СУЩЕСТВУЕТ
ЛИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ ПОТЕНЦИАЛ МОДЕРНИЗАЦИИ?
Поскольку
главное отличие современных постиндустриальных
обществ от индустриальных состоит
в том, что центральную роль в их развитии играют
уже не машины и механизмы, а люди и их
способности, постольку в ходе исследования важно
было выяснить ментальную предрасположенность
россиян к постиндустриализации. Что же на пороге
XXI века для россиян важно, а что нет, что они умеют
и к чему не испытывают никакой склонности, что
они принимают или способны принять, а что
отторгают?
Начнем с самых спорных моментов,
которые очень часто рассматриваются как серьезное препятствие для
модернизации. В первую очередь следует сказать,
что проведенное исследование выявило в
социальном мировоззрении россиян выраженные
культурно-психологические пласты архаики,
восходящие к укладу жизни так называемых
традиционных обществ.
Отношение к окружающей природе
как неотъемлемой составляющей жизни людей, как к
ее основе, а не как к «кладовой ресурсов»
является краеугольным камнем «традиционных»
обществ. Соответственно, природа, те возможности,
которые она предоставляет, воспринимаются как
общее достояние, которое не может принадлежать
кому-то одному - иначе утрачивается сама основа
жизни. При этом если даже активисты «зеленых» на
Западе не отрицают, что общечеловеческая
значимость среды обитания не исключает частной
собственности на те или иные природные ресурсы,
то россияне не признают частной собственности
даже на отдельные компоненты природных богатств.
Как видно из табл. 8, более 80%
населения России убеждены, что природные
богатства не могут принадлежать не только
отдельным лицам, но даже населению какого-то
отдельного региона.
Таблица 8
Кому, с точки зрения российских
граждан, должны принадлежать природные
богатства России
%
Государству
41,4
Народу
39,4
Всем жителям территории (области,
республики, края), на которой они расположены
9,3
Тем, кто непосредственно работает с
этими природными богатствами (если речь идет о
земле, то работникам колхозов или фермерам; если
о полезных ископаемых, то тем коллективам,
которые их добывают)
7,5
Тому, кто стал их официальным
собственником в результате реформ последних лет
1,6
Кому-то другому
0,8
Из этих данных следует, что «вопрос
о земле» в России является не просто технической
проблемой экономической политики и
законодательства, а фундаментальным
культурно-историческим архетипом, со всеми
вытекающими отсюда последствиями. И какие бы законы и кодексы ни принимались
Государственной Думой, сами россияне в своем
повседневном поведении будут относиться к
природным богатствам так, словно они остаются
общей собственностью и не имеют конкретных
хозяев.
Общая позиция россиян по
отношению к правам собственности на природные
ресурсы проявляется и в
ответах на другие вопросы. Так, только 27,2%
респондентов поддержали свободную
куплю-продажу земли. В противоположном же смысле
высказалось почти вдвое больше опрошенных. (Как
уже отмечалось, в 1995 г. за свободную
куплю-продажу земли выступали 42,3% россиян против
37,0%.) Отмеченную особенность российского
менталитета должна учитывать любая стратегия
модернизации. В этой связи нельзя не сказать о
том, что осуществимость идеи привлечения
зарубежных инвестиций через создание в России
«рынка земли» в свете имеющихся эмпирических
данных вызывает сомнения. Какой бы
соблазнительной и удобной ни казалась эта схема,
источники для финансирования российской
модернизации придется, по-видимому, искать в
другом месте.
Следующая группа факторов,
которая может вызывать сомнения в перспективах
российской модернизации, связана с ценностной
иерархией различных сфер жизни в сознании российских граждан. Решающую
роль в самоидентификации
россиян играют семья и друзья. С ними устойчиво
испытывают чувство общности. С ними устойчиво
испытывают чувство общности. С ними устойчиво
испытывают чувство общности примерно 3/4
опрошенных.
Значимость
семьи для подавляющего большинства россиян
носит безусловный характер и значительно
перевешивает то, что происходит в «большом» мире.
Не случайно именно семейное благополучие
является главным критерием жизненного успеха. А
место, занимаемое человеком в
«большом» мире (оно характеризуется такими
понятиями, как должность, признание,
популярность, престижное потребление
и т. д.), вопреки расхожим суждениям, широко
представленным в прессе, волнует их гораздо
меньше.
Вместе с тем
нельзя сказать, чтобы в России, как в странах
буддистской культуры, культивировалась
полная самоизоляция от внешнего мира. Дела
«большого» мира для россиян далеко не
безразличны и могут требовать их активного
вмешательства. Однако они важны лишь как фон,
задающий условия существования высоко ценимого
«микромира», той «обычной» человеческой жизни,
идеал которой для рядового россиянина - хорошая семья, чистая совесть,
надежные друзья, интересная работа. Это и есть
формула «простого человеческого счастья»
по-российски.
Подчеркнем, что современная
российская семья ориентирована на то, чтобы дать
детям хорошее образование и воспитать в них как
стойкость, умение постоять за себя, так и высокие
моральные качества. В этом смысле ее можно
рассматривать как своего рода «социальную
фабрику», нацеленную на «штучное» производство
высококачественных «человеческих ресурсов».
То, какими хотят видеть своих
детей россияне, тесно связано с другой темой
- с
точки зрения специфики ценностных ориентаций,
доминирующих в российском обществе. Конечно, в
различных группах есть свои нюансы ценностных
ориентаций.
Так, «честно прожитая жизнь» в
иерархии ценностей старшего поколения занимает
второе место (после семьи) с показателем 59,9%, в то
время как у молодого поколения только - 9-е с
показателем 15,9%. В то же время наличие надежных
друзей - самое важное для
молодого поколения (табл. 9). Кроме того,
система жизненных
ценностей значительно различается в разных по
уровню благосостояния группах (для имеющих
низкий уровень дохода основными являются
ценности семьи и спокойная совесть, а для имеющих
высокий уровень благосостояния - интересная
работа и независимость). И тем
не менее дифференциация ценностных ориентаций
по разным социальным признакам (возраст,
профессия, материальная обеспеченность и т. д.)
не отменяет того факта, что во
всех группах существует общий каркас основных
ценностей,который не только выполняет
интегрирующую роль в обществе, но и позволяет
говорить о том, что ценностная система россиян
весьма устойчива и далека от идеала
«американской мечты». Так, интересная работа
устойчиво входит в число лидирующих ценностей
для большинства россиян, обгоняя значимость
любых материальных факторов, а известность,
власть, карьера - устойчивые аутсайдеры
ценностного мира.
На основании сказанного мы можем
сделать один из ключевых выводов: несмотря на
явное отсутствие у россиян ценностей достижения
и преуспевания, являющихся основным импульсом
развития в рамках, например, американской модели,
в их системе ценностей есть тот двигатель, тот
внутренний импульс, который при правильном его
понимании и использовании способен придать
невиданную динамичность развитию страны, так как
он носит внутренний, а не внешний по отношению к
деятельности людей характер.
И этот импульс - интерес к самому
содержанию выполняемой работы.
Таблица 9
Что включают
представители разных поколений в понятие «жизненный успех» (в %)
Жизненный
успех - это
Возрастные
группы (лет)
До
30
31-50
Старше
51
Богатство
18,4
13,0
4,8
Уважение окружающих
23,5
23,0
34,7
Наличие семьи и детей
58,9
68,2
62,5
Интересная работа
39,3
39,1
30,7
Возможность быть самому себе
хозяином
24,2
23,1
17,8
Быть первым во всем, что мне кажется
важным
6,6
1,9
1,6
Высокая должность
2,0
1,2
1,0
Победа над своими врагами
2,8
1,7
2,4
Обладание властью
3,3
1,0
0,9
Яркие жизненные впечатления
17,6
8,2
6,6
Наличие престижной собственности
(иномарка, коттедж и т. п.)
6,1
3,7
1,9
Достижение известности,
популярности
1,5
1,5
0,3
Наличие надежных друзей
47,4
37,6
28,2
Честно прожитая жизнь
16,3
32,9
61,5
Возможность жить не хуже других
17,6
27,7
26,8
Другое
1,0
1,9
1,6
Затруднились ответить
0,8
0,4
0,9
Отсюда следует целый ряд
принципиальных следствий для планирования
дальнейшего экономического развития страны. И
первое из них - россиянам заведомо бесполезно
конкурировать с Китаем и «азиатскими тиграми» в
области конвейерных производств, это явно не их сильная сторона. Зато в
наукоемких технологиях, в индивидуальном, а не в
серийном производстве они могут быть вполне
конкурентоспособны на мировом рынке (разумеется,
при условии определенной организации труда).
После
пятнадцати лет непрерывных изменений, когда,
казалось бы, так естественно было желать
«успокоения», почти 60% россиян все же считают, что
жить в непрерывно меняющемся
обществе трудно, но все-таки интересно. Это очень
высокий показатель, позволяющий говорить о
том, что ресурс социальной инновации в
российском обществе отнюдь не исчерпан и при
разумной позиции власти дальнейшее движение по
пути реформ будет поддержано обществом (не
случайно почти две трети россиян несмотря ни на
что продолжают считать необходимым продолжение
реформ).
Причем эта
позиция характерна для большинства социальных
групп. В возрастном плане она
доминирует у всех, кто моложе 50 лет (доходя у
молодежи до 78,1%), в образовательном - у всех, кто имеет хотя бы среднее
образование (поднимаясь у лиц с ученой степенью
до 81,4%), в социально-профессиональном - у
всех, кроме пенсионеров (у студентов она
составила 89,1%).
Однако как работают ценности
социального динамизма, внутренней готовности к
обновлению окружающего мира на практике? Как и в
какой степени они влияют на массовые
жизненные стратегии, социальное поведение,
личные усилия россиян? Проведенное
исследование позволяет рассмотреть этот вопрос
в двух направлениях - образование и освоение
информационной техники.
Судя по ответам наших
респондентов, за последние три года
разнообразными видами образования было охвачено
почти 2/3 взрослого населения, а никак не повышали
уровень своих знаний и квалификации лишь чуть
более 1/3 граждан.
В непростой ситуации население
пытается активно компенсировать недостаточные
возможности профессионального роста, которые
предоставляют государство или работодатель, в
рамках так называемого неформального
образования, которое не предусматривает
получения диплома, сертификата и не обязательно
происходит в стенах образовательных учреждений.
Как показал наш опрос, около половины опрошенных
(48,5%) самостоятельно следят за литературой по специальности,
осваивают новые профессиональные навыки и даже
за свой счет берут частные уроки по профессии
(1,7%).
Данные цифры показывают, что
неформальное образование, изучением и
организацией которого, собственно, никто не
занимается на уровне государства, составляет
сегодня важный ресурс общественного развития и
адаптации россиян к изменениям как на рынке
труда, так и во всей общественной жизни, а
следовательно, настроениям и мотивациям
социального поведения россиян созвучна идея
создания так называемого обучающегося общества.
О достаточно высокой активности,
направленной на приобщение к современным видам
деятельности, говорит также анализ данных по
освоению новых информационных технологий.
Активность, проявляемая россиянами в этой сфере,
несмотря на то, что ее становление пришлось на
крайне неблагоприятный период, когда огромная
часть населения скатилась в бедность,
доказывает, что установка на учебу и прогресс
отнюдь не голословные декларации.
При общем вполне понятном
отставании России от более благополучных стран
очень важен анализ структуры потребителей
современных информационных услуг. В частности,
если среди населения в целом не пользуются
Интернетом, персональным компьютером, сотовым
телефоном, не обращаются в консультационные
агентства и т. п. примерно 69%, то среди молодежи
до 30 лет таких уже менее половины - 49,5%, причем
персональным компьютером в этой возрастной
группе пользуются почти 30%, а Интернетом - 16,1%.
Иными словами, невзирая на все трудности,
российская молодежь ускоренными темпами
осваивает новейшие информационные технологии.
Чрезвычайно активно осваивает их
и наиболее образованная часть населения. Среди
лиц с высшим образованием
работают с персональным компьютером 36,2%, а среди
имеющих ученую степень - 53,5% (32,6% в этой
группе пользуются также Интернетом). Достаточно
широко продвинулась
компьютеризация среди военнослужащих и
сотрудников МВД (49,2%), инженеров
(52,5%), гуманитарной интеллигенции (35,4%, зато
пользование Интернетом в этой группе
распространено гораздо шире, чем у «технарей»,
-
21,5% против 14,1%). И даже среди городских
пенсионеров компьютер уже освоили 4,6%. В целом же
используют компьютеры около половины
руководителей и специалистов, среди служащих это
делает только каждый пятый, а вот среди рабочих
-
только 6,5%.
Нельзя не отметить то, что, хотя
освоение современной техники наиболее быстро
идет в мегаполисах и крупных городах, малые
города и даже села также стараются не остаться в
стороне от этого процесса. В мегаполисах
компьютер используют 28,8%, в республиканских и
областных центрах - 20,0%, в райцентрах - 10,9%, а в
селах - 6,5% (что же касается Интернета, то о
сколько-нибудь существенных показателях
пользования им сегодня можно говорить только
применительно к мегаполисам и крупным городам).
Обобщая полученные в ходе
исследования многообразные данные, можно
уверенно сделать вывод о том, что в российском
обществе есть значительный психологический и
образовательный ресурс для модернизационного
рывка и перехода к обществу постиндустриального
типа. Причем ресурс этот ощущается самими
россиянами, именно поэтому они и считают
целесообразным продолжение реформ и продолжают
верить в их конечный успех. Вместе с тем путь
модернизации России наши граждане видят не в
пассивной адаптации к рыночным нишам, а в
превращении России в одну из ведущих
экономически развитых держав, в основе
процветания которой должен лежать прогресс
отечественной науки и техники.