Пчелинцев, О. С.
Начало Вверх

ОТ БЕДНОСТИ - К УБОЖЕСТВУ (1)

 

Пчелинцев Олег Сергеевич – к. э. н., Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН.

 

              “Молодые реформаторы 90-х тоже рассчитывали на идеального буржуазного человека, который под воздействием железной руки рынка будет идеально работать и идеально платить налоги. И эта антикоммунистическая утопия, как и коммунистическая ранее,… разбилась о быт” (В.Третьяков. Независимая газета, 30 декабря 2000 г.).

              “Эти люди чрезвычайно далеки от народной жизни, существуя в весьма герметичной, специфической атмосфере с собственной, достаточно своеобразной иерархией ценностей. Накал ненависти вышеупомянутых общественных деятелей к “коммунистическому прошлому”, в котором они в своем большинстве вполне процветали, не имеет рационального объяснения (А.Мигранян, “Независимая газета”, 21.12.00).

               

Статья В.Лопухина примечательна в двух отношениях. Во-первых, тем, что к теме ценностей обращается человек, пусть недолго, но все же входивший в первое гайдаровское правительство, которое знаменито как раз тем, что после долгого периода культа ценностей (“коммунизм”) решилось сделать ставку на инстинкты - стремление к богатству, страх перед нищетой и т.п. – полагая, что именно в них заложен самый мощный источник экономических мотиваций. Во-вторых, тем, что автор демонстрирует редкую даже для наших “либералов” слепоту:

     

  • предлагая вымученную конструкцию “продуктивной культуры”, хотя буквально перед глазами у него проходили более высокие ценностные образцы;

     

  • работая накануне реформ в отделе акад. Ю.В.Яременко, В.Лопухин ухитрился “не заметить” созданную им научную концепцию реформирования российской экономики; вместо этого он, как и его коллеги по гайдаровскому правительству, принял на веру дешевые рыночные “агитки” времен М.Тэтчер и Р.Рейгана;

     

     

  • работая затем в сфере финансов, он ухитряется не замечать такие грандиозные события, как виртуализация экономики и усиление финансового монополизма США, которые прямо опровергают подзаголовок статьи (“в мире нет законов…”), обрекая Россию, как, впрочем, и множество других стран, именно на “вечную нищету”.

     

Впрочем, обо всем по порядку.

Мы не намерены обсуждать те положения статьи, которые считаем просто несерьезными, например:

     

  • тезис о “ловушке 1917 г.”; 

     

  • тезис о “неспособности россиян организоваться”; 

     

  • “данные” о российском потенциале (“24% интеллектуальных и 41% природных ресурсов планеты”);

     

  • тезис о том, что популярность марксизма на Западе объясняется “завистью” тамошних профессоров к “настоящим” буржуа (2);

     

  • легкомысленное “решение” проблемы климата – разбирать его после выхода в свет блестящей книги А.П.Паршева “Почему Россия – не Америка” (“Крымский мост-9Д, Форум, М.:2000) было бы просто смешно; 

     

  • тезис о том, что в Гаити и Либерии у власти находятся бывшие рабы: это невозможно даже физически, потому что рабство в этих странах давно отменено и сохранилось сегодня лишь кое-где в горах России, где доморощенная “бизнес-элита” еще не разучилась видеть в человеке товар и “священную частную собственность”. 

Выделим также группу тезисов, с которыми мы просто не согласны:

  • “XX век для России – век неудавшихся реформ” (как раз реформ-то и не было – одни революции);

     

  • непонятную уверенность, что в поляризованном мире Россия непременно должна занять место в верхней части странового континуума;

     

  • тезис о том, что “марксистская теория провалилась во всех своих выводах”: наоборот, она даже слишком подтвердилась – от Запада, где марксизм положил начало целому столетию социал-демократии (3), до Китая; да и Россия сегодня дает впечатляющие подтверждения одного из частных положений марксизма - теории “первоначального накопления капитала”;

     

  • тезис о том, что “всемирная приватизация лишь подтвердила…, что собственность и вытекающее из нее распределение по труду (курсив наш – О.П.)… важнее прав на равномерное распределение произведенного”. Здесь забавно соединение слова собственность с чисто советской формулой “распределения по труду”. До полного логического совершенства осталось совсем немного: объявить зарплату “нетрудовым доходом”.

Переходя к “серьезной” части статьи (начиная с раздела “Необходимые оговорки”), отметим для начала, что постановка вопроса об источниках и теориях богатства в ней резко расходится с канонической. Источники богатства – это, как известно, ресурсы, о которых (исключая морально-психологический ресурс) в статье ничего не говорится, а теории – это широкий спектр экономических учений – от Аристотеля и меркантилизма – через физиократов и А.Смита – до современных theoretical welfare economics и доктрины “Вашингтонского консенсуса”. О них наш автор также не говорит ни слова, предпочитая сражаться наподобие Дон Кихота с им же придуманными забавными мифами.

Оригинальность начинается там, где В.Лопухин заявляет, что рынок, хотя и необходим, но менее важен для развития, чем система ценностей. Здесь, правда, следует сразу оговориться: под ценностями он понимает т.н. “продуктивную культуру”, выросшую из “протестантской этики”, но отнюдь не противоречащую, как оказалось, и этике слегка приглаженного католичества и даже конфуцианства. Т.е. речь идет не о “всяких там” истине, добре и красоте, а все о той же “деловой хватке”, только незаметно подставленной на место вечных общечеловеческих ценностей.

В.Лопухин предлагает обозначать этот новый ценностный базис словами: “доверие, ответственность, личность” (4). Но что конкретного он может сказать, к примеру, о доверии? (5) - Ничего! И это не случайно. Ведь доверие – это не какое-то особое свойство личности (“лох?”), а объективная характеристика общественных отношений. Т.е. оно развивается по своим законам, и его нельзя вызвать никакими заклинаниями или декретировать сверху. И, что самое неприятное, почти наверняка одним из необходимейших условий восстановления доверия в российском обществе является частичный пересмотр итогов приватизации (6). Просто потому, что, вопреки всем догмам либерализма, основным генератором недоверия в России является не государство, а частный сектор.

Так же туманно и все, что сказано об ответственности. И тоже не случайно: ведь ответственность неотделима от одного из любимейших российских вопросов – “Кто виноват?”, разбираться в котором у автора нет, на самом деле, ни малейшего желания.

Рассуждения о личности, в своей позитивной части, в основном повторяют набор максим из “морального кодекса строителя коммунизма” (это не ругательство, а лишь констатация неизбежности значительного общего субстрата в любой претендующей на общезначимость этической системе). Смущает только то, что образование и труд как важнейшие атрибуты “полноценной личности” зависят сегодня не столько от нее самой, сколько от наличия денег у родителей и желания инвесторов создавать новые рабочие места именно в России.

А главное, статья вообще обходит стороной ту систему ценностей, которую выработала (вернее было бы сказать, выстрадала) в ходе своего исторического развития сама Россия. Суть этой системы – положительное преодоление индивидуализма. Т.е. для русского человека - в отличие от западного – мало свободы и ответственности каждого. Ему необходимо, чтобы носителем свободы и ответственности была также и вся страна.

"Россия как бы открыла для себя особый, отличный от западного тип общественного договора, - пишет по этому поводу философ В.Межуев - согласно которому власть берет на себя обязательство служить народу, заботиться о его внешней безопасности и благополучии, а народ обязуется беспрекословно подчиняться власти, быть во всем ей покорным и послушным. Договор этот не всегда буквально соблюдался, но негласно подразумевался на протяжении большей части нашей истории. Он и сегодня лежит в основе политического мышления большинства (“НГ-сценарии”, N 10, 15.11.2000, с.4).

Своеобразие этой советско-российской системы ценностей раскрыл А.Зиновьев: "В извечном споре "Иметь или быть?" – пишет он, вкладывая эти слова в уста западного советолога, - многие миллионы людей в те годы отдавали предпочтение "быть", довольствуясь минимумом "иметь". Русские попытались создать систему высших ценностей, превосходящих те, которые они называли мещанскими и низменными. Это - моральное и духовное усовершенствование, служение коллективу и народу, самопожертвование ради интересов общества, самоограничение и т.д. Появилось много искренних последователей такой системы ценностей. Благодаря им были совершены великие исторические подвиги, достигнуты беспрецедентные результаты. Сложился слой образованных и творческих личностей, которые жили в материальной бедности и занимали низшие ступени служебной иерархии, но при этом много читали, думали, разговаривали и сочиняли. Они не стремились к карьере и известности. Их удовлетворяла та репутация, которую они имели в своем окружении" (7). Но - продолжает А.Зиновьев - "мы (люди Запада - О.П.) заразили русских жаждой иметь. У них не оказалось иммунитета против этой западной заразы". И заключение: "… я хотел бы прожить жизнь в то время и среди тех людей, для которых главным было быть, а не иметь… Я установил для себя, что человек, становясь собственником, перестает быть человеком… (там же, с.313).

В.М.Лопухин прожил в таком обществе значительную часть жизни. Но вынес оттуда, как и другие “мальчики в розовых штанишках”, только “устойчивую прививку против марксизма”. А вот многие другие экономисты, социологи и политологи, похоже, только “входят во вкус” марксизма. На вопрос, вынесенный в название статьи: “почему мы бедны?” они охотно дают вполне заслуженный автором ответ: “мы” бедны, потому что “вы” богаты.

Послушаем, например, что пишет о растущей социальной поляризации в России директор ИСЭПН РАН Н.М.Римашевская (8): “Образовалось два уровня и образа жизни со своими доходами и денежными единицами, два потребительских рынка, отличающихся ценами и набором товаров. На одной стороне 5% богатых и очень богатых. На противоположной стороне - “страна бедняков”, доходы и потребление которых не дотягивают до прожиточного минимума. Различия в уровне жизни этих двух Россий, по экспертным оценкам, составляют 100 раз”.

Предвидя храбрый возглас читателя-либерала: “Ну и слава Богу, наконец-то мы покончили с этой ужасной советской уравниловкой!”, спешим ответить. Во-первых, никакой особой уравниловки и тогда не было. А во-вторых, речь идет о дисфункциональности или, проще говоря, бессмысленности только сверхвысоких доходов. Косвенным признанием этого стала применяемая ООН методика расчета “индексов человеческого развития” (9), в основу которой положен тезис о том, что “позитивное воздействие дохода на человеческое развитие ослабевает по мере его роста” (10). Поэтому в качестве “потолка” средних по стране личных доходов в этих расчетах используется достаточно скромная по западным меркам величина годового дохода 40000 долл. США по паритету покупательной способности. Т.е. принимается, по существу, что доход свыше 40 тыс. долларов в год никакой пользы его получателю в смысле человеческого развития не приносит (11).

“Представители этих “двух Россий”, - меланхолически заключает Н.М.Римашевская, - по существу не пересекаясь в повседневной жизни, уже плохо понимают друг друга”. Увы, дело не сводится к дефициту понимания: реальностью являются идеологическая агрессия самопровозглашенной российской элиты против рядовых граждан, с одной стороны, и “социальное молчание” большинства населени - с другой (12).

В этих условиях сомнительна сама возможность выхода из кризиса: "в обществе, которое четко дифференцировано на богатых и бедных, справиться с главными проблемами, не затрагивая чьих-то интересов, невозможно" (НГ-сценарии, N 10, 15.11. 2000). Говорят о “новой роли государства”. Но пока это только слова. В реальности же “годовой доход 10 ведущих олигархов больше годового бюджета российского государства. А они просто в принципе не хотят вкладывать свои средства в развитие страны. Многим из них эта страна вообще "до лампочки” (там же).

Так обстоит дело с ценностным аспектом проблемы. Что касается отмеченной в начале нашего комментария неспособности автора разглядеть верную стратегию реформ, предложенную Ю.В.Яременко, то здесь мы – с учетом обширности предмета – вынуждены ограничиться ссылкой: за последние годы вышли в свет три тома научных работ акад. Ю.В.Яременко, популярное издание “Экономические беседы” и отдельно - в журнале “Проблемы прогнозирования” - несколько важнейших статей. Каждый может их прочитать и сравнить стройную логику развиваемых Ю.В.Яременко идей структурно-технологической детерминации экономического развития и эволюционной трансформации хозяйственной системы, унаследованной Россией от бывшего СССР, с убогим тезисом российских младореформаторов и их западных “Иванов Сусаниных” о том, что “за нас все сделает рынок”.

И, наконец, третий наш упрек, напомним, - о непонимании автором реального устройства мирового финансового рынка, которое, собственно, и дает (причем заранее и на многие годы вперед) ответ на вопрос, кому в этом мире быть богатым, а кому бедным.

На проходившем летом 2000г. VI Всемирном конгрессе центрально- и восточно-европейских исследований проф. Акира Уегаки из японского университета Сейнан Гакуин представил доклад “Россия в мировой капиталистической экономике”. Его вывод: Россия обречена быть аутсайдером, и дело здесь не в ресурсах (кстати, не таких уж обильных), а в положении нашей страны по отношению к мировому рынку капитала (13).

Смешно говорить, что “в мире нет законов, обрекающих Россию на вечную нищету”, когда ежедневно в погоне за прибылью перетекает из рук в руки 1 трлн. долл., а весь государственный бюджет России за 1999г. составил лишь 20 млрд. долл. Когда мир “в большей своей части мутирует в люмпен-планету, богатую только мегаполисами с мегатрущобами, где миллиарды людей влачат жалкое существование” (14). Когда всего 358 самых богатых граждан планеты владеют таким же богатством, как и 2,5 млрд. самых бедных - почти 1/2 человечества (там же, с.27), а 95% прироста населения приходится именно на бедные страны.

В действительности западный уровень жизни недостижим для стран, находящихся за пределами “Золотого миллиарда”, в принципе – хотя бы из-за ресурсных и экологических ограничений. И именно с этим связана проблема перехода к устойчивому развитию как единственной разумной стратегии для человечества в целом, о которой так хорошо писали в 1990-е г.г. наши, увы, покойные ныне академики В.А.Коптюг и Н.Н.Моисеев и которую не дано понять западным идеологам транснационального финансово-спекулятивного капитала и их восторженным российским ученикам.

Впрочем, не стоит обольщаться и положением дел на Западе: даже в США по-настоящему богатыми являются лишь 3,5% процентов населения; у остальных нет ничего, кроме закладной на дом, в котором они живут, и одного или двух автомобилей (Thomas J. Stanley, William D. Danko. The Millionaire Next Door. The Surprising Secrets of America's Wealth. - Pocket Books, 2000, p.3-4) (15). В середине 1990-х г.г. 2,7 млн. богатых в США владели такой же собственностью, как и остальные 240 млн. А главное, “средний класс”, т.е. большинство населения США и Западной Европы, движется – под ударами глобализации – в основном в сторону обеднения (именно с этим связаны непонятные для российского телезрителя массовые выступления против глобализации на Западе).

Итак, в целом статья В.Лопухина скорее удаляет нас от ответа на вопрос, поставленный в ее названии – “Почему мы бедны?” В ней не рассмотрены главные причины роста бедности в постсоветской России (что, к счастью, уже сделано другими авторами – Н.М.Римашевской, Л.С.Ржаницыной, М.А.Можиной, В.К.Бочкаревой и др.). Статья отвлекает и от действительно перспективных способов борьбы с бедностью, таких как предложенный Ю.М.Лужковым пересмотр итогов незаконной приватизации, концепция “национального дивиденда” акад. Д.С.Львова, предложения Ю.В.Сухотина и А.В.Суворова по повышению собираемости подоходного налога с богатых и множества других.

Взамен предлагается иллюзорное средство – пропаганда и постепенное овладение основами “продуктивной культуры”. Но, по справедливому замечанию Н.М.Римашевской, “ориентация на индивидуальную ответственность и опору на собственные силы оказалась ошибочной там, где отсутствуют механизмы социальной солидарности”. В этом смысле статья В.Лопухина - это всего лишь еще один пример "исторической паники элиты" (выражение Н.Ф.Наумовой) в ее попытках толкнуть свои страны на путь искусственного ускорения модернизации.

Нельзя однозначно оценить и сам упор автора на проблемы морали. В условиях, когда, по остроумному замечанию В.Логинова, в России за 9 лет реформ так и не найдено ни одного коррупционера (НГ-сценарии, N 10, 15.11. 2000), он воспринимается как попытка подменить конкретную работу правоохранительных органов абстрактными призывами к нравственному самосовершенствованию. Впрочем, здесь скорее придется встать на сторону автора, потому что сегодня даже очень умные люди до такой степени отчаялись, что готовы принять скорее антиценностную установку (16).

Точно так же, в основном позитивно, следует оценить и сам по себе призыв В.Лопухина овладевать основами “продуктивной культуры”. Это в условиях России не только никогда не помешает, но и позволяет действительно ускорить прогресс традиционной морали, по крайней мере, в одном отношении. Мы имеем в виду моральный аспект оптимизационного подхода и – в более широком смысле – предпринимательства.

Дело в том, что с точки зрения традиционной морали неиспользование существующих возможностей вообще не является грехом. Просто потому, что она составлена из ограничений-запретов и какого-либо определенного отношения к спектру “ресурсов-возможностей” не высказывает. На наш взгляд, это неправильно: в перспективе традиционная мораль должна быть дополнена этическим императивом развития, основу которого образуют не ограничения-запреты, а внутренне мотивированная положительная программа действий.

На первый взгляд, одной этой фразой мы совершаем “разворот на 180 градусов” в сторону “этики продуктивного общества” В.Лопухина. Но не будем торопиться с выводами. С точки зрения содержания, наша “внутренне мотивированная положительная программа действий” не имеет ничего общего ни с рыночным тоталитаризмом, ни с кошмаром финансовой глобализации. Это скорее долгосрочная программа устойчивого социально-экономического развития каждой страны (с обязательной координацией этих программ на уровне мира в целом). И основным механизмом движения вперед в ней является не “рынок” (который мы воспринимаем скорее как неолиберальную пародию на идею “вечного двигателя”), а демократическое планирование. За ним – будущее.

 

Примечание

1. Данная статья представляет собой ответ на статью бывшего министра гайдаровского правительства В.Лопухина “Почему мы бедны? В мире нет законов, обрекающих Россию на вечную нищету” в журнале “Эксперт” (N1-2,17 января 2000 г.). Последняя весьма типична для высшего эшелона российских либералов и именно в этом качестве заслуживает ответа

2. Заметим только, что ту же, по существу, мысль более талантливо выразил один из нацистских вождей: “Ученый всю жизнь выводит одну-единственную бактерию, а дворник одним взмахом метлы убивает миллионы бактерий. Так кто же полезнее для общества?” Так что вовсе не буржуа должны завидовать “тамошние профессора”, а дворникам.

3. Подтвердился и тезис Маркса об обобществлении, относящийся отнюдь не к форме собственности (как воображает В.Лопухин), а к производительным силам. А с этой точки зрения, и “Интернет”, и глобализация образуют сильнейшие подтверждения этого тезиса.

4. У других авторов понятие “продуктивной культуры” включает также такие элементы, как прагматизм, “эффективный социальный контракт” и ориентацию на право как единственный способ разрешения конфликтов.

5 Проблеме доверия посвящена книга “Доверие – ключ к успеху экономических реформ”. – ФНПР, ИЭ РАН, 1998.

6. К такому выводу подталкивает и приводимая самим В.Лопухиным типология М.Грондона, согласно которой “борьба за приобретение или перераспределение уже существующего ресурса” является одним из признаков “контрпродуктивной” структуры личности”.

7. А.Зиновьев "Глобальный человейник" - М., Центрполиграф, 2000, с.312.

8. Из принятой журналом “Проблемы прогнозирования” рукописи “Качественный потенциал населения России: взгляд в XXI век”.

9. Эти индексы суммируют относительные значения четырех показателей: ожидаемой продолжительности жизни, грамотности взрослых, полноты охвата обучением (в начальной, средней и высшей школе) и дохода (ВВП) на душу населения - с весами, соответственно, 1/3, 2/9, 1/9 и 1/3 - “Россия и индекс человеческого развития” – Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека ИНП РАН, N43, февраль 2000 г.

10. Отметим, что на этом естественном выводе из теории предельной полезности долгие десятилетия базировалась социал-демократическая критика капитализма.

11. С 1999г. соответствующий индикатор материального благосостояния рассчитывается как десятичный логарифм реального ВВП на душу населения.

12. Н.Ф.Наумова "Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества" - Эдиториал УРСС, М., 1999. По существу, об этом же говорит и приводимое самим В.Лопухиным высказывание писателя Л.Разгона.

13. Проф. А.Уегаки эффектно заключил свой доклад на Конгрессе демонстрацией карты, на которой было показано, как все деньги, поступающие на мировой финансовый рынок - и из относительно богатых стран Западной Европы и Японии, и из самых бедных, таких как страны Африки или Россия, - дружно стекались в 1997 г. в одну-единственную страну – США. Нужно было видеть реакцию зала на эту карту: наверно, так же реагировали взрослые персонажи сказки Г.-Х.Андерсена “Новое платье короля” на слова мальчика: “А король-то – голый!”

14. Г.-П.Мартин и Г.Шуман. Западня глобализации. Угроза процветанию и демократии (перевод с немецкого), 1999, с.28.

15. Богатыми в этой книге называют тех, чьи оцененные активы стоят больше 1 млн. долл. На наш взгляд, более точным является другой критерий: жизнь под охраной. Таких в США сегодня около 10% (28 млн. человек).

16. Мы имеем в виду высказывание В.Т.Третьякова в номере “НГ” от 30 декабря 2000 г.: “Выживание и процветание стран и наций имеет предпосылкой отнюдь не мораль (либо мораль включает целесообразную аморальность), а ум, хитрость, силу и волю к выживанию (пассионарность по Гумилеву)… Воля, ум, хитрость и сила, помноженные на ответственность за выживание и благополучие своей нации и своей страны,… - вот что нужно России в третьем тысячелетии”.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020