I. Фаза формирования
Начало Вверх

ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ОЛИГАРХИИ:

СИМБИОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

В НОВОЙ РОССИИ

Петер Шульце

                               I. Фаза формирования

Определяющими для взлета новой властной элиты были следующие факторы:

1. Непременным условием для взлета новой экономической элиты были связи с государственными инстанциями, поддержка и патронаж с их стороны. С их помощью осуществлялось урегулирование конфликтов между различными фракциями капитала. Привилегированные контакты с высшими политическими представителями правительства или в окружении президента были характерным признаком первой фазы генезиса нового российского капитала. Государство давало экспортные и импортные привилегии отдельным структурам и группам (православная церковь, спортивные союзы, инвалиды Чернобыля, ветераны Афганистана, торговые дома, частно-хозяйственные и культурные ассоциации и т.д.), предоставляло налоговые льготы избранным организациям, регулировало прибыльные валютные сделки по продаже сырья и энергоносителей через лицензируемые банки или разрешало министерствам, а также городским и региональным властям производить свои бюджетные расчеты через частные финансовые учреждения.

2. Связь возникающей экономической элиты с министерствами или комитетами по приватизации устанавливается непосредственно перед переломным 1991 г. и роспуском Советского Союза или сразу же после этого. Вероятно, государственный патронаж начинается еще раньше и включает в себя также перевод партийной и государственной собственности в частные коммерческие структуры. Иначе трудно представить , каким образом в банках и финансирующих обществах за такое короткое время, да еще в условиях тогдашних всеобщих экономических трудностей мог скопиться такой крупный капитал. Откуда бы он взялся?

3. Нестабильность политической власти в начальный период и высокая текучесть субъектов права принятия решений в правительственном аппарате были крайне обременительны для отношений в экономике и политике. Эти отношения в огромной степени определялись индивидуальными факторами, а попытки поставить их на более институциональную основу почти не давали результата, за исключением нефтегазового и топливного комплекса. В отличие от этих в высокой степени индивидуализированных отношений государственного и политического патронажа, которому приходилось снова и снова приспосабливаться к изменениям, порождаемым кадровой чехардой, состав членов - учредителей возникающих финансовых, торговых и промышленных холдингов остается на удивление постоянным.

4. Укрепление российской валюты с апреля 1994 г., а также успешная борьба с инфляцией создали в широких слоях населения позитивное настроение и принесли политические дивиденды. Ностальгические воспоминания о благополучных 70-х гг. брежневской эры хотя и сохранялись, однако важнее в политическом плане было то обстоятельство, что с возникновением нового среднего класса появилась также вера в будущее. В конечном итоге именно это основное настроение обусловило успех Ельцина на президентских выборах 1996 г. и положило начало фазе динамического роста в торговле и финансовых делах. Сохранившаяся часть конкурентоспособных, ориентированных на экспорт предприятий энергетической и добывающей промышленности, металлургии, а также химической и оборонной промышленности воспользовалась шансом найти свою рыночную нишу в глобализированной экономике.

5. Конечно, было бы натяжкой ретроспективно квалифицировать В.Черномырдина как активного реформатора. Однако консолидирующие аспекты периода его пребывания на посту главы правительства бесспорны.

Влияние Черномырдина основывалось, однако, не только на испытанных политических контактах, вплоть до коммунистической оппозиции. Гораздо существеннее было то, что он имел поддержку в важных отраслях “старого” российского капитала, а именно в энергетическом и сырьевом секторах, в крупных металлургических, химических и машиностроительных концернах. “Старый капитал” нельзя отождествлять с традиционным господством прежней номенклатуры и “красных директоров”. Наряду с “новым” банковским, торговым, страховым и т.д. капиталом, сформировавшимся в переходный период, эти отрасли, обеспечивающие валютные поступления, имеют важное значение для российского государственного бюджета и тесно переплетены с интересами региональных структур власти.

Не только Дума мешала построению эффективного государства. Конечно, коммунистическая и патриотическая оппозиция срывала осуществление таких важнейших реформаторских проектов, как приватизация земли или признание правовых гарантий для иностранных инвестиций. К примеру, она затрудняла иностранным инвесторам доступ в энергетический сектор, длительное время блокируя принятие законов, касающихся соглашений о разделе продукции. Что касается олигархии, то она срывала принятие или осуществление любых законов, препятствовавших расширению ее экономической власти. Она сорвала введение эффективной налоговой системы и пресекла разработку общих правовых норм, касающихся, например, деятельности финансового сектора. Только в условиях правовой необеспеченности, отсутствия государственных регламентирующих и контрольных инстанций были возможны такое массированное перераспределение государственного имущества и концентрация капитала в руках немногих финансовых групп. В этом процессе были разрушены нормативные представления об общественном благе, а большинство российских граждан было беззастенчиво лишено социальных прав. Так, старые левые в Думе и новые господствующие группы, возникшие из переплетения государства с экономической властью, фатальным образом сотрудничали друг с другом, подрывая, каждый по-своему, осуществление проекта демократии и рыночной экономики.

6. “Акции за кредиты”, “полюбовные сделки” и “сделки с инсайдером” - вот волшебные формулы приватизации. Поскольку государственное имущество разворовывалось, казна оставалась пустой. Кроме того, не удалось урегулировать вопрос о налогах, выравнивание государственного бюджета достигалось с помощью либо внутренних долговых обязательств, главным образом государственных казначейских обязательств (ГКО), либо кредитов, взятых на международных рынках ссудных капиталов. Пока краткосрочные государственные долги покрывались за счет притока иностранного капитала и Международный валютный фонд (МВФ) своими кредитами подкреплял платежеспособность Российской Федерации, круговорот кредитов и роста государственной задолженности поддерживался как бы сам собой. Финансовый сектор, торговля и сфера услуг переживали бум. По настоянию российского финансового и торгового капитала курс рубля поддерживался на искусственно завышенном уровне, российский рынок наводнялся импортными товарами. Российская промышленность, безнадежно отсталая как технологически, так и по всем аспектам современного менеджмента, переживала резкий спад. Несмотря на нищенскую заработную плату в сфере промышленного производства, она не могла ни обслуживать внутренний рынок, ни конкурировать с импортными товарами. В результате высокой конъюнктуры громадная масса капитала за несколько лет перешла в распоряжение немногих крупных банков и частных финансистов, которые стали скупать омертвленную российскую промышленность, используя для отмывания денег преимущественно оффшорные фирмы в налоговых оазисах. Крупные банки не предоставляли, за исключением разве что для немногих пробных проектов, кредитов на нужды реальной экономики. Концентрация промышленного имущества в руках финансово-промышленных холдингов служила прежде всего спекулятивным интересам. Предприятия либо дробились для последующей выгодной продажи иностранным инвесторам за сумму, во много раз превышающую покупную цену, либо продолжали работать на низком уровне производства. Следует подчеркнуть, что приватизация практически не мобилизовала капиталы для необходимых инноваций и модернизации предприятий.

7. С началом денежной фазы приватизации летом 1994 г. банки  стали приобретать и приобрели через аукционы и скупку частных ваучеров контроль над частью сырьевых и энергетических отраслей. В последующие годы этот процесс ускорился. К концу 1998 г. в руках государства остались лишь немногие крупные предприятия в нефтяном и энергетическом секторах, в добыче благородных металлов и в оборонной промышленности. Недостаток финансовых средств в государственной казне, неотложные проблемы с невыплатой зарплаты и пенсий, с одной стороны, и строптивость Государственной Думы в вопросе принятия нового налогового кодекса – с другой, а также то обстоятельство, что законодательство о приватизации земли практически застопорилось, вынудили правительство пойти начиная с 1997 г., на ослабление остававшихся еще ограничений на продажу государственного имущества. Кроме того, надо было вознаградить олигархов финансово-экономического мира за их вклад в победу Ельцина на президентских выборах.

8. Наконец нельзя не сказать о том, что возникновению корпоративности благоприятствовали организационная и программная слабость партий, а также умышленно заложенное в Конституции безвластие Думы. С другой стороны, именно эта конструкция Конституции способствовала тому, что партии и другие политические группировки не смогли утвердиться в роли посредников между различными общественными интересами и целями.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020