству реальных благ.
В результате дефицит ликвидных ресурсов не позволяет в
полной мере использовать производственные мощности, что (при посредстве ряда
других факторов - о них ниже) интенсифицирует спад, свертывание инвестиций и
"проедание" основных фондов. В противоположность этому чрезмерное
(по сравнению с производством) развитие товарного обмена в области трансакций
с ТНП, финансами и т.п. становится одним из инфляционных факторов (увеличивая
трансакционные издержки).
Итак, диспропорциональный экономический спад является
закономерностью в той мере, в какой в экономике с сохраняющейся "социалистической"
структурой и типами воспроизводства административно внедряется рынок, что
приводит к корпоративной конкуренции и локальному регулированию, вызывающим
нарастание диспропорций и их монополистическую консервацию, а также к
перманентному дефициту ликвидных ресурсов в производственной сфере, порождающему
недоиспользование производственных мощностей и отток инвестиций в
трансакционный сектор.
Этот диспропорциональный экономический спад в большинстве моделей
переходной экономики оказывается соединен с инфляцией, порождая стагфляцию
как устойчивую характеристику переходной экономики. Сама по себе инфляция в
переходной экономике лишь на поверхности явлений и отчасти порождается
собственно монетарными факторами. Главные причины перманентной и высокой
инфляции связаны со следующими группами факторов.
Во-первых, инерцией предшествующей хозяйственной
системы, где (к моменту ее самораспада) была велика скрытая (подавленная) инфляция,
особенно значительная в сфере безналичных денег; снятие барьера на пути их
обналичивания (и тем самым снятие контроля за их движением) инициировало первый
виток инфляционной спирали.
Во-вторых, специфическими факторами переходной
экономики; доминирование корпоративно-капиталистической власти и локального
контроля (монополизм) стало главной социально-экономической основой перманентной
инфляции издержек. Так, господство в псевдо-рыночной среде технологических и
экономических монополий и их локальный ресурсный ("вегетативный")
контроль порождает как возможность прямого взвинчивания цен монополистами
(особенно теми, кто контролирует ресурсы), так и нечувствительность квази-рынка
к традиционным монетарным регуляторам (последняя отмирает в той мере, в какой
в переходной экономике происходит становление собственно рыночных
регуляторов). Кроме того, господство корпоративного содержания собственности и
инерция государственного патернализма делают предприятия малочувствительными к
формально вводимым в переходной экономике "жестким бюджетным
ограничениям".
В-третьих, "шоковая
модель", предполагающая
административные разовые меры по либерализации цен и слому протекционистских барьеров
(она характерна в большей или меньшей степени для большинства моделей
переходной экономики) мультиплицирует имеющиеся предпосылки инфляции (или уже
имеющуюся инфляцию) в той мере, в какой в экономике существует дефицит
ликвидных ресурсов и диспропорции в ценах (по сравнению с ценами мирового
рынка).
В-четвертых, названное выше едва ли не определяющее влияние
неэкономических (прежде всего - конъюнктурно-политических) факторов на
экономику сказывается самым существенным образом и на инфляции: популизм
властей (предвыборные обещания или президентские посулы перед референдумом о
доверии в России, например) оказывается одним из важнейших факторов раздувания
инфляции спроса.
Достаточно несложно зафиксировать, что названные
причины инфляции имеют по преимуществу немонетарную основу. Следовательно, в
той мере, в какой действуют факторы 1) - 4), антиинфляционное регулирование,
ориентированное на чисто монетарные методы, будет либо неэффективным, либо
элиминирующим следствия, но не причины инфляции.
Устойчивые инфляционные тенденции, порождаемые в переходной экономике
прежде всего социально-экономическими ("вегетативный контроль" и
монополизм как господствующий тип аллокации ресурсов, корпоративно-капиталистическое
содержание собственности и т.п.) и институционально-политическими, а не
собственно рыночными (например, "накачка" спроса) факторами,
оказывают в силу этого слабое стимулирующее воздействие на расширение
экономической активности, но зато активно интенсифицируют спад вследствие
обесценения накоплений и т.п. факторов.
В конечном итоге одни и те же причины (они уже
многократно назывались) порождают в переходной экономике и спад, и инфляцию,
вызывая к жизни феномен стагфляционной ловушки. В переходной экономике
действует не только принцип взаимопогашения инфляции и спада, как в
"обычной" рыночной экономике, но и принцип их взаимной
дополнительности. Инфляция усугубляет спад (хотя и не столь сильно, как
жесткая дефляционная политика), а спад, в свою очередь, формирует
дополнительные инфляционные тенденции (главным образом через инфляцию
издержек). Общее соотношение социально-экономических и макроэкономических
факторов оказывается следующим: чем выше корпоративно-капиталистическая власть
и монополизм в переходной экономике и чем радикальнее осуществляется в этих
условиях "внедрение" модели "свободного рынка", тем глубже
стагфляционная ловушка.
Несложно так же показать, что в той мере, в какой
действуют названные выше макроэкономические закономерности (диспропорциональный
спад вкупе с инфляцией и дефицитом ликвидных ресурсов в сфере производства при
"накачке" ресурсов в сферу торговли, финансов, операций с
недвижимостью и т.п.), в переходной экономике наблюдается как минимум
относительный (а в определенных точках экономического пространства-времени - и
абсолютный) рост трансакционных издержек. Последний тем интенсивнее, чем
менее управляемым и более радикальным (осуществляемым административными
методами без достаточных социально-экономических и институциональных предпосылок)
является переход к рынку.
Обоснование этого феномена вкратце сводится к
прослеживанию следующих цепочек взаимосвязей: 1) неуправляемые волюнтаристские
реформы - возрастание экстерналий - снижение спецификации прав собственности и
рост диффузии институтов - интесификация потока экстерналий - рост
трансакционных издержек; 2) "шок" в условиях монополизма и
корпоративной собственности - стагфляционная ловушка - свертывание производства и экспансия посреднической деятельности
- рост трансакционных издержек. В свою очередь рост трансакционных издержек
ложится дополнительным бременем на и без того кризисную экономику, снижая
эффективность использования и без того сокращающихся ресурсов и интенсифицируя
спад, который провоцирует инфляцию (опять же интенсифицируемую вследствие
роста трансакционного сектора, вызывающего необходимость финансирования не
только конечного результата, но и все возрастающей посреднической
деятельности), что приводит к углублению стагфляционной ловушки.
Развитие трансакционного сектора оборачивается не
закономерным формированием коммерческой инфраструктуры, призванной обеспечить
эффективное функционирование рынка, а превращается в самодовлеющий процесс,
происходящий на фоне падающей эффективности экономики, а отчасти содействующий
этому падению, отвлекая на себя все новые и новые ресурсы.
В свою очередь, нарастание инфляционного спада в
отечественном производстве и потреблении большинства населения (работников
производственного сектора) в условиях параллельного роста и процветания
посреднического сектора и компрадорского капитала углубляет "ловушку
асоциальной экономики". Это порождает нарастание социальной напряженности,
конфликтности в обществе, что в свою очередь еще больше углубляет
неуправляемость трансформационного процесса и как следствие экономический спад
и стагфляцию. Переходное общество попадает в воронку системного
социально-экономического кризиса, которая засасывает его тем глубже, чем
сильнее базисные причины кризиса: номенклатурно-корпоративный тип отчуждения
работника от средств производства, асоциальный курс "реформ" и
неуправляемое волюнтаристское внедрение рынка в условиях господства локального
монополистического контроля. В условиях действия этих факторов предпосылки
кризиса, сложившиеся в рамках прежней системы, в основном не преодолеваются, а
напротив, усугубляются.
Выход переходной экономики из этого системного кризиса
возможен по следующим основным траекториям: 1) углубление рыночных реформ на
основе активного формирования эффективных социальных рамок хозяйства с целью
преодоления корпоративно-монополистического типа складывающегося
капиталистического общества; 2) отказ от радикальных рефом с целью
замораживания корпоративно-патерналистской модели переходной экономики; 3)
качественное изменение содержания трансформационного процесса с целью
преодоления отчуждения работника от собственности и перехода к социально
ориентированной программируемой смешанной экономике ("экономике для человека").
Ясно, что выбор второго варианта лишь оттягивает решение проблемы. Отказ же от
выбора и сохранение сложившихся тенденций ведут либо к социальному взрыву, либо
к небывалой в новейшей истории деградации общества.
Поскольку
задачей авторов не является анализ перспектив переходной экономики и написание
рецептов лечения ее болезней (мы этим уже не раз занимались), постольку мы
можем перейти к завершению анализа закономерностей переходной экономики,
кратко остановившись на характеристике институциональных и политических условий
жизни переходной экономики.
* * *
Выше (при характеристике некоторых абстрактных черт перехода, отношений
собственности и т.п.) уже были даны многие существенные характеристики
институциональной системы переходного общества. В целом закономерностью переходной экономики является диффузия институтов
(размытость, неопределенность институциональных рамок рынка, нарушение
взаимодействия различных институтов) и низкая роль правового регулирования
экономики (способность экономических субъектов осуществляеть деловую активность
в массовых масштабах, не соблюдая правовых норм).
В результате в переходной экономике, во-первых,
складывается "теневой" сектор (оборот товаров вне налогового и иного
контроля, в частности, контрабанда; нелегальное движение капиталов; антиправовая
деятельность - коррупция, рэкет, запрещенные промыслы и т.д.), сравнимый по
своим масштабам с легальным; во-вторых, вследствие диффузии и нестабильности
институтов и правовой базы граница между этими двумя секторами размыта на всех
уровнях (в России даже президент может безнаказанно нарушать своими указами и
неформальными распоряжениями законы и конституцию).
Социально-экономический кризис переходного общества
вызывает эту диффузию и в то же время усугубляется ею. Поэтому преодоление
институционально-правового кризиса в принципе возможно за счет 1) устранения
глубинных причин, вызывающих системный кризис; 2) развития массового
социального творчества (народно-демократической революции); 3) достижения
национального согласия социально-политических сил вокруг одного из сценариев
замораживания и постепенного преодоления кризиса (по аналогии с "пактом
Монклоа" в Испании).
В целом в переходной экономике прослеживается
устойчивая взаимосвязь: чем выше диффузия институтов и ниже регулирующая роль
права (и, добавим, нравственных норм), тем глубже социально-экономический
кризис; при этом роль и влияние институтов (и их диффузии) на экономическую
динамику тем больше, чем радикальнее преобразования и чем выше роль
сознательного регулирования в аллокации ресурсов, воспроизводстве и т.п. Для
экономики, в которой сознательное регулирование доминирует над рыночным
саморегулированием, качество институтов имеет определяющее значение для результатов
экономических процессов. Одни и те же макроэкономические шаги и программы в
регулируемой среде могут инициировать экономический рост при условии
стабильности и хотя бы относительной качественности институциональной и
правовой системы, а так же позитивных (для экономической динамики)
нравственных и идеологических норм (Китай); экономический кризис - в условиях
диффузии институтов.
Для преимущественно рыночной среды относительный "порядок"
или "беспорядок" в институционально-правовой системе является несколько
менее значимым фактором. Так, результаты первых 3-5 лет "шоковых"
реформ и в Польше (где диффузия институтов была весьма велика), и в Чили после
1973 года (где господствовал фашистский режим) были одинаково негативными,
особенно в социальной сфере (резкое снижение реальной зарплаты, рост
безработицы и т.д.) (12).
В любом случае, в той мере, в какой экономика является
неустойчивой, массовое социально-экономическое творчество неразвито, а
социально-политическое согласие не достигнуто, в переходном обществе
складывается прямая зависимость качества институциональной системы (а
опосредованно и экономической динамики) от расстановки социально-политических
сил, национальной и геополитической ситуации, а так же идеологических и
социокультурных факторов. В целом диффузия институтов и правовой хаос
оказываются тем выше, чем в большей степени была развита бюрократическая
система прошлого (и чем глубже зашло ее саморазложение), чем ниже уровень
самоорганизации и выше конформизм масс, чем в большей степени "новая
буржуазия" сращена с коррумпированным чиновничеством и теневой экономикой.
Роль геополитического фактора в трансформационных
экономических процессах оказывается тем выше, чем сильнее в прошлом была
интеграция данной системы с другими экономиками прежде единого, а ныне
"расколотого" социально-экономического пространства. Кроме того,
существенными детерминантами, обусловливающими возрастание влияния
геополитического фактора и "национальной карты" на экономическое
развитие, являются степень сепаратизма и саморазложения национальных
корпоративно-бюрократических элит и, конечно же, традиционные и вновь
приобретенные межнациональные противоречия (13). При этом возрастает и степень
влияния мирового хозяйства на экономическое развитие, хотя характер этого
влияния может быть различным: от резко негативного - в случае с Россией (14),
до относительно позитивного - в случае с Китаем.
5. Модели
переходной экономики
(вместо заключения)
Данный раздел будет носить характер своеобразного
заключения к нашему материалу, являясь в то же время прологом к будущей работе,
специально посвященной сценарному моделированию трансформационных процессов.
Здесь же мы ограничимся лишь некоторыми ремарками по поводу возможной
систематизации специфических проявлений названных выше закономерностей в разных
типах пепреходных экономик. Ниже будет выделен не полный ряд, а всего лишь
обобщенная систематизация базовых моделей, специфицирующих описанные выше
закономерности.
Принципом систематизации (как и в случае с
систематизацией самих закономерностей перехода) станет соединение исторической
(временной) последовательности генезиса моделей перехода с логическим
обобщением моделей переходной экономики, "выстраиваемых" по принципу
глубины трансформационных процессов.
Модель "рыночного социализма" возникла как исторически первый вариант
реформирования "социалистического" строя. Более того, эта модель (в
существенно более продвинутом по пути либерализации виде, нежели в Югославии или Венгрии 70-х) сейчас
является чуть ли не единственным примером успешного с
экономической точки зрения рефомирования прежней системы (Китай, Вьетнам).
Отличительные черты этой модели достаточно хорошо
известны: доминирование инерционности, постепенности изменений над "революционными"
методами; в области модели аллокации ресурсов ведущую роль продолжает играть
централизованный бюрократический контроль государства, доминирующий как над
рыночным саморегулированием, так и над локальным монополистическим
регулированием и контролем; собственность остается преимущественно под
государственно-корпоративным контролем при поддержке прежде всего мелкой
частной (а не частно-корпоративной) собственности; социальные ориентиры сводятся
к умеренному консьюмеризму и патерналистской модели социальной защиты и т.п. В
зависимости от социальной ситуации, качества институционально-политической системы
и других не-экономических факторов, эта модель может обеспечивать быстрый рост
(Китай) или стагнацию (СССР конца 80-х годов).
С методологической точки зрения эта модель
характеризуется доминированием первого слагаемого трансформационного процесса (самореформирование
прежней системы) при относительной слабости второго (либерализация и экспансия
рыночных, буржуазных отношений) и особенно третьего (тенденция социализации и
гуманизации экономики). Последние
два слагаемых развиваются, кроме того,
в рамках этой модели в
превратной патерналистской форме.
"Государственно-корпоративная" модель
буржуазной трансформации характеризуется во многом сходными чертами. При
этом, однако, происходит качественно более радикальное перераспределение экономической
власти, контроля и собственности от центральных государственных структур к
отдельным получастным корпорациям. Для этой модели характерно абсолютное
доминирование локального монополистического контроля и регулирования в области
аллокации ресурсов, корпоративно-капиталистической собственности и предельная
степень развития корпоративной конкуренции (столкновения кланов, элит и т.п.).
При слабости институциональной системы и центральной власти эта модель
неизбежно будет двигаться по пути инфляции и стагнации. Социальные цели
реализуются в этом случае только как минимальные подачки трудящимся и населению
с целью поддержания минимальной стабильности и массовой подержки того или иного
из кланов.
В рамках этой модели в наименьшей степени и в крайне
деформированных формах пробивает себе дорогу третье слагаемое (социализация и
гуманизация) мирового трансформационного процесса. Весьма значимое второе
слагаемое (либерализация) развивается в превратной
(корпоративно-монополистической) форме.
Модель "бархатной революции" отличается тем, что в странах с доминированием этой
модели качественные и революционные по содержанию изменеия осуществлялись и
осуществляются путем постепенных трансформационных сдвигов. В сфере аллокации
ресурсов происходит более "спокойный" (регулируемый и постепенный)
переход от централизованного регулирования к "свободному рынку" при
относительно меньшей (чем в рамках второй модели) роли корпоративно-монополистического
("вегетативного") контроля; отношения собственности так же
преобразовываются не столь волюнтаристкими методами и с несколько большей
дисперсией прав собственности среди населения (ваучерная приватизация в
Чехословакии, например), хотя доминирование корпоративно-капиталистической
собственности является типичным и для этой модели; в области распределения и
целевых ориентиров эта модель относительно ближе к стандартам
"социального рыночного хозяйства". При относителльной стабильности
институционально-политической системы эта модель характеризуется относительно
неглубокой (по сравненибю с Россией, например, но катастрофической по
сравнению с "обычными" кризисами в Западной Европе) стагфляцей; при
неблагоприятных не-экономических факторах она может приводить к такому же
обвалу, как и более жесткие модели.
Типичные для переходной экономики закономерности в
рамках этой модели господствуют, но как бы приглушены вследствие наличия
рыночных традиций (довоенное прошлое и модель "рыночного социализма"
70 - 80-х годов), менее напряженных диспропорций, близости и влияния
западно-европейской модели рыночного хозяйства и других факторов. В рамках этой
модели в наибольшей степени (из числа осуществленных на практике путей
трансформации в странах бывшего "социалистического лагеря")
реализуется общецивилизационная тенденция гуманизации и социализации
экономической жизни, но даже в этом случае она остается подчинена господству
корпоратиано-капиталистической и в целом асоциальной модели трансформации.
Модель "шоковой терапии" - наиболее "жесткий" вариант трансформации.
Ее типичными чертами явлется стремление к одномоментному и административному
(по методам реализации) разрушению прежней системы бюрократического
централизованного планирования и "внедрения" рынка; ускоренная
радикальная передача государственной собственности в руких частных лиц, обладающих достаточными капиталами
и/или административной властью; ориентация на достижение "точки
невозврата" (создание буржуазной рыночной модели) как самоцели, за
реализацию которой общество обязано заплатить любую потребующуюся экономическую
и социальную цену.
Именно
эта модель (как наиболее радикальная и яркая) была нами принята за отправную
точку при анализе закономерностей переходной экономики, поэтому нет нужды
повторять, что в этих условиях в экономике рыночная саморегуляция оказалась
существенно потеснена "вегетативным контролем" и монополизмом при
разрушении государственного регулирования и превращении его в один из видов
локального контроля; частная собственность оказывается по своему содержанию
корпоративно-номенклатурной; экономика развивается по асоциальному пути, а
"финансовая стабилизация" оказывается прямой дорогой в стагфляционную
ловушку.
* * *
В
конкретной социально-экономической обстановке осени 1994 года было уже
практически невозможно однозначно свести экономику определенной страны к одной
из названных выше моделей трансформации. С некоторой долей приближения мы
можем утверждать, что Китай находился на полпути от первой ко второй; Чехия и
Венгрия оставались в русле третьей; Россия, Болгария, Украина и большинство
других государств - в "колебательном контуре" между второй и четвертой.
При этом в зависимости от крайне значимых для переходных обществ
не-экономических факторов, каждая из моделей (или переходных ситуаций)
порождала весьма различные последствия: от полного хаоса в Югославии и на
Кавказе до "терпимого" кризиса в Белоруссии и подъема в Китае.
* * *
Если же размышлять о будущем стран с переходной
экономикой, то авторы не могут не отметить, что в действительности наиболее
радикальной качественной ломкой прежней системы (экономики "реального
социализма") могло бы стать не измененияе одной (государственно-бюрократической)
формы отчуждения граждан от управления экономическими процессами, а работников
от средств производства, на другую (корпоративно-капиталистическую), а
революционное (по содержанию, но не обязательно по форме - ср. методы
"бархатной революции") преодоление этого отчуждения. Последнее
сделало бы возможным реализацию "романтической" модели,
предполагающей
максимальное использование в процессе тарнсформации общецивилизационной
тенденции социализации и гуманизации экономической жизни в рамках смешанной
экономики с доминированием общественного сектора самоуправляющихся
предприятий, социально ограниченным рынком и демократическим программированием
и регулированием пропорций и экономической динамики и т.п.
Реализация этой модели (ее описание дано в уже
упоминавшейся работе международного авторского коллектива "Экономика для
человека") сталкивается ныне с серьзными препятствиями. Последние по
преимуществу касаются не столько низкого уровня развития производительных сил
и других технико-производственных проблем, сколько низкого потенциала
ассоциированного социально-экономического творчества и самоорганизации
населения стран с переходной экономикой.
Сложность ситуации заключается также в том, что нарастание стагфляции и
дезорганизации в современных условиях
провоцирует все большее стремление
пассивного большинства населения к той или другой модели авторитарной социально-политической власти, обеспечивающей
(в экономической сфере) стабилизацию и окончательное закрепление власти
корпоративного капитала. Путем к этому может стать как дальнейшая эскалация
"шоковой терапии" (в этом случае наиболее вероятен
"пиночетовский вариант"), так и переход к авторитарно-патерналистской
модели, консервирующей нынешний кризис.
Победа того или иного варианта диктатуры в России и
других странах бывшего "социалистического лагеря" окажется для нас в
конечном итоге не менее трагической, чем победа фашизма для Германии или Италии
30-х годов.
Альтернатива этому печальному, но весьма вероятному
будущему достижима лишь на путях противодействия нарастанию сущностных причин
нынешнего кризиса переходной экономики - корпоративно-капиталистической власти
и отчуждения трудящихся от собственности, а граждан - от контроля за
социально-экономической жизнью страны. Для того, чтобы реализовать эту
модальность, нужны не только действия, но и знания, прежде всего - теоретически
обоснованное и практически достоверное представление о закономерностях переходной
экономики. Авторы сделали свой шаг по этой дороге, которую, как известно,
осилит идущий, и приглашают своих коллег к диалогу.
Так исследуем же...
Примечания
1) Наличие этого противоречия переходной экономики, правда в несколько
иной форме, обоснованно В.В.Радаевым (см. Экономика переходного периода. М.:
Изд-во Моск. ун-та, 1994, гл.1)
2) Подробнее авторская гипотеза differentia specifica экономики нашего
прошлого дана в: Вестник Моск. ун-та. Сер. Экономика, 1993, N 3, с.
3) Этот подход противоречит господствующему ныне
взгляду на прошлое как "кожандную экономику" и "тоталитарное
общество", являющиеся туниковой ветвью развития цивилизации, едва ли не
случайностью. Обоснование авторской позиции см.: Бузгалин А. Социализм: уроки
кризиса. Альтернативы\The Alternatives, 1994, вып.2(5), с.4-30.
4) Подробнее основные моменты этой модели в
преломлении к специфическим условиям России изложены в: "Экономика для
человека". М.: Экономическая демократия, 1993.
5) Эта теория была развита в рамках университетской
("цаголовской") школы политической экономии, на что справедливо было
вновь обращено внимание А.Аузаном. О роли локального регулирования как
важнейшего элемента переходных производственных отношений см.: Бузгалин А.,
Колганов А., Шухтин А. Становление планомерной организации социалистического
производства. Томск: 1985, с. 46-50; Бузгалин А., Колганов А. Экономические
законы и "административное" управление. Экономические науки, 1987, N
1, с. 48-49, 52; Колганов А. Долой "номенклатурный" капитализм!
Диалог, 1990, N 17, с. 46.
6) См.: Корнаи Я. Дефицит. М.: Наука. 1990, гл. 7. См.
также: Kornai J., Martos B. Non-Price Control. Budapest: Akademiai Kiado,
1981.
7) См.: Росс Дж. Почему экономическая реформа потерпела крах в
Восточной Европе и России, а в Китае увенчалась успехом? Вопросы экономики,
1992, N 11, с.44, 49-50.
8) Та или другая модель приватизации, принятая в
очередном указе Б.Ельцина, например, трансформирует такое распределение
сильнее, чем "нормальная" конкуренция.
9) Эта закономерность была в свое время сформулирована
в рамках университетской школы политической экономии под именем "закона
социалистического накопления" (Курс политической экономии в 2-х тт. М.:
Экономика. Т. 2. ). В условиях "реального социализма" эта
закономерность реализовывалась в превратной форме, что лишний раз подтверждает
(в данном случае это пример доказательства "от противного") ее
общецивилизационный характер.
10) См.: Росс Дж.
Указ. соч., с. 43, 45-46.
11) См.: Magdoff H., Sweezy P. Stagnation and the Financial
Explosion. New York.: Monthly Review Press, 1987.
12) Статистические данные см.: Преодоление кризиса
российской экономики. Социально-институциональный аспект. М.: Экономическая
демократия. 1994. С. 149-157.
13) Авторскую характеристику этих процессов в России
можно найти в: Бузгалин А. Почему Ельцин и "патриоты" пятятся
навстречу друг другу? Альтернативы/Alternatives, 1994, вып. 1(4), с.3-20.
14) См.: Росс Дж.
Российская экономика в тупике. Последствия международной экономической
политики, начатой в январе 1992
г. Вопросы экономики, 1994. N 3. С. 17-26.