Колганов Андрей Иванович – д. э. н.,
ведущий научный сотрудник МГУ
1. Поставим вопрос правильно
Я не буду всерьез рассматривать
ответы политиков, находящиеся на уровне
мышления младшей группы детского сада,
вроде утверждений: “СССР развалил Горбачев”,
или “иностранные спецслужбы и агенты
влияния”, или “Борис Ельцин”, или “демократическая
оппозиция”. Конечно, все названные внесли
тот или иной вклад в свершившееся. Но чтобы
они уничтожили Советский Союз?
Историческое деяние такого масштаба не по
силам одному человеку, или даже мощной
организации, или государству, и даже союзу
государств.
Потому что СССР
был не просто страной. Это было
историческое явление, возникновение и
гибель которого определили лицо ХХ века. И
уничтожить его могли лишь исторические
процессы такого же масштаба (1).
Поэтому гораздо
ближе к здравому смыслу позиция тех, кто
говорит: “во всемирно-историческом
противоборстве двух мировых систем
социализм проиграл, а капитализм выиграл”.
Но и это утверждение еще очень далеко от
исторической правды. Потому что сам
советский “социализм”(2) был порождением
естественно-исторической эволюции
капиталистической системы, говоря на
диалектическом жаргоне – “свое иное”
капитализма. Ну что же, “иное” погибло, а “свое”
выжило?
Это – недиалектический ответ на
диалектически поставленный вопрос. Надо
понять, что же погибло и что сохранилось от
“иного” (социализма), что выжило, а что не
выжило в “своем” (капитализме). Капитализм
и социализм – не застывшая дихотомия. И то и
другое в течение 70 лет находилось в
процессе развития, движения, и – не стоит
исключать и такой вариант – качественного
перехода.
2. Что такое “советский социализм”?
2.1. Экономические основы
советского строя:
мозаика переходных отношений
Я хочу заявить прямо: "социализм"
ХХ века был попыткой навязать
производительным силам не адекватные
для них производственные отношения.
Индустриальный способ производства - с его
разделением труда, преобладанием вещных
продуктов и потребностей, подчинением
человека в производственном процессе
машине - является адекватной базой лишь для
капитализма. Поэтому попытка построить “индустриальный
социализм” (да еще начав с преимущественно
доиндустриальной экономики!) была заранее
обречена. И Ленин в статье “О нашей
революции. По поводу записок Суханова”
ошибался не в своей надежде создать
материальные предпосылки социализма уже
после захвата власти пролетариатом: он
ошибался в своем понимании этих
предпосылок.
Строительство “индустриального
социализма” не могло привести к обществу,
качественно превосходящему
капиталистическое (объяснение этого факта
было дано, в частности, А.Тарасовым в статье
"Суперэтатизм и социализм", Свободная
мысль, 1996, №12). Однако этот факт не означает
какого-то исторического “запрета” на
формирование социалистических отношений
на незрелой материальной базе.
Поскольку уже на индустриальной фазе
капитализм развертывает все свои
сущностные противоречия, поскольку
развивается обобществление труда
капиталом, - постольку появляется и формальная
возможность освобождения труда, то есть
снятия этих противоречий в
социалистических производственных
отношениях.
Такая возможность
может быть реализована, однако, лишь в
определенных рамках. А именно: возможным
является лишь формальное освобождение
труда, но не реальное, поскольку для
реального освобождения труда необходимы не
только достаточные материальные
предпосылки, но и переворот в способе
материального производства(3). Что же
касается России, то там степень развития
индустриального капитализма была весьма
низкой. По оценкам различных специалистов,
численность наемных работников в России
перед революцией составляла от 10 до 14,6% от
всего населения. Численность же фабрично-заводского
пролетариата – 2-3%(4).
Может быть,
достаточными были предпосылки в более
передовых странах, и тем самым была
возможна победа международной
социалистической революции? Судите сами. В
начале ХХ века доля промышленных рабочих во
всем населении составляла: в Германии около13%,
в США – около 11%, в Великобритании – около
20%(5).
Здесь я вступаю в
прямую полемику с позицией Ф. Энгельса в “Анти-Дюринге”
(за которую разделяет ответственность и К.Маркс,
поскольку соответствующий раздел был
подготовлен ими совместно), утверждавшего,
что в передовых странах материальные
предпосылки социализма в конце XIX века уже
были достигнуты(6). Я считаю это утверждение
не соответствующим как основным положениям
теории К. Маркса(7), так и другим
высказываниям самого Ф. Энгельса.
Применительно к
возможной революции в России Ф. Энгельс
писал Вере Засулич: “Люди, хвалившиеся тем,
что сделали революции, всегда убеждались на
другой день, что они не знали, что делали, –
что сделанная революция совсем не похожа на
ту, которую они хотели сделать. Это то, что
Гегель называл иронией истории, той иронией,
которой избежали немногие исторические
деятели”(8).
(Но и по отношению к перспективам
революции в Германии Энгельс также
предупреждал, что в случае взятия власти
социал-демократами им придется проводить
не собственную, а буржуазную программу.
Принужденные же, исходя из собственной
программы и целого ряда несвоевременных
заявлений и под давлением масс, опирающихся
в своих требованиях на эти заявления,
реализовывать социалистические лозунги,
они неизбежно потеряют голову).
Итак, с этой точки зрения,
формирование целостного социалистического
общества было невозможно не только в
отдельно взятой России, но и, в случае
победы пролетарской революции, в
большинстве наиболее развитых стран. (Интересно
было бы попытаться ретроспективно
реконструировать исторические итоги
победы пролетарской революции в странах,
где капиталистическая индустриализация
уже завершена, а постиндустриальные
тенденции еще не проявились. С моей точки
зрения, и в этом случае целостное
социалистическое общество не сложилось бы.
Но, может быть, в этом случае могла бы
сработать ленинская схема достройки
материальных предпосылок социализма на
основе власти пролетариата?)
Поэтому возникавшие в ходе
революции действительные социалистические
элементы производственных отношений (и
социально-экономических отношений вообще,
и надстройки) представляли собой лишь
неорганические обломки возможного
социализма, то есть "проекта"
выращивания объективно возможного
общества как продукта развития и кризиса
позднего капитализма. Когда я говорю “неорганические
обломки”, я имею в виду нецельные и
самостоятельно нежизнеспособные социально-экономические
элементы, не подкрепленные
соответствующим уровнем производительных
сил и политической формой, а потому
внеэкономически сращенные с
несоциалистическими формами. Из подобного
сращивания и получилось то, что можно
назвать деформированными переходными
отношениями (или "мутациями") –
бюрократическая планомерность, экономика
дефицита, уравниловка, административный
патернализм. Вот это и был "реальный
социализм".
Его можно было бы
охарактеризовать как социально-экономическую
систему, переходную между капитализмом и
социализмом (не “от… к…”, а именно “между”),
не имевшую почти никаких шансов успешно
завершить процесс перехода, а сам этот
переход мог начаться лишь в виду огромной
силы первоначального социально-политического
революционного импульса. Ведь социально-экономические
предпосылки и элементы капитализма в этой
системе были сильнее, чем предпосылки
социализма (в экономическом отношении мы
даже в преддверии социализма не находимся -
как-то отметил честно Ленин). Более того,
строя мостик в это “преддверие социализма”
(то есть в капитализм, а далее и в
государственно-монополистический
капитализм – ибо никакого иного “преддверия”
у социализма нет), советская система сама в
своем развитии неизбежно укрепляла и
разворачивала материальные предпосылки
капитализма в гораздо более широких
масштабах, нежели предпосылки социализма.
Таким образом, моя
позиция расходится с позицией тех, кто
определяет экономические основы
советского строя только в рамках дихотомии
“государственный капитализм – не
государственный капитализм”.
Категорически отвергаю я и позицию тех, кто
считает возможным употреблять слово
социализм для характеристики советского
общества – будь то социализм казарменный
или мутантный(9), деформированный или
переродившийся… За такого рода терминами я
готов признать лишь статус образных
выражений. Я признаю наличие в советском
обществе элементов социализма, но не
признаю само это общество социалистическим.
Поэтому я готов признать правомерность
применения упомянутых выше терминов лишь
к тем элементам социализма, которые
наличествовали в советской системе, но не к
самой этой системе в целом.
Диалектика
экономических основ советского строя
заключалась в том, что это была пестрая
смесь добуржуазных, раннебуржуазных,
зрелых капиталистических (в том числе и
государственно-капиталистических)
экономических отношений, сквозь которые
пытались прорасти отдельные ростки
социализма. Социалистические
производственные отношения развивались
при недостаточных для них материальных
предпосылках, но в силу революционного
изменения структуры экономического строя,
в силу факта насильственного вторжения в
производственные отношения и отношения
собственности, они пытались
распространиться на все общественное
производство. В результате не только
социалистические производственные
отношения оказывались деформированы, но
были подвержены деформации и все
несоциалистические элементы, которым в
острой борьбе навязывалась
социалистическая оболочка. Таким образом,
все экономические элементы данного
переходного общества носили
несформировавшийся, нецелостный,
фрагментарный характер(10).
Так, например, в
национализированном (государственном)
секторе можно уже в 20-е годы видеть смесь
отношений государственно-капиталистических
(форма найма, сдельная зарплата),
социалистических (различные формы участия
работников в управлении, использование
доходов предприятий и государства на
социальное развитие работников, выходящее
за рамки оплаты цены их рабочей силы) и даже
добуржуазных (подсобные хозяйства
предприятий и их работников). И ни одно из
упомянутых отношений не охватывает этот
сектор во всей его целостности и не
образует самостоятельной подсистемы
экономических отношений. Эти частичные
отношения переплетаются друг с другом, “врастают”
друг в друга, образуя своеобразные (в силу
деформированности складывающих их
отношений) переходные экономические формы.
В том, что касается ростков
социализма, их фрагментарность и
деформированность определялась не только
отсутствием для них адекватного
материального базиса внутри России, но и
невозможностью придать строительству
социализма международный характер.
Буржуазные (и добуржуазные) отношения также
были деформированы как в силу
своеобразного “поглощения” их
формальными социалистическими отношениями,
так и в силу своеобразных социально-классовых
и политических условий развития советского
строя. Эти же условия определили
возможность существования той пестрой,
мозаичной, фрагментарной системы отношений,
которую я обрисовал выше.
Если все это обстояло так, то откуда
же взялся ожесточенный конфликт двух
мировых систем и убежденность обеих
враждующих сторон в их несхожести и
непримиримости? Почему СССР именовался
социалистической страной? Неужели все
это было лишь обманчивой внешней формой,
чистой иллюзией?
Нет. Можно смело утверждать, что
социально-экономическая форма
производства, свойственная социализму (социалистические
производственные отношения), с одной
стороны, не соответствовала уровню
производительных сил СССР, и постольку ее
существо подрывалось, выхолащивалось (особенно
при попытке сделать эти отношения
всеобъемлющими), сами отношения
уродовались, деформировались. Однако, с
другой стороны, это насильственное,
неадекватное материальным условиям
производства развитие социалистических
отношений вширь придавливало свободное
развертывание буржуазных отношений, не
давало им сложиться в адекватных формах и
приобрести господствующий характер.
Такое положение, разумеется, не могло
сохраняться вечно (и, в конце концов,
зависимость производственных отношений от
уровня и характера производительных сил
проявила себя с непреодолимой силой). Но
поскольку такое положение сохранялось,
СССР не мог стать буржуазным государством,
а его строй не мог сложиться как строй
государственного капитализма.
Социалистическая форма играла
активную роль по отношению к буржуазному
содержанию. И, как я уже сказал, во многом
эта роль поддерживалась своеобразной
классовой и политической природой
советского государства.
2.2. Социально классовые основы
советского строя:
“буржуазное общество без
буржуазии”
Речь в данном случае идет не об
известных словах Ленина из “Государства и
революции” о буржуазном праве и охраняющем
его буржуазном государстве без буржуазии.
Речь не идет о неизбежных элементах
преемственности между буржуазным и
социалистическим обществом. Речь идет о
глубоко противоречивом сочетании
буржуазных и небуржуазных (антибуржуазных)
элементов в советском строе.
Советский опыт
был исторически не случайной попыткой
формирования альтернативной капитализму
системы и в своеобразной форме выражал необходимость
разрешенияназревших
противоречий развития мирового
капитализма (особенно периферийного), причем
уже не в чисто буржуазных формах.
Возможность появления
таких небуржуазных форм (хотя и в
ограниченных пределах, не дающих им
развернуться в целостную систему) уже была
создана развитием мирового капитализма и
его противоречий в начале ХХ века и его же
отсталого варианта в России: с одной
стороны - сверхэксплуатация рабочих,
колониальные захваты, мировая война за
передел рынков и территорий и т.д.; с другой
– рост обобществления производства,
доходящий до образования международных
монополий, рост боевитости,
организованности и классового
самосознания рабочего класса.
Буржуазия в
значительной мере утратила социальный
потенциал разрешения этих противоречий не
в разрушительных, гибельных для нее самой
формах, что в особенно гротескной форме
проявилось как раз в России. Поэтому
импульс разрешения данных противоречий
исходил от международного рабочего и
социалистического движения (которое само
есть одно изследствийразвития
капитализма).
В большинстве
стран этот импульс лишь заставил буржуазию
искать формы социального компромисса с
пролетариатом. И только в Российской
империи в силу исторически случайного (с
точки зрения всемирно-исторического
процесса) сочетания обстоятельств
капиталистическая буржуазия полностью
утратила социальную инициативу, потеряла
политическую власть и вообще была изжита
как социальный слой (мелкая буржуазия была
сначала поставлена в неравноправное
политическое положение, а затем были
ликвидированы условия ее воспроизводства
как таковой). Задачи разрешения
противоречий капиталистического
развития на путях догоняющей модернизации (что
тогда означало индустриализацию)стали решаться без
буржуазии, ее классовыми противниками,
получившими политическую власть, а потому и
неизбежно во многом небуржуазными методами.
Хотя для социалистических
отношений по существу не было
достаточных предпосылок, классовая база
революции сделала возможным появление форм
социалистических отношений (не имевших под
собой адекватного содержания). Появление
форм этих отношений означало и наличие
некоторых, усеченных элементов формального
освобождения труда, которые проявляли себя
в советской действительности (сначала
прямые, а затем совещательные формы участия
в управлении, сохранение контроля
профсоюзов над условиями и режимом труда и
отдыха рабочих, настойчивые попытки поиска
более самостоятельных форм организации
труда). Ростки социального творчества
работников постоянно пытались пробиться
через асфальтовую корку бюрократического
господства, особенно тогда, когда
бюрократия маневрировала, идя на частичные
уступки и компромиссы.
В дальнейшем развитии революции
происходило – в острой социально-политической
борьбе – постепенное исчезновение, либо, в
большинстве случаев, вырождение этих форм.
Однако многие из них оставались официально
признаваемыми общественными атрибутами (роль
профсоюзов в контроле над условиями труда и
отдыха, “социалистическое соревнование”,
социальные льготы рабочему классу и др.) и,
более того, вытесняли собой все остальные
социально-экономические формы. Вот почему
социально-экономическое развитие 20-х – 30-х
годов могло идеологически оформляться как
строительство социализма.
И в самом деле, в
СССР все же была создана альтернативная
существовавшей капиталистической системе
социально-экономическая структура.
Выше я говорил о том, что
социалистические элементы были
представлены в ней в нецелостном, усеченном,
деформированном виде, что точно так же дело
обстояло и с объективно рождавшимися на
почве индустриального (а отчасти и
доиндустриального) производства
капиталистическими элементами. Они тоже
были нецелостными, усеченными,
деформированными и причудливо
переплетались с социалистическими
элементами.
В этих условиях
само существование такой “мозаичной”
системы, состоявшей из смешанных,
разнородных (гетерогенных), да к тому же еще
и деформированных элементов, как и вектор
ее развития, определялись силой
политической и идеологической надстройки.
А эта надстройка была представлена
пролетарскими и мелкобуржуазными
элементами (главным образом, “служащими”
из рядов городской мелкой буржуазии), и в
политическом отношении, во всяком случае,
антикапиталистическими элементами.
Существенную роль играло также
формирование антибуржуазной культурной
традиции. Существенную потому, что эта
культурная тенденция играла важнейшую
компенсаторную роль, восполняла недостаток
материально-технических, экономических,
социальных и политических предпосылок
социализма(11).
Исключительная
роль политической надстройки в условиях,
когда классовой опорой государства было
меньшинство населения, да к тому же в
социально-культурном отношении не готовое
к самоорганизации в формах, адекватных
социалистическим общественным отношениям,
породила неизбежную и глубокую
бюрократизацию политического строя. Бюрократия
оказалась ведущей цементирующей
социальной силой и для экономического
строя, и для социальных отношений.
Однако какова была природа этой
бюрократии? Была ли она, как и любая
бюрократия, лишь обслуживающим интересы
господствующего класса слоем, пусть и
приобретшим некую относительную
самостоятельность?
На этот вопрос следует ответить
отрицательно. Национализация основных
средств производства и сосредоточение
руководства экономикой в руках государства
создали ситуацию, подобную той, какая
сложилась в азиатском способе производства:
бюрократия совпала с господствующим
классом. Такая ситуация не возникла бы в
условиях социалистической революции, если
бы государство сразу стало превращаться в
не государство в собственном смысле слова (то
есть система управления обществом
формировалась бы не как отдельная от
остального общества структура, а была бы
продуктом общественной самодеятельности
граждан, результатом их социального
творчества).
Необходимой предпосылкой для
этого было бы завоевание условий, при
которых государственный аппарат
формировался бы рабочим классом и
функционировал при его прямом участии и
контроле. Однако в ходе экономической и
политической борьбы 1917-1922 годов выявилось
поражение рабочего класса в схватке с
бюрократией за рычаги экономической и
политической власти. Бюрократия, хотя и
пойдя на компромисс и уступив, в порядке
этого компромисса, некоторые
второстепенные рычаги влияния рабочему
классу, получила реальную возможность
претендовать на политическую монополию и
монополию экономического управления.
Таким образом, советская
бюрократия сделала шаг к образованию
своеобразного господствующего класса,
занимающего это место благодаря
сосредоточению в ее руках как функций
управления экономикой, так и фактического
распоряжения средствами и результатами
производства.
2.3. Политические основы
советского строя:
произошло ли его “перерождение”?
Первоначальный импульс
революционного творчества масс 1917-1918 года
создал политическую структуру,
отличавшуюся некоторым фактическим
уровнем участия трудящихся масс в
экономическом (рабочий контроль,
фабзавкомы, профсоюзы) и политическом (Советы,
множество общественных организаций)
управлении. Формальные же возможности,
предоставлявшиеся советским строем, были
еще более широки. Велик был уровень
демократии и внутри правящей партии.
Однако очень скоро (не столько в
ходе гражданской войны, сколько после нее)
начались как фактические, так и формальные
изъятия как из советской, так и из партийной
демократии. К началу 30-х годов усилиями
сталинской фракции от демократии
революционного периода не осталось уже
почти ничего, кроме некоторых формальных
атрибутов и институтов со старыми
названиями (впрочем, и им была суждена
недолгая жизнь).
Было ли неизбежно перерождение
советского строя? Была ли неизбежной
сталинщина? Мог ли окончиться иначе
конфликт между сталинцами и “левой
оппозицией”?… Все эти вопросы уже давно
дебатируются историками, политологами и
советологами. История, конечно, не знает
сослагательного наклонения. Однако всегда
исторические события подвергаются анализу
с точки зрения того, в какой мере они были
закономерны, а в какой – случайны.
Победа Сталина и
стоявшей за его спиной партийной и
советской бюрократии была не случайна. На
дилемму, принявшую вид спора о
строительстве социализма в одной стране – и
построить нельзя, и не строить тоже нельзя
– он нашел прагматический ответ. Можно не
строить, но уверять, что строишь, а затем –
что построил. Можно решать задачи
догоняющей индустриализации любыми
методами, доступными в условиях, когда
рабочий класс составляет одну из важнейших
социальных опор власти, но обязательно
уверять, что это и есть движение к
социализму.
Противники Сталина и слева, и
справа не имели такого прагматического
ответа. Программа Бухарина – программа
движения к социализму через широкое
развитие государственного капитализма –
тут же оборачивалась риском буржуазной
реставрации в условиях неизбежного роста
капиталистических социальных слоев.
Программа Троцкого – ограничивать рост
буржуазных слоев, а основную ставку сделать
на развитие инициативы и самодеятельности
пролетариата – была теоретически очень
выверенной, но практически нереалистичной.
Не было в России (да и не могло быть) столько
и такого рабочего класса, который смог бы
поднять задачу, возложенную на него
идеологами “левой оппозиции”.
Но Сталин победил не только
политико-идеологически. Сталин победил и
социально-политически. Его программа
опиралась на компромисс наиболее
влиятельных социальных сил, одинаково
заинтересованных и в индустриализации, и в
недопущении буржуазной реставрации. Это
был компромисс рабочего класса с
бюрократией при ведущей роли последней.
Сталинская власть была во многом
схожа с бонапартистским режимом, как власть,
смиряющая разрушительное противоборство
различных социально-классовых сил,
создающая принудительный компромисс между
ними, а потому и приобретающая
относительную самостоятельность (благодаря
опоре на пассивные социальные слои,
опасающиеся развертывания социально-классового
конфликта). Отражая интересы в первую
очередь бюрократии, Сталин не был ее
послушной марионеткой, выражая своей
фигурой необходимость для бюрократии
искать себе более широкую социальную опору
в лице рабочего класса (что привело к
созданию и постепенному наращиванию
системы социальных гарантий), а иногда и
натравливая рабочий класс на бюрократию,
чтобы обеспечить возможность
политического балансирования и не нести
прямой политической ответственности перед
выдвинувшим его к власти социальным слоем.
Оба этих слоя (и рабочие, и бюрократия) были
объединены также своим неприятием любой
возможности социального выдвижения
буржуазных и мелкобуржуазных слоев.
Линия Бухарина требовала
компромисса с мелкобуржуазными, а отчасти и
с буржуазными элементами. А такой
компромисс был весьма неустойчив и
непрочен, ибо буржуазная его сторона была
заведомо против любых игр в “строительство
социализма”, да и просто против
форсированной индустриализации на хребте
крестьянства.
Линия Троцкого против бюрократии
требовала опоры на рабочий класс. Но эта
позиция была нереалистичной в условиях,
когда рабочие были явно не в состоянии
собственными силами обеспечивать свое
классовое господство, будучи не только
меньшинством в обществе, но вдобавок еще и
необразованным, малокультурным
меньшинством. Противостоящая же ему
бюрократия концентрировала в своих рядах
наиболее энергичные и организованные (а
нередко и высокообразованные) элементы
различных социальных групп.
Для тех, кто видит во власти
Сталина государственно-капиталистическую
диктатуру, расхождение линии Сталина и
линии Бухарина должно быть совершенно
необъяснимым (разве что с точки зрения
политического соперничества). Однако
советская бюрократия сталинского образца
отнюдь не была чистым выражением
господства государственного капитализма (смотри
выше мою позицию об экономических основах
советского строя). В классовом же отношении
это была вообще не буржуазная или
капиталистическая бюрократия.
Советская
бюрократия и политически, и по составу была
тесно связана со своим союзником (рабочим
классом), но все же ее составляли
преимущественно выходцы из низших и
средних слоев старых служилых сословий,
выдвинувшиеся на высшие должности в ходе
революции. Главной социально-экономической
детерминантой ее позиции стало в таких
условиях не столько ее происхождение,
сколько положение как центрального звена
экономического и политического управления.
В таком положении присутствовала и
буржуазная (государственно-капиталистическая)
составляющая – но только как элемент (и
даже осколок) в ряду других. Свою
эксплуататорскую функцию эта бюрократия
осуществляла преимущественно не
капиталистическими методами(12). И в любом
случае она была кровно заинтересована
воспрепятствовать реставрации
частнохозяйственного капитализма.
3. Эволюция бюрократии в советском
обществе
Сталин составил
более устойчивую социальную комбинацию – и
победил. Однако его победа означала в
перспективе и неизбежную гибель той
системы, творцом которой он стал. Отказ от
претворения в жизнь наиболее прогрессивных
черт социалистической модели (впрочем, хотя
этот отказ и соответствовал личным
наклонностям Сталина, в то же время был в
достаточной мере вынужденным под давлением
объективных обстоятельств) сделал его
систему окостеневшей, неспособной к
значительным социальным маневрам и
приспособительной эволюции.
Это произошло именно потому, что
бюрократия играла ведущую роль в советской
системе. “Строительство социализма”,
предполагавшее передачу средств
производства в общественную собственность
(а как первый шаг – национализацию основных
из них), сконцентрировало колоссальную
экономическую и политическую власть в
руках бюрократии. Поскольку рабочий класс
не смог (отчасти по объективным причинам,
отчасти из-за активного противодействия
бюрократии) самостоятельно овладеть
управлением производством и контролем над
государственным аппаратом, функции
управления монополизировала бюрократия.
Лишенная сколько-нибудь
существенных элементов общественной
самодеятельности трудящихся, не
создававшая достаточно социально-экономических
возможностей для превращения в перспективе
труда в творческую деятельность, эта
жесткая система в то же время хорошо
соответствовала решению задач догоняющей
индустриализации. Она обеспечивала
возможность высокой концентрации и
широкомасштабного перераспределения
экономических ресурсов. То же самое
касается и осуществления масштабных научно-технических
и социальных проектов.
Однако с течением
времени социальная основа советского строя
стала размываться. Общая для рабочего
класса и бюрократии позиция защиты от
буржуазной реставрации потеряла
непосредственную актуальность и
сохранилась лишь в функции защиты от
внешней угрозы (которой было придано
гипертрофированное значение). Сам рабочий
класс из относительно привилегированного
меньшинства с завершением
индустриализации превратился в
большинство населения (в 1940 году
официальная статистика оценивала
численность рабочего класса в 23,9 млн. чел.,
или 38% занятых, а в 1960 году – уже 55,1%) , и
бюрократия уже не могла поддерживать для
него прежний высокий социальный статус.
Бюрократия, укрепив свое господство и начав
превращаться в замкнутую наследственную
касту, все более обособляла свои интересы
от интересов остального общества.
В результате социальный
компромисс, на котором держалось советское
общество, стал разрываться с двух сторон.
С одной стороны, наемные работники (и
особенно научно-техническая интеллигенция)
испытывали все большее недовольство от
выхолащивания социальных гарантий и потери
привилегированного социального статуса,
начиная осознавать свою роль как
эксплуатируемого социального слоя. С
другой стороны, бюрократия стала не только
претендовать на полную монополию на
властно-хозяйственные функции, но и все
возрастающая часть ее стала стремиться
превратить каждого своего члена из
условного распорядителя общественного
богатства, ограниченного в своих функциях
всей остальной бюрократической иерархией,
в полноправного собственника.
4. От капитализма к
посткапитализму
Однако даже такая - усеченная,
внутренне неоднородная, деформированная -
альтернатива мировой капиталистической
системе оказала на развитие последней
колоссальное влияние. Одна лишь
демонстрация возможности существования
жизнеспособной альтернативы, создающей
социальные преимущества для класса наемных
работников, заставляла капитализм меняться.
Тем более, что эта осязаемая альтернатива
подкреплялась давлением классовой борьбы
внутри капиталистических стран. Буржуазия
стала продвигаться все дальше и дальше по
пути компромисса с пролетариатом. Впрочем,
была испробована в широких масштабах и
попытка бескомпромиссного решения - через
фашизм. Но она оказалась чревата для
буржуазии серьезным риском и
дополнительными проблемами (такими, как
уничтожение не только десятков миллионов “рядовых
граждан”, но и значительной части
собственной элиты; радикальное расширение
мировой социалистической системы, угроза
победы левых в ряде развитых
капиталистических стран и др.).
Итак, буржуазное общество – в
наиболее развитых странах, где
противоречия капитализма более всего
вызрели – стало эволюционировать, принимая
и интегрируя в свою социально-экономическую
структуру некоторые уже не вполне
буржуазные элементы (“ростки социализма”).
В этом смысле для капитализма ХХ века
характерны все нарастающие переходные
процессы и формирование переходных
производственных отношений, однако при
сохранении господствующей роли
капиталистического способа производства.
Сюда можно отнести распространение целого
ряда ограничений эксплуатации (сужение
границ рабочего дня, установление режима
отпусков, минимальной оплаты, системы норм,
регулирующих условия труда, права на
коллективный договор и т.п.) и установление
системы социальных гарантий, частично
оплачиваемых из прибавочного продукта (пенсии,
социальные пособия, в том числе по
безработице, финансируемые из бюджета
секторы в здравоохранении и образовании и т.д.).
Кроме того, продолжали развиваться и
ограничения действия рыночного механизма,
связанные с разнообразными формами
государственного и общественного (например,
со стороны профсоюзов, организаций
потребителей и т.д.) регулирования
экономики.
Именно эти переходные формы (возникновение
которых вполне закономерно для зрелого
способа производства), как и лежащая в их
основе борьба рабочих за более достойные
условия существования, и обеспечили
странам наиболее развитого капитализма
постепенное нарастание элементов
постиндустриального производства.
5. Конец советского эксперимента
Непосредственной
причиной экономических трудностей, с
которыми столкнулся советский эксперимент,
было несоответствие системы экономических
отношений, довольно эффективно решавших
задачи догоняющей (по существу
капиталистической) индустриализации,
развитию на позднеиндустриальном этапе (когда
задачи индустриализации уже решены), а тем
более – переходу на постиндустриальный
этап. Воспроизводственно-технологический
аспект этого кризиса хорошо описан А.Белоусовым
и А.Клепачем в серии статей в журнале “Альтернативы”
(“Кризис индустриальной модели советского
типа” // Альтернативы, 1995, №1 и 1996, №1).
Не менее важным представляется
мне и мотивационный аспект. Советская
система пыталась создать механизм
хозяйственной мотивации, альтернативный
вещно-денежному. Однако эта попытка
совершалась в условиях, когда потенциал
вещно-денежной мотивации был далеко еще не
исчерпан, а вещно-денежные потребности не
насыщены. Кроме того, сама
гипербюрократизация ставила мощные
препоны на пути действия мотивации,
опирающейся на принцип свободной
реализации творческих способностей
человека. В этих условиях вещно-денежная
мотивация оказалась для большинства
населения желанной, но не достигнутой целью.
Однако ведь и капитализм начала
ХХ века не был приспособлен для решения
задач позднеиндустриального, а затем и
постиндустриального этапа. Проблема
заключалась в том, что капиталистический
строй содержал в себе достаточный
потенциал для эволюционного
приспособления к условиям
позднеиндустриального и появляющегося
постиндустриального производства. Во
многом это диктовалось принудительной
необходимостью, проистекавшей из “соревнования
двух систем”.
Советская же система оказалась
для этого чересчур окостеневшей. Ее
гипербюрократизация, бывшая неотъемлемым
звеном системы, определявшим ее лицо,
являлась и основным тормозом для ее
эволюции. Кроме того, устойчивость системы
была подорвана размывание классового
компромисса, лежавшего в ее основе.
Когда была поставлена задача
перехода к “социализму с человеческим
лицом”, то выяснилось, что необходимое для
этого устранение системы бюрократического
централизма разрушает всю модель “реального
социализма”, поскольку в ее недрах не было
почти никаких широко развитых социальных
механизмов, способных заместить
господствующую бюрократию (были лишь
деформированные и рудиментарные
вкрапления элементов общественной
самодеятельности).
Приход капиталистической
системы оказался неизбежным, поскольку она
была единственной альтернативной системой,
соответствующей достигнутому уровню
производительных сил и к тому же занимающей
господствующие позиции в мировом хозяйстве.
Она также создавала прочную иллюзию
соответствия стремлению большинства
насытить свои вещно-денежные потребности.
Кроме того, всем была очевидна
неспособность тех фракций бюрократии,
которые цеплялись за сохранение старых
порядков, к сколько-нибудь конструктивной
работе. Интересы же трудящихся не
собирались защищать ни те из номенклатуры,
кто хотел капиталистической эволюции, ни те,
кто выступал против нее.
Что касается международных
условий гибели советской системы, то
наиболее кратко эти условия можно
определить как образование исторического
разрыва между попыткой социалистических
преобразований в СССР и вызреванием
объективных предпосылок для такой попытки
во всемирном масштабе. Дело здесь не в самом
факте изоляции СССР и “мировой системы
социализма”, а в том, что эта изоляция была
предопределена объективными тенденциями
всемирно-исторического процесса. В таких
условиях борьба мировой капиталистической
системы, направленная против
альтернативной системы, имела все шансы на
успех. Внутренние противоречия советского
“социализма”, объективная невозможность
складывания новой, более прогрессивной, чем
капитализм, социально-экономической
системы социализма без достаточных
материальных и экономических предпосылок,
да еще и в национально-ограниченных рамках,
позволили капиталистической системе
сыграть на этих противоречиях и ускорить
гибель советской державы.
6. Что осталось?
Поскольку
социально-экономические противоречия,
свойственные капитализму, не изжиты, да и не
могут быть изжиты в его рамках, то социалистический
потенциал развития остается в повестке дня.
Разумеется, очередная историческая попытка
выйти за пределы мира отчуждения не будет
предпринята в самом ближайшем будущем,
поскольку исторические последствия краха
первого социалистического эксперимента
преодолеть не так-то легко. Однако эта
следующая попытка будет предприниматься
уже далеко не на пустом месте.
Речь идет не
только о приобретенном - негативном и
позитивном - историческом опыте. Прежде
всего, речь идет о том, что попытка
перехода к социализму оставила осязаемый
след в самой ткани общественного бытия.
Самыми устойчивыми из наследия
советского эксперимента являются самые,
казалось бы, эфемерные его элементы –
массовая культурная и социально-психологическая
традиция. Немалую устойчивость
продемонстрировали и элементы, связанные с
переходом капитализма на его позднюю
стадию (всеобщие социальные гарантии), и
поведенческие стереотипы, связанные с
исторически длительными цивилизационными
особенностями российского общества (впрочем,
не все из них можно рассматривать как “позитивное
удержание”).
Разумеется, все
эти элементы подвергаются сильному
разрушающему влиянию утверждающих свое
господство капиталистических общественных
отношений. Однако сложившаяся в России
неэффективная модель капитализма (неэффективная
отчасти и потому, что не смогла решить
неразрешимую в принципе задачу:
расправиться в короткие сроки с советским
наследием) сама подпитывает культурную
оппозицию капитализму. Когда эта
культурная оппозиция сможет, соединившись
с мировой культурной оппозицией, сформировать
культурную, а затем и политическую
платформу, ориентированную не просто на
неприятие капитализма, а на его преодоление
через выход в более высокое социальное
пространство, тогда мы станем свидетелями (и
неизбежно участниками) второго мирового
революционного кризиса.
Приложения
Приложение 1. Завоевания
социализма
Одним из сильных возражений
против концепций, отрицающих
социалистический характер советского
общества, является указание на
существенный социальный прогресс, который
был достигнут в ходе его развития, -
прогресс, выходящий за рамки того, что было
возможно и допустимо в буржуазном обществе.
Однако если трезво вычленить
именно те составляющие социального
прогресса, которые выходят за рамки
буржуазно-допустимого, то окажется, что
СССР добился многого - и все же не настолько,
чтобы заслужить название
социалистического общества.
Бесплатное школьное образование?
Это мера вполне буржуазно-демократическая.
Бесплатное высшее образование за
государственный счет? Да, пока ни в одной
буржуазной стране эта мера не была
распространена на всех студентов.
Бесплатное здравоохранение? То же самое -
оно есть, но в ограниченных масштабах.
Отсутствие безработицы? Вот здесь отличие
коренное. Ни одна буржуазная страна до сих
пор была не в состоянии подчинить процесс
накопления капитала в национальных
масштабах задаче обеспечения полной
занятости.
Другая сторона вопроса
заключается в том, что весь экономический и
социальный прогресс советского общества
представал перед нами в социалистической
оболочке. Безжалостное снижение
потребления широких масс ради
индустриализации и варварская
экспроприация крестьянства для этих же
целей - "социализм". Новые отрасли
промышленности - "социализм". Снижение
уровня неграмотности - "социализм".
Начало роста потребления во второй
половине 30-х годов - "социализм".
Таким образом, действительно
социалистические меры и действительно
социалистические формы развития оказались
соединены с чисто буржуазным прогрессом и
окрасили его в собственные "красные"
тона.
Тем не менее я отказываю
советскому строю в праве называться также и
государственным капитализмом, хотя и
признаю наличие элементов госкапитализма в
советском строе.
Был ли это государственный
капитализм в виде контроля и ограничения
частного предпринимательства пролетарским
государством? Да, в той мере и поскольку,
поскольку на начальном этапе своего
развития последнее отчасти сохраняло
пролетарский характер, а частно-капиталистические
элементы не были полностью
экспроприированы.
Был ли это государственный
капитализм, основанный на экспроприации
частных капиталистов и замене их
государственными чиновниками? Да, в той
части, в какой государственные предприятия
были организованы на капиталистических
принципах (конкуренция, коммерческий
расчет, найм, сдельщина...). Однако уже в 30-е
годы мы имеем не частнопредпринимательскую
экономику, управляемую государственными
чиновниками, а национальный капитал,
организованный на принципах единого
общественного хозяйства.
Конечно, можно найти в
экономической системе СССР многие атрибуты
товарного хозяйства, и некоторые из них
даже не были формальными. Можно назвать эту
систему вырожденной формой рынка. Но с
таким же успехом можно и товарное хозяйство
представить как вырожденную форму
планомерной организации всего
общественного производства.
Экономический расчет в СССР и
распределение труда между отраслями
производства, во всяком случае, не были
подчинены критерию прибыльности, а сама
прибыльность не была следствием слепой игр
стихийных сил рынка.
Приложение 2. Этапы эволюции
социальной природы советского государства
1. 1917 - конец 1920-х.
На этом этапе происходит переход от попыток
рабочего класса непосредственно овладеть
государственной машиной к постепенной
уступке функций управления бюрократии,
которая пока еще сохраняет тесную
социальную и политическую (например, через
выдвиженчество) связь с рабочим классом.
Однако от политического контроля со
стороны рабочего класса бюрократия к концу
данного периода полностью эмансипируется,
сохраняя за рабочими лишь некоторые
социально-политические привилегии.
Государство приобретает бонапартистский
характер.
2. 1930-е - середина
1960-х годов. Период компромисса между
рабочим классом и бюрократией. Сдвиг
социальной опоры бюрократии в сторону "нового"
рабочего класса, формирующегося в ходе
индустриализации. Бюрократия продолжает
поддержку социальных гарантий рабочему
классу, создает условия для роста его
численности и квалификационного уровня,
оставляет некоторые каналы социальной
мобильности (через массовое высшее
образование), что не мешает ей прибегать и к
жестким административным мерам против
своего союзника (ограничения подвижности
рабочих, репрессии, запрет стачек и
свободных профсоюзов). Поддерживается
полная занятость. Политически этому
соответствует переход от бонапартизма к
превращению бюрократии в господствующее
сословие.
3. Середина 1960-х -
1990-е годы. Размывание компромисса
бюрократии и рабочего класса. Превращение
бюрократии в замкнутую касту. Оформляется
стремление бюрократии превратиться из
господствующего сословия в класс.
Отмирание рудиментов социальной
ответственности верхушки бюрократии перед
работниками. Расширение масштабов
бюрократических привилегий, выхолащивание
всеобщих социальных гарантий, торможение
роста благосостояния. Конфликт бюрократии
и технической интеллигенции.
Примечания
1. В связи с этим
сделаю необходимую оговорку: я не буду
здесь рассматривать ту совокупность
многообразных внутренних и международных
условий, своеобразное сочетание которых
привело к распаду СССР именно на рубеже 80-х
– 90-х годов ХХ века.
2. Я ставлю здесь
слово социализм в кавычки потому, что сам
тезис о социалистическом характере
советского общества вызывает обоснованные
сомнения.
3. Я употребляю
здесь понятия “формальное и реальное
освобождение труда” по аналогии с
понятиями “формального и реального
подчинения труда капиталу”,
применявшимися К. Марксом в “Капитале” для
определения стадий зрелости
капиталистических производственных
отношений. “Формальное” и в том и в другом
случае означает основанное на изменении
только социально-экономической формы
производства (т.е. производственных
отношений), а “реальное” - основанное еще и
на изменении материального способа
производства. Например, при капитализме
реальное подчинение труда капиталу
развивается вместе с переходом от ручного
труда к мануфактуре, а от нее к фабрике.
4. См.: Воейков М.И.
К вопросу о количественном и качественном
составе рабочего класса // Рабочий класс в
процессах модернизации России:
исторический опыт. М.: “Экономическая
демократия”, 2001, с. 168-169.
5. Рассчитано по:
Экономическая энциклопедия. Политическая
экономия. Т. 3. Статья “Рабочий класс”;
Шигалин Г.И. Военная экономика в первую
мировую войну. М.: Воениздат, 1956, с. 248-249.
6. См.: Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20, С. 294.
7. Это
несоответствие подробно разъяснено в моей
статье “Буржуа и пролетарии. Теоретическая
ошибка и историческая правота К. Маркса” (Альтернативы,
1998, №3), а также в упомянутой выше статье А.
Тарасова.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е
изд. Т. 36, С. 263.
9. Концепция “мутантного
социализма” развивается в работах А.В.
Бузгалина (См., например: Критический
марксизм. Продолжение дискуссий. М., 2001).
10. Я настаиваю на
том, что это была не многоукладная
переходная система, а конгломерат
фрагментарных экономических форм. Укладов
как более или менее целостных секторов со
своими специфическими системами отношений
уже с начала 1930-х годов в советской системе
вообще не существовало. Но даже в 1920-е годы
не было отдельных “социалистического” и “государственно-капиталистического”
уклада, а существовавший госсектор не мог
быть прямо подведен ни под одно из этих
определений.
11. Значение
феномена советской культуры и его роль на
различных этапах развития СССР показано в
работах Л.А. Булавки (См.: Критический
марксизм. Продолжние дискуссий. М., 2001).
12. Этот тезис нередко
оспаривается со ссылками на форму найма, на
товарно-денежные отношения, якобы
свидетельствующие о капиталистической
природе эксплуатации в СССР. Хочу оставить
этот спор за скобками данной статьи и
замечу лишь, что никому еще не удалось
доказать, что бюрократия эксплуатировала
трудящихся СССР ради извлечения
прибавочной стоимости.