ПО СЛЕДАМ “МАНИФЕСТА...” А. ТАРАСОВА
Соломон
Косухкин
С большим интересом прочитал третий номер журнала за 1999 год.
С особым интересом потому, что в
нем много материалов о роли интеллигенции в
жизни общества.
Но вынужден остановиться на одной
из публикаций – эссе Александра Тарасова. C
интересом читал ее “теоретическую часть” –
здесь много важного, вызывающего на серьезные
размышления, особенно там, где автор говорит о
соотношении культур, о судьбах отечественной
культуры, о “масскульте” и его природе и др.
Однако не об этом я вынужден говорить. Меня
поразили оценки автором некоторых событий, его
отношение к конкретным людям, к конкретным
деятелям политики и культуры, которых он не
приемлет.
Во-первых, создалось впечатление,
что в 60-е гг. он либо еще в детский сад ходил, либо
не читал газет, не слушал радио и не смотрел ТV –
настолько он игнорирует конкретные факты (либо
не знает их), касающиеся людей, которых он берется
судить. К примеру, ему “что-то незаметно было,
чтобы зажимали и преследовали, например, Андрея
Вознесенского или Булата Окуджаву...”. А нам это
было заметно. И в 60-е гг. и позже. И “Возьмемся за
руки, друзья!” Окуджавы, например, не случайно
стало как бы гимном новорожденного в те годы в
Архангельске молодежного театра-студии, который
жил, пробивая сопротивление некоторых местных
партийных идеологов.
Для Тарасова “Александр Н.
Яковлев” – подсудимый “нового Нюрнбергского
трибунала”. А мне дважды пришлось слышать его
выступления на семинарах периферийных
журналистов в ЦК КПСС и хорошо помню, как они
поражали нас независимостью суждений,
свободомыслием, как
мы это ощущали в тяжелые, смутные брежневские
времена. И хорошо помнится имевшая большой
общественный резонанс статья А.Н.Яковлева,
направленная против позиции тогдашних
“молодогвардейцев” и прочих “патриотов”,
после которой его отстранили от руководства
идеологической жизнью партии и отправили в
“почетную ссылку” в Канаду (“репрессировать”
более основательно не решились – это грозило бы,
очевидно, чуть ли не международным скандалом).
Автор, очевидно, спал глухим сном
или отсиживался в глухом подвале в августовские
дни 1991 г., если смеет упрекать Д.С. Лихачева за его
утверждение, что Петербург был в те дни спасен от
“красно-коричневых танков” (с. 152). В те дни я был
в
____________________
Косухкин Соломон –
журналист (Архангельск).
Питере и хорошо помню, как в первый
день путча мы с огромной тревогой ждали
вступления в город танковой колонны, которая
приближалась к нему, чтобы обеспечить здесь
армейскими силами победу путчистов. И только
действия Ельцина и, прежде всего, решительность
Собчака (что бы я сегодня ни думал о них) спасли
город от захвата путчистами. Собчак сумел
убедить командующего военным округом Самсонова,
и колонна танков была остановлена на подступах к
городу, армия здесь не вмешивалась в события, а
страна смотрела и слушала передачи
ленинградских радио и телевидения там, где их
могли принимать, пока ЦТ гоняло по экранам
фрагменты из “Лебединого озера”.
Не буду касаться многих конкретных
оценок автором тех или иных представителей
творческой интеллигенции – их работы знают в
стране, и люди сами их оценивают. Что касается
письма группы интеллигентов Ельцину в 1993 г.,
автор, очевидно, не знает или постарался забыть,
какую угрозу для страны видели мы тогда в
позиции, занятой Верховным Советом, его
большинством во главе с Хасбулатовым – “руцкие,
хасбулатовы и прочие макашовы”, как называет их
автор. Отсюда это письмо в адрес человека,
которого после августа 1991 г. считали гарантом
демократии в России (хотя был уже на его совести
трагический развал СССР). Подписавшие это письмо
совершили ошибку, но это можно было понять, лишь
глядя из последующих дней. Так и в 1996 г. нам
пришлось голосовать за Ельцина, ибо это было
“меньшее зло” – другого выбора у защищавших
новую Россию не оказалось. Голосовать против
него или против обоих кандидатов значило бы
отдать президентскую власть Зюганову. А что это
значило бы для будущего России, учитывая расклад
сил в Думе, говорить не приходится. Что было
делать, если своего кандидата в президенты
истинные сторонники социализма и демократии не
смогли предложить народу? Неужели этого не знает
Тарасов? Или он и в дни выборов 1996 г. спал глубоким
сном, или только теперь проснулся и сегодняшними
глазами стал разглядывать те дни? Или его
кандидатом в президенты был Зюганов? И деталь:
Тарасов заявляет: “телевидение – это дерьмо и ...
те, кто там работает – это дерьмо, подонки и
проститутки” (с. 153). Значит, таковы и Любимов, и
Политковский, позицию которых в октябре 1993 г. он
одобряет (с. 124)? Но самое тяжелое впечатление
оставляет то, как, какими словами позволяет себе
Тарасов говорить о людях, которые ему почему-либо
неугодны. Это лексикон элементарного бытового
хама, того самого “криминализированного обывателя”, греющего душу
церемонией утверждения себя за счет “фраера”
(беда только, что “фраерами” оказываются
замечательные люди, внесшие огромный вклад в
развитие отечественной культуры).
Как позволяет себе Тарасов
выражаться, говоря, например, о Василии Аксенове
(с. 132)! А он не “был”, а остается писателем, потому
что с нами, в нашем культурном обиходе остаются
его книги (не говорю уже о жизненной трагедии,
постигшей писателя в детстве, – хоть бы это
остановило перо Тарасова). Кто, например, кроме
людей старшего поколения, знает сегодня о
пьянстве Шолохова в последние годы его жизни,
помнит его погромные речи того времени, но все
это уйдет в небытие, а “Тихий Дон”, “Поднятая
целина”, “Судьба человека” останутся новым и
новым поколениям. Этими мерками судит
человечество людей искусства. Помните один из
анекдотов серии “Армянское радио”? “Нас
спрашивают: “Правда ли то, что Николай
Алексеевич Некрасов пил водку, играл в карты и
любил женщин?” Отвечаем: “Правда. Но не этим он
нам дорог”.
Олег Басилашвили –
сегодня, по Тарасову, “человек, делающий все, что
может, для разрушения нашей культуры”,
экстравагантная порой
до “запредельного”, но талантливейшая Алла
Пугачева, чьи “Маэстро”, “Миллион алых роз”, и
не только они, – подлинное высокое, хоть и
“эстрадное” искусство, –останутся в нашей
памяти, в жизни нашей культуры, оказывается “при всех режимах
старательно оглуплявшая население России своими
придурковатыми песенками ...”. А Аверинцев –
“лицемер, ханжа и фарисей”. Это – о Сергее
Сергеевиче Аверинцеве, одном из подлинно больших
ученых-гуманитариев нашего времени! Позавидовал,
что ли, Тарасов его “австрийским шиллингам” и
поэтому озверел? И чтобы “оправдать” свое
хамство, пытается уверять, что “Аверинцев умудрялся в
советское время сочетать свое православие с
написанием разных текстов, рассказывающих о
христианстве с атеистических (и даже вполне
марксистско-ленинских) позиций!”. И в качестве
примера называет его статьи в “Мифах народов
мира”. Да, Тарасов или сознательно лжет, или
умудряется запятнать замечательного человека
грязным клеймом, даже бегло не просмотрев этих
самых статей в “Мифах...” – где он там увидел то,
что приписывает ученому?
И на этом “фоне” особенно
возмущает то, что он ушел из жизни и не может
ответить Тарасову (да и вряд ли стал бы пачкать
этим свои руки). Вы только взгляните, какие
выражения позволяет себе Тарасов по отношению к
этому замечательному человеку (см. с. 152 и
примечание 29)! За что? О “красно-коричневых”
танках я уже сказал выше. Из-за ордена, который он
принял? Но, может быть, он принял его как
государственную награду, а не как “подачку”
президента? Об этом не подумал Тарасов?