I. ТЕОРИЯ СОЦИАЛИЗМА
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ПЕРЕХОД К СОЦИАЛИЗМУ
Михаэль
Савас Матсас
В
начале XX столетия в центре международных
теоретических дискуссий марксистов и немарксистов стояли проблемы природы
империализма, его политической экономии и динамики; в конце этого столетия проблемы глобализации заняли
центральное место в теориях конфликтов и стратегий.
Основные
концепции глобализации противоречат
друг другу, но их можно свести к следующим:
a.
Победоносная буржуазная концепция, провозглашающая, что глобализация
представляет собой окончательную и полную победу капитала на мировой арене,
новую историческую стадию, преодолевающую национальное государство.
b.
Взгляд, который отвергает глобализацию как полный миф и ищет национальный ответ
на проблемы, находящиеся под данным названием.
c.
Взгляд, который рассматривает глобализацию просто как серию спекулятивных
действий и политик, которые устанавливаются средствами контроля движения
капиталов.
d.
Подход, основанный (но не ограничивающийся) ленинским анализом империализма,
который различает мифы и реальности глобализации и сосредотачивает внимание на
реальных противоречивых процессах перехода, связанных с логикой капитала и
исторической природой переходной эпохи периода упадка капитализма.
Теоретическая
дивергенция ведет к различным политическим ориентациям, особенно среди сил,
провозглашающих себя социалистическими:
1.
Есть теоретические позиции, провозглашающие, что капиталистическая глобализация
прогрессивна, и что любое сопротивление или оппозиция ей не только бесполезны,
но будут носить ретроградный и националистический характер.
2.
Второй подход рассматривает в качестве фактора, противостоящего глобализации,
поворот (или возвращение) к защите национального государства.
3.
Третий подход занят поиском противостояния негативным сторонам финансовой
глобализации, предлагая рефор-
____________________
Савас Матсас Михаэль - д-р философии
(Греция).
*
Материал подготовлен на основе доклада, подготовленного для Международного
симпозиума "Социализм в 21-м веке" (Вухань, Китайская Народная
Республика, 18-21 октября 1999).
мы против
неконтролируемой спекуляции внутри капиталистического сообщества.
4.
Последний подход подчеркивает, что весь процесс глобализации представляется
воплощением противоречий капитала, ведущих к его ликвидации путем революционных
преобразований, всемирному переходу от последнего антагонистического классового
общества к коммунизму.
В
результате становится ясным, что это деление соответствует и воспроизводит на
более высоком уровне политические дискуссии об империализме в начале XX столетия между:
a.
взглядом на империализм "как на всемогущую силу модернизации",
поддержанный социалистами (Шейдеман);
b.
взглядом на империализм как на систему политик, противостоящих возврату к (не
существовавшему) "мирному" капитализму доимпериалистической стадии
(Каутский).
c.
взглядом на империализм как на "высшую и последнюю" историческую
стадию развития капитализма, эпоху его упадка и перехода к социализму (Ленин).
Так
же как и в прошлых дискуссиях по империализму, нынешние дебаты по глобализации
имеют решающее значение для перспектив социализма.
* *
*
Глобализация
по своему происхождению заключается в тенденции движения к универсальности,
порождаемой саморасширением капитала. Маркс предвидел этот процесс. Он отмечал,
что универсальность, порождаемая капиталом, всегда находится в противоречии с
преградами, обусловленными самой сущностью капитала, его искажениями, неравномерностью, поляризацией привилегированных
метропольных центров и слаборазвитых сверхэксплуатируемых территорий, характеризующихся
высокой степенью социального разделения, национальными барьерами и
региональными иерархиями. В условиях капитализма тенденция к универсальности
развивается в единстве, конфликте и взаимопроникновении с противоположной
стороной, тенденцией к фрагментации, дезинтеграции.
Переход
к эпохе империализма означает стадию
развития капитала, где универсальность, к которой постоянно стремится капитал,
приходит к упадку и где в то же время
появляются величайшие преграды для самого капитала.
Глобализация не является феноменом 80 - 90 гг. нынешнего
столетия, когда этот термин стал модным и когда он превратился в так называемый
"основной поток" в мышлении Запада. В действительности глобализация
как интернационализация экономической жизни, как установление мирового
разделения труда, формирование мирового рынка, всемирного характера современных
производительных сил стала доминирующей с начала XX
в. и развивалась на всем его протяжении.
Периодизация
этого процесса была предложена раньше. Можно выделить три основные фазы
глобализации:
a.
Первая фаза начинается в последней четверти XIX
в. Она заканчивается историческими потрясениями Первой мировой войны и
Октябрьской революцией 1917 г. и
представляет переход от классического капитализма к империализму,
проанализированного в классических работах Ленином.
b.
Вторая фаза глобализации связана с окончанием Второй мировой войны и
установлением Бреттонвудской валютной системы, беспрецедентной послевоенной
международной экспансией и бумом капитализма. Она приводит к адекватному
беспрецедентному кризису сверхнакопления, коллапсу Бреттонвудской валютной
системы, доктрины интернационализированного кейнсианства в конце 60 - начале 70
гг., международной волне социальных переворотов и революционных потрясений в
1968 – 75 гг. и международному экономическому спаду.
c.
Третья фаза глобализации сталкивается с мировым кризисом, которым закончился послевоенный бум. Она начинается
в конце 70 - начале 80 гг. с "дерегулирования" и свободного движения
капиталов глобализированных финансовых рынков
и соответствует тому, что называется (и фетишизируется) в течение двух
последних десятилетий "глобализацией". Точнее речь идет о глобализации
финансового капитала - это процесс
глобальной интеграции, происходящий главным образом в сфере финансов и в
гораздо меньшей степени затрагивающий сферу производства.
Следует
обратить внимание на два обстоятельства. Первое: переход от одной фазы
глобализации к следующей означает невозможность возврата к предшествующей
форме развития, которая уже исчерпала себя. После всемирного распространения
капитализма, создания монополий и установления гегемонии финансового капитала
возврат к доимпериалистическим условиям классического капитализма стал
невозможен.
Точно
так же после краха 1929 г. и депрессии 30 гг. с их взрывными
социально-политическими последствиями для "великих держав"
капитализма стало невозможным в конце Второй мировой войны вернуться к Золотому
стандарту и условиям 30 гг. и они были вынуждены перестраивать капитализм на
основе фиксированной конвертируемости американского доллара США в золото
(Золотой обменный стандарт) и целой системы кейнсианской политики и
регулятивных институтов Бреттонвудского соглашения.
Наконец,
после падения Бреттонвудской системы и до сих пор неразрешенного кризиса
перепроизводства капитала стал невозможным какой-либо возврат к кейнсианской
политике, и в результате этого приобрел силу неолиберализм, представляющий
собой глобальную финансовую спекуляцию, получившую обманчивое название
глобализации.
Второе:
в промежуточные периоды, после исчерпания одной фазы глобализации и перед
началом следующей, социальные потрясения и революционные антикапиталистические,
антиимпериалистические, антисистемные движения и борьба за социализм
доминировали на мировой политической арене, включая страны-метрополии, особенно
в Европе.
Между
концом первой фазы глобализации, произошедшей в ходе Первой мировой войны и
началом второй фазы после окончания Второй мировой войны существовал период
интенсивной международной революционной конфронтации, начиная с Октябрьской
революции в России в 1917 г. и кончая победой Китайской Октябрьской Социалистической революции 1949
г.
В
послевоенный период Бреттонвудской системы кейнсианских уступок трудящемуся
населению (и установленного на основе Ялтинских Соглашений геополитического
международного и европейского порядка) развернулась грандиозная освободительная
борьба в бывшем колониальном мире, но существовал относительный "классовый
мир" в Европе и других метрополиях.
Однако
в промежуточный период между исчерпанием второй стадии глобализации и концом
Бреттонвудской системы в 1968-1971 гг. и началом третьей фазы (финансовой)
глобализации в 1978-1979 гг. прошла международная волна революционных потрясений
(май 1968 г. во Франции, "горячая
осень" 1968 г. в Италии, Португальская революция 1974 г., падение диктатур
в Южной Европе в 1974-76 гг., разгром американского империализма в Индокитае в
1975 г. и т.д.), которые охватили как главнейшие капиталистические центры, так
и страны "третьего мира".
Оба
замечания затрагивают два взаимосвязанных аспекта того же самого мирового
процесса: первое: растущая несостоятельность мирового капитализма быть
посредником между его собственными противоречиями, используя "старые"
способы и средства в условиях все возрастающей тенденции к системной
нестабильности и кризису, и второе: появление революционных тенденций и
антисистемных движений в период разрушения мирового равновесия, поставившие
вопрос об исчерпании самой существующей системы. Обе стороны проявляют себя в
исторической природе процесса перехода от капитализма к мировому социализму.
* *
*
. С
точки зрения преимуществ становится очевидным, что капиталистическая
глобализация последних двух десятилетий XX
в. не представляет новой "постимпериалистической" стадии в истории
капитализма и не означает его глобальной окончательной и решительной победы,
а, напротив, является попыткой, обусловленной внутренней логикой
противоречивого капитала, найти выход из кризиса перепроизводства и прежде
всего ликвидировать революционные тенденции, являющиеся результатом кризиса.
Революционные
тенденции действительно были подавлены и в ряде случаев остановлены глобальным
неолиберальным наступлением, как в странах-метрополиях, так и в странах
"третьего мира". Либерализация и дерегуляция финансовых рынков и
фантастического распространения фиктивного капитала способствовали успехам
неолиберализма.
Все
возрастающая дистанция между сферой глобальной финансовой спекуляции и реальной
экономикой приобрела астрономический характер: каждый день более одного
триллиона долларов США обращается на международных валютных рынках, и только
около 15 % из них представляют реальные финансовые потоки и торговлю
потребительскими товарами.
Но,
несмотря на иллюзорную независимость финансов, питаемую заоблачными ценами на
фондовых биржах, финансовый капитал противостоит производительному капиталу
как Сиамский близнец противостоит своему двойнику. В последнюю очередь
фиктивный капитал основывается на ценностях производительного труда,
производительного капитала, извлекающих неоплаченный прибавочный труд в форме
прибавочной стоимости с непосредственных производителей.
Чрезвычайно
высокая стоимость сверхаккумулированного бумажного богатства в форме финансовых
инструментов сформировала гигантскую перевернутую пирамиду, которая стоит на своей
верхушке, на реальной экономике.
Накопление
фиктивного капитала не только не привело к какому-либо решению существующего
кризиса сверхнакопления производительного капитала, но, наоборот,
продолжило его дальнейшее сползание
вниз и поддержало высокий уровень хронической безработицы в передовых
капиталистических странах, в частности в Европе.
Стагнация
производительного капитала в его центрах и экспансия международных финансов
интенсифицировали империалистическое ограбление периферии драконовскими неолиберальными
мерами МВФ, "структурными корректирующими программами", перемещением
преимущественно нетехнологичных отраслей промышленности стран-метрополий и
деиндустриализации стран "третьего мира". Страны "третьего
мира" были вынуждены в значительной степени вернуться к производству
первичной продукции и отдать свои ресурсы и предприятия под контроль глобализированных
финансов для использования в спекулятивных целях.
В
то время как страны "третьего мира" оказались опустошенными и часть
из них (например Африка района Сахары)
попадет в бездну "четвертого мира", обширные территории
мегаполисов Америки и Европы превращаются в новый "третий мир", находящийся
в самих странах-метрополиях, где существует гетто для миллионов социально
исключенных людей.
Эта
глобализация нищеты становится источником астрономических выгод для
меньшинства процветающих паразитов.
Глобализация
финансов разворачивается главным образом в форме "горячих денег",
направленных на извлечение быстрых прибылей в не создающей ценности, другими
словами, в активно паразитирующей стагнирующей сфере.
Наиболее
представительными капиталистическими образованиями в настоящее время являются
не промышленные предприятия и даже не банки, контролирующие капитал,
создаваемые индустриалистами (согласно определению Гильфердинга), а финансовые
фирмы, такие, как пенсионные фонды или другие инвестиционные фонды в
англосаксонском мире, контролирующие гигантские объемы капитала гораздо
больше, чем любое национальное правительство, интегрирующее банки и отрасли
промышленности как части своей империи и занимающие стратегические позиции в
глобальной войне на финансовых рынках.
Эти
финансовые институты претендуют на то, чтобы быть правителями "нового
превосходного мира". Нельзя недооценивать их влияние на социальные
отношения, на политическую и культурную жизнь, на формирование массового сознания
на мировой арене.
Маркс
правильно подчеркивает в "Капитале", что отношения капитала принимает
свою наиболее внешнюю и фетишированную форму в приносящем проценты капитале. В
этом смысле глобализация финансового капитала означает глобализацию наиболее
крайних форм фетишизма, наиболее
чудовищное искажение общественного и индивидуального сознания в массовом
масштабе. Все мифы конца столетия о конце труда, непобедимости глобального
капитала, постиндустриальной эпохе, постмодернизме и т.д. имеют свою
материальную основу, заключающуюся в неконтролируемом сверхрасширении паразитического
фиктивного капитала. Наибольшее влияние
на международные и классовые отношения глобального распространения капитала
выразилось в усилении противоречий между странами, где капитал был
экспроприирован и где начался переход к социализму, и это влияние привело к краху
восточно-европейских режимов, распаду Советского Союза и повороту к
капиталистической реставрации.
Последние
события показывают, что наиболее развитая индустриализированная страна,
занятая социалистическим строительством, оказалась особо чувствительной к
новому международному окружению и давлению
глобального капитала: дальнейшее развитие наиболее динамичных секторов и
социальных образований как целого было блокировано и подорвано контролем глобальной
экономики и мировыми производительными силами империалистического капитализма.
Ни одна из глобальных экономик, связанная или изолированная от империализма, не
может игнорировать, избежать или уйти от условий, навязываемых финансовой
глобализацией.
* *
*
Господство
глобального финансового капитала отнюдь не означает, что он целиком и полностью
непобедим. Он весьма далек от этого;
дерегулирование финансовых рынков и свободные международные потоки
гигантских массивов фиктивного капитала приводят к глобализации противоречий
капитала.
Кризис
перепроизводства продуктивного капитала сопровождается кризисом глобального
сверхнакопления фиктивного капитала и создает громадную диспропорцию между
массой совокупного капитала и количеством возможной прибавочной стоимость,
интенсифицируя тенденцию к падению нормы прибыли.
Перепроизводство
раскрывает противоречивую природу капитала: с одной стороны, это
самовозрастающая стоимость, которая преодолевает любые барьеры, и с другой
стороны, оно ограничивает себя своими внутренними границами, которое определяет
капитал как производящий прибавочную стоимость.
Перепроизводство
раскрывает историческую переходную природу капитала, процессы его
самопреодоления, процессы перехода в высшую форму исторического развития
общественных производительных сил.
Диалектический
переход противоречивой сущности связан с его противоположными сторонами, он
создает напряженность между ними, крайне обостряет противоречия, открывает
альтернативные решения - либо путем
разрушения целостности сущности, либо путем радикальной трансформации.
Кризис перепроизводства подстегивает переход по ту сторону
капитала, самопреобразование капитала посредством взрыва "основной
сущности противоречия". Альтернативой исторической замены старой
социальной формации может быть только разрушение целостности, крушение
борющихся лагерей капитала и труда, варварство.
Глобализация
финансового капитала подняла на вершину противоречие между тенденцией к
универсальности и врожденными внутренними ограничениями капитала, включая
противоречие между мировым развитием производительных сил и национальным
государством. Глобальное финансовое перенакопление в конце концов привело эту сущность к взрыву.
Кризис
мексиканского песо в 1994-1995 гг. и
вновь набравшее силу массовое сопротивление социальным результатам
капиталистической глобализации (восстание Запатиста в Мексике, массовое
забастовочное движение во Франции в 1995 г., борьба рабочих в Южной Корее и
т.д.) были лишь первыми предвестниками будущих потрясений. Действительно,
мировое финансовое потрясение началось с краха 1997 г. в Азии.
Оно
не представляло собой ни региональное явление - продукт
"неправильного" поведения капитализма на данной территории, ни его
временное отклонение. Это было определенное проявление мирового процесса:
напряженность, создававшаяся десятилетиями, накопление фиктивного капитала
преодолели все препятствия экспансии капитала и привели к взрыву. Началась
дезинтеграция сверхраздутой финансовой структуры.
Международная
природа и динамика финансового урагана, охватившего Азию в 1997г., проявились в
драматическом развитии событий, последовавших за ней: дефолт в России в
августе 1998 г., разрушение Управления долгосрочным капиталом (LTCM)
крупнейшего хеджевого фонда в мире, существующего на Уолл-стрите, падение
национальной валюты Бразилии в начале 1999 г.
Пример
LTCM показывает, что "матерью всех мыльных пузырей" является
Нью-Йоркская фондовая биржа. Америка, центр мирового капитализма, является
центром кризиса как такового.
Будучи
весьма далекой от парадигмы
расширяющейся экономики, Соединенные Штаты - страна, имеющая самую большую
задолженность в мире, с астрономически
высокими государственными, корпоративными и потребительскими долгами,
осуществляла накопления именно посредством раздувания уолл-стритских
"мыльных пузырей". Огромные потоки иностранного, особенно японского
капитала, покупавшего векселя Казначейства и другие финансовые инструменты
помогли им временно справиться с дисбалансом США. В настоящее время кризис в
Японии и обратная направленность в движении капиталов к японской метрополии,
усиление иены относительно доллара США
после мая 1999 г. стали оказывать угрожающее влияние на американскую экономику
и в дальнейшем дестабилизировали всю мировую экономическую ситуацию в целом.
Глобализация
создала условия взаимозависимости, при которых ни одна страна в мире, даже самая
сильная с экономической точки зрения, не обладает иммунитетом против раскручивания
спирали международного кризиса. Соединенные Штаты и другие страны-метрополии
мирового капитализма, несмотря на свои защитные меры и возможность
"экспортировать" кризис за рубеж, являются
"невралгическими" центрами глобальной финансовой системы и кризиса
перепроизводства капитала, "матерью всех кризисов", и по этой причине
они весьма уязвимы.
Так
называемые всемогущие глобальные рынки показывают, что они не являются "невидимой
рукой", которая регулирует экономику, но служат источником глобальной
дерегуляции социально-экономической жизни человечества.
Благоприятные
предсказания развития мировой экономики в 2000 г., высказанные в докладе МВФ,
не могут скрыть реальность. (Так или иначе, после провала предсказаний развития
экономики стран Восточной Азии, которые не были сделаны накануне и даже во
время краха 1997 г., прогнозы МВФ об их кредитоспособности провалились).
Серия
финансовых потрясений на глобальных рынках начиная с 1997 г. четко
демонстрирует, что финансовая глобализация не может преодолеть мировой кризис
начиная с крушения Бреттонвудской валютной системы, и в настоящее время это кризисное
состояние усугубилось.
Даже
высшие стратегические успехи капитализма периода последней фазы глобализации -
дезинтеграция Советского Союза - превратили радужные мечты империалистического
Запада в кошмар. Первоначально этот распад породил ненормальное политическое
доверие к мировому капитализму и импульс для дальнейших финансовых спекуляций,
основанных на ожиданиях быстрого и выгодного для западных интересов перехода
бывшего Советского Союза и восточной Европы к капиталистическому рынку.
Однако, спустя десятилетие, ситуация выглядит весьма хаотичной и Россия
предстает как "черная дыра, готовая проглотить Запад" согласно
заявлению пресловутого Джорджа Сороса ...
Два
основания поствоенного порядка капиталистического мира - Бреттонвудская валютная система и особенно
созданный Ялтинскими соглашениями Европейский геополитический порядок
провалились: первый в 1971 г. и второй в 1989-1991 гг. Вместе с ними равновесие
в мировой экономике и политике было разрушено.
Капитализм
как целое нуждается в установлении нового мирового равновесия, без его
воссоздания социальная система будет находиться в опасности. Его наиболее
развитая форма - американский
капитализм - всегда основывался на внутреннем равновесии, находящимся под его
гегемонией. Вся риторика нового
мирового порядка (даже в терминах риторики
Третьего Рейха) выражает в извращенном виде новые системные нужды американского
и мирового капитала.
Для
выполнения этого должны быть решены три взаимосвязанные международные проблемы:
a.
должен быть преодолен кризис перепроизводства капитала (и предметов
потребления);
b.
должны быть установлены новые гегемонистские отношения между Америкой, Европой
и Японией после окончания холодной
войны;
c.
обширные территории от Центральной Европы до России и Дальнего Востока, там,
где был экспроприирован в прошлом капитал, должны быть вновь включены в мировой
капиталистический рынок.
Новые
условия, созданные глобализацией, определяют в самой большой степени решение
каждой из этих проблем.
Каждый
кризис перепроизводства ведет к усилению конкуренции и внутриимпериалистических
противоречий. Но в настоящее время антагонистический характер решения кризиса
перепроизводства за счет конкурента превратился в борьбу за гегемонию над
глобальной экономикой, глобальными рынками в гораздо большей степени, чем
борьба за гегемонию над территорией. Далее, контроль, даже военная оккупация
территорий, не исчез (существует множество ужасающих примеров, начиная с Африки
и заканчивая Балканами!).
Но
это подчиняется необходимости: только капитал, который способен сражаться и
побеждать в контроле над стратегическими позициями в глобализированных рынках,
будет преобладать и выживать. Мегаслияния гигантских банков и компаний в передовых
капиталистических странах являются полем борьбы в глобальной экономической
битве. В то же время они являются проявлением
самого кризиса, концентрация и централизация капитала противодействуют тенденции
к падению нормы прибыли.
Глобализация
оказала мощное влияние на региональную и континентальную интеграцию и
формирование конкурирующих многонациональных блоков, таких как Европейский
союз, Североамериканское соглашение о свободе торговли и Азиатско-Тихоокеанское
экономическое сотрудничество.
Борьба
за гегемонию над глобальной экономикой господствует и осложняет конкуренцию
между Америкой, Европой и Японией в период после окончания холодной войны.
Весьма
опасным и дезориентирующим упрощением является взгляд, что монополярный мир -
это такой мир, где преуспели только Соединенные Штаты в установлении нового мирового порядка. Даже Генри
Киссинджер был вынужден признать, что существует острое противоречие между
американской политическо-военной гегемонией и ее экономическим упадком.
Финансовая глобализация и неолиберализм, начавшийся с "рейганомики",
превратили Соединенные Штаты из крупнейшего экспортера в крупнейшего импортера
капитала, поскольку это было вынужденной мерой, уравнивающей дисбаланс
национальной экономики и иностранного капитала. Несмотря на свою относительную
гегемонию, экономика Соединенных Штатов стала более зависимой от ее конкурентов
и более чувствительной к любым крупным потрясениям в глобальной экономике. Для
поддержания своей гегемонии Америка заключила ряд новых международных
соглашений со своими конкурентами, особенно с такими глобальными
экономическими институтами, как Международный валютный фонд, Мировой банк и
Мировая торговая организация, с целью построения новой системы международных
отношений, "где НАТО является ядром" (используя постыдное выражение
американских властей для оккупации Косово многонациональными силами ...).
Для
установления новой основы мировой гегемонии Америка, помимо всего
вышеуказанного, добилась успехов в проведении курса завоевания и контроля над
обширным пространством, прежде называемого социалистическим лагерем, ныне
называющегося жадными западными бизнесменами "дикий Восток" ...
* *
*
Установление
мирового равновесия необходимо для воспроизводства глобализированного
капитализма, но оно не может быть достигнуто без восстановления мировых цепей
империализма, которые были порваны в результате серии ослабления связей в 1917
г. и после Второй мировой войны.
В
1989 – 1991гг. империалистическая мысль Запада полагала, что реставрация
наконец в их руках, а десятилетием позже эйфория сменилась пессимизмом и даже
паникой. Дефолт в России в августе 1998 г. был критическим моментом в
драматическом изменении подхода: наиболее ярые сторонники неолиберализма и
капиталистической реставрации были вынуждены публично признать, что переход России к рынку не только не проходит
хорошо, но даже и не начался! Год спустя после дефолта один из самых больших
скандалов, связанных с отмыванием денег, в "Bank of New York" развеял
"все оставшиеся иллюзии об эффективности поддерживаемых Западом реформ в
России" так писал британский "Economist" в своей редакционной
статье.
Несмотря
на систематическое разрушение структур "старой" системы и жизненных
стандартов миллионов людей, обширную криминальную конфискацию государственной собственности, вторжение иностранного
капитала, непрекращающиеся денежные инъекции путем займов Международного
валютного фонда и в равной степени непрекращающийся переток более 200 миллиардов
долларов США из страны на секретные банковские счета в Швейцарии, Франции,
Англии, Соединенных Штатах и т.д.
переход к рынку в России
оказался провалом, трагедией и фарсом.
Теперь
наиболее агрессивные и влиятельные империалистические круги Запада убеждены,
что единственный жизнеспособный капитализм, который может быть восстановлен на
"диком Востоке", должен носить полуколониальный характер с местной
правящей компрадорской буржуазией.
Исходя
из этой ужасающей "рабочей гипотезы", НАТО распространяется на
Восток, к границам России, развязывает варварскую войну на Балканах, имея
первую, но не последнюю цель - Югославию, меняет свою стратегическую
концепцию и превращается в соответствии
с этим в глобальное агентство интервенции и репрессий, "империалистическую
машину контрреволюции и господства в мировом масштабе, необходимый инструмент
позорного нового мирового порядка".
Агрессия
НАТО на Балканах - первый акт драмы: начало серии войн по реколонизации,
включающей в себя части существующих государств, установление протекторатов,
немощных призрачных государствишек и государств-гарнизонов.
Империализм
в своей новой фазе глобализации, находящийся в кризисе, - это не только
реакция, но также и варварство во всех сферах.
Однако
впадение в глобальное варварство не представляет неотвратимую судьбу.
Напротив, это проявление исторического упадка капиталистической системы как
таковой. Чем больше это сталкивается с историческими ограничениями, тем более
насильственный и деструктивный для человеческой жизни и культуры характер они
приобретают.
Эпоха
упадка социальной системы – это эпоха перехода: переход может быть успешно завершен к системе высшего порядка или
он будет заторможен и даже блокирован, и тогда возникнет кризис перехода,
особенно если этот кризис поддерживается, и в этом случае проявятся все
разрушительные тенденции исторической регрессии и варварства.
Глобализация
одновременно и движущая сила, и проявление перехода. Два существенных процесса
демонстрируют это.
a.
Глобализация ведет и проявляется в упадке закона стоимости - основного закона
действия капитализма и поэтому является глубочайшим выражением падения системы
как таковой: процесс мирового расширения капитала ведет к универсальной
взаимосвязанности экономики, социализации труда, которые означают отрицание
его стоимостной формы существования.
Глобализация
ведет и проявляется в падении национального
государства - колыбели капитализма и неотъемлемого инструмента политической и
экономической мощи, необходимой суперструктуры капиталистических
производственных отношений.
Нет
сомнения, что историческая форма национального государства находится в кризисе
и его функции изменяются. Ни одно национальное правительство и национальное
государство не могут изолировать себя от мировой экономики или от влияния свободных
международных потоков транснациональных капиталов. Но в то же время было бы неверно полагать, что национальное государство отжило свой век и
похоронено, как считает большинство аналитиков (и апологетов) капиталистической
глобализации.
Национальные
правительства в первую очередь инициировали дерегулирование и либерализацию
рынков и создавали финансовому капиталу возможности для действия на
международной арене для усиления позиции каждой империалистической страны в
мировой экономике.
В
региональных и континентальных блоках, созданных под влиянием капиталистической
глобализации, обычно бывает одна доминирующая национальная держава, хотя это
может быть больше, чем одно национальное государство, борющееся за доминирование
в блоке. Существует реальное противоречие: интернационализация экономической
жизни преступает ограничение национального пространства и создает кризис в
национальном государстве; с другой стороны национальное государство и его противник
– глобализация, взаимно поддерживают этот кризис, но они не могут ликвидировать
друг друга в рамках структуры капитализма.
Ликвидация
капиталистического национального государства внутри мировой капиталистической
системы национальных государств представляет простую фазу перехода к новой
форме общества - мировому коммунизму.
Оба
противоречия - между глобализацией и падением закона стоимости и между
глобализацией и устаревшим национальным государством - не только неразрешимы в
рамках капитализма, но именно эта
неразрешимость является мощным источником общей неустойчивости и
слабости системы как целого.
Каждая
попытка капитализма восстановить новое мировое равновесие превращается в новый
фактор дальнейшего раскола и дестабилизации.
Существует
еще один более важный момент: на каждом таком шаге углубление социальных
противоречий развязывает огромные социальные силы сопротивления и
противодействия капиталистической глобализации. Это появление новой радикализации
эксплуатируемых, угнетенных и исключенных все более ясно выходит на
поверхность по мере истощения процесса финансовой глобализации, начиная с
середины 90 гг. особенно в Латинской Америке, Европе и Азии.
На
этой новой стадии в международной классовой и антиимпериалистической борьбе
правящие классы приходящего в упадок капитализма не имеют экономической
стратегии: неолиберализм исчерпал себя; возвращение к кейнсианству предотвращается
размерами кризиса перенакопления капитала.
Поэтому
этот стратегический тупик, варварство системы в ее историческом распаде
выходит на поверхность. Это совершенно ясно показано в циничной статье Томаса
Фридмана в журнале "Нью-Йорк Таймс", которая была опубликована в
начале бомбардировок НАТО Югославии: "скрытая рука рынка никогда не действует
без скрытого кулака - МкДоналд никогда не может процветать без McDonnell
Дугласа, создателя самолета F-15. И скрытый кулак, поддерживающий мировую безопасность
технологий Силиконовой долины,
называется армией, военно-воздушными силами, военно-морским флотом и
корпусом морской пехоты США".
Но
этот "железный кулак", который вовсе не является скрытым, не может
быть отменен силой или указами внутренних противоречий глобального
капитала, не может отменить кризис или
восстание миллионов и миллионов своих жертв на всех континентах земного шара.
Это самые противоречивые силы исторического
перехода, которые толкают капитал в глобализированный кризис, на поиски
варварского нового мирового порядка , к которому они стремятся и при котором
живой труд превращается в международную революционную субъективность - мировую
силу, способную изменить мир.
Как
докажет история, глобализация будет повивальной бабкой Мирового Социализма XXI века!