КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ВЕРА В ТОРЖЕСТВО
Начало Вверх

V.ЭССЕ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ВЕРА В ТОРЖЕСТВО

СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Валентин Мамутов

Отмечая стопятидесятилетие Коммунистического манифеста, мы должны констатировать, что первая партия, возглавившая в начале ХХ века революцию, направленную на осуществление коммунистических идеалов, - Коммунистическая партия Советского Союза - к концу XX века исчерпала свой революционный заряд /потенциал/ и потерпела поражение в холодной войне с антикоммунистическими силами. Поражение КПСС повлекло за собой отстранение коммунистов от власти во многих странах, нанесло ущерб мировому коммунистического движению, дало повод противникам коммунизма говорить о его крахе и как теории, и как практики переустройства общества.

Но потерпели ли крах коммунистическая вера, коммунистические идеалы, открыто изложенные перед всем миром в Манифесте 1848 года? Разумеется, нет. Эту веру, эти идеалы продолжают исповедовать десятки миллионов людей во всем мире, в том числе и в государствах, которые возникли на базе бывших республик Советского Союза, разваленного усилиями США и мировых реакционных кругов с помощью доморощенных пособников и предателей.

Опыт истории свидетельствует о том, что идеалы, вера вообще не могут быть уничтожены. Особенно, если речь идет о вере десятков, а возможно, и сотен миллионов людей. Вера в социальную справедливость вполне уживается и с верой в Бога, но может иметь место и без веры в Бога. И если, невзирая на длительную массированную антикоммунистическую пропаганду с использованием мощных современных средств воздействия на психику людей, превращающих пропаганду в истерию, коммунистические партии продолжают действовать во всем мире и миллионы избирателей отдают голоса за коммунистов, то совершенно ясно, что идеи коммунизма, вера в торжество социальной справедливости не утрачены. Да и не могут быть утрачены, ибо отвечают жизненным потребностям широких масс во всем мире. Отражая объективный процесс развития человеческого общества, коммунизм выступает не только в качестве научной теории, но и как идеал и вера.

Сейчас уже не вызывает сомнений, что Советский Союз  сознательно разваливался  внешними  силами,  которые стреми-

_______________________

Мамутов Валентин Карлович. - д. ю. н., академик НАН Украины (Донецк)

лись, с одной стороны, убрать сильного в экономическом и военном отношении соперника с мировой арены, а, с другой стороны, подорвать материальную базу распространения коммунистических идей и дискредитировать, оказавшийся весьма заразительным, советский пример их реального воплощения в жизнь. Бывший директор ЦРУ Р. Гейтс публично заявлял: "Советский Союз ни экономическим давлением, ни гонкой вооружений, ни тем более, силой не возьмешь. Его можно разрушить только взрывом изнутри. И мы принимаем меры". И США принимали меры. Конгресс открыто выделял ежегодно до 20 млрд. долларов "на операции в Восточной Европе". А руководство КПСС благодушествовало, дезориентировало партию и народ, пропагандируя классовый мир и не принимая эффективных мер к "взрыву изнутри" военно-финансовой империи США, целенаправленно подрывавшей Советский Союз и созданное им социалистическое объединение стран. "Политика в  отношении  СССР  и  его  союзников, - торжествующе заявлял Б. Клинтон, - убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира. Да, мы затратили на это многие миллиарды, и они уже близки к тому, что у русских называется самоокупаемостью". По оценкам английских специалистов, Соединенные Штаты действительно выигрывают более 50 млрд. долларов в год от развала СССР. К тому же имеют от этого и политический капитал.

Целенаправленная борьба с первой страной социализма велась силами мирового империализма с первых дней советской власти вплоть до ее последних дней в СССР. Поэтому модное у нас после войны ерничание по поводу реальности так называемых "агентов империализма" и "агентов влияния", как теперь выяснилось, было проявлением элементарной наивности или просто глупостью. Были такие агенты в действительности. Есть они, разумеется, и сейчас. Да и "непролетарское" происхождение новой "элиты" дало о себе знать.

США и доминирующие в них финансовые круги отслеживали и отслеживают все происходящие в мире процессы и быстро реагируют на все, что может как-то негативно отразиться на их интересах. Реагируют любыми методами вплоть до насильственных и притом в мировом масштабе. Образно высказался на этот счет автор в газете "Зеркало недели": " складывается впечатление, что где-то за пределами Украины существует политический центр, который внимательно отслеживает события в Украине, при необходимости их "корректирует", подставляя грабли, на которые мы все время наступаем" (1). Примеры этому видны повседневно: Ливия, Ирак, Иран, финансовая диверсия в Юго-Восточной Азии, разрушительные "рекомендации" в странах СНГ и т.п.

Но вся  эта антисоветская и антикоммунистическая политика под­тверждает, что мерами только идейного характера коммунизм одолеть нельзя. Ничего лучше, чем коммунистические идеалы, берущие свое начало в античной философии, в христианском и других вероучениях, человечество пока не выработало.  Будучи не способны противопоставить этим идеалам другие, которые бы привлекли большинство людей, противники коммунистических идеалов пытаются искоренять их насильственными методами и беспардонной клеветой. Но исторический опыт свидетельствует о бесполезности таких методов. Можно физически уничтожить носителей идей. Но идеи, дух остаются. Они продолжают витать как непременный элемент ноосферы.

Коммунистическая вера неистребима, ибо имеет глубочайшие корни в человеческом мировоззрении. Иерей Троице-Сергиевой лавры отец Павел Флоренский, гонимый советской властью, писал в 1919 г.: "Идея общежития как совместного жития в полной любви, единомыслии и экономическом единстве, назовется ли она по-гречески киновией или по латыни коммунизмом ... была водружена и воплощена в Троице-Сергиевой лавре Преподобным Сергием и распространялась отсюда, от Дома Троицы...". Можно сказать, что идея коммунизма воплощается в принципах и уставах монастырской жизни и в настоящее время, но выходит далеко за их пределы.

Что же может противопоставить этим идеалам рыночная экономика, в которой по определению господствует антихристианская, а следовательно, и антикоммунистическая мораль - корысть, эгоизм, жадность. Даже Сорос называет созданную в последние годы на волне антикоммунизма в России и копируемую нашими руководителями систему грабительской (2), а первый вице-премьер РФ Б. Немцов окрестил ее бандитским капитализмом  (3). Кто же может утверждать, что идеалы такой системы привлекательней идеалов коммунизма? Можно сказать, что не везде капитализм таков. Да, после и под влиянием социалистических революций он изменился в лучшую, соответствующую идеалам коммунизма сторону. Но после устранения СССР и его социалистических союзников уже наметилась тенденция к ликвидации социальных завоевании, к "одичанию" и к "бандитизации" общества. Поэтому борьба за утверждение социалистических и ком­мунистических идеалов во всем мире продолжается. И будет продолжаться. Идеи не умирают. Особенно такие, которые отвечают объединительным тенденциям развития человечества на Земле и противостоят тенденции раздробленности по этническим и религиозным признакам.

Коммунизм - это не только идеи и идеал. Это еще и широко распространенное вероучение, своего рода синтезирующая “нерелигиозная религия”. Коммунизм - мировоззрение интернациональное, мирового масштаба, истоки которого уходят в глубокую древность. Оно получило распространение во всех странах: и там, где большинство населения исповедовало христианство, и там, где большинство населения исповедовало другие религии. Коммунизм как мировоззрение и философско-этическое учение является синтезом рационального зерна многих философских учений и религий, он вобрал в себя, воплотил и выразил в своем моральном кодексе все то позитивное, что было выработано человечеством и нашло отражение в моральных требованиях мировых вероучений. В этом плане коммунизм - это не только революционная теория, но и морально-этический закон, кодекс представлений о социальной справедливости, вероучение, которое синтезирует религии, не растворяясь в какой-либо из них.

Коммунизм, с одной стороны, - явление интернациональное, а с другой, - детерминированное историей каждой страны, поэтому, как писал Н.А.Бердяев, русский коммунизм, с учетом исторических особенностей России, к числу которых относились приверженность большей части населения к восточной ортодоксальной христианской церкви, принял форму ортодоксально-коммунистической веры.

Само определение коммунизма - атеистического учения - как веры звучит парадоксально. Но так ли уж оно неверно? Лежащее в основе коммунистического мировоззрения диалектико-материалистическое учение исходит из того, что мир познаваем, но познание мира - процесс бесконечный, всегда остается еще не познанное. Если следовать логике  древнего философа - "мы знаем, что мы ничего не знаем" - непознанное столь же бесконечно, как и процесс познания. Стало быть, рядом с научным знанием всегда остается место для веры во что-то еще не познанное. Так что и коммунисты верят. Они верят примерно в то же самое, что и православные - в возможность "царства божия в условиях земных". Просто бог для них - это торжество справедливости, разума, объективной закономерности развития, средоточие воли и энергии, направленных на достижение гуманных целей. Они верят в то, что "все действительное становится разумным, а все разумное становится действительным". Ведь, как известно, у марксизма были источники в странах разных христианских конфессий:  во Франция, в Англии, в Германии. А коммунизм возник задолго до марксизма и имел общие с христианством источники. Одним из таких источников в странах Средиземноморского бассейна было учение Платона, т.е. учение, сформировавшееся еще в пятом веке до нашей эры. Мы характеризуем философскую сущность этого учения так же, как характеризуем философию Гегеля - объективный идеализм. И в марксизме есть что-то от объективного идеализма - от ее немецкого философского источника и французского утопизма. Утопией, мечтательностью "грешил" и Платон. И в то же время "влияние Платона и неоплатонизм оплодотворили богословскую мысль восточных учителей церкви". Если до Платона идеал искали в "золотом веке" прошлого, то Платон первый обратил свои мысли к счастливому будущему.

Родство коммунистического мировоззрения с ранним христианством (в частности с хилиастическими идеалами) не вызывает сомнений. И в других религиях заложено что-то родственное христианству, в частности его "коммунистическим элементам". Есть родственные черты с буддизмом, который иногда называют “нерелигиозной религией” и с конфуцианством как морально-этическим учением.

Наличие общих черт у коммуно-социалистической идеологии и христианства вообще, видимо, не вызывали сомнений у тех, кто изучал эту проблему. Так, Эрнест Ренан писал, что новая секта - христиане - "развивая взгляды очень схожие на те, которые теперь называются социалистическими, положила твердое основание, на котором она должна была в будущем покоиться" (4). Далее он отмечал, что "христианский коммунизм имел религиозное основание, тогда как современный социализм этого основания не имеет" (5).

Сформулированный в программе КПСС, принятой на XXII съезде, моральный кодекс коммунизма, достаточно близок всем религиозным и нерелигиозным морально-этическим учениям. Разумеется, "степень родства" или степень близости различны. Есть, конечно, и ощутимые  расхождения. Но есть и общий знаменатель или общее рациональное зерно.

Говоря о коммунистическом мировоззрении в бывшем СССР, построенном на руинах Российской империи, нельзя забывать о том, что на протяжении всего XIX века в России была непреодолимая склонность к социализму и все подготовляло увлечение коммунизмом (6). Интересно, при этом, что увлечение идеями социалистов-утопистов Сен-Симона и Фурье в России было большим, чем во Франции, а первыми марксистами в мире были русские, в частности помещик Н.И. Сазонов (I8I5-I862) (7).

С XIX века предпринимались попытки соединить католичество с утопическим социализмом, христиански обосновать социализм. Сформировалось течение христианского социализма, развившееся в XX веке. Развился в ХХ веке и исламский социализм.

Элементы коммунистического мировоззрения проявляются в возникновении и функционировании монастырей, ряда городских коммун периода средних веков. Что, собственно говоря, представляет из себя монастырь? Община, которая в зависимости от устава в большей или меньшей мере содержит коммунистические элементы раннехристианских общин. С конфуцианством коммунизм роднит проникновение во все поры жизни. С буддизмом - и это, и монастыри.

Н.А. Бердяев писал, будучи в эмиграции в 1937 г., что в социально-экономической системе коммунизма есть большая доля правды, которая вполне может быть согласована с христианством, во всяком случае более, чем капиталистическая система, которая есть самая антихристианская (8).

Какие, собственно, выводы для настоящего можно сделать из сказанного?

Прежде всего, нет оснований противопоставлять социализм-коммунизм и христианство (как и другие религии). Социализм-коммунизм, как и христианство, роднят Украину со странами Европы, особенно со странами южной Европы, где сочетается распространенность коммунистических идей с православием.

Коммунизм считал религией не только Бердяев. Об этом пишут и современные авторы. Отмечается, например, что "невозможно отрицать тот факт, что вскоре после смерти Ленина, а, скорее всего, еще раньше, марксизм-ленинизм превратился по сути дела в религиозную систему, причем сразу же заявившую претензии на статус государственной. Хотя сам Ленин резко возражал против такого рода претензий, о чем совершенно однозначно свидетельствует его резкая полемика против богостроительства Богданова ... и многие другие документы". (9) И далее: "Тем не менее что произошло, то произошло. Марксизм-ленинизм обрел статус государственной религии, структура которой едва ли не целиком копировала христианскую" (10). Несмотря на декларируемый атеизм, марксизм-ленинизм "приобрел явно выраженные культовые черты: свое священное писание, свое богословие, в котором цитаты из священного писания весомее любых ссылок на опыт или иные источники, свои апостолы, святые и мученики, свои еретики и своя святейшая инквизиция". "Могло ли быть иначе во времени ранних социалистических революций - вопрос сложный. Во всяком случае, история всех великих революций, не исключая и христианской, говорит о том, что до сих пор подобное являлось скорее правилом, чем исключением" (11).

Самими социал-демократами, а затем и коммунистами признавалось, что социалистическое учение возникло как утопия, то есть как вера в светлое будущее, в "рай божий в условиях земных".  Провозглашение развития утопии в науку не означало отказа от веры в светлое будущее. Вера продолжала присутствовать.

Если рассматривать коммунистическое учение с позиций духовных, с позиций оценки его не только как научного и политического учения, но и как учения религиозного, то его можно оценить как надрелигию, как попытку синтеза всего представляющегося ценным (с позиций передовой общественной мысли XIX-XX веков) в других мировых религиях. Не случайно моральный кодекс коммунизма, включенный ХХП съездом КПСС в Программу партии, очень напоминал заповеди основных религий.

Коммунистическое (социалистическое) учение, сформировавшееся в Европе, где сменяли друг друга эпохи ренессанса, просвещения, религиозной реформации, становления рабочего движения,  приобрело форму антирелигии - атеизма. Место Бога в этой антирелигии заняла сначала Абсолютная идея, Абсолютный разум, затем - Объективная закономерность раз­вития. Но это также своего рода монотеизм.

Сходное духовное явление наблюдалось в тот же период времени в Азии, возникает бахаизм - Вера Бахаи (по терминологии Большой Советской энциклопедии - бехаизм). Представители этого учения рассматривают его как независимую мировую религию, не являющуюся сектой одной из прочих вер. Бахаизм учит, что религиозная истина не бывает окончательной - она последовательна: Бог воспитывает человеческий род через пророков, которые являлись во все времена и будут являться впредь, чтобы руководить судьбами людей. Моисей, Зороастр, Будда, Христос, Мухаммад, а в новое время и основатель бахаизма - Баха-Улла, сосланный в Акку в 1868 г., - в числе божественных воспитателей, принесших миру одно и то же фундаментальное учение, но в то же время открывавших принципы и законы, отвечающие потребностям века, в котором они явились. Что же утверждает эта исторически новая синтетическая религия? Она утверждает единосущность Бога, признает единство его пророков и проповедует единство и целостность всего человеческого рода. Она провозглашает, что человечество должно объединиться, что это объединение неизбежно и уже постепенно осуществляется. Бахаизм предписывает своим последователям самостоятельно искать истину, осуждать любые проявления суеверия и предрассудков, объявляет религию инструментом дружбы и согласия, провозглашает фундаментальную гармонию веры с наукой и признает, что религия - важнейшее средство установления мира в человеческом обществе и упорядочения его развития. Бахаизм безоговорочно поддерживает принцип равных прав и возможностей для женщин и мужчин, настаивает на обязательном образовании, предписывает единобрачие, не одобряет развода, возвышает всякую работу, выполняемую в духе служения, до уровня богослужения, утверждает необходимость создания международного вспомогательного языка либо избрания в качестве такового одного из существующих, намечает черты институтов, которые установят и будут поддерживать всеобщий мир. Девизы бахаизма: "Земля - единая страна, все люди - ее граждане", "Пусть гордится не тот, кто любит свою страну, но тот, кто любит весь человеческий род". Это по существу - интернационализм, утрата которого в практической политике КПСС стала одной из причин ее поражения в I990-I99I годах.

Коммунистическое  (социалистическоег) учение сформировалось в христианско-иудейской духовной среде. Бахаизм - в мусульманской. Провозвестник веры Бахаи-Баб был казнен за свое учение в Тебризе в 1850 г., основатель веры - Баха-Улла был выслан из Персии, затем из Турции, подвергался репрессиям со стороны мусульманских правителей.

Как видим, между атеистическим коммунизмом, сформировавшимся в Европе, и религиозным бахаизмом, сформировавшимся в то же самое время в Азии, есть немало общих черт, связанных с их синтезирующим характером по отношению к канонам традиционных религий.

Интересно, что после провозглашения государства Израиль Акка оказалась на его территории рядом с Хайфой. В связи с этим на Святой Земле трех религии оказались главные святилища и впечатляющая штаб-квартира новой синтезирующей религии - бахаизма. Останки Баба покоятся в храме с золотым куполом, возвышающимся над Хайфой на склоне библейской горы Кармель, превращенной в огромный парк. Приверженцы бахаизма утверждают, что их религия - вторая самая широко распространенная в мире. Они считают, что учение Бахаи удовлетворяет потребности не только наследников культур Запада, но и других народов, которые все увереннее занимают свое место в сообществе наций. Но разве нельзя сказать то же самое о коммунистическом (социалистическом) учении? Коммунистическое мировоззрение синтезирует все предшествовавшие ему в глобальном мировом масштабе. Именно поэтому, как говорил В.И.Ленин, коммунистом можно стать, лишь обогатив свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. Коммунизм - глобальное учение. Как уже указывалось выше, к нему следует относиться не только как к революционной теории, но и как к "нерелигиозной религии", морально-этическому учению, заслуживающему не меньшего уважения, чем различные религии. Признание Конституциями свободы совести распространяется и на коммунистическое мировоззрение. Коммунисты вправе как и все другие мировоззренческие течения иметь свои храмы, своих проповедников, свои общины. Известно, что религии называют и учением, и законом. Киевский князь (каган) Владимир, например, внедрял на Руси "греческий закон". То есть сами религии - не есть просто вера, это нечто большее. В коммунизме это "нечто большее" преобладает и выражается, в частности, в отрицании частной собственности на средства производства и эксплуатации чужого труда. Но ведь это не противоречит христианству. Учителя церкви сказали, что собственность есть кража. Св.Иоанн Златоуст был "совершенный коммунист не коммунистической эпохи" (12). В коммунизме обнаруживается высший суд и понимание о неисполненном христианском долге (13).

Теоретические дискуссии о сравнительных преимуществах коммунизма и общества, основанного на частной собственности, ведутся с незапамятных времен. Полагают, например, что эти дискуссии получили отголосок в некоторых предсказаниях Нострадамуса - младшего современника основоположника утопического социализма Томаса Мора (I478-I535). Сторонники коммунизма опирались на Платона, сторонники частной собственности - на Аристотеля. Коммунизм, вос­ходящий к идеологии раннего христианства, играл очень большую роль и в народных еретических движениях первой половины ХVI века (14).

Греческая поговорка "у друзей - все общее", служившая девизом у пифагорейцев, была очень популярна в эпоху Возрождения именно как лозунг коммунизма. Эразм Роттердамский (I469-I536), горячо приветствовавший “Утопию” Томаса Мора, включил указанную поговорку первой в свой сборник пословиц и поговорок (15). Был в то время и некоторый практический опыт реализации коммунистических идей как в церковной, так и в светской деятельности, в частности в опыте монастырей и городов-коммун. Крайне революционная секта анабаптистов (сейчас бы ее назвали левоэкстремистской) даже захватывала власть в г .Мюнстере - Мюнстерская коммуна просуществовала с февраля 1534 по июнь 1535 года.

Сказанное еще раз свидетельствует о том, что коммунизм - это не выдумка большевиков, возглавивших Великую Социалистическую революцию 1917-1957 годов, а давно возникшее и всемирно распространенное мировоззрение, родственное многим вероучениям.

История - результат взаимодействия, равнодействующая многих факторов, многих сил. Равнодействие разных сил обеспечивает "золотую середину" развития, такой его ход, когда все разумное становится действительным; коммунистическое мировоззрение - один из важнейших факторов этого развития. Попытки его устранения обречены на провал, но они мешают разумному становиться действительным, задерживают процесс превращения разумного в действительное и тем самым вносят деструктивные элементы в историю. Репрессии против первых христиан в Риме не остановили распространение христианства. Репрессии фашистов против коммунистов в Европе не остановили развития коммунистического движения. Поражение коммунистических партий социалистических стран Европы в мировой "холодной войне" 1945-1991 годов, которую уже окрестили третьей мировой войной, не уничтожило ни коммунистического мировоззрения, ни коммунистического движения. Поражение потерпели не идеалы, не вера, а неверие руководящих кругов в возможность реформирования без развала. У власти на волне охлократии оказались некомпетентные люди, не знающие, как управлять экономикой, не знающие ни истории, ни географии, неграмотные в геополитическом плане. Как оригинально определил причины нелепого поведения выс­ших руководителей один донецкий ученый, - "они плохо учились в сельской школе". Внешние силы помогли дезорганизовать общество и вытолкнуть к руководству горбачевых и ельциных, явно к такому делу непригодных. И нет сомнений в том, что всемирное движение за социальную справедливость, за движение к идеалу, суть которого в создании "царства божия в условиях земных" или "тысячелетнего царства Христа", будет продолжаться. Такова закономерность, таково требование Абсолютного разума.

Нет ничего тайного, что не стало бы явным. Теперь, когда появились кварталы частных трех-четырехэтажных домов и масса “иномарок”, стало ясно "кому это выгодно": тем, кто организовал пропаганду и агитацию за устранение от власти коммунистов, которые якобы имели несоразмерные выполняемой работе преимущества или так называемые "привилегии". Наворованное, а не заработанное, богатство нынешних нуворишей во много раз превосходит все те "привилегии". Уровень же благосостояния тех, кто живет на заработанные трудом деньги, резко снизился. За спиной демагогов, хамелеонов и крикунов 1989-1991 годов стояли те, кому нужны были нынешние нувориши и те, кому нужно было уничтожить Советский Союз.

Интересно отметить, что одной из движущих сил антикоммунистической контрреволюции в ряде европейских стран в конце второго тысячелетия н.э. была та же сила, что подвигла европейцев на крестовые походы на Ближний восток в начале этого тысячелетия: "одна из побуждающих причин крестовых походов - рассказы паломников об обилии лавок, рынков и товаров на Ближнем востоке" (16).

Так называемая деидеологизация привела к тому, что действия одной части населения стали хаотичными, безыдейными, другая часть ищет глобальную идею, которая могла бы объединить народ, третьи избегают высказываний, за которые их могли бы упрекнуть и даже обвинить (это при плюрализме-то!) в приверженности к коммунистическому мировоззрению. Между тем отвергать коммунистическое мировоззрение или налагать табу на него - это значит духовно обеднять народ. Даже если это мировоззрение отвергается, то проповедь его наряду с другими учениями поможет выработать ту равнодействующую, ту золотую середину между крайностями, которая необходима для выработки взвешенной практической политики.

Интересное наблюдение относительно отношения к марксизму в развитых странах Европы в наши дни приводит Г.С.Лисичкин. Он побывал в Австрии -  расположенной поблизости высокоразвитой стране с высоким жизненным уровнем населения и большой социальной защищенностью тех, кто в этом нуждается. На государственном гербе, запечатленном на любой монетке, т.е. для общего сведения всех, - орел, на лапах которого беспомощно повисли порванные цепи эксплуатации и в одной из лап сжимается знакомый нам серп, а в другой - молот. В Вене одна из центральных площадей носит имя К.Маркса, а недалеко - проспект Ф. Энгельса. Видимо, классики научного коммунизма не помешали здесь устроить жизнь по-человечески, а наоборот оказались добрыми помощниками  (17).

К сожалению, многие лица, относящие себя к интеллигенции, а фактически - представители богемы, полубогемы и некомпетентные в истории и философии люди, этого не понимают. Все их “творческие” усилия сводятся к предложениям о переименовании площадей, улиц, даже городов. На большее знаний не хватает. В итоге, как писали "Киевские ведомости" от 27 мая 1995 г., "перешли от всеобщей электрификации к аварийному минимуму"(18). Не случайно "творческая интеллигенция с московской пропиской" оценивается хорошо изучившими ее иностранцами как "нравственные пигмеи", которые "продались, не моргнув глазом тому, кто больше дал" (19). Поверив, что классовый враг якобы исчез, коммунистическое движение в Европе утратило первоначальный пафос и позволило себя обмануть мировому антикоммунистическому фронту, который никогда с 1917 года не прекращал войны с коммунизмом. К сожалению, нашлось у нас достаточно и дураков, и предателей. Да и просто легковерных успокоившихся людей. А ведь предупреждали, что надо быть бдительными. Самоуспокоились.

Перерожденцы из руководства партии и ее огосударствленного штатного аппарата, разрушая своими поступками и политикой веру в идеалы коммунистического учения, потеряли доверие народа. Случилось нечто похожее на потерю доверия к католическому клиру со стороны массы верующих в ХVI веке, что позволило Лютеру выступить против католической церкви. Протестанство привело к "церковной перестройке", но христианство продолжало существовать и развиваться. Также будет и с коммунизмом, -  движение к идеалу как конечной цели будет продолжаться. Хотя, как известно, к идеалу можно приблизиться, но достижение его - мечта. Мечта, которая необходима людям, которая озаряет, облагораживает, вдохновляет, делает жизнь осмысленной, побуждает к активному действию.

Необходимо также отметить, что существование значительной группы стран ("социалистического лагеря"), политика которых определялась коммуно-социалистической идеологией, обеспечивало определенное плюралистическое равновесие в мировом масштабе. Это равновесие также необходимо, ибо в противном случае воцарится идеологическая монополия, ведущая к мракобесию. При наличии двух сверхдержав на Земле, политика которых определялась разными идеологиями, была двухпартийная система в мировом масштабе. Был и "третий мир". Это обеспечивало влияние демократических и социалистических начал в международных отношениях. Проблема выбора землянами "системы личного проживания" в двухпартийном мире в принципе решалась. Развал СССР и "соцлагеря" означает возможность поворота в мировом масштабе к однопартийной системе. И она может реализоваться, если не сформируется новое сильное ядро, способное консолидировать оппозиционные империализму США силы.

Модель, навязываемую миру англо-американским меньшинством, бывший генеральный- секретарь ООН д-р Бутрос Б. Гали охарактеризовал как "эквивалент глобального однопартийного государства" (20). И по этой причине человечество должно быть заинтересовано в оппозиционной социалистической идеологии - она может оказаться полезной для обеспечения разумной "равнодействующей".

Можно говорить о двух видах социалистической идеологии на пороге XXI века:

1) коммуно-социалистическая, рассматривающая социализм как период перехода от капитализма к коммунизму, как первую фазу коммунизма (при этом имелись разные оценки продолжительности переходного периода в СССР и КНР);

2) либерально-социалистическая или социал-демократическая, рассматривающая социализм как тенденции развития общества на достигнутом этапе развития.

Коммуно-социалистическая идеология делала вывод о необходимости социалистической революции. Либерально-социалистическая исходила из возможности эволюционной трансформации капитализма в социализм. На практике социалистическая революция осуществилась и это дало возможность эволюционной трансформации в тех странах, в которых  прямого революционного взрыва не было. В случае усиления "глобального однопартийного государства" может восторжествовать вывод о необходимости еще одной революции. При наличии же идеологического плюрализма сохраняется возможность прогрессивного эволюционного развития человечества. То, что капитализм не может быть идеалом светлого будущего, считают не только коммунисты и социалисты. Такого мнения придерживаются и видные деятели, которых нельзя заподозрить в сочувствии коммунизму. Так, Папа Римский заявляет, что в социализме есть рациональное зерно и не следует идеализировать капитализм (21). Канцлер ФРГ Гельмут Коль считает, что в Германии, а также, например, в Швеции, Нидерландах, Франции уже не капитализм и не социализм, а более современная социально-экономическая система. Он считает, что "заповедь социальной справедливости - труд должен быть надлежаще вознагражден". Это - то же самое, что "каждому по труду", т.е. лозунг социализма, соответствующий Библии (22).

Человечество не может существовать без мечты, без веры в лучшее будущее, без связанных с такой верой идеалов. Мечты не всегда сбываются. Идеалы, как правило, не достигаются. Но они необходимы, они в основе всех вероучений, всех религий, всех общественных идеологий. Они нужны и полезны как цели движения, как критерии деятельности, как "контрольные эталоны", которые необходимы обществу. Коммуно-социалистическая идеология - самая современная квинтэссенция всех вероучений и продолжение протестантизма всех религий в XIX-XX веках. И это не просто вера, а вера, основанная на познании общей тенденции развития человечества. Развитие человечества и идеологий продолжается. Вопрос в том, по какому Закону жить дальше. Не вызывает сомнений, что большинству людей ближе закон социалистический, а не бандитско-капиталистический.

 

Примечания:

1. Буряк С. Самоучитель хождения по граблям // ЗН.  25 февраля. I995.

2. См.: Донецкий кряж. № 256. 1998. 12-18 марта.

3. См.: Немцов Б. Хватит строить бандитский капитализм // Комсомольская правда. 29 июля. 1997.

4. См.: Ренан Э. Апостолы. Изд. 4-е. СиБ, I911. С.99.

5. Там же. С.102.

5. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. С.27.

6. Там же. С.27-28.

7. См. цит. соч. стр.150.

8. 9.См.: Фролов А. Приступ некрофилии // Советская Россия. 11 июня. 1997. № 67.

9. Там же.

10. Там же.

11. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. С.140.

12. Там же. С.141.

13. См.:  Берзин Э. Что сбылось из предсказаний Нострадамуса // Наука и жизнь. 1992. № 2. С.121.

14. Там же.

15. Всемирная история.  Т.III. М., 1957. C. 329.

16. См.: Лисичкин Г.С. Теория и предрассудки. М.:  Знание, 1990. Сер. "Экономика". № 9. С.6-7.

17. Киевские ведомости. 27 мая. 1995.

18. См.: Кьеза Дж. Прощай, Россия. М.: Гея, 1997. С.30.

19. См.: Богомолов П. Глобальная вендетта по-французски // Правда. № II-I8. I997. С.14.

20. См.: Папская болезнь "левизны" в Ватикане // Комсомольская правда. 19 нояб.  1993.

21. См.: Коль Г. Про рішення Федерального уряду, покликані забезпечити високу зайнятість та економічний розвиток Німеччини. Deutchland, 1996.  № 3. С.3.

22. См.: Буряк С. Самоучитель хождения по граблям // ЗН. 25 февр. I995.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020