ВЫБОР СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ:
ШКОЛА УЧЕБЫ ИЛИ “ШКОЛА ЖИЗНИ?”
А. Фролов, Мэри
Рубинчик-Александрова
За последние десять лет практика
показала, что воспитание в русле современной “личностно-индивидуализированной”
педагогики и “гуманистической ориентации” ведет к итогам, диаметрально
противоположным тем, какие предполагались. Идеи, положенные в основу подобного
рода концепции, пришли в явное противоречие с результатами, с разрушительными
последствиями для подрастающего поколения.
Дело доходило до полного отрицания
воспитательной функции школы, которая стала представляться в качестве насилия
над личностью. Правомерным считалось лишь обучение, а оно понималось как сумма
знаний, данная учителем. И все. Школа должна лишь содействовать проявлению
природных, наследственных свойств и качеств растущего человека.
Научно-исследовательский институт общих проблем воспитания АПН СССР был
преобразован в Институт развития личности. В действительности же “рыночная”
дифференциация образования, начинающаяся практически с детского сада и далеко
не всегда соответствующая реальным способностям детей, затормозила общее
развитие личности, придала ему далекую от гуманизма технократическую
направленность.
Вроде бы стремление сделать
воспитание “естественным” с помощью создания условий для выявления природных
сил и индивидуальных особенностей ребенка является фактором прогрессивным. Но
реформирование школы в этом направлении натолкнулось на непреодолимую преграду
“либерального” подхода – игнорирование социальной человеческой сущности,
отрицание необходимости сочетать обучение (занятие, социально полезное в
будущем) и производительный труд (занятие, полезное в настоящем времени).
Представление о безусловном антагонизме личности и общества, государства,
коллектива превратило процесс формирования человека в нечто
противоестественное. В педагогической теории и практике возникла ситуация непредсказуемости,
беспомощности и хаоса.
“Яд антисоциальности” стал разъедать
глубокие основы становления личности. На самом деле путь “самоактуализации”
привел к примитивному индивидуализму и меркантильности. Идеи свободы и права на
выбор воспринимаются в современном обществе в порядке оправдания аморализма,
возможности быть кем угодно (хоть преступником, наркоманом, самоубийцей
и т.п.) – при “гуманном” безразличии к этому других людей. В становлении
личности всеобъемлющее значение приобрели стихия рыночных отношений, произвол
средств массовой информации и шоу-бизнес. Это вполне удовлетворяет “творцов
реформ”.
И нет, вероятно, неожиданности в
том, что педагогическая концепция, основанная на приоритете обособленной
индивидуальности, породила свою противоположность – поглощение личности
социумом, ее стандартизацию и обезличение. Миллионы детей, бросивших школу,
оказавшихся беспризорными и пополняющих растущую в стране преступность, – это,
видимо, надо понимать и “принимать” (?!) в качестве явления, натурального для
общества конкуренции, и “самовыражения” особи. Такова природа псевдогуманизма,
либеральной идеологии.
Культ самодовлеющей индивидуальности
развивался под мощным влиянием политики “деидеологизации” в педагогике. Таким
образом подрывалась основа личности – ее духовность, гражданственность и
нравственная зрелость. Парадоксально, что утверждать и развивать “демократию” в
стране стали олигархи, а им как раз нужно для легкости в управлении безыдейное
и политически индифферентное существо.
Деидеологизация и деполитизация
школы были в какой-то степени если не правомерны, то допустимы в известных
условиях, на этапе ликвидации прежней формализованной догмы. Но они абсолютно
неприемлемы для созидания достойного социального идеала, общезначимых
нравственных ценностей.
К сожалению, немалую роль в
принижении задач воспитания, в искажении его природы и общественной функции
сыграла идея “целостного учебно-воспитательного процесса”, основанного на
обучении. Она массированно внедрялась в советскую педагогику в течение предшествующих
десятилетий. Повышение эффективности работы школы на основе укрепления единства
процессов обучения и воспитания – важнейшая область педагогического творчества.
Но это “единство” не должно устранять специфику воспитания, подчинять его
логике обучения. Приоритет обучения породил установку: “урок – основная форма
учебно-воспитательного процесса”. Иллюзия всемогущества дидактики и
автоматического перехода от знания к поведению ведет к устранению надобности в
особом понятии воспитания. Впрочем это – именно иллюзия.
Иначе, чем можно объяснить тот
неоспоримый исторический факт, что из советской школы вышли не только нынешние
яростные антикоммунисты, но и масса аморфных людей, сравнительно легко
поддавшихся манипуляциям со стороны корыстных “капитализаторов”.
А современная школа в какой-то
степени старается адаптировать молодежь к условиям рыночной “демократии”, дает
некую узкую специализацию. Однако же этого явно недостаточно. Поэтому
необходимость решительной корректировки прежнего десятилетнего курса стала
очевидной.
Первый вектор уже наметился – обращение к опыту
советской школы 70–80-х гг. восстановление значимости внеклассной,
внешкольной работы, т.е. расширение того, что сейчас называется “дополнительным
образованием”. В таком же плане следует рассматривать и еще слабо выраженную
тенденцию к воссозданию детских и юношеских организаций.
Апелляция к позднему советскому
опыту вполне понятна. Важным фактором тут является наличие кадров, не забывших
того, что было. Ясна и тяга широких слоев населения к организационным формам
охвата молодежи: здесь многими усматривается средство преодоления нынешнего
катастрофического положения с перспективами на будущее нашей страны.
Тем не менее в обращении к прошлому
не видно критического отношения к прежнему педагогическому опыту, который, судя
по печальному концу советской школы, следует признать в целом явно
малоэффективным. Яркий пример – бывшее “воспитание на революционных, боевых и
трудовых традициях советского народа”, “на примере жизни и деятельности
В.И. Ленина” и др. стало неисчерпаемым источником для издевательских
насмешек над нашим прошлым в СМИ.
Последующие общественно-политические
события показали, что идеологическая зубрежка была впустую, она далеко не
соответствовала специфике воспитания как такового, проводилась в основном в
соответствии с доктриной “воспитывающего обучения”. (Например, “уроки мужества”
– словесные, в обстановке классной комнаты.) Приоритетное значение придавалось
знанию, “мировоззрению”, а не практическому опыту поведения и деятельности. Позитивные
качества характера, практической готовности к гуманным поступкам должны были
сформироваться как бы сами собой.
Увы! И навязшая в зубах идеология,
не подкрепленная опытом, не привилась. Сознание теперешних жителей СНГ зачастую
страдает отсутствием понимания даже простых причинно-следственных связей,
подвержено любым дурным влияниям, лишено настоящего иммунитета.
В итоге советская школа, хотя и не
была худшим компонентом общественной системы в целом, отнюдь не способствовала
нейтрализации кризисных социальных явлений. Поэтому прежде чем пытаться черпать
из этого источника, необходимо было бы предварительно его объективно изучить,
разобраться в сущности его очень не однозначных составляющих. Углубленный
анализ, по-видимому, еще впереди, но кое-что надо подчеркнуть.
В “школе учебы” педагогическое
воздействие в основном базируется на учебной группе, школьном классе, что
существенно ограничивает социально-нравственное содержание воспитания и его
средства. “Образ жизни” школы не рассматривается как воспитательный фактор. И
ранее эпизодический, бессистемный и плохо организованный производительный труд
школьников, лишенный внимания к его продуктивности, не мог стать основой
социально-трудовой зрелости личности. Уроки труда были в лучшем случае уроками
обучения ремесленным навыкам. Пионерская и комсомольская организации в школе
постепенно бюрократизировались и в конце концов в большой мере утратили свое
былое предназначение активно действующих социальных объединений детей и
молодежи.
Обращаясь к актуальным общественным
проблемам, “школа учебы” пыталась их решать главным образом дидактически.
Вводились новые предметы: “Основы советского государства и права”, “Этика и
психология семейной жизни” и др. Но от этого еще более разрастался
материал для схоластического, оторванного от реальной практики “усвоения”
знаний. Перегрузка учебного плана и программ школы, перенапряжение в учебной
работе и ее непосильность для многих школьников отрицательно сказались на
развитии и здоровье молодого поколения. Полноценная личность не возникает на
искривленной основе, однобокость отчуждения ее уродует.
Формализм, неэффективность,
декларативный характер обнаруживался – и для педагогов, и для школьников – в
“воспитательных мероприятиях”, обычно проводившихся в школе в самое
неблагоприятное время, как правило после многих уроков. В этих условиях
неизбежно возникала профанация мероприятий, росло негативное отношение к ним.
Целевая установка на “школу учебы”
закреплялась (как и сейчас) системой оплаты труда педагогов, поурочной ставкой
их зарплаты. По сути, игнорирование собственно воспитания за рамками учебного
процесса доказывалось мизерной платой за классное руководство. И так было (и
есть) при тяжелейших условиях работы классного руководителя, когда он
становился козлом отпущения за фундаментальные пороки в содержании и
организации воспитательного процесса, превращавшегося нередко в одну лишь
видимость.
Развертывание широкой сети
внешкольных учреждений: домов пионеров, пионерских лагерей, детских библиотек,
театров и кино, туристических баз, станций юных натуралистов и техников,
физкультурных и спортивных, профессионально-ориентированных организаций и
учреждений – смягчало недостатки “школы поучений”. Однако же практически не
было ( как нет и до сих пор) внешкольных учреждений с хозяйственно-трудовой
направленностью.
Действуя разрозненно, школа и
внешкольные учреждения не смогли обеспечить целостность воспитательного
процесса – главного условия его эффективности. К тому же внешкольными
учреждениями на деле охватывалась лишь небольшая часть школьников,
преимущественно в городах и районных центрах.
“Школа учебы” рассматривалась и еще
продолжает рассматриваться как единственно возможный и чуть ли не извечный тип
учебного заведения. Но он возник сравнительно недавно, в период Нового времени.
Эта школа сыграла выдающуюся роль в социально-педагогическом развитии (в том
числе и на определенном этапе советского общества). Но затем произошла
серьезная трансформация ее социального содержания. Она превратилась в орудие
монополии правящей “элиты” на интеллектуальное образование.
Немного истории
Вместе со “школой учебы” шло
становление науки “дидактической педагогики”. Это четко обозначили
Я. Коменский в труде “Великая дидактика” и И. Гербарт своей
концепцией “воспитывающего обучения”. Так развивалась линия Сократа–Платона,
для которых “истинная добродетель есть истинное знание”. В их понимании
взращивать молодых означало пробуждать в человеке потустороннее “царство идей”,
поскольку пребывание в мире “вечного духа” и есть “истинное бытие”.
Пока просвещение касается кружка
“избранных”, оно является самодостаточным. В то же самое время массы проходят
свои “университеты” в жизненной школе: едва встав на собственные ноги,
ребятишки нянчат младших, помогают взрослым по хозяйству, становятся
малолетними пастушками, возницами, подмастерьями. Однако же они тянутся к
знаниям и “ликвидация безграмотности” явилась для трудящихся одним из мощнейших
притяжений в революции.
Между тем массовая школа, где
учились бы все дети поголовно, была одним из условий технического прогресса.
Хотя бы понимать запрещающие надписи и уметь пользоваться современными орудиями
производства – для таких целей по меньшей мере нужно уметь читать и считать.
(Гитлеровское командование исходило из постулата, что для “постоянных рабов”
подобного рода образование вполне достаточно.) Недалеко от этого ушли и
сегодняшние либералы, внедряющие образование исключительно элитарное.
Вспомним, что в начале века бурно
развивающегося капитализма потребовали открытия в России сети “реальных
училищ”. В тот же период сформировались педагогические идеи Л. Толстого о
“свободном воспитании”. То есть возникала “социальная заявка” на постепенный
переход от системы школьной муштры, классической гимназии и бурсы к подлинной
“школе жизни”, где органически бы соединились теория и практика, обучение и
воспитание. Столь важный глубинный синтез не достигнут и до сей поры. Но мы
скажем о должном.
Итак, смена типа школы требует смены
типа педагогики. Необходим решительный отказ от дидактического превалирования,
нужен переход к овладению “воспитательной методикой” и ее развитию. Дидактика
станет действительно инновационной, когда ею будет вполне осознана специфика
обучения, необходимость разделения функций обучения и воспитания при приоритете
именно воспитания.
Целостный педагогический процесс
должен осмысливаться и строиться не как механическое “слияние” функций, а
благодаря диалектическому единству, при котором сохраняются особенности этих
процессов. Целое, система – это единство различного, и притом такое
единство, где какой-то из его компонентов является центральным, системообразующим.
Представление о целом обязательно включает определение ведущего компонента.
Перестановка в самом предмете
педагогики двух ее главнейших категорий, когда на первое место становится не
обучение, а воспитание, создает в теории и практике принципиально новую
ситуацию. Воспитание, освобожденное от его смешения с обучением, начинает
выступать как огромное “белое пятно”.
А ведь “школа жизни”, где
главенствует воспитание, – это изначальная форма общественного существования.
“Народная педагогика” действует через семью и социум вообще. Главным
воспитывающим фактором в ней является “образ жизни” взрослых и детей, их
совместная деятельность, семейное хозяйство, органическая связь поколений. Но
кого может взрастить больное общество?
Основателем опирающейся на
народно-педагогическую традицию “воспитательной педагогики” в истории научной
мысли и практики справедливо считается Д. Локк. Эта концепция лежит также
в основе творчества Ж. Руссо и И. Песталоцци. Их знаменитый тезис
“жизнь образует, взращивает” в новой социально-экономической ситуации
разрабатывали П. Наторпи и Д. Дьюи.
Идеи школы с приоритетной
направленностью на взращивание цельной личности породили на Западе на рубеже
XIX – XX вв. направление “нового воспитания”. Оно воплотилось в успешной
педагогической практике С. Редди, Э. Демолена, Г. Литца,
Г. Винекена, в “вальдорфской педагогике”.
Отечественная общеобразовательная
средняя школа вплоть до октября 1917 г. оставалась “школой учебы”,
“воспитывающего обучения”, хотя “строй”, “дух” жизни не могли не влиять на ее
систему. В целом “новое воспитание” не было воспринято официальной
педагогической практикой. Исключения были в частных школах, примером чего может
служить заведение Левицкой в Царском Селе. Об опыте Л. Толстого уже
упоминалось.
История советской школы началась с
решительного отхода от гимназии к трудовой школе, активной общественно-полезной
деятельности. На первый план были выдвинуты задачи воспитания. Оно мыслилось
прежде всего как “социальное воспитание”, полноценное развитие всех детей.
Руководящим стал тезис о личности как “высшей ценности в социалистической
культуре”, разрабатывалась идея о “глубочайшем единстве при максимальном
разнообразии”, индивидуализации (Основные принципы единой трудовой школы
/Народное образование в СССР. – 1917-1967 гг. М. , 1967 г.).
Преобразования продлились в русле
идей и опыта, характерных для развития в Западной Европе и США в конце
XIX в. – начале XX в. массовой, а затем всеобщей начальной школы. Это
– “интегральное воспитание” П. Робена, освоение “целостных областей жизни”
Ф. Юнге, “слитное изучение и восприятие жизни” П. Фогеля и А. Шульца,
“школа для жизни, через жизнь” О. Декроли. Показателен выход в
1922 г. в русском переводе книги Г. Винекена “Круг идей свободной
школьной общины”.
Однако при усилении роли воспитания
педагогика по ряду причин все же не смогла в достаточной мере освободиться от
стереотипа “школы учебы”. Главное внимание по-прежнему обращалось на
трансформацию учебных программ, организационных форм обучения. Игнорировались
особенности процессов обучения и воспитания. Неоправданно нарушалась специфика
учебного процесса, затруднялось формирование системы знаний и способов их
получения и использования. В итоге ущерб наносился и воспитанию, и всей
организации жизни и деятельности школы.
На это обратил внимание
А.С. Макаренко в связи с выходом в свет в 1922 г. книги
Н.И. Поповой “Школа жизни”. В этой, по его словам, “новейшей и самой
интересной” книге был показан лишь опыт “организации работы в классе”. На
последней странице книги говорилось: “Далеко не разрешены еще и требуют упорной
работы вопросы воспитательные” (А.С. Макаренко. Пед. соч. В 8-ми М., 1983–1986.
Дальнейшие ссылки делаются на это издание).
Не покидая позиций “социального
воспитания”, А.С. Макаренко с начала 20-х гг. стал на путь создания
новой педагогической концепции, которая во многом сразу же разошлась с
официальной педагогикой.
Он не отказался от преемственности в
педагогической теории и практике и применял в творчески преобразованном виде
“старые” средства воспитания. Вместе с тем А.С. Макаренко вносил
принципиально новые элементы в осмысление и реализацию общепринятых тогда идей
связи школы с жизнью, воспитания в труде и коллективе. Он стремился к созданию
целостного педагогического процесса, к воспитанию личности в единстве ее
интеллекта, эмоционально-чувственной сферы и воли, практических действий. В
центре его внимания всегда был “созидательный творческий актив личности”.
Уже в начале 1923 г.
А.С. Макаренко констатировал: практика показывает, что колонией им.
М. Горького взят правильный курс – “путь трудовой общины, определенно
прогрессирующей в разных областях ее жизни”. А.С. Макаренко настаивал, что
нужно воспитывать “хозяйственную позицию по отношению к окружающему миру”;
воспитательная организация педагогического учреждения должна направляться “по
линии экономического прогресса коммуны с учетом центрального основного фактора
– экономического прогресса всей страны”.
Эта четкая направленность на
развитие жизненной, хозяйственно-трудовой основы воспитания, отвечающая
социально-экономическим потребностям и новым задачам развития личности,
получила поддержку, поскольку при этом эффективно развивалась и
образовательная, культурно-просветительная деятельность возглавляемого великим
педагогом учреждения. Но его оппоненты, вольно или невольно продолжавшие
традиции “школы учебы”, доходили до обвинений в “отступлении от основ
социального воспитания”. В конце 20-х гг. ему пришлось резко отреагировать
на тенденцию возврата к школе “воспитывающего обучения”. А.С. Макаренко
усмотрел в наметившемся повороте “контрреволюционное” явление. Характерно, что
при публикации его статьи это высказывание было опущено.
“Настоящий советский соцвос”, –
говорил он, – может быть лишь в таком педагогическом учреждении, где
“объединяются как воспитательные деятели и государство и новая семья, и
совершенно новый деятель -рабочий производительный и образовательный коллектив”.
Содержание ребенка в нем будет обходиться дешевле, чем в семье, – при гораздо
лучшем обеспечении всех потребностей детства. Он составил два проекта такого
рода учреждений для детей из семьи. Известна “лесная школа”, которую он не
успел возглавить.
В начале 30-х гг. в обстановке
принимавшихся тогда жестких социально-политических решений произошел
решительный откат к “школе учебы”. Были отменены даже уроки труда, закрыты
школьные мастерские. Правда, расширялась система внеклассной и внешкольной работы,
детских и юношеских учреждений, но она все более замыкалась в рамках
общеобразовательной деятельности и “культурного развития”.
Тем не менее опыт самого Макаренко
до середины 30-х гг. продолжал носить характер “школы-хозяйства”,
“школы-предприятия”. С 1930 г. коммуна им. Ф.Э. Дзержинского
представляла собой “политически гармонированный учебно-производственный
комбинат”. С осени 1934 г. его учебную базу составлял комплекс:
школа-десятилетка (с третьего класса), машиностроительный техникум (с двумя
отделениями), одногодичные технические курсы. Производство развивалось в
направлении “к возможно большей его организованности, доходности, общественной
значимости и в то же время к полному соответствию с интересами детей, их
здоровья и воспитания”, а учебная организация – к тому, чтобы “удовлетворять
разным наклонностям воспитанников”.
После смерти А.С. Макаренко в
1939 г. начался процесс приспособления макаренковской “воспитательной
педагогики” к деятельности “школы учебы” и постулатам дидактики. Способствуя
некоторому оживлению творчества в области воспитания, такое приспособление
основы наследия А.С. Макаренко в целом усиливало элементы искусственности
и формализма в воспитании, его “дисциплинарный уклон”. В результате это
наследие стало в немалой степени дискредитироваться.
Его ограниченное, искаженное
понимание отразилось в тезисе: “воспитание есть педагогически целесообразная
организация жизни и деятельности детей”. В этой формулировке макаренковский
“воспитательный коллектив” был сведен к организации школьного класса, детской
группы. Исключался главный фактор – единый для взрослых и детей коллектив
педагогического учреждения. Таким образом выпадало связующее звено между
личностью и обществом. Была отброшена хозяйственно-трудовая, социально значимая
основа воспитательного коллектива, продолжал развиваться процесс обособления
детей и педагогов. “Школа учебы” наносила серьезный ущерб перспективам как
коллектива, так и личности, – в самой важной и ответственной, исходной точке ее
формирования, развития и утверждения.
Губительность этого курса фактически
была признана уже в начале 50-х гг., когда обнаружились серьезные изъяны
школьного воспитания, особенно в подготовке молодежи к труду, в гражданском и
нравственном воспитании. На их преодоление был направлен закон “Об укреплении
связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в
СССР” (1958 г.). Это была вторая попытка советской школы выйти на
необходимый уровень развития. В процессе ее реализации использовалась идея о
хозяйственно-трудовой базе воспитания. Несмотря на свою скоротечность, слабое
научное обеспечение и продолжавшийся диктат бюрократии, данный период оставил
позитивный след в истории отечественной педагогической теории и практики.
С 1964 г. вновь начали получать
преобладание атрибуты формализма. Главным направлением в деятельности учителей
стало освоение новых учебных программ, якобы “программированного”,
“развивающего”, “проблемного обучения”. Правда, в 70-х гг. в широких масштабах
развернулось общественно-политическое, патриотическое воспитание на базе
внеклассной, внешкольной работы, но и она часто ограничивалась скучными
“мероприятиями”. Застой в социуме вызывал застой в педагогике. Ритуальный
формализм рождал отчужденных циников и приспособленцев.
В 80-х гг. столкнулись две тенденции.
Первая – это еще одна, третья попытка отхода от застоя, продолжение курса,
взятого по Закону о школе 1958 г. На это во многом ориентировали “Основные
направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы”
(1984 г.) Вторая тенденция проявилась в “движении педагогов-новаторов”, в
“педагогике сотрудничества”, где на первый план выдвигалась проблема изменений
в школьном обучении.
И вот реформирование по закону “Об
образовании” произошло в итоге целиком в рамках “школы учебы”, лишь усугубив ее
одностороннюю направленность на обучение, на расширение сферы знания. В учебные
заведения хлынули новые “предметы”, создав новое “отторжение” стонущих от
перегрузок учеников. Произошла глубокая имущественная и профессиональная
дифференциация среди учащихся.
Вчера и завтра
Но может быть, так и должно быть?
Учебные учреждения не могут не отвечать на вызов времени. Другое дело, что
считать велением времени: конъюнктурные обывательские соображения или
гражданский взгляд на перспективу? Все-таки советский строй ушел в прошлое.
Стоит ли пристального внимания уникальный макареноковский эксперимент, который
является органической частью этого строя? Парадоксально правда, что в 20-е гг.
теоретики педагогики, которых Антон Семенович с иронией называл “Олимпом”,
признали его систему несоветской и сыграли большую роль в его отстранении от
заведования колонией им. Горького...
Любопытна судьба некоторых из этих
“олимпийцев”. К примеру, А.И. Попов – председатель научно-педагогического
комитета Главсоцвоса НКПУССР, директор Украинского НИИ педагогики. Во время
фашистской оккупации Украины он был руководителем подотдела высших школ и НИИ
Харьковской городской управы, протоиреем Украинской автокефальной православной
церкви. С 1948 г. – член научной коллегии Украинского православного
богословского института в Германии. С 1950 г. в США, протопресвитер
(Г. Хиллиг. Прометей Макаренко и “главные боги” нео-Олимпа: Соколянский ,
Залужный, Попов. Марбург, Германия, 1997). Профессор Полтавского института
народного образования Г.Г. Ващенко в 20-е гг. занимался педологическими
исследованиями детей и детских коллективов. В 1942 г. по поручению
рейхскомиссариата Украины написал работу о школе в СССР. С 1950 г. –
ректор Украинской богословской академии в Мюнхене. В 1955 г. в Лондоне
опубликовал статью под характерным названием: “Педагогическая наука в СССР
(янычар Макаренко – великий советский педагог). Не с голоса ли таких
перевертышей, как Попов и Ващенко, усердствуют нынешние хулители Антона
Семеновича, называя его создателем педагогического “Гулага” и чуть ли не
“сталинским вертухаем”?!
Надо сказать, что с отцом педологии,
великим ученым-психологом Л. Выготским у Макаренко было как раз много
общего. Они оба считали, что не пара “учитель–ученик” определяет формирование
личности молодого человека, а правильно организованная “среда”, которая на него
влияет самым решительным образом. Изучение психики ребенка, тесты могут лишь
помогать воспитанию, и то к их “прогнозам личности” надо относиться осторожно:
ведь речь идет о крайне сложной и тонкой, саморазвивающейся материи, которая
называется индивидуальностью! Антон Семенович как педагог понимал, в частности,
что исследование личности ребенка является уже вторжением в его психику и может
нанести душевную травму.
Интересно, что весьма далекий от
советской педагогики протоирей и профессор богословия В.В. Зеньковский
высказывал мысли, во многом созвучные идеям Макаренко. Еще в 1918 г. вышла
книга Зеньковского “Социальное воспитание, его задачи и пути”. Ему принадлежит
емкое выражение “яд антисоциальности”. Он четко обозначил идею целостного
воспитания детей, “охватывающего их в системе целостной жизни”. Зеньковский
отметил и важную “опосредованную функцию “поведения” и всей эмпирической жизни
во внутреннем развитии человека”. Любопытно, что в 1960 г. в Париже вторым
изданием вышла книга Зеньковского и в качестве приложения к ней был издан очерк
О.П. Суботиной “Советская педагогика от 1935 г. до наших дней”. “У
Макаренко, – пишет она, – если не все поражает Вас новизной, зато каждое
положение солидно обосновано, исчерпывающе разработано и сформулировано,
снабжено техническими указаниями в точной и доступной форме”. Подход Макаренко
к детям, по ее словам, “производит впечатление простоты, сдержанности и
душевного обаяния”.
Из приведенных высказываний можно
сделать вывод, что самые различные специалисты в педагогике, если они не были
людьми конъюнктурными, точно чувствовали главную проблему: если общество не
воспитывает по-настоящему гуманную личность, то получает, по выражению
Макаренко, обыкновенный “бурьян”.
Сейчас, когда среди юношей и девушек
разворачиваются с громадной скоростью социальные болезни алкоголизма и
наркомании, когда преступность отчаянно молодеет и с детьми-правонарушителями
власть уже не знает, что делать дальше – положительный опыт прошлого просто
бесценен. Ведь через колонию им. Горького и коммуну им. Дзержинского
прошло более трех тысяч воспитанников, большинство из них были
правонарушителями. И ни одного случая рецидива! Все они выросли достойными
людьми, нашедшими свое место в обществе и принесшими ему много доброго. Стоит
только вспомнить знаменитую биографию Семена Калабалина (Карабанова), который
всю свою жизнь без остатка отдал ребятам-сиротам, будучи директором различных
детских домов.
Волшебной палочкой, определившей
успех макаренковского эксперимента, была практика самоуправления в развитом
коллективе. А сделали его развитым, по мнению, самого великого педагога,
культурное просветительство и “труд-забота”, т.е. настоящий опыт полноценного
хозяйствования. Вот она, истинная “школа жизни”, которая помогла и обучению
стать полноценным, не формализованным. Главное – не набор знаний, а умение
самостоятельно думать.
Когда прогрессивные учителя
стараются внедрить в школу самоуправление, или, как нынче говорят, “педагогику
сотрудничества”, то этот путь вселяет надежду. Главное, чтобы самоуправление не
стало только “натаскиванием” будущих “управленцев”, которые с молодых ногтей
готовятся властвовать над вечно им подчиненными. Принцип, когда “дети наших
начальников станут начальниками наших детей”, определяет дорогу в пучину
конфронтации в социуме, кастового бюрократизма и общественного тупика. Оазисами
грядущего возрождения могли бы стать школы-хозяйства, где производительный труд,
коллективное самоуправление сочетались бы с творческим преподаванием знаний и
ученики чувствовали бы себя полноправными хозяевами родного школьного дома.
Дело за энтузиастами-организаторами.
Выход на новую воспитательную
перспективу не просто вполне назрел. Это потребность действительности, причем
не только российской. Теперь эта потребность воспринимается в качестве
неотложного категорического императива широкими слоями общества, всеми его
общественными социальными силами. Без будущего нет жизни.
____________________________________
Рубинчик-Александрова Мэри -
журналист.