БСЭ. Этерификация - Этиленциангидрин
Начало Вверх

ЭТЕРИФИКАЦИЯ (от греч. aither - эфир и ...фикация), получение эфиров сложных взаимодействием спиртов с кислотами. Напр., в случае карбоновых к-т ур-ние Э. имеет следующий вид:
30-21-1.jpg

Э. - обратимая реакция: вода разлагает сложные эфиры с образованием исходных веществ (см. Гидролиз). Положение равновесия существенным образом зависит от природы и кол-ва к-ты п спирта. Так, для этилового спирта и уксусной к-ты, если они взяты в эквимолекулярных кол-вах, равновесие устанавливается, когда две трети спирта и к-ты превращаются в эфир (этилацетат).

На скорость достижения предела Э. большое влияние оказывает темп-pa. Так, в указанном примере при комнатной темп-ре через 368 сут образуется всего 55% эфира, при 100 °С через 32 ч - 55,7%, а при 150 °С через 24 ч образуется 66% эфира. Реакция ускоряется при добавлении сильных к-т, т. к. при этом увеличивается концентрация ионов водорода, являющихся катализаторами Э. По закону действия масс для повышения выхода сложного эфира необходимо увеличивать концентрацию одного из исходных веществ или удалять из сферы реакции образующийся эфир или воду. В последнем случае в реакц. смесь иногда добавляют вещества, образующие с водой азеотропные смеси, что облегчает её отгонку. Н. А. Меншуткиным было установлено (1877-79), что легче всего этерифицируются первичные спирты, а наиболее трудно - третичные. В 1938 амер. химики Д. Роберте и Г. Юри, используя метод меченых атомов, показали, что гидроксильная группа отщепляется от молекулы к-ты:
30-21-2.jpg

Среди разнообразных методов получения сложных эфиров Э. является самым простым и удобным способом, имеющим наибольшее практич. значение. Э. - одна из хорошо исследованных и широко применяемых органич. реакций; её изучение впервые было предпринято в 1862-63 П. Бертло. Реакции Э. широко распространены в живых клетках. Важное значение имеет Э. для образования сложно-эфирной связи между отд. молекулами нуклеотидов в нуклеиновых к-тах. Эта связь соединяет остаток фосфорной к-ты у 5-го углеродного атома углевода пентозы одного мононуклеотида со спиртовой группой у 3-го углеродного атома пентозы другого мононуклеотида. Её образование катализируют специфич. ферменты класса лигаз - аминоацил-РНК-синтетазы. Реакция циклизации с отщеплением пирофосфата при образовании циклических нуклеотидов из соответствующих нуклеозидтрифосфатов по существу представляет собой также Э., происходящую между кислотной и спиртовой группой внутри одной молекулы. Она осуществляется специфич. ферментами - аденилатциклазой и гуанилатциклазой.

Е. А. Поленов, Е. П. Феденко.

ЭТИГО, равнина в Японии, на С.-З. о. Хонсю. Протягивается на 150 км вдоль побережья Японского м. Шир. до 35 км. Сложена аллювием р. Синано и мор. отложениями. Осадков 1500-2000 мм в год, зимой мощный снежный покров. Добыча нефти и горючего газа (близ Ниигаты). Посевы риса, овощей и бахчевых культур. Катастрофич. землетрясение 1964. На Э. - города Ниигата, Нагаока.

ЭТИГО, горный хребет в Японии, на С.-З. о. Хонсю. Ограничивает с Ю.-В. равнину Этиго. Дл. ок. 170 км. Вые. до 2176 м (вулкан Сиране). Сложен преим. гранитами и вулканич. породами, расчленён глубокими долинами. До выс. 1000 м преобладают широколиств. леса, выше - хвойные; на вершинах - заросли кустарников и пустоши.

ЭТИКА (греч. ethika, от ethikos - касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos - привычка, обыкновение, нрав), филос. наука, объектом изучения к-рой является мораль, нравственность как форма обществ, сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфич. явление общественно-ист, жизни. Э. выясняет место морали в системе других обществ, отношений, анализирует её природу и внутр. структуру, изучает происхождение и ист. развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

В вост. и антич. мысли Э. была вначале слита воедино с философией и правом и имела характер преимущественно практич. нравоучения, преподающего телесную и психич. гигиену жизни. Афористич. форма таких нравоучений восходила к устной традиции, закреплявшей уже в позднеродовом обществе практически полезное для социального целого (общины, племени) в поведении отд. индивида. Положения Э. выводились непосредственно из природы мироздания, всего живого, в т. ч. человека, что было связано с космологич. характером вост. и антич. философии. Характерно, что защита одной системы морали и осуждение другой базировались на противопоставлении "вечного закона природы" "человеческим установлениям" (Лао-цзы в Др. Китае, Гесиод в Др. Греции и др.). Даже обращение к духовному миру личности (Будда, Сократ) приводило не к выделению Э. в самостоят. теорию, а к нравств. осмыслению философского мироучения в целом.

В особую дисциплину Э. была выделена Аристотелем (ввёл и самый термин - в назв. работ "Никомахова этика", "Большая этика", "Эвдемова этика"), к-рый поместил её между учением о душе (психологией) и учением о гос-ве (политикой): базируясь на первом, она служит второму, поскольку её целью является формирование добродетельного гражданина гос-ва. Хотя центр, частью Э. у Аристотеля оказалось учение о добродетелях как нравств. качествах личности, в его системе уже нашли выражение многие т. н. "вечные вопросы" Э.: о природе и источнике морали, о свободе воли и основах нравственного поступка, смысле жизни и высшем благе, справедливости и т. п.

От стоиков (см. Стоицизм) идёт традиц. разделение философии на три области - логику, физику (в т. ч. метафизику) и Э. Оно проходит через средние века и принимается философией Возрождения и 17 в. Это разделение принимается и И. Кантом, к-рый лишь обосновывает его как разграничение учений о методе, природе и свободе (нравственности). Однако вплоть до нового времени Э. часто понималась как наука о природе человека, причинах и целях его действий вообще, т. е. совпадала с филос. антропологией (напр., у франц. просветителей, Д. Юма) или даже сливалась с натурфилософией (у Ж. Б. Робине, Б. Спинозы, гл. труд к-рого - "Этика" - это учение о субстанции и её модусах). Такое расширение предмета Э. вытекало из трактовки её задач: Э. была призвана научить человека правильной жизни, исходя из его же собственной (естеств. или божеств.) природы. Поэтому Э. совмещала в себе теорию бытия человека, изучение страстей и аффектов психики (души) и одновременно учение о путях достижения благой жизни (общей пользы, счастья, спасения). Т. о., докантовская Э. неосознанно исходила из тезиса о единстве сущего и должного.

Кант подверг критике совмещение в Э. натуралистич. и нравств. аспектов. По Канту, Э. - наука лишь о должном, а не о том, что есть и причинно обусловлено, она должна искать свои основания не в сущем, природе или обществ, бытии человека, а в чистых внеэмпирич. постулатах разума. Попытка Канта выделить специфич. предмет Э. (область долженствования) привела к устранению из неё проблем происхождения и обществ, обусловленности морали. Вместе с тем "практич. философия" (каковой Кант считал Э.) оказалась неспособной решать вопрос о практич. возможности осуществления обосновываемых ею принципов в реальной истории. Кантовское переосмысление предмета Э. получило широкое распространение в бурж. Э. 20 в., причём если позитивисты исключают нормативную Э. из сферы науч.-филос. исследования, то этики-иррационалисты отрицают её возможность в качестве общей теории, относя решение нравств. проблем к прерогативам личного морального сознания, действующего в рамках неповторимой жизненной ситуации.

Марксистская Э. выделяет свой предмет принципиально иным способом, отвергая противопоставление "чисто теоретического" и "практического", поскольку всякое знание есть лишь сторона предметно-практической деятельности человека по освоению мира. Марксистское понимание Э. является многосторонним, включает нормативно-нравств., историч., логико-познават., социологич. и психологич. аспекты в качестве органич. моментов единого целого. Предмет марксистской Э. включает филос. анализ природы, сущности, структуры и функций морали, нормативную этику, исследующую проблемы критерия, принципов, норм и категорий определ. моральной системы (в составе нормативной Э. разрабатываются также проблемы проф. Э.), историю нравств. воспитания.

Гл. проблемой Э. всегда был вопрос о природе и происхождении морали, однако в истории этич. учений он обычно ставился в виде вопроса об основании представлений морального сознания о должном, о критерии нравств. оценки. В зависимости от того, в чём усматривалось основание морали, все имеющиеся в истории Э. учения можно отнести к двум типам. Первый включает теории, выводящие нравств. требования из наличной действительности человеческого бытия - "природы человека", естеств. потребностей или стремлений людей, прирождённых им чувств или к.-л. фактов их жизни, рассматриваемых как самоочевидное внеисторич. основание морали. Теории этого типа обычно тяготеют к биоантропологич. детерминизму; содержат в себе элементы материализма (др.-греч. материалисты, Аристотель, Спиноза, Гоббс, франц. материалисты 18 в., утилитаризм, Л. Фейербах, рус. революц. демократы), но часто в них преобладают тенденции субъективного идеализма (англ. школа нравств. чувства 17-18вв., Дж. Батлер; в совр. бурж. Э.- Дж. Дьюи, Р. Б. Перри, Э. Вестермарк, Э. Дюркгейм, В. Парето, У. Самнер и др.). В теориях др. типа основанием морали считается нек-рое безусловное и внеисторич. начало, внешнее бытию человека. Это начало может пониматься натуралистически ("закон природы" стоиков, закон "космич. телеологии", эволюции органич. жизни) или же идеалистически: "высшее благо" (Платон), абс. идея (Г. Гегель), божеств, закон (томизм и неотомизм), априорный моральный закон (Кант), простые и самоочевидные идеи или отношения, не зависящие от природы мироздания (кембриджские платоники). В истории Э. следует особо выделить авторитарные концепции морали, согласно к-рым единств. основанием её требований является некий авторитет - божественный или личный.

В совр. бурж. Э. проблема основания морали часто представляется вообще неразрешимой. В интуитивизме осн. моральные понятия считаются не связанными с природой всего сущего, а потому самоочевидными, недоказуемыми и неопровержимыми. Сторонники неопозитивизма, противопоставляя "факты" и "ценности", приходят к выводу о невозможности науч. обоснования моральных суждений. Представители экзистенциализма считают, что сущность человека не имеет общих определений и поэтому не может дать основания для формулирования к.-л. конкретных нравств. принципов. Правда, в т. н. натуралистич. Э. 1950-60-х гг. (Э. Эдел, Р. Брандт - США, и др.), выступающей против иррационализма и формализма в Э., основания морали выводятся из потребностей обществ, жизни, данных антропологии, этнографии, социологич. исследований.

Вопрос о природе морали в истории этич. мысли иногда приобретал и другой вид: является ли нравств. деятельность по своей сущности целесообразной, служащей осуществлению к.-л. практич. целей и достижению конкретных результатов, или же она целиком внецелесообразна, представляет собой лишь исполнение закона, требований нек-рого абс. долженствования, предшествующего всякой потребности и цели. Эта же альтернатива облекалась в форму вопроса о соотношении в морали понятий внеморального блага и морально должного: либо требования долга основаны на том благе, к-рое может быть достигнуто (этой точки зрения придерживалось подавляющее большинство этиков), либо, наоборот, само понятие блага следует определять, и обосновывать посредством должного (Кант, англ, философы Ч. Брод, Э. Юинг). Первое решение обычно приводило к концепции т. н. консеквенциальной Э. (лат. consequentia - последствия), согласно к-рой моральные действия должны выбираться и оцениваться в зависимости от тех практич. результатов, к каким они приводят (гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм и др.). Такое решение упрощала нравств. проблему: оказывались неважными мотивы поступка и следование общему принципу. Противники консеквенциальной Э. доказывали, что в морали важен в первую очередь мотив и сам поступок во исполнение закона, а не последствия (Кант); намерение, стремление, приложенные усилия, а не их результат, к-рый не всегда зависит от человека (Д. Росс, Э. Кэррит, Великобритания); важно не содержание действия, а то, в каком отношении к нему стоит его субъект (то, что выбор совершён свободно, - Ж. П. Сартр; что человек критически относится к самым моральным своим действиям и побуждениям, каковы бы они ни были, - К. Барт, Э. Бруннер).

Наконец, вопрос о природе морали в истории Э. часто выступал в виде вопроса о характере самой нравств. деятельности, соотношении её с остальной повседневной жизнедеятельностью человека. От древности до наших дней в Э. прослеживаются две противоположные традиции : гедонистически-эвдемонистическая и ригористическая. В первой проблема основания морали сливается с вопросом о путях реализации нравств. требований. Так как мораль выводится здесь из "естеств." природы человека и его жизненных запросов, то предполагается, что люди в конечном счёте сами заинтересованы в осуществлении её требований. Эта традиция достигла своего апогея в концепции "разумного эгоизма". Однако в истории классово антагонистич. общества требования морали часто вступали в острое противоречие с устремлениями индивида. В нравств. сознании это отразилось в виде мысли об извечном конфликте между склонностью и долгсм, практич. расчётом и возвышенным мотивом, а в Э. послужило основой для второй традиции, в русле к-рой находятся этич. концепции стоицизма, кантианства, христианства, вост. религий. Представители этой традиции считают невозможным исходить из "природы" человека и истолковывают мораль как нечто изначально-противоположное практич. интересам и естеств. склонностям людей. Из этого противопоставление вытекало аскетич. понимание моральной деятельности как сурового подвижничества и подавления человеком своих естеств. побуждений, с этим же была связана и пессимисткч. оценка нравств. дееспособности человека. Идеи невыводимости морального начала из бытия человека, о невозможности найти основание морали в сфере сущего вылились в филос.-теоретич. плане в концепцию автономной этики, к-рая в бурж. Э. 20 в. выразилась в отрицании социально-целесообразного характера нравств. деятельности (экзистенциализм, протестантская неортодоксия и др.). Особую трудность для немарксистской Э. представляет проблема соотношения общечеловеческого и конкретно-исторического в морали: конкретное содержание нравств. требований либо понимается как вечное и универсальное (этич. абсолютизм), либо в нём усматривается нечто лишь частное, относительное, преходящее (этич. релятивизм).

Опираясь на предшествующую историю развития этич. мысли, марксистская Э. возводит на новую ступень традиции материализма и гуманизма в Э. в силу органического соединения объективного изучения законов истории с признанием действит. интересов и вытекающих отсюда жизненных прав человека. Основание морали - нравств. идей, целей и устремлений - марксистская Э. усматривает в конечном итоге в объективных законах постулат, развития человечества. Благодаря социально-историч. подходу к анализу морали, марксистская Э. преодолевает антитезу этич. релятивизма и абсолютизма. Та или иная классовая мораль выражает положение различных социальных групп в процессе обществ. производства культуры и её ист. развития и в конечном счёте так или иначе отражает и объективные законы истории. При этом, если обществ, позиция данного класса исторически прогрессивна и, особенно, если это позиция трудящихся масс, испытывающих на себе гнёт эксплуатации, неравенства, насилия, а потому объективно заинтересованных в установлении более гуманных, равноправных и свободных отношений, то данная мораль, оставаясь классовой, вносит вклад в нравств. прогресс общества в целом, формирует элементы общечеловеческой нравственности. Особенно это относится к революц. морали рабочего класса, к-рый, "... исходя из своего особого положения, предпринимает эмансипацию всего общества" (М арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 425), впервые ставит цель уничтожения классов вообще и тем самым утверждения действительно общечеловеческой нравственности. Т. о., конкретно-историч. подход марксистской Э. к явлениям морали только и позволяет понять соотношение частных, классовых точек зрения в морали с едиными законами постулат, развития нравственности, выявить в противоречивом характере формирования морали в классовом обществе единую линию общечеловеческого нравственного прогресса.

В решении вопросов морали правомочно не только коллективное, но и индивидуальное сознание: нравств. авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно он осознаёт общие моральные принципы и идеалы общества (или революц. движения) и отражённую в них ист. необходимость. Объективность нравств. основания как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру собств. сознательности, воспринимать и реализовывать обществ, требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни и оценивать происходящее. Здесь встаёт проблема соотношения свободы и необходимости. Правильное определение общего основания морали ещё не означает однозначного гы ведения из него конкретных нравств. норм и принципов или непосредств. следования индивида "историч. тенденции". Нравств. деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления.

Это определяет и постановку вопроса о нравств. критерии в марксистской Э. Законы и;т. развития обусловливают содержание нравств. идей лишь в самом общем виде, не предопределяя их специфич. формы. Поскольку всякая конкретно-целесообразная обществ, деятельность предписывается и оценивается моралью с точки зрения исполнения единого для всех людей и множества частных ситуаций закона - нормы, принципа, идеала, к-рые выступают как собственно моральные критерии, это означает, что экономич., политич., идеология, и др. конкретные задачи не только не предопределяют решения каждой отд. нравств. проблемы, но, напротив, способы и методы осуществления этих задач оцениваются моралью с точки зрения критериев добра, справедливости, гуманности, честности и т. д. Относит, самостоятельность этих критериев вовсе не в том, что они происходят из какого-либо другого источника, чем конкретные сбществ. потребности, а в том, что они отражают эти потребности в наиболее универсальном виде и имеют в виду не просто достижение нек-рых особых целей, а разносторонние потребности обществ, жизни на данной ступени её культурного развития. Поэтому моралью иногда воспрещаются и осуждаются действия, к-рые могут представляться наиболее эффективными и целесообразными с точки зрения текущего момента, частных задач того или иного конкретного дела.

Встречаясь с этим противоречием, этики-немарксисты обычно либо склоняются к прагматически-утилитарной трактовке нравств. критериев, либо усматривают извечный конфликт между требованиями морали и целесообразности, нравственности и политики (экономики). В действительности же это противоречие не имеет абс. характера, а само является выражением определ. социально-историч. противоречий. В ходе прогресса общества и особенно революц. преобразований каждый раз обнаруживалось, что требования обществ, целесообразности, рассматриваемые с точки зрения общих перспектив поступат. развития общества, в конечном итоге совпадают с критериями справедливости, свободы, гуманности, коль скоро нравств. сознание масс выражает их в перспективно-историч., а потому наиболее универсальной форме. Утилитарный, конъюнктурный подход к решению конкретных задач не только противоречит требованиям коммунистич. нравственности, но и является политически недальновидным, нецелесообразным с точки зрения более широких и отдалённых обществ, целей и последствий. Понимание нерасторжимого единства общесоциального и морального позволяет марксистской Э. впервые рационально разрешить противоречие между моралью и политикой, между целями и средствами, практич. нуждами и нравств. требованиями, сбществ. необходимостью и критериями гуманности, между общим моральным принципом и частной целесообразностью. Марксистской Э. равно чужды как дух утилитаризма, так и точка зрения абс. морализирования, претендующая на "высший" нравств. суд над объективной необходимостью законов истории.

Марксистская Э. разрешает и традиц. альтернативу мотива и деяния в оценке нравств. деятельности. Моральный поступок человека всегда должен оцениваться как целостный акт, как единство цели и её осуществления, помысла и свершения. Но это возможно только в том случае, если поступок рассматривается как частный момент всей обществ, деятельности человека. Если применительно к отд. действию его достоинство проявляется лишь через его социально-полезный или вредный результат, то при анализе всей линии поведения человека (индивида или же обществ, группы, партии) вскрываются и становятся очевидными мотивы действий, преследуемые цели, общее отношение данного субъекта к обществу в целом, различным классам, окружающим людям. Такой подход к проблеме позволяет марксистской Э. преодолеть традиц. противопоставление "внешнего" деяния как очевидного для окружающих и "внутреннего" побуждения как недоступного для достоверного знания др. людей. Реальная проблема соотношения мотива и деяния в оценке приобретает вид связи между общим и частным в поведении, отд. поступком и всей нравств. деятельностью.

Марксистская Э. преодолевает и др. традиц. альтернативы моральных учений - гедонизма и аскетизма, эгоизма и альтруизма, морали спонтанного стремяения и ригористич. морали долга. Раскрывая истоки этой альтернативы, заключённые в противоречивой природе антагонистич. общества, наличии в нём противоположных интересов, марксистская Э. ставит эту проблему не в моралистич. плане нравств. проповеди наслаждения или аскетизма, а в социально-историч. плане практич. устранения их противоположности как абсолютной и универсальной. "... Коммунисты не выдвигают ни эгоизма против самоотверженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают теоретически эту противоположность ни в её сентиментальной, ни в её выспренней идеологической форме; они, наоборот, раскрывают её материальные корни, с исчезновением которых она исчезает сама собой" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 236). Выбор между выполнением внешней обязанности и осуществлением внутр. потребности должен всегда совершаться в зависимости от решения др. вопроса - нахождения наиболее адекватных путей сочетания в каждом конкретном случае обществ, и личных интересов, так чтобы в конечном итоге вырисовывалась ист. перспектива приведения их к единству. Движение к этой цели и является нравств. оправданием самопожертвования, необходимость в к-ром возникает в противоречивых и кризисных ситуациях. Таков путь к научному, марксистскому решению проблемы гуманизма.

Т. о., решение этих проблем в марксистской Э. не является чисто теоретич. устранением заблуждений этич. мысли прошлого. В отличие от всей предшествующей и совр. бурж. Э., исходящей из констатации существующих отношений и противоречий (к-рые либо апологетически оправдываются, либо просто осуждаются), марксистская Э. исходит из ист. необходимости преодоления этих противоречий, что и определяет действенно-практич. характер марксистской Э.

В системе категорий марксистской Э. воссоздаётся структура морали как целостного обществ, образования, обладающего множеством сторон и моментов. Основу такой системы составляют категории моральной деятельности, нравств. отношений и морального сознания, которые отражают три осн. стороны морали - содержание предписываемых и оцениваемых нравственностью действий и их нравств. мотивации; способ регуляции этой деятельности моралью, выражающийся в совокупности обществ, связей, направляющих и контролирующих индивидуальное и коллективное поведение; наконец, идеальное отражение деятельности и отношений морали в сознании и их специфич. нравств. обоснование. Категория нравств. деятельности включает след, моменты: структура отд. поступка и составляющие его элементы (мотив, побуждение, намерение, выбор, решение, деяние, цели и средства, последствия), общая линия поведения индивида (в т. ч. нравств. привычки, навыки, склонности, убеждения, чувства); нормы поведения и нравы общества, составляющие в совокупности его нравств. образ жизни в целом. Анализ структуры нравств. отношений и нравств. сознания позволяет установить соотношение таких категорий, как нравств. требование, обязанность, долг, ответственность, достоинство личности, совесть, отражающих различные формы отношения личности к обществу, а также взаимосвязь таких категорий, как норма, моральное качество, оценка, нравств. принцип, обществ, и нравств. идеалы, добро и зло, справедливость, смысл жизни, назначение и счастье человека, составляющие логич. каркас всякой системы морали и наполняющиеся каждый раз иным содержанием.

По-разному определяя конкретные функции морали и их число, большинство исследователей-марксистов считает важнейшими функциями морали регулятивную (в специфической оценочно-императивной форме), познавательно-ориентационную и воспитательную.

В 60-70-е гг. значительно возросло число марксистских исследований по проблемам Э. и морали (работы, посвящённые марксистской Э. в целом и её отд. проблемам, раскрытию гуманистич. смысла идей коммунистич. нравственности, нравств. аспектам коммунистич. воспитания, критике совр. бурж. морали и Э.). Практич. значение Э. для решения социальных проблем совр. эпохи и, в частности, проблемы формирования всесторонне развитой личности может быть реализовано только в тесном взаимодействии с др. науками - социологией, психологией, теорией обществ, воспитания, педагогикой, а также эстетикой, с к-рыми этика имеет ряд пограничных проблем.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2; Маркс К., Морализующая критика и критизирующая мораль, там же, т. 4; Ленин В. И., О коммунистической нравственности, 3 изд., М., 1969; Йодль Ф., История этики в новой философии, пер. с нем., т. 1 - 2, М., 1886-98; Шишкин А. Ф., Из истории этических учений, М., 1959; Селиванов Ф. А., Этика, Томск, 1961; Марксистская этика. Хрестоматия, М., 1961; Архангельский Л. М., Категории марксистской этики, М., 1963; его ж е, Курс лекций по марксистско-ленинской этике, М., 1974; Актуальные проблемы марксистской этики. Сб. ст., Тб., 1967; Очерк истории этики, М., 1969; Шварцман К. А., Теоретические проблемы этики, М., 1969; её же, Новые тенденции в развитии современной буржуазной этики, М., 1977; Бандзеладзе Г., Этика, 2 изд., Тб., 1970; Этическое и эстетическое, [Л.], 1971; Гумницкий Г. Н., Основные проблемы теории морали, Иваново, 1972; Анисимов С. Ф., Марксистско-ленинская этика, ч. 1 - Этика как философская наука, М., 1972; Федоренко Е. Г., Основы марксистско-ленинской этики, 2 изд.. К., 1972; X а р ч е в А. Г., Яковлев Б. Д., Очерки истории марксистско-ленинской этики в СССР, Л., 1972; Предмет и система этики, София, 1973; Дробницкий О. Г., Понятие морали, М., 1974; его же, Проблемы нравственности, М., 1977; Гусейнов А. А., Социальная природа нравственности, М., 1974; Т и т а р е н к о А. И., Структуры нравственного сознания, М., 1974; Мораль и этическая теория, М., 1974; Основы марксистско-ленинской этики, Минск, 1974; Марксистская этика, М., 1976; Очерки истории русской этической мысли, М., 1976; S i d g w i с k H., Outlines of the history of Ethics, 5 ed., L., 1906; Dittrich O.. Geschichte der Ethik, Bd 1 - 4, Lpz.. 1923 - 32; В г о a d G. D., Five types of ethical theory, Paterson, 1959; Hill Th. E., Contemporary ethical theories, N. Y., I960; R e i n e r H., Die philosophische Ethik, ihre Fragen und Lehren in Geschichte und (Jegenwart, Hdlb., 1964. См. также лит. при ст. Мораль.

О. Г. Дробницкий, В. Г. Иванов.

ЭТИКЕТ (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определ. социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатич. кругах к т. п.). В переносном значении - форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе.

ЭТИЛАЦЕТАТ, уксусноэтиловый эфир СН3СООС2Н5, бесцветная легколетучая жидкость с приятным фруктовым запахом; tкип 77,1 0С, tпл - 82,4 °С, плотность 0,900 г/см3 (20 °С); мало растворим в воде, хорошо - в спирте, эфире, хлопоформе и др. Горит; пределы взрывоопасных концентраций в воздухе 2,2-9%. В пром-сти получают этерификацией этилового спирта уксусной к-той в присутствии H2SO4. Э. широко применяют как растворитель для нитратов целлюлозы в лакокрасочной пром-сти (см. Нитролаки), при произ-ве фото- и киноплёнки, бездымного пороха; смесь Э. со спиртом - растворитель для ацетилцеллюлозы, поливинилбутираля и нек-рых др. полимеров. Служит также компонентом фруктовых эссенций для прохладит, напитков, ликёров и кондитерских изделий.

ЭТИЛБЕНЗОЛ, СвН5СН2СНз, бесцветная жидкость; tкип 136,2 °С, tпл -94,97 0С, плотность 0,867 г/см3 (20 °С); почти нерастворим я воде, растворяется в спирте, бензоле, эфире, четырёххлористом углероде.

Э. содержится в нефти и кам.-уг. смоле. В пром-сти получают гл. обр. из бензола и этилена (по Фриделя - Крафтса реакции). При пропускании паров Э. над катализаторами образуется стирол, являющийся сырьём при произ-ве важных пром. продуктов - нек-рых видов пластмасс (см. Полистирол) и каучуков синтетических. Э. используют также в органич. синтезе, напр, для получения ацетофенона жидкофазным каталитич. окислением, как растворитель и компонент высокооктановых бензинов. Предегь но допустимая концентрация паров Э. в воздухе 0,05 мг/л.

ЭТИЛБРОМИД, бромистый этил, бром этан, С2Н.,Вг, бесцветная жидкость со слабым эфирным запахом; tпл - 119 °С, tкип 38,3 °С, плотность 1,459 г/см3(20 °С); плохо растворим в воде. Получают из этилового спирта: С2Н5ОН+ KBr+ H2SO4 = C2H5Br+ + KHSO4+ Н2О. Применяют в органич. синтезе для введения этильной группы С2Н5 - (см. Алкилирование). Входит в состав этиловой жидкости.

ЭТИЛДИХЛОРАРСИН, C2H5AsCl2, бесцветная маслянистая жидкость; tпл - 65 °С, tкип 155.3 °С, плотность 1,1420 г/см3 (14,5 °С). Э. применяли как отравляющее вещество в 1-ю мировую войну 1914-18. По токсич. свойствам аналогичен люизиту.

ЭТИЛЕН, этен, Н2С=СН2, ненасыщенный углеводород, первый член гомологич. ряда олефинов, бесцветный газ со слабым эфирным запахом; tпл-169,5 °С, tкип - 103,8 °С, плотность 0,570 г/см3 (при tкип); практически нерастворим в воде, плохо - в спирте, лучше - в эфире, ацетоне. Темп-pa воспламенения 540 °С, горит слабокоптящим пламенем, с воздухом образует взрывоопасные смеси (3-34 объёмных %). Э. весьма реакционноспособен. Наиболее характерно для него присоединение по двойной углерод-углеродной связи, напр, каталитич. гидрирование Э. приводит к этану.

Н2С = СН2 + Н2 = НзС-СН3, хлорирование - к дихлорэтану:

H2C=CH2 + Сl2 = С1Н2С-СН2С1, гипохлорирование (присоединение хлорноватистой к-ты) - к этиленхлоргиорину:

Н2С=СН2 + НОС1 = НОН2С-СН2С1.

Мн. реакции Э. лежат в основе пром. способов получения ряда важных продуктов; так, сернокислотной или прямой гидратацией из Э. получают этиловый спирт, каталитич. окислением - этилена окись и ацетальдегид; алкилированием бензола (по Фриделя - Крафтса реакции) - этилбензол, полимеризацией, напр, в присутствии катализаторов Циглера - Натта,- полиэтилен, окислит, хлорированием - винилхлорид, сочетанием с уксусной к-той - винилацетат, присоединением НСl - этилхлорид, взаимодействием с хлоридами серы - иприт и т. д. Осн. пром. методы получения Э.- высокотемпературный (700- 850 °С) пиролиз и крекинг жидких дистиллятов нефти и низших парафиновых углеводородов, гл. обр. этана и пропана (см. Газы нефтепереработки). Выделение и очистку Э. проводят ректификацией, дробной абсорбцией, глубоким охлаждением. В лабораторных условиях Э. можно получать дегидратацией этилового спирта, напр, нагреванием с серной или ортофосфорной к-той.

Этилен в организме. Э. образуется в незначит. кол-вах в тканях растений и животных как промежуточный продукт обмена веществ. Содержащийся в различных органах высших растений (плодах, цветках, листьях, стеблях, корнях) Э. антагонистически взаимодействует с гормонами растений - ауксинами (Э. и ауксины ингибируют биосинтез и функционирование друг друга). Сдвиг в сторону преобладающего действия Э. способствует замедлению роста, ускорению старения, созревания и опадения плодов, ускорению сбрасывания цветков или только их венчиков, завязей, листьев, а в сторону преобладающего действия ауксинов - замедляет старение, созревание и опадение плодов и т. п. Пути биосинтеза Э. и его метаболизм в растит, тканях окончательно не выяснены.

Э. используют для ускорения созревания плодов (напр., помидоров, дынь, апельсинов, мандаринов, лимонов, бананов), дефолиации растений, снижения предуборочного опадения плодов, для уменьшения прочности прикрепления плодов к материнским растениям, что облегчает механизированную уборку урожая. В высоких концентрациях Э. оказывает на человека и животных наркотическое действие.

Лит.: Д ж е н с е н Ю., Этилен и полиацетилены, в кн.: Биохимия растений, пер, с англ., М., 1968; Стимуляция и торможение физиологических процессов у растений, в сб.: История и современное состояние физиологии растений, М., 1967.

Ю. В. Ракитин.

ЭТИЛЕНА ОКИСЬ, этиленоксид, о к с и р а н, простейший представитель эпоксидов (циклических простых эфиров с а-окисным трёхчленным кольцом), бесцветный газ с эфирным запахом; tпл - 111,3 "С, tкип 10,7 °С, плотность 0,891 г/см3 (4 °С).

30-21-3.jpg

Э. о. хорошо растворима в воде, спирте, эфире и мн. др. органич. растворителях; легко воспламеняется; образует с воздухом взрывоопасные смеси (3-80% по объёму). Хим. свойства Э. о. определяются наличием напряжённого и вследствие этого сравнительно легко размыкающегося (под действием высокой темп-ры и различных хим. реагентов) эпоксидного цикла. Так, при нагревании до 400 °С (в присутствии Аl2Оз - при 150-300 °С) Э. о. изомеризуется в ацеталъдегид', гидрирование Э. о. (над никелем при 80 °С) приводит к этиловому спирту
30-21-4.jpg

гидрогалогенирование - к соответствующим этиленгалогенгидрпнам (напр., НС1+
30-21-5.jpg

В этих и мн. аналогичных реакциях J. о. является эффективным алкилирующим агентом (с её помощью вводится (b-оксиэтильная группа НОСН2СН2-), что широко используется в пром-сти и лабораторной практике для получения ценных продуктов, напр. этиленциангидрина (взаимодействием с синильной кислотой), этиленгликоля и его моноэфиров - целлозольвов (гидратацией и алкоголизом), этаноламинов (реакцией с аммиаком), (b-меркаптоэтанола HSCH2CH2OH (взаимодействием с сероводородом), (b-фенил-этилового спирта (Фриделя - Крафтса реакцией с бензолом). Для Э. о. характерна (также идущая с разрывом связи С-О) полимеризация. Так, при пропускании паров Э. о. при 110-160 "С над NaHSO4 образуется её димер - диоксан; под каталитич. действием третич. аминов или хлорида олова (IV) Э. о. легко полимеризуется (иногда со взрывом) уже при обычной темп-ре. Полиэтиленоксиды [-СН2-CH2-О-]n имеют широкий интервал мол. масс (от 102 до 107). Различают низкомолекулярные полимеры, т. н. полиэтиленгликоли (мол. м. до 40 тыс.), и высокомолекулярные (от 500 тыс. до 10 млн.). Полиэтиленгликоли - жидкие или воскообразные продукты, получаемые каталитич. полимеризацией Э. о. при 100-150 °С и используемые в текст, пром-сти (как смачиватели, умягчители и антистатич. агенты), в косметике и как компоненты моющих средств. Высокомолекулярные полимеры Э. о. в пром-сти получают суспензионной каталитич. полимеризацией при 20-50 °С; они представляют собой твёрдые продукты с хорошими термопластич. и механич. свойствами, нек-рой водорастворимостью; используются как флокулянты, для снижения гидродинамич. сопротивления водных потоков, в текст, пром-сти (как загустители). В качестве эмульгаторов и компонентов моющих средств применяются продукты конденсации Э. о. с высшими спиртами (олеиловым, лауриловым, стеариловым), алкилфенолами, напр, с изооктилфенолом, с жирными карбоновыми к-тами, представляющие собой полиэтиленгликолевые эфиры типа RO(CH2CH2O)n-Н, где R - органич. радикал, а п = 6-30. Циклич. простые эфиры, получаемые из Э. о.,- т. н. краун-эфиры, широко применяют в органич. синтезе для разъединения ионных пар различных солей в апротонных биполярных растворителях, как, напр., краун 18-6 для связывания иона калия. Осн. пром. методы получения Э. о.- каталитич. окисление этилена кислородом воздуха при 200-300 °С над катализатором, содержащим металлич. серебро, и дегидрохлорирование этиленхлоргидрина. Важное значение Э. о. имеет также в тонком органич. синтезе: напр., реакцией её с ацетоуксусным эфиром получают ацетобутиролактон, используемый в произ-ве витамина Bi и являющийся промежуточным продуктом для получения противомалярийных препаратов. Э. о. токсична: в малых кол-вах она обладает наркотич. действием, в значительных - приводит к раздражению слизистых оболочек, удушью и отёку лёгких. Предельно допустимая концентрация Э. о. в воздухе - 0,001 мг/л.

ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ, э т а н д и о л-1,2, НОСН2СН2ОН, простейший гликоль, бесцветная вязкая жидкость со сладким вкусом; tпл - 12,3 °С, tкип 196 "С, плотность 1,113 г/см3 (20 °С); смешивается во всех соотношениях с водой, спиртом, ацетоном, плохо растворим в эфире, не растворим в хлороформе, алифатич. и ароматич. углеводородах; гигроскопичен. Важным свойством Э. является его способность сильно понижать темп-ру замерзания воды (до - 25 ° С при 40%-ном содержании Э. в воде и до -40 °С при 60%-ном), что широко используется для приготовления антифризов. Подобно др. двухатомным спиртам, Э. образует моно- и дигликоляты, напр. НОСН2СН2ОNа и NaOCH2CH2ONa, эфиры (простые и сложные) и др. производные, среди к-рых наибольшую практич. ценность имеют простые моноэфиры HOCH2CH2OR (т. н. целлозольвы); где R - углеводородный радикал, используемые в качестве растворителей, и сложные полиэфиры (-ОСН2СН2ОСО- R-СО-)n, напр. полиэтилентерефталат, применяемые для изготовления синтетич. волокна типа лавсан (см. Полиэфирные волокна). Сложный эфир Э. и азотной кислоты, т. н. нитрогликолъ - взрывчатое вещество. Осн. пром. метод получения Э.- гидратация этилена окиси при 10 am и 190-200 °С или при 1 am и 50-100 °С в присутствии 0,1-0,5% серной (или ортофосфорной) кислоты; в качестве побочных продуктов при этом образуются диэтиленгликоль и незначительное кол-во высших полимергомологов Э. В огранич. масштабах Э. применяют также как растворитель печатных и нек-рых др. красок, в произ-ве чернил и паст для шариковых ручек, в органич. синтезе. Э. токсичен.

М. К. Грачёв.

ЭТИЛЕНДИАМИН, 1,2-диамин о-э т а н, H2NCH2CH2NH2, бесцветная жидкость с аммиачным запахом; tкип 116,5 °С, tпл, 8,5 °С, плотность 0,899 г/см3 (20 °С); растворим в воде, спирте, хуже - в эфире, нерастворим в бензоле. Сильное основание. Соли Э. с жирными к-тами используют в текст, пром-сти как смягчающие агенты; тартрат Э. обладает пьезоэлектрич. свойствами. Взаимодействием с хлоруксусной к-той получают этилендиаминтетрауксусную к-ту. Э. применяют в произ-ве фунгицидов, красителей, стабилизаторов латексов, эмульгаторов, пластификаторов и др., как отвердитель эпоксидных смол. Получают гл. обр. действием аммиака на дихлорэтан. Э. токсичен; предельно допустимая концентрация его паров в воздухе 0,001 мг/л.

ЭТИЛЕНДИАМИНТЕТРААЦЕТАТ НАТРИЯ, дигидрат двунатриевой соли этилендиамин-тетрауксусной кислоты, трилон Б, комплексен III, бесцветные кристаллы, хорошо растворимые в воде и щелочах. Э. н.- важнейший представитель комплексонов; он образует устойчивые внутрикомплексные соединения со многими двух- и трехзарядными катионами, что используется в комплексоиометрии для определения Са, Мо, Со, Си, Ni, Zn, Fe, Mn, Al, Ga, редкоземельных элементов и косвенного определения нек-рых анионов, напр. РО43-, SO42-, CN-, а также для связывания ионов, мешающих фотометрич. и титриметрич. определениям. На этом же свойстве Э. н. осн. его применение для умягчения воды и удаления следов металлов в фармацевтич. и хим. препаратах. Получают Э. н. из этилендиамина и монохлоруксусной к-ты (см. Хлоруксусные кислоты).

ЭТИЛЕНИМИН, азиридин, бесцветная легкоподвижная жидкость с запахом аммиака; tкип 56,7 С, tпл -73,9 °С, плотность 0,837 г/см3 (20 °С); хорошо растворим в воде и большинстве органич. растворителей. Получают Э. из этаноламина и серной к-ты с последующей обработкой образовавшегося сернокислого эфира щёлочью, а также действием щёлочи на (3-бромэтиламин.

30-21-6.jpg

Э. сильно ядовит; предельно допустимая концентрация паров Э. в воздухе 0,02 мг/м3. В жидком состоянии обладает сильным кожным действием. Э. и его производные проявляют мутагенные свойства; некоторые из них (ТЭФ, Тио ТЭФ и др.) применяются в качестве противоопухолевых средств алкилирующего действия, в с.-х. и микробиологич. селекции. Полимер Э. - полиэтиленимин - малотоксичен, используется как вспомогат. агент, напр., для повышения прочности резин и бумаги, для очистки сточных вод.

ЭТИЛЕНОВЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ, то же, что олефины.

ЭТИЛЕН-ПРОПИЛЕНОВЫЕ КАУЧУКИ, синтетические каучуки, продукты сополимеризации этилена с пропиленом или двух этих мономеров с диолефи-ном, содержащим несопряжённые двойные связи (напр., с 1,4-гекса диеном СН2=СН-СН2-СН=СН-СН3). Мол. концентрация звеньев пропилена в макромолекуле Э.-п. к. 20-60%, звеньев диолефина - 0,5-3,0%. Мол. м. каучуков 80 000-250 000, плотн. 0,85-0,87 г/см3, темп-pa стеклования от -55 до -70 °С, уд. объёмное электрич. сопротивление 5-1015 ом-см, электрич. прочность 28- 32 Мв/м, или кв/мм, тангенс угла диэ-лектрич. потерь (1-2)*10-3.

Э.-п. к. получают координационно-ионной полимеризацией в среде углеводородных растворителей, напр., и-гексана. Каучуки, синтезируемые из смеси трёх мономеров (отечеств, марка СКЭПТ), содержат в макромолекуле ненасыщ. связи и поэтому способны к вулканизации обычными серусодержащими системами. Сополимеры этилена с пропиленом (СКЭП) вулканизуются органич. перекисями.

В резинах на основе Э.-п. к. хорошие прочностные и эластич. свойства (см. Резина) сочетаются с высокой озоно-, тепло- и морозостойкостью, устойчивостью к действию мн. органич. растворителей, щелочей и к-т, а также с отличными диэлектрическими характеристиками. Э.-п. к. типа СКЭП применяют гл. обр. для изоляции проводов и кабелей; типа СКЭПТ - в произ-ве различных резинотехнич. изделий, напр, шлангов, уплотнителей. В шинной пром-сти эти каучуки используют ограниченно из-за низкой прочности связи резин на их основе с кордом.

Торг, марки Э.-п. к., выпускаемых за рубежом,- висталон, нордель, эпкар (США), дютрал (Италия), АРТК (ФРГ), келтан (Нидерланды), эспрен EPDM (Япония) и др. Мировое произ-во Э.-п. к. в 1976 составило ок. 390 тыс. т.

Лит.: Энциклопедия полимеров, Т. 3, М., 1977.

ЭТИЛЕНХЛОРГИДРИН, 0-хлорэтиловый спирт, (3-х лорэтанол, С1СН2СН2ОН, бесцветная жидкость со слабым эфирным запахом; t - 67,5 °С, tкип 128,8 °С, плотность 1,202 г/см3 (20 °С); смешивается во всех отношениях с водой, растворяется в большинстве органич. растворителей, образует азеотропные смеси с водой (41% Э., tкип 98 °С), толуолом, циклогексаном. Наиболее важным свойством Э. является его способность отщеплять НС1 под действием щелочей:
30-21-7.jpg

Указанная реакция, открытая в 1859 Ш. Вюрцем, лежит в основе одного из способов получения этилена окиси. В пром-сти Э. синтезируют гипохлорированием этилена, а в лабораторных условиях - присоединением хлористого водорода к окиси этилена.

30-21-8.jpg

Э. хорошо растворяет мн. органич. вещества, напр, ацетат целлюлозы и этилцеллюлозу, однако применение его в качестве растворителя крайне ограничено вследствие токсичности (предельно допустимая концентрация его паров в воздухе 0,5 мг/м3).

ЭТИЛЕНЦИАНГИДРИН, нитрил 0-оксипропионовой кислоты, HOCH2CH2CN; бесцветная вязкая жидкость, t - 46 "С, tкип 227-228 °С (с разложением), плотность 1,040 г/см3 (25 °С); смешивается во всех отношениях с водой, спиртом, эфиром, ацетоном, нерастворим в бензоле; растворяет эфиры целлюлозы и нек-рые соли неорганич. кислот. Получают Э. гл. обр. реакцией этилена окиси с синильной кислотой (в присутствии каталитич. количеств цианида натрия NaCN или др. щелочных агентов):
30-21-9.jpg

и используют в произ-ве таких важных продуктов, как акрилонитрил (дегидратацией в паровой или жидкой фазе) и акрилаты (действием спиртов в присутствии разбавленной серной кислоты).

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2018