Примечания
Начало Вверх

Примечания:

1. Яковлев А.Н. Призыв убивать. М., 1965. С. 102.

2. Есть такой замечательный саморазоблачительный документ – книга «Я никому ничего не навязывал…» Советую ее почитать. Там Окуджава рассказывает о своих «преследованиях». «Преследования» были такие: приезжает Окуджава из Калуги в Москву, обращается к работнику ЦК ВЛКСМ Искре Денисовой с просьбой устроить его на работу – и пожалуйста: получает место редактора в «Молодой гвардии», выпускает там сначала комсомольскую методическую литературу (борец с коммунизмом, ясный корень!), а затем поэзию народов СССР. Затем – хлоп: и становится редактором отдела поэзии в «Литературке» и живет там припеваючи, поскольку должность эта была синекурой: «Я один сидел, маленькая комнатка у меня была, заваленная рукописями графоманов в громадном количестве. Но тогда я уже интенсивно писал стихи и песни, очень интенсивно. И от меня требовалось иногда – время от времени – в «Литературку» давать чьи-то стихи. Ну, когда приходили известные авторы, я брал их и отдавал в редколлегию, и они уже шли. Так что задача моя была – борьба с графоманами. «То есть Вам приходилось отвечать на вопросы, принимать…» – «Нет, я принимал – и тут же выгонял. И всё. И ничего я не отвечал ни на какие вопросы. Но там мне было очень хорошо: во-первых, коллектив был прекрасный, ко мне очень хорошо относились, очень меня ценили за то, что я делал…» (Окуджава Б.Ш. Я никому ничего не навязывал… М., 1997. С. 20–21). Затем Окуджаву приняли в Союз писателей – и он ушел из «Литературки». Вполне благополучная судьба типичного советского интеллектуала. К 1985 г.у Окуджавы, по его словам, вышло в СССР, не считая множества журнальных публикаций, 7 книг стихов и 6 книг прозы (там же. С. 128). «Преследуемый» Окуджава летом 1969 г.рассказывал, что он в течение 8 месяцев съездил за государственный счет в Югославию, Венгрию, Францию, ФРГ, Австралию и Индонезию (там же. С. 249). О самых свирепых своих «преследованиях» Окуджава рассказывал неоднократно. Выглядело это так: однажды его пригласили в неназванную им «инстанцию» и попросили – понимаете, не приказали, а попросили! – не петь на концертах песню о Леньке Королеве. Но он не послушался и продолжал петь. И никаких «репрессий» не последовало. Но через три года Окуджава сочинил песню о дураках. Его опять пригласили в ту же инстанцию и жалобно так сказали: «Слушайте, есть же у вас замечательная песня о Леньке Королеве – зачем вам петь о дураках?» (там же. С. 32, 36). Вот и все «преследования». Не случайно Окуджаве приходилось на своих вечерах выслушивать от аудитории такие вот замечания: «Вот вы стоите, такой самодовольный, благополучный, и ничего не пишете о язвах, которые существуют в нашем обществе» (там же. С. 33).

3. У Окуджавы, например, к 1985 г.вышли диски в США, Англии, Италии, Швеции, ФРГ, Франции, Японии. Это хорошие деньги (см.: там же. С. 138).

4. Точно такое же недоумение у нас вызвала столь любимая либералами-шестидесятниками песенка «Ваше благородие…» со словами «Девять граммов в сердце постой – не зови». В отличие от Окуджавы и его поклонников мы знали, что в царской России вес пуль исчислялся не в граммах, а в золотниках.

5. См.: Нагибин Ю. О Галиче – что помнится//А.А. Галич. Генеральная репетиция. М., 1991. С. 536–358.

6. См.: там же. С. 534.

7Пушкин А.С. Собрание сочинений в десяти томах. Т. IX. М., 1981. С. 218.

8Нагибин Ю.М. Дневник. М., 1996. С. 276.

9. Киевская речь. 12.09.1906.

10. Вехи вех. Сборник статей о русской интеллигенции. Pостов. СПб., 1999. С. 10.

11. Там же. С. 11.

12. Я специально поставил такой эксперимент по книге Окуджавы «Стихотворения», выпущенной, между прочим, 50-тысячным тиражом издательством «Советский писатель» в самом что ни на есть глухом и «застойном», черненковском 1984 году.

13. Эта ссылка С. Косухкина на «личный опыт», на свои воспоминания об августовских днях 1991 г. в Ленинграде вообще свидетельствует против него самого и многое мне говорит об умственном уровне автора. Неоднократно в деталях рассказывали мне об этих днях питерцы – активные участники событий (начиная от анархистов и кончая записными «демократами» – они тогда все вместе «защищали» Смольный от «сил вторжения» «путчистов», каковые силы существовали исключительно в воспаленном сознании «защитников»). Поведение «защитников» Питера я не могу охарактеризовать иначе, как коллективное кликушество, массовый психоз, подобный средневековым «психическим эпидемиям». Очень яркую картину этого массового психоза дал питерский журналист Дмитрий Свирский из газеты «Прожектор» (см.: Измайлова И. Александр Невзоров. «Паноптикум». Б.м., 1992. С. 63–74).

14. Вехи вех. С. 7.

15Psychological Review, 1933, N 20.

16Wecksler D. The Measurement of Adult Intelligence. Baltimore, 1944.

17. Это очень наглядно – в виде диаграммы – показано, например, в новейшем исследовании питерских психологов школы Б.Г. Ананьева. См: Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб., 2000. С. 84.

18Чуковский К.И. Живой как жизнь. О русском языке. М., 1963. С. 57–58.

19. Я подробно аргументировал эту точку зрения в своей книге «Провокация. – Постскриптум из 1994-го». См.: Тарасов А.Н. Провокация. Версия событий 3–4 октября 1993 г.в Москве. – Постскриптум из 1994-го. М., 1994. С. 85–91.

20. Подробнее об этом см.: там же. С. 91–92.

21. Заклинание Добра и Зла. Александр Галич – о его творчестве, жизни и судьбе рассказывают статьи и воспоминания друзей и современников, документы, а также истории и стихи, которые сочинил он сам. М., 1991. С. 445.

22. И даже более того: что система буржуазной представительной демократии есть единственно возможное нормальное состояние общества. Вольфганг Моммзен, во всяком случае, пришел к выводу, что мозги среднестатистического гражданина ФРГ «промыты» до такого состояния, что он уже воспринимает представительную демократию и существующий в ФРГ конституционный строй не как основу для дальнейшего развития и совершенствования общественных отношений, а как незыблемую и неизменяемую форму «общественного порядка», социальной жизни и бытового устройства (см.: Mommsen W. Nation und Geschichte. Munchen, 1990. S. 62).

23. См., например, главу «Управление информацией и конструирование новостей» в новейшем МГУшном учебнике: Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М., 2000. С. 72–92.

24. Парадоксально, но это, видимо, совпадает с представлением Гегеля о нравственном существовании (см.: Henrich D. Hegel im Kontext. Frankfurt/Main, 1971. S. 184–185).

25. См. об этом подробнее: Тарасов А.Н., Черкасов Г.Ю., Шавшукова Т.В. Левые в России: от умеренных до экстремистов. М., 1997. С. 176.

26. Тарасов А.Н. Очень своевременная повесть. Феминистка как стриптизерша: культурологический анализ. М., 1999.

27. Кто не помнит точных дат алкогольных эскапад «гаранта демократии», напомню: оркестром пьяный Ельцин «дирижировал» 31 августа 1994 г., в Шенноне до положения риз упился 30 сентября 1994 г.

28. См.: Peters R.S. Education and the Education of Teachers. L., 1977. P. 104.

29. «…сама жизнь искажена, изуродована настолько, что ни один человек уже не способен самостоятельно жить правильно, не в состоянии правильно реализовать свое собственное предназначение. И даже более того: мир … устроен теперь так, что даже простое требование честности, порядочности неизбежно вызывает у человека чувство протеста. Полагаю, что осознание этой ситуации насилия – а не ее замазывание – уже создаст условия для того, чтобы наконец правильно поставить вопрос, … как сегодня вообще возможно жить. Единственное, о чем … можно определенно говорить, так это о том, что правильная жизнь возможна сегодня прежде всего в виде сопротивления…» (Визенгрунд Адорно Т. Проблемы философии морали. М., 2000. С. 191).

30. «…в тот самый момент, когда вас охватывает стремление преодолеть нечто духовно вам чуждое, когда это стремление наполняет вас изнутри и становится нравственным требованием преодоления зла, … именно в этот момент вам и открывается возможность правильной жизни в жизни неправильной» (там же. С. 200).

31. В этой песне, кстати, А. Пугачева тоже сделала с покойником нечто такое, за что как раз break bones, – с самолюбованием, доходящим до похабного, заменила слова в коде: вместо

… нет невзгод, а есть одна беда –

Твоей любви лишиться навсегда

спела: «Моей любви»!

32. См.: Sadoul G. Histoire generale du cinema. T. VI. P., 1954. P. 13.

33. В частности, одной из ошибок большевиков была ошибка совершенно идеалистического характера: провозгласив в качестве официальной морали, официальных ценностей антимещанскую мораль и антимещанские ценности, выработанные российской революционной интеллигенцией, большевики сочли, что этого достаточно, – так, словно не общественное бытие определяет общественное сознание, а наоборот!

34. См. об этом подробнее: Россия XXI. 1995. № 11–12. С. 58–66; Альтернативы. 1995. № 4. С. 157–165.

35. См.: Сегодня, 2.03.2000.

36. Лифшиц М.А. Собрание сочинений в трех томах. Т. III. М., 1988. С. 486–487.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020