СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СНГ
Феликс
Клоцвог
Разрушение
Советского Союза – прямое следствие отказа от
социалистического пути развития нашей страны.
Возврат к системе капиталистических отношений,
осуществленный под флагом “перехода к рынку”,
означал возрождение в республиках СССР
национальной буржуазии, заинтересованной в
развале единого союзного государства. Для
ученых-экономистов марсксистско-ленинской
ориентации это было достаточно очевидно еще
тогда, когда СССР, Советская власть,
социалистический строй казались большинству
вечными и нерушимыми завоеваниями народа.
В
этой связи хочется напомнить, что летом 1990 г.
группа советских ученых-экономистов, в которую
входил и автор данной статьи, обратилась с
официальным письмом к делегатам XXVIII съезда КПСС,
в котором осуждался курс “перехода к рынку”,
показывались его неизбежные катастрофические
последствия, предлагались конструктивные меры
по созданию в стране новой, более эффективной
социалистической системы (1). В этом письме, в
частности, говорилось: “Рыночный путь не
совместим с целостностью Советского Союза. …
Отказ от централизованного планомерного
управления экономикой, от его коммунистической
ориентации неизбежно ведет к центробежным
тенденциям, к распаду единого
народнохозяйственного комплекса на множество
региональных рынков, подчиняющихся требованиям
мирового рынка”. Это предупреждение не было
услышано ни властями, ни обществом, что имело
роковые последствия для страны и народа.
Содружество
Независимых Государств (СНГ), возникшее на
территории постсоветского пространства и
охватившее его основную часть, представляет
собой крайне неоднородное и весьма аморфное
межгосударственное образование.
Пространство
СНГ имеет весьма низкий уровень
интегрированности. Об этом свидетельствует доля
внешнеторгового оборота между странами
Содружества в общем объеме. Если в СССР доля
межреспубликанского товарообмена в суммарном
объеме их внешнеторгового товарооборота
составляла 69%, а в ЕС доля оборота между странами
в общем внешнеторговом обороте составляет 62%, то
в СНГ соответствующий показатель составляет 33%.
При этом его уровень имеет устойчивую тенденцию
к снижению. Об этом свидетельствуют следующие
данные.
_________________________
Клоцвог Феликс - д.э.н.,
проф., ЦЭМИ РАН
Доля
товарооборота между странами СНГ
в общем объеме их внешнеторгового оборота, %
|
1990 г. |
1993 |
1994 |
1995 |
1996. |
1997 |
Всего по странам СНГ |
69 |
35 |
35 |
34 |
34 |
33 |
Азербайджан |
85 |
65 |
54 |
37 |
40 |
46 |
Армения |
78 |
71 |
60 |
52 |
35 |
35 |
Беларусь |
83 |
81 |
64 |
64 |
66 |
70 |
Грузия |
83 |
75 |
58 |
44 |
43 |
40 |
Казахстан |
84 |
77 |
59 |
60 |
61 |
48 |
Кыргызстан |
83 |
75 |
66 |
67 |
66 |
58 |
Молдова |
86 |
79 |
72 |
65 |
64 |
61 |
Россия |
57 |
27 |
23 |
22 |
23 |
22 |
Таджикистан |
84 |
33 |
34 |
47 |
50 |
51 |
Туркменистан |
87 |
63 |
65 |
52 |
51 |
58 |
Узбекистан |
83 |
72 |
58 |
40 |
27 |
- |
Украина |
78 |
72 |
64 |
57 |
58 |
50 |
Как
показывают приведенные данные, в большинстве
стран Содружества и по Содружеству в целом
преобладают дезинтеграционные тенденции. Только
по Беларуси, Азербайджану и Таджикистану в
последние годы наметилась тенденция к усилению
ориентации на СНГ. Наименее интегрированной в
систему экономических связей постсоветского
пространства оказалась Россия. Доля ее связей с
другими странами Содружества в общем объеме
внешнеэкономических связей упала с 57% в 1990 г. до
22%. 1997 г. Это обусловлено однозначной ориентацией
российской экономики на дальнее зарубежье, что
непосредственно вытекает из курса рыночных
реформ. Такая политика России является важнейшим
фактором, обусловливающим преобладание
дезинтеграционных процессов в СНГ.
Страны,
входящие в состав СНГ, существенно различаются
по своей социально-экономической природе.
Большинство из них пошло по пути форсированного
проведения так называемых рыночных реформ и к
настоящему времени в них сформировалась система
капиталистических отношений. В то же время в
некоторых странах СНГ, например, в Беларуси,
Узбекистане, Туркменистане, сохранились
сравнительно высокая доля государственного
сектора экономики, достаточно сильное
государственное управление
социально-экономическими процессами.
Приватизация
государственной собственности проводилась
практически во всех странах СНГ, хотя степень ее
интенсивности была весьма неодинаковой.
Наиболее форсированно она проводилась в России,
Молдове, Кыргызстане. Под убаюкивающие разговоры
об эффективном собственнике значительная часть
общенародного достояния попала в руки дельцов
криминального и полукриминального мира.
Существенная часть собственности (как правило,
наиболее эффективные ее куски) оказалась в руках
иностранцев. Однако отнюдь не все страны
форсировали приватизацию. В результате между
странами СНГ сложились существенные различия по
доле государственного сектора.
Доля
государственного сектора в странах СНГ в 1995 г., %
|
В общей численности
занятого населения |
В объеме промышленной продукции |
Россия |
32,9 |
9,7 |
Украина |
40,8 |
51,4 |
Беларусь |
65,1 |
70,3 |
Молдова |
24,3 |
37,8 |
Грузия |
40,0 |
- |
Азербайджан |
47,0 |
98,6 |
Армения |
42,3 |
- |
Казахстан |
32,7 |
76,3 |
Узбекистан |
23,5 |
49,8 |
Кыргызстан |
24,1 |
48,1 |
Таджикистан |
- |
95 |
Туркменистан |
45,5 |
- |
В среднем |
35,5 |
- |
Хотя
большинство стран постсоветского пространства
добросовестно следовало инструкциям западных
консультантов и, в частности, МВФ, однако
капитализм в этих странах качественно
отличается от капитализма развитых стран Запада.
Это капитализм периферийного типа. Он отличается
прежде всего тем, что он в основном не
производительный, а
торгово-ростовщический. Большинство отраслей
реального сектора экономики являются
низкорентабельными или убыточными. Доля прибыли
в объеме ВВП за период с 1991 по 1997 г. снизилась в
России с 30% до 4%, в Молдове с 32% до1%, в Кыргызстане с
23% до 2%, в Армении с 19% до 1%. В Казахстане и
Таджикистане экономика в целом стала убыточной и
убытки составляют соответственно 2% и 14% ВВП. В этих условиях
основные доходы новые собственники получают не
от производственной деятельности, а от
спекулятивных коммерческих и финансовых
операций. Специфической чертой капитализма,
возникшего в странах постсоветского
пространства и, в частности, России, является его
компрадорский, криминальный, олигархический
характер.
Реставрация
капитализма для большинства стран
постсоветского пространства имела тяжелейшие
социально-экономические последствия. Почти во
всех странах СНГ произошел резкий экономический
спад.
Динамика
основных показателей экономики стран СНГ
(1998
г. к 1990 г., %)
|
Валовой внутренний продукт |
Продукция
промышленности |
Продукция сельского хозяйства |
Капитальные вложения |
Россия |
56 |
46 |
54 |
22 |
Украина |
421) |
48 |
58* |
20 |
Беларусь |
79 |
80 |
71* |
48 |
Молдова |
32 |
36 |
63* |
13 |
Грузия |
44 |
18 |
69* |
19 |
Азербайджан |
48 |
45 |
50* |
225 |
Армения |
62 |
46 |
117* |
4 |
Казахстан |
621) |
49 |
53* |
15 |
Узбекистан |
90 |
120 |
86* |
79 |
Кыргызстан |
59 |
55 |
67* |
15 |
Таджикистан |
35 |
37 |
47* |
21 |
Туркменистан |
|
772) |
68** |
21*** |
* 1997 г. к 1990 г.
** 1996 г. к 1990 г. ***
1995 г. к 1990 г.
Характерно,
что наибольший спад экономики произошел, как
правило, в тех странах, где интенсивно
проводились рыночные реформы. И напротив,
наименьший спад имел место в Беларуси,
Узбекистане, Туркменистане, т.е. в странах, где в
большей мере сохранилась управляемость
экономики.
Экономический
спад в большинстве стран СНГ сопровождался
резкой деиндустриализацией экономики. Усилилась
топливно-сырьевая ориентация экономики при
активном разрушении прежде всего
высокотехнологичных и наукоемких производств.
Все это явилось прямым следствием усиления
зависимости стран от мирового рынка.
Характерным
для всех стран СНГ (за исключением Азербайджана)
является резкий спад инвестиционной активности.
У государства, как правило, денег на инвестиции
нет, а частные собственники, понимая всю
недолговечность существующей ситуации, не хотят
вкладывать свои доходы в отечественную
экономику, предпочитая всеми правдами и
неправдами переправлять их за границу. В этом
отношении несколько лучше положение опять-таки в
Беларуси и Таджикистане.
Рыночные
реформы привели к тяжелейшим социальным
последствиям. Произошло резкое снижение уровня
реальных доходов населения. По сравнению с 1991 г.
реальные доходы населения снизились в Беларуси в
1,5 раза, в России более чем в 2 раза, в Армении в 4
раза, в Азербайджане и Молдове в 5 раз, в
Казахстане в 9 раз. Несмотря на магазинное
изобилие, в результате обнищания большинства
населения резко упало потребление наиболее
ценных продуктов питания. В среднем в странах СНГ
среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов
сократилось с 62 кг в 1991 г. до 46 кг, молока и
молочных продуктов – с 319 до 233 кг, яиц – с 245 до 168
штук. За период с 1991 по 1997 гг. душевое потребление
мяса и мясопродуктов сократилось в России почти
на 30% , в Азербайджане – на 38%, на Украине – на 47%, в
Грузии и Молдове – более чем в 2 раза.
Однако
все это средние цифры, которые не отражают
реальные масштабы обнищания большинства
населения. В результате рыночных реформ
произошло резкое социальное и имущественное
расслоение населения. Многократно выросли
доходы у 2-3% населения, тогда как огромная часть
населения оказалась за чертой бедности. Так,
например, в России по официальным данным в
настоящее время около 60 млн. человек, или почти 40%
населения, имеют уровень доходов ниже
прожиточного минимума.
Угрожающие
размеры приняла безработица. В России в
настоящее время по официальным данным более 10
млн. безработных, т.е. каждый седьмой человек из
экономически активного населения лишен
возможности трудиться и зарабатывать на
существование.
В
большинстве стран СНГ ликвидированы ранее
существовавшие в СССР права человека на
получение бесплатного образования, бесплатной
медицинской помощи. Развал системы
здравоохранения и общее ухудшение условий жизни
людей резко повысили уровень заболеваемости и
смертности. В России за годы “реформ” уровень
заболеваемости инфекционными болезнями возрос в
1,2 раза, нервными болезнями – в 1,3 раза, кожными
болезнями – в 1,3 раза, туберкулезом – в 2 раза,
сифилисом – почти в 50 раз. Число наркоманов и
токсикоманов увеличилось более чем в 5 раз.
Уровень
смертности в среднем по СНГ вырос с 10,3 человек на
тысячу жителей в 1990 г. до 12,5 человека в 1996 г., в том
числе в России с 11,2 до 14,2 челов., на Украине – с 12,1
до 15,2 человека, в Беларуси – с 10,7 до 13 человек, в
Казахстане – с 7,7 до 10,4 человека, в Молдове – с 9,7
до 11,5 человека. Одновременно существенно
снизился уровень рождаемости. В результате с
учетом миграционных процессов за годы “реформ”
численность населения России сократилась на 1,6
млн. человек, Украины – на 1,6 млн.человек,
Казахстана – на 1,2 млн. человек. Все это дает
основание говорить о начавшемся процессе
вымирания людей на территории постсоветского
пространства.
Одним
из тяжелейших социальных последствий “реформ”
являются катастрофический рост преступности и
криминализация всей общественной жизни. Если в
Советском Союзе уровень преступности был одним
из самых низких в мире, то сейчас по этому
показателю мы приближаемся к стандартам
“цивилизованных” стран. Особенно быстро растет
число тяжких преступлений – убийств, грабежей,
разбоев. Все чаще мотивами преступлений
становится борьба за собственность, а также
бедность. Криминальный мир все больше подчиняет
себе экономику, все активней проникает в
государственные структуры. По имеющимся
сведениям, 50% наиболее богатых людей России имеют
уголовную судимость.
Рыночные
реформы нанесли сильнейший удар по культуре
народов Советского Союза. Экраны телевизоров и
кинотеатров, подмостки театров, печать и радио
наводнены произведениями западной, и в
особенности американской, массовой культуры,
проповедующей культ силы, наживы,
безнравственность и бездуховность. Люди
перестали читать, посещать театры и кино. Так, в
России число изданий книг и брошюр сократилось
почти в четыре раза, посещения музеев и театров –
в 2 раза, кинотеатров – в 54 раза. Из 155 фильмов
выпущенных на экран, только 28 было российских,
зато американских – 85.
В
большинстве стран СНГ постоянно вспыхивают
межнациональные и межрегиональные конфликты.
Проблемы Чечни, Нагорного Карабаха,
Приднестровья, Абхазии, Крыма и другие
приобретают острейшие, во многих случаях
кровопролитные формы. Те процессы, которые
привели к разрушению СССР, сейчас представляют
собой реальную угрозу целостности ряда стран СНГ
и, в частности, России. И здесь проблемы не
сводятся лишь к Северному Кавказу. Произошедшее
резкое усиление дифференциации российских
регионов по уровню экономического развития и
уровню жизни населения, переориентация
направленности хозяйственных связей регионов на
дальнее зарубежье за счет разрушения системы
межрегиональных связей, отказ от
целенаправленной поддержки нуждающихся
регионов федеральным центром – все это привело к
распаду единого народнохозяйственного
комплекса страны на сеть локальных региональных
рынков. Взаимоотношения между Москвой и
остальной Россией все больше приобретают
характер отношений между метрополией и
колониями. В этих условиях интенсивно происходит
скрытая территориальная дезинтеграция России,
которая рано или поздно приобретет открытые
политические формы.
Учитывая
сложившуюся социально-экономическую ситуацию и
имеющиеся тенденции, можно однозначно сделать
вывод, что при сохранении нынешнего курса
“перехода к рынку”, т.е. курса на реставрацию
капитализма на постсоветском пространстве,
никакой более или менее благоприятной
перспективы не имеют ни СНГ в целом, ни отдельные
страны, входящие в Содружество. Продолжение
курса рыночных реформ, означающее безраздельное
подчинение конъюнктуре мирового рынка,
неизбежно приведет к существенному вымиранию
населения на постсоветском пространстве,
дальнейшему распаду стран, находящихся на его
территории, на части, экономически подчиненные
крупным иностранным державам. Действительно, с
точки зрения конъюнктуры мирового рынка, 2/3
человеческого потенциала, проживающего на
постсоветском пространстве, и прежде всего еще
уцелевшая интеллектуальная часть этого
потенциала, оказывается невостребованной. Тот
сегмент мирового рынка, который может быть
отведен России и другим странам СНГ, не дает ни
малейших оснований для рассуждений о
“цивилизованном” вхождении России и других
стран СНГ в систему мирохозяйственных связей.
Только
радикальное изменение нынешнего
социально-экономического курса, отказ от идей
“перехода к рынку”, а иными словами только
поворот на путь социалистического возрождения
дает возможность выхода из сложившейся ситуации
для обеспечения дальнейшего общественного
прогресса на территории постсоциалистического
пространства. Решающая роль в осуществлении
такого поворота принадлежит России. Если Россия
сможет повернуть на курс социалистического
возрождения, то вслед за ней такой же поворот
почти автоматически произойдет и в большинстве
других стран Содружества. На основе планомерной
организации территориального разделения труда
станет возможным создать общий рынок для
продукции обрабатывающих отраслей наукоемких и
высокотехнологичных производств.
Социалистическое
возрождение отнюдь не означает возврата к тем
формам раннего социализма, которые существовали
в СССР. Будущее общество должно отличаться
высоким уровнем демократизации, развитыми
формами общенародной собственности, при которых
основным типом социалистического предприятия
станут самоуправляемые народные предприятия.
Качественно изменятся формы планового
управления экономикой. На смену
планово-директивной системе управления придет
планово-договорная система.
Переход
к будущей системе социалистических отношений
уже сегодня требует реализации целого ряда
кардинальных мер. В их числе должны быть, прежде
всего, такие меры, как национализация
естественных монополий, предоставление трудовым
коллективам права контроля за производственной
и финансовой деятельностью предприятий, а также
права создавать самоуправляемые народные
предприятия. Необходимо создание системы
государственного маркетинга, оказывающей помощь
предприятиям в формировании рынков сбыта
продукции. Необходимо жесткое государственное
регулирование цен, внешней торговли, введение
государственной валютной монополии. Следует
резко повысить налоги на сверхвысокие доходы,
законодательно запретить использование средств
амортизации на любые цели, кроме прямого
инвестирования в основной капитал.
Все
это позволило бы уже в ближайшее время
восстановить экономический потенциал стран
Содружества, довести до нормального уровня
инвестиционную активность экономики. На этой
основе станет возможным ликвидировать
безработицу, поднять минимум зарплаты и пенсии
до реального прожиточного минимума,
восстановить существовавшие ранее в СССР
социальные гарантии.
В
этих условиях СНГ станет жизненно необходимой
формой взаимодействия государств на
постсоветском пространстве, основой для их
экономической, а в дальнейшем и политической
интеграции.