IV. ИНТЕРВЬЮ
СОВРЕМЕННАЯ ГРЕЦИЯ: ЛЕВЫЙ ВЗГЛЯД НА КУЛЬТУРУ
(Интервью Л. Булавки
с поэтом Д. Катцаганисом)
В качестве небольшой приамбулы к
интервью хотелось бы заметить, что я знакома с Димитросом не очень давно, но
могу сказать, что художественная природа его личности в значительной степени
определяется тем, что он, будучи сыном тружеников-крестьян (кстати, его отец
воевал с фашистами в партизанском отряде), покидая свою родную деревню,
развернулся не в мир «огней большого города», а прямо в космос поэзии и
коммунизма (Димитрос – один из активнейших представителей революционных левых
Греции). Вот так, старая как мир, идея космоса соединила древнюю Грецию с
коммунистическим греком Димитросом Катцаганисом.
Б. Л.:
Димитрос, можешь ли ты в самом общем виде охарактеризовать
современную культурную ситуацию в Греции. Я думаю, что читатели нашего журнала
с интересом и благодарностью отнесутся к такому сообщению, ибо «благодаря
просветительским усилиям» идеологов российских
рыночных реформ представления о современной культуре Греции в нашей
стране сегодня сводятся главным образом к рекламным роликам о ваших курортах.
Д. К.:
Это сложный вопрос. Я не специалист в этой области.
Я - человек крестьянского происхождения. Приехал в Афины, чтобы здесь жить и работать, в том числе, и политически, ибо
я принадлежу по своим взглядам к троцкистам. А культура для меня это то, что делается спонтанно,
ненарочито, творчески. Я и мои товарищи
по партии с большим интересом следим за тем,
что происходит в культуре и с культурой с точки зрения того насколько она включена в
революционный процесс.
Но я с большой
болью наблюдаю, что сегодня в ней все сильнее и сильнее преобладает отчуждение.
И это проявляется во всем. Взять хотя бы
повседневную жизнь. Могу привести пример. Во время одной свадьбы в нашей
деревне все было организовано по старинному обычаю. Но когда появился ансамбль
народных инструментов, то гости их
попросили играть все-таки современную мелодию не столько новую красивую,
сколько модную общепринятую. Кем и
почему так принято – неизвестно. Идет
вымывание народной традиции. Пример из этой же свадьбы: сегодня
становится все более принятым украшать праздничный стол тортом высотой в
один метр, причем со свечами, которые надо
потом погасить. Это скорее атрибуты из американских фильмов, чем из
нашей древней и многообразной культуры.
Надо
учесть, что проблема развития культуры
в Греции связана с таким господствующим в ней буржуазным классом, который не
похож на европейскую буржуазию. Причин для этого много, уже хотя бы то, что
наша буржуазия не имела того
исторического пути развития, который прошла европейская буржуазия. Вот почему в
современной культуре нашей греческой буржуазии
воспроизводятся мелкобуржуазные эталоны.
Тут
невольно вспоминается случай с Троцким, когда он посетил Бухарест во времена
Балканских войн. Находясь там, он обратил внимание на контраст между великосветскими дамами, носящими такие вот широкие
шляпы парижского происхождения; с общим стилем окружающей их среды,
напоминающей скорее цыганскую палатку, чем великосветские салоны. Т.е. само
пространство, среда были в противоречии с обликом женской моды.
Именно
в силу мелкобуржуазности культурные мероприятия в массовой среде у нас
характеризуются явной показухой. И это характерно не только для Афин, в
несколько меньшей степени, но это проявляется и в провинции. И эта «показушность» как некий культурный стиль
сегодня становится у нас в Греции преобладающей.
Конечно,
определенная доля вины за это ложится и на левых, ибо, на мой взгляд, большая
часть интеллигенции в вопросах культуры, к сожалению, главным для себя считает
– это свести счеты с буржуазией и на этом остановиться. Так чувствует моя душа, ибо я эмоциональный человек.
Л. Б.:
Какие из существующих культурных направлений (классическая, коммерческая, народная
культура, левая, постмодернистская или еще какая-либо) на твой взгляд, являются
приоритетными в современном обществе Греции?
Д. К.:
Я сомневаюсь, что сегодня можно определить порядок
культурных приоритетов, ибо мы сегодня живем в переходном периоде. Но
совершенно точно можно сказать, что господствующими сегодня являются в первую
очередь эталоны, которые задаются транснациональными корпорациями. И хотя еще
старшие поколения желали, чтобы молодые поколения танцевали народные танцы,
есть у нас такой красивый танец цамико, то общая ситуация в целом такова, что
сам современный стиль общения молодежи
внутри своей среды уже сам по
себе соответствует китчевым международным стандартам. Между ними, к моему
сожалению, прослеживается определенная внутренняя связь.
Эта
популярная молодежная и, в первую очередь, песенная культура как бы облегчена с точки зрения языка:
большинство современных песен повторяет только одно слово. Как правило, это
слово абстрактное, не погруженное ни в
какой конкретный контекст, в смысловом отношении не внятно и потому может
каждым понимается как ему вздумается. Человек, который использует это слово, не
знает, почему он говорит. Он что-то представляет, подозревает, но конкретно не
знает, что это такое и почему. Но вся простота этих песен, на самом деле
порожденная отсутствием в них содержания, уже потом обрастает некой
искусственной страстью певца.
Ты
спрашивала о левой интеллигенции. Три дня тому назад премьер-министр Греции
пригласил в свой офис всех звезд телевидения. Я думаю, что это говорит о
материальном интересе, лежащем в основе их взаимоотношений. После этого с
экрана раздавались лестные заявления в адрес премьера, все это было подобно
лестным заявлениям в адрес русского царя. Если на все это смотреть с классовой
позиции, то я считаю, хотя может быть и не справедливо, что левая интеллигенция
подчинилась, так называемому, процессу модернизации Греции; кстати, проводимой
социал-демократией и потому
капиталистической по своей сути.
Л. Б.:
А чем сегодня у вас живут люди? Какие ценности и
идеалы они разделяют? Причем, меня это интересует не столько с точки зрения
того, во что они хотят верить, сколько
с точки зрения того, во что они действительности верят.
Д.
К.: Раньше, до краха большая часть общества жила интересами финансово-торговой биржи Представь себе, что
на бирже играли даже деревенские пастухи. И в этом сказывался не только их материальный интерес, но это было
еще и следствием идеологических воздействий, проводимых под идеей модернизации греческого общества.
Большинство средней и мелкой буржуазии в «культурном» смысле сегодня живет,
развлекаясь в современных ресторанах с освещением из многоцветных ламп. Осмелюсь
сказать, что такого рода развлечения — это развлечения, когда никто не слышит и
не слушает других, когда у людей нет потребности в общении друг с другом. К
этому развлечению в последнее время добавились еще столь популярные сегодня у
нас горные лыжи.
Что
касается литературы, то сегодня издается очень много романов, которые в основном описывают современную жизнь. Но, как правило, это делается не в целях
культурной, литературной деятельности, а с целью получения государственной
помощи со стороны конкретных фонов Евросоюза в поддержку конкретных писателей.
На самом деле эта зависимость писателей от этих фондов подрывает как их талант,
так и качество самой литературной деятельности.
Л.Б..
Можешь ли ты мне назвать какое-нибудь художественное событие последних лет
из области кино, музыки или литературы, которое стало бы общественным событием
Греции, объединяющей ее в некое культурное целое? Задавая этот вопрос в разных странах Европы, я везде
слышала почти один и тот же ответ: «Нет у нас такого события»
Д. К.: Что касается кино, то
последним событием в этой области у нас стал греческий фильм, который
называется «Сейф-секс». Не смотря на то. что эта картина демонстрирует отчужденный секс, она имела большой
зрительский «успех». В отношении музыкальной жизни, у нас, наверное, как и везде популярность певцов измеряется
количеством проданных дисков (отсчет начинается с полмиллиона). Я не считаю, что эти числовые рекорды отражают
нужды и проблемы людей, которые сегодня сталкиваются с массой социальных и
экономических проблем.
Л. Б.:
А какова роль левых партий в этих культурных процессах? И есть ли у левых Греции свои
собственные культурные проблемы? Я не случайно спрашиваю тебя об этом: ниша
левых, на мой взгляд, генетически отличается от правых особой культурной
«чувствительностью» к общественным противоречиям. Именно в силу своей
внутренней драматургичности ниша левых так искусительна для художника. Что
касается России, то сегодня все более очевидным становится проявление ее
глубоких культурных противоречий и, в первую очередь, среди левых. О нише
правых не говорю - для них эти противоречия слишком большая честь.
Но
если говорить откровенно, я лично сама на себе испытываю как все сильнее
обостряется идейная конфликтность с правыми и культурная (вовсе не обязательно
моральная) со многими левыми. Культурные противоречия левых - вот где, на мой взгляд, сегодня пик идейной борьбы,
который для большинства, в том числе, и левых, не является даже проблемой. Это
важнейший вопрос, если говорить о перспективе левой альтернативы.
Д. К.:
Похожие вещи наблюдаются сегодня и у нас. К этому добавляются еще и другие проблемы: это и трудность материального
положения, это зачастую и функциональная слабость левых организаций.
Но товарищи из нашей партии часто
выступают и общаются, причем в разных общественных кругах, где к нам всегда проявляется уважение. Это уважение мы
ценим, особенно учитывая фонетическую идентичность нашей партии. Очень трудно
сегодня противостоять этим финансовым магнатам. Но мы не считаем, что это
непреодолимая проблема для нас.
Л. Б.:
Я хочу задать тебе вопросы, которые однажды были заданы известному советскому
поэту Владимиру Высоцкому. Его тогда попросили назвать имена своего героя, а также любимого поэта и
актера. Он назвал четыре имени. Герои: Ленин и Гарибальди, поэт - Б. Ахмадуллина,
актриса – З. Славина. Как бы ты ответил на этот вопросы?
Д. К.: Герой – Троцкий. Поэты: национальный
греческий поэт Соломос. У многих поэтов часто нравится не все, а может быть
только отдельный стих. Я не согласен с определением «крупный поэт».
Л. Б.: Спасибо.