ЧЕТВЕРТОЕ СОСЛОВИЕ
Начало Вверх

ЧЕТВЕРТОЕ СОСЛОВИЕ

Джемма Борьелло *

Ниже публикуется небольшая заметка нашего товарища, одной из активисток левого движения Италии Джеммы Бориелло о знаменитой картине Джузеппе Пеллица, на которой изображено шествие рабочих, поднявшихся на забостовку. Это полотно стало своего рода символом научных конференции по проблемам рабочего класса, проходивших под эгидой нашего журнала и Фонда «Альтернативы» в 2000 и 2001 гг. Именно поэтому мы попросили Джемму рассказать об этом художнике и картине.

Редколлегия

Джузеппе Пеллицца родился в Вольпедо (северная Италия) в 1868 г. Учился в Академии художеств в Милане, много путешествовал (Флоренция, Венеция, Рим, Париж, Вена, Неаполь), знакомясь с выставками и музеями; переписывался с рядом художников, участвовал со своими произведениями в крупных выставках. Всю свою жизнь прожил в Вольпедо, где и покончил с собой в 1907 г., когда ему было всего 39 лет.

Джузеппе создавал “Четвертое сословие”, - самую известную свою картину, ныне находящуюся в Музее современного искусства в Милане, - с 1898 по 1901 год: три года потребовалось для подготовки и написания этого громадного полотна (приблизительно 3´6 метров), хотя замысел картины возник еще десятью годами раньше и прошел долгий путь поисков и вызревания - и в художественном плане, и в смысле социального содержания.

Художник стремился прежде всего исследовать переход от случайно-материального плана к универсально-символическому: выразительность картины проистекает отчасти от теплого света, которым выделена группа рабочих, выступающая в качестве “связки” между угрюмыми сумерками на заднем плане (символизирующими мучительное прошлое) и сияющим солнечным светом впереди - предвестием лучезарного будущего.

Картина не получила того признания, которого, как считал художник, она заслуживала, - здесь он во многом обманывался; на самом деле, в то время как он защищал свою работу как законченное произведение искусства, организаторы выставок боялись политического воздействия картины и обычно отказывались демонстрировать ее, ссылаясь на отсутствие такой возможности. Но, тем не менее, рабочие союзы и социалистические газеты с тех пор исключительно свободно и по-разному использовали этот образ, чтобы проиллюстрировать этапы истории пролетариата и завоеваний рабочих. При фашизме картина была заперта в хранилище миланского музея и вновь открыто выставлена после освобождения (окончания второй мировой войны), когда ее поместили в главном зале Миланского совета.

Эта картина - результат длительного художественного и социально-культурного пути, пройденного Пеллиццей; он хотел конкретно-упрощенно изобразить веру в прогресс, служившую отличительной чертой позитивистской мысли конца XIX века. Этой эволюции художника соответствуют изменения в названии создаваемой картины: сначала “Посланцы голода”, затем “Людской поток”, затем “Марш рабочих” и, наконец, “Четвертое сословие”.

Пеллицца хотел нарисовать народную демонстрацию, одну из многих забастовок, происходивших на рубеже веков, когда имел место взрыв нищеты в деревне и бедности в городах. В художественном отношении на него оказали влияние “сельский реализм” Юга Италии и “северный реализм”, связанный с растущим рабочим классом. Он стремился придать героям картины самую простую человечность, изобразив их без инструментов их труда и без “классовых символов”. К тому же на его картине есть и женщины, и маленькие дети. Пеллицца с большой тщательностью выбирал фигуры на переднем плане, их одежду и позы. Рядом с женщиной идет мужчина в шляпе с курткой, перекинутой через правое плечо, - это, как отметил Пеллицца, характерная манера рабочих.

В конце концов художник яснее осознал, что он хотел создать картину, в которой были бы соединены темы пролетарской забастовки и празднования 1 Мая.

Из двоих мужчин на переднем плане - один, умный и энергичный, похоже, рожден скорее для интеллектуального труда, чем для крестьянской жизни; другой, сильный и добродушный, оказался выбран в качестве лидера благодаря своему необыкновенному здравому смыслу.

На картине изображено около 50 человек, все - жители городка Вольпедо: для Пеллиццы, принадлежавшего к реалистической школе, было очень важно, чтобы изображаемое место было знакомо, чтобы он знал всех людей, позирующих ему; оба мужчины на переднем плане - это его друзья, женщина - его жена, его студия находилась непосредственно рядом с площадью, изображенной на полотне, и вплоть до момента окончания картины ее создание было подобно нескончаемому празднику.

Он годами изучал живопись мастеров XV века, - Рафаэля, Боттичелли, Леонардо, Мантеньи, - чтобы овладеть техникой строгой центральной перспективы, выявляющей центральные фигуры и позволяющей “схватить” взаимное отношение людей в группе без необходимости тщательной прорисовки всех фигур и движений на заднем плане, - то, что восхищало его в великих ренессансных фресках.

Пеллицца также посещал курсы истории и философии во Флоренции, читал важнейшие социалистические сочинения Энгельса, Маркса, Каутского, Плеханова, Бебеля и других.

Изображая своих героев, Пеллицца с огромной интеллектуальной заинтересованностью фиксировал предмет своих идеологических устремлений: борьбу людей, сильных телесно и становящихся сильными также и интеллектуально, против физически и морально разлагающейся аристократии. Второе название, данное им картине, - “Людской поток”, - именно и обозначает массу людей, тружеников земли, которые, - умные, сильные, крепкие, единые, - идут вперед, подобно “потоку, сметающему все препятствия, чтобы достигнуть места, где он успокоится в равновесии”.

Хотя в этой группе, по видимости, изображены крестьяне, нетрудно увидеть здесь воплощенный в образах призыв к более широкому коллективному участию в движении, боевой клич, обращенный также и к интеллектуалам и художникам: прийти и присоединиться к “человеческому потоку, жаждущему справедливости, - справедливости, ныне сияющей перед нами, как мираж”.

“Посланцы голода” становятся таким образом теми, кто несет надежду на социальную справедливость; картина меняет свой смысл, приобретая менее частное, более универсальное значение.

Чтобы добиться хорошей яркости, картина выполнена в технике пуантилизма, в которой Пеллицца был специалистом (пуантилизм - метод, в котором цветные световые лучи, отражаемые маленькими, нанесенными рядом друг с другом, пятнышками краски, в зрительном восприятии накладываются друг на друга, смешиваясь в один ровный цвет); в “Четвертом сословии” он изобразил, - каждого индивидуально, в натуральную величину, - около 50 человек, тем самым избегая неточностей, но сохраняя идеологический смысл и идеальную нагрузку; изучение и пластическое построение фигур играли существенную роль - это можно видеть в движениях ног, в жестах рук, в гармоничном соответствии поз и движений. В этом отношении художник ориентировался прежде всего на “Афинскую школу” Рафаэля. Женщина с ребенком на переднем плане, с ритмичным движением ее одежды, также напоминает нам о ренессансных фигурах.

Пеллицца - один из тех художников, кто считал, что “форма есть средство передать наши идеи другим, создавая тем самым энтузиазм”; и той идеей, которую он хотел передать своими тщательными поисками формы, была социальная проблематика. В 1898 году он писал другу: “Картина, над которой я работаю, изображает избранную часть рабочих во главе Потока людей, выступающих вперед, спокойных в своих честных мыслях. Этой работой я хотел бы выразить мои чувства, утверждающие, что подлинная сила - на стороне рабочих, которые своей целеустремленностью в идеалах вынуждают других либо следовать за ними, либо убраться с их пути, ибо нет такой реакционной (связанной с прошлым) силы, которая остановила бы рабочих”.

Третье название, “Марш рабочих”, опять мастерски выражает изменения в общей концепции картины: уже не масса людей, способная, подобно разлившейся реке, разрушить ограждения и затопить все вокруг, - но шеренга, компактная и дышащая солидарностью, ритмично наступающая хорошо видными сильными рядами.

Окончательное название “Четвертое сословие” было дано автором после того, как он прочел историю Французской революции Жана Жореса, подчеркивавшего наличие в “третьем сословии” двух составляющих - буржуазной и пролетарской, и туринский журнал “Всегда вперед! Социалистический журнал для простых и практичных людей”, где было написано, что свое место занимает “четвертое сословие” - рабочий класс, готовящийся свергнуть господство “третьего сословия”.

Позади шеренги четко очерченные движения исчезают, поглощенные темным пятном деревьев, которые, повторяя ритмичные движения облаков, переводят внимание обратно на людей и на то пространство, куда они шагают своим неумолимым маршем. В этом смысле “Четвертое сословие” может рассматриваться как утопический и пророческий образ того будущего, в которое глядели, полные надежды, люди на заре XX века.

“Четвертое сословие” было картиной-символом - новым символом, способным выразить в обновленной продуманной форме (в том числе и в техническом отношении) великие темы труда и социальной справедливости, человеческого прогресса и веры в будущее.



* Boriello Gemma – активист левого движения Италии.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2018