ЧАВЧАВАДЗЕ Александр Гарсеванович [1786, Петербург, - 6(18). И. 1846,
Тбилиси], грузинский поэт, обществ. деятель; князь. Родился в семье известного политич. деятеля. Учился в частном пансионе в Петербурге (1795-99). В 1809
окончил петерб. Пажеский корпус. Участвовал в заграничных походах 1813-14. С
1814 занимал в Грузии крупные воен.-адм. должности. В его доме собирались
представители прогрессивной общественности, бывал А. С. Грибоедов, к-рый
женился на дочери поэта Нине. В 1832 участвовал в дворянском заговоре,
ставившем целью отторжение Грузии от России и осуществление нек-рых социальных
реформ. Был сослан в Тамбов. Вернулся в Грузию в 1834. В 1841 получил чин
генерал-лейтенанта, после 1843 занялся лит. и обществ. деятельностью. Ч. -
родоначальник груз. романтизма. В выборе образов, поэтике, подчёркнутой
чувственности лирики Ч. сказывается дань восточной поэтич. традиции. Отчётливый
отпечаток оставил в поэзии Ч. тбилисский гор. фольклор. Ч. замечал приметы
нового века и чутко отзывался на боль и чаяния народа. Безрадостной
современности поэт противопоставлял величеств. прошлое его родины и её светлое
будущее. Творчество Ч. во многом определило судьбы груз. поэзии, особенно до
60-х гг. 19 в. Его произв. переведены на мн. языки мира. Переводчик рус. и зап.-европ.
классики. В с. Цинандали открыт Дом-музей Ч. (1947).
ЧАВЧАВАДЗЕ Илья Григорьевич [27. 10(8.11).1837, Кварели, -
30.8(12.9). 1907], грузинский писатель и обществ, деятель. Род. в княжеской
семье. В 1857 поступил в Петерб. ун-т. В 1861 вернулся на родину, где встал во
главе революц.-демократич. направления груз, лит-ры. Один из организаторов
движения "Терг-далеулеби". С 1864 Ч. сочетает лит.
деятельность со службой в гос. и обществ, учреждениях. Он состоял чл. комиссии,
к-рая занималась урегулированием отношений между дворянством и крестьянами в
связи с реформой 1861; служил мировым посредником, судьёй. Мн. годы был пред.
Об-ва по распространению грамотности среди грузин. С 1877 по 1902 под ред. Ч.
выходила газ. "Иверия" В 1879 был пред. правления груз, драматич.
об-ва. В 1906 Ч. избрали чл. Гос. совета, нек-рое время он жил в Петербурге. В
Гос. совете он примыкал к т. н. академической группе, в к-рую входили гл. обр.
прогрессивные бурж. деятели. Ч. считал своим долгом защиту интересов Грузии и
её народа. Противник самодержавно-крепостнич. строя, виднейший представитель
нац.-освободит, движения Грузии, Ч. постоянно находился под наблюдением
полиции. Многие его произв. были запрещены цензурой. Убит наёмниками царской
охранки на пути из Тбилиси в Сагурамо.
Ч. рассматривал лит-ру как одну из форм познания действительности. Он
полностью разделял эстетич. воззрения революц. демократов, считая, что иск-во
вообще, а лит-pa в частности, отражая действительность, подчиняются в своём
развитии тем же законам. Изучение жизни Ч. считал основополагающим моментом
процесса художеств, творчества. Решительный противник теории "искусства для
искусства", Ч. требовал от искусства обществ, значимости, идейности,
активного участия в борьбе за социальный прогресс. Его взгляды, оказавшие
серьёзное воздействие на деятельность груз. шестидесятников, выражены в
"Записках проезжего" (1861).
Ч.-писатель чутко откликался на явления совр. действительности; он обличал в
своих произв. крепостнич. порядки и широко отразил процесс разложения феод.
уклада. Поэмы "Видение" (1859), "Несколько картин, или Случай из
жизни разбойника" (I860), повесть "Рассказ нищего" (1859-62)
показывают бесправие трудового народа, сословно-классовые противоречия в груз.
обществе. Ч. твёрдо верил, что будущее принадлежит трудящимся. Он понимал, что
противоречия, существующие в крепостнич. обществе, невозможно устранить в
рамках этого общества, и, не будучи сторонником уничтожения этих противоречий
последовательно революц. путём, тем не менее ощущал неизбежность ликвидации
крепостнич. отношений. Сатирич. обличение помещичьего быта в повести
"Человек ли он?" (1859-63) вызвало негодование груз. дворянства. Ч.
поднимал в своих произв. большие обществ.-историч. проблемы. В 1887 он закончил
повесть "Отарова вдова", в к-рой осветил взаимоотношения между
крестьянами и помещиками после отмены крепостного права в Грузии. Поэзия Ч. в
целом носит патриотич. гражд. характер. Многие из его лирич. стихотворений,
начиная с написанного в 1857 "Горам Кварельским", рисуют картины родной
природы. Но и в таких произв. Ч. звучат социальные мотивы. Горячим сочувствием
к доле труженика-бедняка проникнуто стих. "Мутна" (1863). В 1872
написаны стихи о Парижской Коммуне 1871. Идеей обществ. служения вдохновлена
поэма "Отшельник" (1883), в к-рой Ч. философски переосмыслил нар.
сюжет. Язык поэзии Ч. - живой, образный, подлинно народный. Произв. Ч.
переведены на мн. языки мира. Мемориальные музеи открыты в имении поэта в Сагурамо (1951), в с. Кварели (1937), в Тбилиси (1957).
ЧАВЧАВАДЗЕ Тамара Ираклиевна [16(29). 10.1900, Тбилиси, - 26.4.1968, там
же], грузинская советская актриса, нар. арт. Груз. ССР (1943). В 1922 ещё
студенткой театр. студии А. Н. Пагавы сыграла роль Лауренсии в спектакле
"Фуэнте овехуна" Лопе де Бега, поставленном К. А. Марджанишвили в Театре
им. Ш. Руставели. Участвовала в создании Гос. театра в Кутаиси (1928; с 1933 -
тбилисский Театр им. Марджанишвили), работала там до 1942, затем в Театре им.
Руставели; с 1964 - в Сухумском театре. Роли: Маргарита ("Дама с
камелиями" Дюма-сына), Зейнаб ("Измена" Сумбатова), Васса
("Васса Железнова" Горького), Саната ("Бахтриони" по Важа
Пшавела), мадам Сан-Жен ("Мадам Сан-Жен" Сарду), Мать ("В добрый
час!" Розова) и др. С 1926 снималась в кино. Награждена орденом Ленина,
орденом "Знак Почёта" и медалями.