V.ЭССЕ
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ВЕРА В ТОРЖЕСТВО
СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Валентин Мамутов
Отмечая
стопятидесятилетие Коммунистического манифеста, мы должны
констатировать, что первая партия, возглавившая в начале ХХ века революцию,
направленную на осуществление коммунистических идеалов, - Коммунистическая партия
Советского Союза - к концу XX века исчерпала свой революционный заряд
/потенциал/ и потерпела поражение в холодной войне с антикоммунистическими
силами. Поражение КПСС повлекло за собой отстранение коммунистов от власти во
многих странах, нанесло ущерб мировому коммунистического движению, дало повод
противникам коммунизма говорить о его крахе и как теории, и как практики
переустройства общества.
Но потерпели ли крах
коммунистическая вера, коммунистические идеалы, открыто изложенные перед всем
миром в Манифесте 1848 года? Разумеется, нет. Эту веру, эти идеалы продолжают
исповедовать десятки миллионов людей во всем мире, в том числе и в государствах, которые возникли на базе
бывших республик Советского Союза, разваленного усилиями США и мировых
реакционных кругов с помощью доморощенных пособников и предателей.
Опыт истории свидетельствует о том,
что идеалы, вера вообще не могут быть уничтожены. Особенно, если речь идет о
вере десятков, а возможно, и сотен миллионов людей. Вера в социальную
справедливость вполне уживается и с верой в Бога, но может иметь место и без
веры в Бога. И если, невзирая на длительную массированную антикоммунистическую
пропаганду с использованием мощных современных средств воздействия на психику
людей, превращающих пропаганду в истерию, коммунистические партии продолжают
действовать во всем мире и миллионы избирателей отдают голоса за коммунистов,
то совершенно ясно, что идеи коммунизма, вера в торжество социальной
справедливости не утрачены. Да и не могут быть утрачены, ибо отвечают жизненным
потребностям широких масс во всем
мире. Отражая объективный процесс развития человеческого общества, коммунизм
выступает не только в качестве научной теории, но и как идеал и вера.
Сейчас уже не
вызывает сомнений, что Советский Союз
сознательно разваливался
внешними силами, которые стреми-
_______________________
Мамутов Валентин
Карлович. - д. ю. н., академик НАН Украины (Донецк)
лись, с одной стороны, убрать
сильного в экономическом и военном отношении соперника с мировой арены, а, с
другой стороны, подорвать материальную базу распространения коммунистических
идей и дискредитировать, оказавшийся весьма заразительным, советский
пример их реального воплощения в жизнь. Бывший директор ЦРУ Р. Гейтс публично
заявлял: "Советский Союз ни экономическим давлением, ни гонкой вооружений,
ни тем более, силой не возьмешь. Его можно разрушить только взрывом изнутри. И
мы принимаем меры". И США принимали меры. Конгресс открыто выделял
ежегодно до 20 млрд. долларов "на операции в Восточной Европе". А
руководство КПСС благодушествовало, дезориентировало партию и народ, пропагандируя
классовый мир и не принимая эффективных мер к "взрыву изнутри"
военно-финансовой империи США, целенаправленно подрывавшей Советский Союз и
созданное им социалистическое объединение стран. "Политика в отношении
СССР и его союзников, -
торжествующе заявлял Б. Клинтон, - убедительно доказала правильность взятого
нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира. Да, мы затратили на
это многие миллиарды, и они уже близки к тому, что у русских называется
самоокупаемостью". По оценкам английских специалистов, Соединенные Штаты
действительно выигрывают более 50 млрд. долларов в год от развала СССР. К тому
же имеют от этого и политический капитал.
Целенаправленная борьба с первой
страной социализма велась силами мирового империализма с первых дней советской
власти вплоть до ее последних дней в СССР. Поэтому модное у нас после войны
ерничание по поводу реальности так называемых "агентов империализма"
и "агентов влияния", как теперь выяснилось, было проявлением
элементарной наивности или просто глупостью. Были такие агенты в действительности.
Есть они, разумеется, и сейчас. Да и "непролетарское" происхождение
новой "элиты" дало о себе знать.
США и доминирующие в них финансовые
круги отслеживали и отслеживают все происходящие в мире процессы и быстро
реагируют на все, что может как-то негативно отразиться на их интересах.
Реагируют любыми методами вплоть до насильственных и притом в мировом масштабе.
Образно высказался на этот счет автор в газете "Зеркало недели":
" складывается впечатление, что где-то за пределами Украины существует политический
центр, который внимательно отслеживает события в Украине, при необходимости их
"корректирует", подставляя грабли, на которые мы все время
наступаем" (1). Примеры этому видны повседневно: Ливия, Ирак, Иран,
финансовая диверсия в Юго-Восточной Азии, разрушительные
"рекомендации" в странах СНГ и т.п.
Но вся эта антисоветская и антикоммунистическая политика подтверждает,
что мерами только идейного характера коммунизм одолеть нельзя. Ничего лучше,
чем коммунистические идеалы, берущие свое начало в античной философии, в
христианском и других вероучениях, человечество пока не выработало. Будучи не способны противопоставить этим
идеалам другие, которые бы привлекли большинство людей, противники
коммунистических идеалов пытаются искоренять их насильственными методами и
беспардонной клеветой. Но исторический опыт свидетельствует о бесполезности
таких методов. Можно физически уничтожить носителей идей. Но идеи, дух
остаются. Они продолжают витать как непременный элемент ноосферы.
Коммунистическая вера неистребима,
ибо имеет глубочайшие корни в человеческом мировоззрении. Иерей
Троице-Сергиевой лавры отец Павел Флоренский, гонимый советской властью, писал
в 1919 г.: "Идея общежития как совместного жития в полной любви,
единомыслии и экономическом единстве, назовется ли она по-гречески киновией или
по латыни коммунизмом ... была водружена и воплощена в Троице-Сергиевой лавре
Преподобным Сергием и распространялась отсюда, от Дома Троицы...". Можно
сказать, что идея коммунизма воплощается в принципах и уставах монастырской
жизни и в настоящее время, но выходит далеко за их пределы.
Что же может противопоставить этим
идеалам рыночная экономика, в которой по определению господствует антихристианская,
а следовательно, и антикоммунистическая мораль - корысть, эгоизм, жадность.
Даже Сорос называет созданную в последние годы на волне антикоммунизма в России
и копируемую нашими руководителями систему грабительской (2), а первый
вице-премьер РФ Б. Немцов окрестил ее бандитским капитализмом (3). Кто же может утверждать, что идеалы
такой системы привлекательней идеалов коммунизма? Можно сказать, что не везде
капитализм таков. Да, после и под влиянием социалистических революций он
изменился в лучшую, соответствующую идеалам коммунизма сторону. Но после
устранения СССР и его социалистических союзников уже наметилась тенденция к ликвидации
социальных завоевании, к "одичанию" и к "бандитизации"
общества. Поэтому борьба за утверждение социалистических и коммунистических
идеалов во всем мире продолжается. И будет продолжаться. Идеи не умирают.
Особенно такие, которые отвечают объединительным тенденциям развития человечества
на Земле и противостоят тенденции раздробленности по этническим и религиозным
признакам.
Коммунизм
- это не только идеи и
идеал. Это еще и широко распространенное вероучение, своего рода синтезирующая
“нерелигиозная религия”. Коммунизм - мировоззрение интернациональное, мирового
масштаба, истоки которого уходят в глубокую древность. Оно получило
распространение во всех странах: и там, где большинство населения исповедовало
христианство, и там, где большинство населения исповедовало другие религии.
Коммунизм как мировоззрение и философско-этическое учение является синтезом
рационального зерна многих философских учений и религий, он вобрал в себя,
воплотил и выразил в своем моральном кодексе все то позитивное, что было
выработано человечеством и нашло отражение в моральных требованиях мировых
вероучений. В этом плане коммунизм - это не только революционная теория, но и
морально-этический закон, кодекс представлений о социальной справедливости, вероучение,
которое синтезирует религии, не растворяясь в какой-либо из них.
Коммунизм, с одной стороны, -
явление интернациональное, а с другой, - детерминированное историей каждой
страны, поэтому, как писал Н.А.Бердяев, русский коммунизм, с учетом
исторических особенностей России, к числу которых относились приверженность
большей части населения к восточной ортодоксальной христианской церкви, принял
форму ортодоксально-коммунистической веры.
Само определение коммунизма - атеистического
учения - как веры звучит парадоксально. Но так ли уж оно неверно? Лежащее в
основе коммунистического мировоззрения диалектико-материалистическое учение
исходит из того, что мир познаваем, но познание мира - процесс бесконечный,
всегда остается еще не познанное. Если следовать логике древнего философа - "мы знаем, что мы
ничего не знаем" - непознанное столь же бесконечно, как и процесс
познания. Стало быть, рядом с научным знанием всегда остается место для веры во
что-то еще не познанное. Так что и коммунисты верят. Они верят примерно в то же
самое, что и православные - в возможность "царства божия в условиях
земных". Просто бог для них - это торжество справедливости, разума,
объективной закономерности развития, средоточие воли и энергии, направленных на
достижение гуманных целей. Они верят в то, что "все действительное
становится разумным, а все разумное становится действительным". Ведь, как
известно, у марксизма были источники в странах разных христианских
конфессий: во Франция, в Англии, в Германии.
А коммунизм возник задолго до марксизма и имел общие с христианством источники.
Одним из таких источников в странах Средиземноморского бассейна было учение
Платона, т.е. учение, сформировавшееся еще в пятом веке до нашей эры. Мы
характеризуем философскую сущность этого учения так же, как характеризуем
философию Гегеля - объективный идеализм. И в марксизме есть что-то от
объективного идеализма - от ее немецкого философского источника и французского
утопизма. Утопией, мечтательностью "грешил" и Платон. И в то же время
"влияние Платона и неоплатонизм оплодотворили богословскую мысль восточных
учителей церкви". Если до Платона идеал искали в "золотом веке"
прошлого, то Платон первый обратил свои мысли к счастливому будущему.
Родство коммунистического мировоззрения
с ранним христианством (в частности с хилиастическими идеалами) не вызывает
сомнений. И в других религиях заложено что-то родственное христианству, в
частности его "коммунистическим элементам". Есть родственные черты с
буддизмом, который иногда называют “нерелигиозной религией” и с конфуцианством
как морально-этическим учением.
Наличие общих черт у
коммуно-социалистической идеологии и христианства вообще, видимо, не вызывали
сомнений у тех, кто изучал эту проблему. Так, Эрнест Ренан писал, что новая
секта - христиане - "развивая взгляды очень схожие на те, которые теперь
называются социалистическими, положила твердое основание, на котором она должна
была в будущем покоиться" (4). Далее он отмечал, что "христианский
коммунизм имел религиозное основание, тогда как современный социализм этого
основания не имеет" (5).
Сформулированный в программе КПСС,
принятой на XXII съезде, моральный кодекс коммунизма, достаточно близок всем
религиозным и нерелигиозным морально-этическим учениям. Разумеется,
"степень родства" или степень близости различны. Есть, конечно, и
ощутимые расхождения. Но есть и общий
знаменатель или общее рациональное зерно.
Говоря о
коммунистическом мировоззрении в бывшем СССР, построенном на руинах Российской
империи, нельзя забывать о том, что на протяжении всего XIX века в России была
непреодолимая склонность к социализму и все подготовляло увлечение коммунизмом
(6). Интересно, при этом, что увлечение идеями социалистов-утопистов Сен-Симона
и Фурье в России было большим, чем во Франции, а первыми марксистами в мире
были русские, в частности помещик Н.И. Сазонов (I8I5-I862) (7).
С XIX века предпринимались попытки
соединить католичество с утопическим социализмом, христиански обосновать социализм.
Сформировалось течение христианского социализма, развившееся в XX веке.
Развился в ХХ веке и исламский социализм.
Элементы коммунистического
мировоззрения проявляются в возникновении и функционировании монастырей, ряда
городских коммун периода средних веков. Что, собственно говоря, представляет из
себя монастырь? Община, которая в зависимости от устава в большей или меньшей
мере содержит коммунистические элементы раннехристианских общин. С конфуцианством
коммунизм роднит проникновение во все поры жизни. С буддизмом - и это, и
монастыри.
Н.А. Бердяев писал, будучи в
эмиграции в 1937 г., что в социально-экономической системе коммунизма есть
большая доля правды, которая вполне может быть согласована с христианством, во
всяком случае более, чем капиталистическая система, которая есть самая
антихристианская (8).
Какие, собственно, выводы для
настоящего можно сделать из сказанного?
Прежде всего, нет оснований
противопоставлять социализм-коммунизм и христианство (как и другие религии).
Социализм-коммунизм, как и христианство, роднят Украину со странами Европы,
особенно со странами южной Европы, где сочетается распространенность
коммунистических идей с православием.
Коммунизм считал религией не только
Бердяев. Об этом пишут и современные авторы. Отмечается, например, что "невозможно
отрицать тот факт, что вскоре после смерти Ленина, а, скорее всего, еще раньше,
марксизм-ленинизм превратился по сути дела в религиозную систему, причем сразу
же заявившую претензии на статус государственной. Хотя сам Ленин резко возражал
против такого рода претензий, о чем совершенно однозначно свидетельствует его
резкая полемика против богостроительства Богданова ... и многие другие
документы". (9) И далее: "Тем не менее что произошло, то произошло.
Марксизм-ленинизм обрел статус государственной религии, структура которой едва
ли не целиком копировала христианскую" (10). Несмотря на декларируемый
атеизм, марксизм-ленинизм "приобрел явно выраженные культовые черты: свое
священное писание, свое богословие, в котором цитаты из священного писания
весомее любых ссылок на опыт или иные источники, свои апостолы, святые и
мученики, свои еретики и своя святейшая инквизиция". "Могло ли быть
иначе во времени ранних социалистических революций - вопрос сложный. Во всяком
случае, история всех великих революций, не исключая и христианской, говорит о
том, что до сих пор подобное являлось скорее правилом, чем исключением"
(11).
Самими
социал-демократами, а затем и коммунистами признавалось, что социалистическое
учение возникло как утопия, то есть как вера в светлое будущее, в "рай божий в условиях земных". Провозглашение развития утопии в науку не
означало отказа от веры в светлое будущее. Вера продолжала присутствовать.
Если рассматривать коммунистическое
учение с позиций духовных, с позиций оценки его не только как научного и политического
учения, но и как учения религиозного, то его можно оценить как надрелигию, как
попытку синтеза всего представляющегося ценным (с позиций передовой
общественной мысли XIX-XX веков) в других мировых религиях. Не случайно моральный
кодекс коммунизма, включенный ХХП съездом КПСС в Программу партии, очень
напоминал заповеди основных религий.
Коммунистическое (социалистическое)
учение, сформировавшееся в Европе, где сменяли друг друга эпохи ренессанса,
просвещения, религиозной реформации, становления рабочего движения, приобрело форму антирелигии - атеизма. Место
Бога в этой антирелигии заняла сначала Абсолютная идея, Абсолютный разум, затем
- Объективная закономерность развития. Но это также своего рода монотеизм.
Сходное духовное явление наблюдалось
в тот же период времени в Азии, возникает бахаизм - Вера Бахаи (по терминологии
Большой Советской энциклопедии - бехаизм). Представители этого учения
рассматривают его как независимую мировую религию, не являющуюся сектой одной
из прочих вер. Бахаизм учит, что религиозная истина не бывает окончательной -
она последовательна: Бог воспитывает человеческий род через пророков, которые
являлись во все времена и будут являться впредь, чтобы руководить судьбами
людей. Моисей, Зороастр, Будда, Христос, Мухаммад, а в новое время и основатель
бахаизма - Баха-Улла, сосланный в Акку в 1868 г., - в числе божественных
воспитателей, принесших миру одно и то же фундаментальное учение, но в то же
время открывавших принципы и законы, отвечающие потребностям века, в котором
они явились. Что же утверждает эта исторически новая синтетическая религия? Она
утверждает единосущность Бога, признает единство его пророков и проповедует
единство и целостность всего человеческого рода. Она провозглашает, что
человечество должно объединиться, что это объединение неизбежно и уже постепенно
осуществляется. Бахаизм предписывает своим последователям самостоятельно искать
истину, осуждать любые проявления суеверия и предрассудков, объявляет религию
инструментом дружбы и согласия, провозглашает фундаментальную гармонию веры с
наукой и признает, что религия - важнейшее средство установления мира в
человеческом обществе и упорядочения его развития. Бахаизм безоговорочно
поддерживает принцип равных прав и возможностей для женщин и мужчин, настаивает
на обязательном образовании, предписывает единобрачие, не одобряет развода,
возвышает всякую работу, выполняемую в духе служения, до уровня богослужения,
утверждает необходимость создания международного вспомогательного языка либо
избрания в качестве такового одного из существующих, намечает черты институтов,
которые установят и будут поддерживать всеобщий мир. Девизы бахаизма:
"Земля - единая страна, все люди - ее граждане", "Пусть гордится
не тот, кто любит свою страну, но тот, кто любит весь человеческий род".
Это по существу - интернационализм, утрата которого в практической политике
КПСС стала одной из причин ее поражения в I990-I99I годах.
Коммунистическое (социалистическоег) учение сформировалось в
христианско-иудейской духовной среде. Бахаизм - в мусульманской. Провозвестник
веры Бахаи-Баб был казнен за свое учение в Тебризе в 1850 г., основатель веры -
Баха-Улла был выслан из Персии, затем из Турции, подвергался репрессиям со
стороны мусульманских правителей.
Как видим, между атеистическим
коммунизмом, сформировавшимся в Европе, и религиозным бахаизмом, сформировавшимся
в то же самое время в Азии, есть немало общих черт, связанных с их
синтезирующим характером по отношению к канонам традиционных религий.
Интересно, что после
провозглашения государства Израиль Акка оказалась на его территории рядом с
Хайфой. В связи с этим на Святой Земле трех религии оказались главные святилища
и впечатляющая штаб-квартира новой
синтезирующей религии - бахаизма. Останки
Баба покоятся в храме с золотым куполом, возвышающимся над Хайфой на склоне библейской горы Кармель, превращенной в
огромный парк. Приверженцы бахаизма утверждают, что их религия - вторая самая
широко распространенная в мире. Они считают, что учение Бахаи удовлетворяет
потребности не только наследников культур Запада, но и других народов, которые
все увереннее занимают свое место в сообществе наций. Но разве нельзя сказать
то же самое о коммунистическом
(социалистическом) учении? Коммунистическое мировоззрение синтезирует все
предшествовавшие ему в глобальном мировом масштабе. Именно поэтому, как говорил
В.И.Ленин, коммунистом можно стать, лишь обогатив свою память знанием всех тех
богатств, которые выработало человечество. Коммунизм - глобальное учение. Как
уже указывалось выше, к нему следует относиться не только как к революционной
теории, но и как к "нерелигиозной религии", морально-этическому
учению, заслуживающему не меньшего уважения, чем различные религии. Признание
Конституциями свободы совести распространяется и на коммунистическое
мировоззрение. Коммунисты вправе как и все другие мировоззренческие течения
иметь свои храмы, своих проповедников, свои общины. Известно, что религии
называют и учением, и законом. Киевский князь (каган) Владимир, например,
внедрял на Руси "греческий закон". То есть сами религии - не есть
просто вера, это нечто большее. В коммунизме это "нечто большее"
преобладает и выражается, в частности, в отрицании частной собственности на
средства производства и эксплуатации чужого труда. Но ведь это не противоречит
христианству. Учителя церкви сказали, что собственность есть кража. Св.Иоанн
Златоуст был "совершенный коммунист не коммунистической эпохи" (12). В коммунизме
обнаруживается высший суд и понимание о неисполненном христианском долге (13).
Теоретические
дискуссии о сравнительных преимуществах коммунизма и общества, основанного на
частной собственности, ведутся с незапамятных времен. Полагают, например, что
эти дискуссии получили отголосок в некоторых предсказаниях Нострадамуса -
младшего современника основоположника утопического социализма Томаса Мора (I478-I535).
Сторонники коммунизма опирались на Платона, сторонники частной собственности -
на Аристотеля. Коммунизм, восходящий к идеологии раннего христианства, играл
очень большую роль и в народных еретических движениях первой половины ХVI века (14).
Греческая поговорка
"у друзей - все общее", служившая девизом у пифагорейцев, была очень
популярна в эпоху Возрождения именно как лозунг коммунизма. Эразм Роттердамский
(I469-I536), горячо приветствовавший “Утопию” Томаса Мора, включил указанную
поговорку первой в свой сборник пословиц и поговорок (15). Был в то время и
некоторый практический опыт реализации коммунистических идей как в церковной,
так и в светской деятельности, в частности в опыте монастырей и городов-коммун.
Крайне революционная секта анабаптистов (сейчас бы ее назвали
левоэкстремистской) даже захватывала власть в г .Мюнстере - Мюнстерская коммуна
просуществовала с февраля 1534 по июнь 1535 года.
Сказанное еще раз
свидетельствует о том, что коммунизм - это не выдумка большевиков, возглавивших
Великую Социалистическую революцию 1917-1957 годов, а давно возникшее и
всемирно распространенное мировоззрение, родственное многим вероучениям.
История - результат
взаимодействия, равнодействующая многих факторов, многих сил. Равнодействие разных
сил обеспечивает "золотую
середину" развития, такой его ход, когда все разумное становится
действительным; коммунистическое мировоззрение
- один из важнейших факторов
этого развития. Попытки его устранения обречены на провал, но они мешают
разумному становиться действительным, задерживают процесс превращения разумного
в действительное и тем самым вносят деструктивные элементы в историю. Репрессии
против первых христиан в Риме не остановили распространение христианства.
Репрессии фашистов против коммунистов в Европе не остановили развития
коммунистического движения. Поражение коммунистических партий социалистических
стран Европы в мировой "холодной войне" 1945-1991 годов, которую уже окрестили третьей мировой войной,
не уничтожило ни коммунистического мировоззрения, ни коммунистического
движения. Поражение потерпели не идеалы, не вера, а неверие руководящих кругов
в возможность реформирования без развала. У власти на волне охлократии
оказались некомпетентные люди, не знающие, как управлять экономикой, не знающие
ни истории, ни географии, неграмотные в геополитическом плане. Как оригинально
определил причины нелепого поведения высших руководителей один донецкий
ученый, - "они плохо учились в сельской школе". Внешние силы помогли
дезорганизовать общество и вытолкнуть к руководству горбачевых и ельциных, явно
к такому делу непригодных. И нет сомнений в том, что всемирное движение за
социальную справедливость, за движение к идеалу, суть которого в создании
"царства божия в условиях земных" или "тысячелетнего царства
Христа", будет продолжаться. Такова закономерность, таково требование
Абсолютного разума.
Нет ничего тайного, что не стало бы явным.
Теперь, когда появились кварталы частных трех-четырехэтажных домов и масса
“иномарок”, стало ясно "кому это выгодно": тем, кто организовал
пропаганду и агитацию за устранение от
власти коммунистов, которые якобы имели несоразмерные выполняемой работе
преимущества или так называемые "привилегии". Наворованное, а не
заработанное, богатство нынешних нуворишей во много раз превосходит все те
"привилегии". Уровень же благосостояния тех, кто живет на
заработанные трудом деньги, резко снизился. За спиной демагогов, хамелеонов и
крикунов 1989-1991 годов стояли те, кому нужны были нынешние нувориши и те, кому нужно было
уничтожить Советский Союз.
Интересно отметить, что одной из
движущих сил антикоммунистической контрреволюции в ряде европейских стран в
конце второго тысячелетия н.э. была та же сила, что подвигла европейцев на
крестовые походы на Ближний восток в начале этого тысячелетия: "одна из
побуждающих причин крестовых походов - рассказы паломников об обилии лавок,
рынков и товаров на Ближнем востоке" (16).
Так называемая деидеологизация
привела к тому, что действия одной части населения стали хаотичными, безыдейными,
другая часть ищет глобальную идею, которая могла бы объединить народ, третьи
избегают высказываний, за которые их могли бы упрекнуть и даже обвинить (это
при плюрализме-то!) в приверженности к коммунистическому мировоззрению. Между
тем отвергать коммунистическое мировоззрение или налагать табу на него - это
значит духовно обеднять народ. Даже если это мировоззрение отвергается, то
проповедь его наряду с другими учениями поможет выработать ту равнодействующую,
ту золотую середину между крайностями, которая необходима для выработки
взвешенной практической политики.
Интересное наблюдение относительно
отношения к марксизму в развитых странах Европы в наши дни приводит
Г.С.Лисичкин. Он побывал в Австрии -
расположенной поблизости высокоразвитой стране с высоким жизненным
уровнем населения и большой социальной защищенностью тех, кто в этом нуждается.
На государственном гербе, запечатленном на любой монетке, т.е. для общего
сведения всех, - орел, на лапах которого беспомощно повисли порванные цепи
эксплуатации и в одной из лап сжимается знакомый нам серп, а в другой - молот.
В Вене одна из центральных площадей носит имя К.Маркса, а недалеко - проспект
Ф. Энгельса. Видимо, классики научного коммунизма не помешали здесь устроить
жизнь по-человечески, а наоборот оказались добрыми помощниками (17).
К сожалению, многие
лица, относящие себя к интеллигенции, а фактически - представители богемы,
полубогемы и некомпетентные в истории и философии люди, этого не понимают. Все
их “творческие” усилия сводятся к предложениям о переименовании площадей, улиц,
даже городов. На большее знаний не хватает. В итоге, как писали "Киевские
ведомости" от 27 мая 1995 г., "перешли от всеобщей электрификации к
аварийному минимуму"(18). Не случайно "творческая интеллигенция с
московской пропиской" оценивается хорошо изучившими ее иностранцами как
"нравственные пигмеи", которые "продались, не моргнув глазом
тому, кто больше дал" (19). Поверив,
что классовый враг якобы исчез, коммунистическое движение в Европе утратило
первоначальный пафос и позволило себя обмануть мировому антикоммунистическому
фронту, который никогда с 1917 года не прекращал войны с коммунизмом. К сожалению,
нашлось у нас достаточно и дураков, и предателей. Да и просто легковерных
успокоившихся людей. А ведь предупреждали, что надо быть бдительными.
Самоуспокоились.
Перерожденцы из
руководства партии и ее огосударствленного штатного аппарата, разрушая своими
поступками и политикой веру в идеалы коммунистического учения, потеряли доверие
народа. Случилось нечто похожее на потерю доверия к католическому клиру со
стороны массы верующих в ХVI веке, что позволило Лютеру выступить против
католической церкви. Протестанство привело к "церковной перестройке",
но христианство продолжало существовать и развиваться. Также будет и с
коммунизмом, - движение к идеалу как
конечной цели будет продолжаться. Хотя, как известно, к идеалу можно приблизиться,
но достижение его - мечта. Мечта, которая необходима людям, которая озаряет,
облагораживает, вдохновляет, делает жизнь осмысленной, побуждает к активному
действию.
Необходимо также отметить, что
существование значительной группы стран ("социалистического лагеря"),
политика которых определялась коммуно-социалистической идеологией, обеспечивало
определенное плюралистическое равновесие в мировом масштабе. Это равновесие
также необходимо, ибо в противном случае воцарится идеологическая монополия,
ведущая к мракобесию. При наличии двух сверхдержав на Земле, политика которых
определялась разными идеологиями, была двухпартийная система в мировом
масштабе. Был и "третий мир". Это обеспечивало влияние
демократических и социалистических начал в международных отношениях. Проблема выбора
землянами "системы личного проживания" в двухпартийном мире в
принципе решалась. Развал СССР и "соцлагеря" означает возможность
поворота в мировом масштабе к однопартийной системе. И она может реализоваться,
если не сформируется новое сильное ядро, способное консолидировать оппозиционные
империализму США силы.
Модель, навязываемую миру
англо-американским меньшинством, бывший
генеральный- секретарь ООН д-р Бутрос Б. Гали охарактеризовал как
"эквивалент глобального однопартийного государства" (20). И по этой
причине человечество должно быть заинтересовано в оппозиционной
социалистической идеологии - она может оказаться полезной для обеспечения разумной
"равнодействующей".
Можно говорить о
двух видах социалистической идеологии на пороге XXI века:
1) коммуно-социалистическая,
рассматривающая социализм как период перехода от капитализма к коммунизму, как
первую фазу коммунизма (при этом имелись разные оценки продолжительности
переходного периода в СССР и КНР);
2)
либерально-социалистическая или социал-демократическая, рассматривающая
социализм как тенденции развития общества на достигнутом этапе развития.
Коммуно-социалистическая
идеология делала вывод о необходимости социалистической революции.
Либерально-социалистическая исходила из возможности эволюционной трансформации
капитализма в социализм. На практике социалистическая революция осуществилась и
это дало возможность эволюционной
трансформации в тех странах, в которых
прямого революционного взрыва не было. В случае усиления "глобального
однопартийного государства" может восторжествовать вывод о необходимости
еще одной революции. При наличии же идеологического плюрализма сохраняется
возможность прогрессивного эволюционного развития человечества. То, что капитализм
не может быть идеалом светлого будущего, считают не только коммунисты и
социалисты. Такого мнения придерживаются и видные деятели, которых нельзя
заподозрить в сочувствии коммунизму. Так, Папа Римский заявляет, что в социализме
есть рациональное зерно и не следует идеализировать капитализм (21). Канцлер
ФРГ Гельмут Коль считает, что в Германии, а также, например, в Швеции,
Нидерландах, Франции уже не капитализм и не социализм, а более современная
социально-экономическая система. Он считает, что "заповедь социальной
справедливости - труд должен быть надлежаще вознагражден". Это - то же
самое, что "каждому по труду", т.е. лозунг социализма,
соответствующий Библии (22).
Человечество не может существовать
без мечты, без веры в лучшее будущее, без связанных с такой верой идеалов.
Мечты не всегда сбываются. Идеалы, как правило, не достигаются. Но они
необходимы, они в основе всех вероучений, всех религий, всех общественных
идеологий. Они нужны и полезны как цели движения, как критерии деятельности,
как "контрольные эталоны", которые необходимы обществу.
Коммуно-социалистическая идеология - самая современная квинтэссенция всех
вероучений и продолжение протестантизма всех религий в XIX-XX веках. И это не просто вера, а
вера, основанная на познании общей тенденции развития человечества. Развитие
человечества и идеологий продолжается. Вопрос в том, по какому Закону
жить дальше. Не вызывает сомнений, что большинству людей ближе закон
социалистический, а не бандитско-капиталистический.
Примечания:
1. Буряк
С. Самоучитель хождения по граблям // ЗН.
25 февраля. I995.
2. См.:
Донецкий кряж. № 256. 1998. 12-18 марта.
3. См.:
Немцов Б. Хватит строить бандитский капитализм // Комсомольская правда. 29
июля. 1997.
4. См.: Ренан Э. Апостолы. Изд. 4-е. СиБ, I911. С.99.
5. Там же. С.102.
5. Бердяев
Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. С.27.
6. Там же.
С.27-28.
7. См.
цит. соч. стр.150.
8. 9.См.:
Фролов А. Приступ некрофилии // Советская Россия. 11 июня. 1997. № 67.
9. Там же.
10. Там же.
11. Бердяев
Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. С.140.
12. Там же.
С.141.
13. См.: Берзин Э. Что сбылось из предсказаний
Нострадамуса // Наука и жизнь. 1992. № 2. С.121.
14. Там же.
15. Всемирная история. Т.III. М., 1957. C. 329.
16. См.:
Лисичкин Г.С. Теория и предрассудки. М.:
Знание, 1990. Сер. "Экономика". № 9. С.6-7.
17. Киевские
ведомости. 27 мая. 1995.
18. См.: Кьеза Дж.
Прощай, Россия. М.: Гея, 1997. С.30.
19. См.: Богомолов П. Глобальная вендетта по-французски //
Правда. № II-I8. I997. С.14.
20. См.: Папская
болезнь "левизны" в Ватикане // Комсомольская правда. 19 нояб. 1993.
21. См.: Коль Г.
Про рішення Федерального уряду, покликані забезпечити високу зайнятість та
економічний розвиток Німеччини. Deutchland, 1996. № 3. С.3.
22. См.: Буряк С.
Самоучитель хождения по граблям // ЗН. 25 февр. I995.