ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ОЛИГАРХИИ:
СИМБИОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
В НОВОЙ РОССИИ
Петер Шульце
II. Высшая фаза развертывания олигархической власти
С началом денежного, или второго
этапа приватизации в 1994/95 гг., а также под влиянием победы Ельцина на президентских
выборах в 1996 г. безудержно ускоряется динамика развития властных
экономических группировок, наступает высшая фаза власти корпораций.
В ходе структурной перестройки
российской экономики за период с 1993 г. по 1997 г. возникли так называемые финансово-промышленные
группы (ФПГ). Однако большинство этих финансово-промышленных групп,
зарегистрированных в Министерстве юстиции (в общей сложности свыше 30), не
входит в число тех могущественных олигархических структур, которые оказывают
влияние на судьбы страны. Они пытаются реализовывать свои интересы через
соответствующие каналы на местном или региональном уровне, преследуя в лучшем
случае разве что (меж)региональные цели.
Для новой экономической элиты
характерен удачный синтез “старого” и “нового” капитала. К старому капиталу относятся
такие крупные концерны советского времени, как “Газпром”, “ЛУКойл”, “Уралмаш”,
а также такие банки, как “Империал”, “Национальный Резерв” и т.д. К группе
нового капитала относятся крупные торговые дома, основанные после 1990 г., банки,
инвестиционные и финансовые компании.
Таким образом, когда речь идет о
возникающей структуре олигархического господства, о синтезе старого и нового
капитала, то имеются в виду не указанные выше зарегистрированные
финансово-промышленные группы, а экономические конгломераты особого вида. В
этой связи следует назвать “Газпром”, “ЛУКойл” (председатель В.Алекперов),
“Интеррос-Онэксим-МФК-Ренессанс”, “СБС-Агро-Логоваз-Сибнефть” (экономическая
империя Березовского-Смоленского), “Менатеп-Роспром-Юкос” (возглавляемый
магнатом Ходорковским), группу “Инкомбанк”, “Банк Российский кредит”,
консорциум “Альфа” и “Мост-Банк”, а также группу “Медиа-Мост” во главе с
В.Гусинским.
С 1997 г. и до августовского кризиса
1998 г. действующие в национальных рамках финансово-промышленные группы и
крупные концерны проводили экспансионистскую политику. Они стремились
консолидировать свою экономическую базу и одновременно диверсифицировать ее
посредством скупки предприятий из других отраслей. Как раз в этот период и
появился (возможно, как результат той выдающейся роли, которую сыграли
экономические магнаты в переизбрании Ельцина на пост президента в 1996 г.) тот
самый тип политизированного экономического лидера или политолигарха. Бизнесмены
вроде Потанина, Березовского, Гусинского или Каданникова уже не удовлетворялись
доступом к правительственным инстанциям и правительственной защитой своих интересов.
Они хотели большего, хотели стать частью новой структуры политической власти.
В отношениях между государством и
финансовыми группами постепенно обозначалась качественная перемена. Менее
политизированная часть финансовых групп стремилась расширять и
институционализировать свои деловые связи с государством. Те же группировки,
которые сами стали фактором или субъектом российской политики, все больше
ориентировались на личные связи и часто заключали меняющиеся союзы с властными
группировками в политической сфере. Главной целью этой политизированной
олигархии был доступ в окружение президента, где происходило принятие решений.
Остается отметить, что
олигархическим группам ни разу не удалось сплотиться в союзы или как-то
организационно оформить представительство своих интересов.
Финансово-промышленные группы, причисляемые к российской олигархии,
представляют собой открытые образования, подверженные постоянным изменениям.
Таким образом, российская олигархия
– это скорее неструктурированное образование с открытыми внутренними и внешними
границами, с крайне индивидуализированными установками и ограниченными целями,
которое в силу отсутствия организации и посреднических элементов, присущих
западным экономически развитым странам, можно считать корпоративной структурой
лишь с большой долей условности. Она практически неподвластна какому-либо
общественному или политическому контролю, подвергаясь опасности разве что
вследствие кризисов, внутренней конкуренции и прочих изменений конъюнктуры.
До августа 1998 г. можно было
выделить с учетом дифференциации по основным сферам деятельности следующие
финансово-промышленные группы, которые включали в свою предпринимательскую
стратегию, помимо экономических интересов, также политические цели:
"Газпром", "ЛУКойл", "Менатеп", "Альфа",
"Онэксимбанк", "Мост", "СБС-Агро" и другие.