БСЭ. Чавчавадзе Александр.. - Чавчавадзе Тамара...
Начало Вверх

ЧАВЧАВАДЗЕ Александр Гарсеванович [1786, Петербург, - 6(18). И. 1846, Тбилиси], грузинский поэт, обществ. деятель; князь. Родился в семье известного политич. деятеля. Учился в частном пансионе в Петербурге (1795-99). В 1809 окончил петерб. Пажеский корпус. Участвовал в заграничных походах 1813-14. С 1814 занимал в Грузии крупные воен.-адм. должности. В его доме собирались представители прогрессивной общественности, бывал А. С. Грибоедов, к-рый женился на дочери поэта Нине. В 1832 участвовал в дворянском заговоре, ставившем целью отторжение Грузии от России и осуществление нек-рых социальных реформ. Был сослан в Тамбов. Вернулся в Грузию в 1834. В 1841 получил чин генерал-лейтенанта, после 1843 занялся лит. и обществ. деятельностью. Ч. - родоначальник груз. романтизма. В выборе образов, поэтике, подчёркнутой чувственности лирики Ч. сказывается дань восточной поэтич. традиции. Отчётливый отпечаток оставил в поэзии Ч. тбилисский гор. фольклор. Ч. замечал приметы нового века и чутко отзывался на боль и чаяния народа. Безрадостной современности поэт противопоставлял величеств. прошлое его родины и её светлое будущее. Творчество Ч. во многом определило судьбы груз. поэзии, особенно до 60-х гг. 19 в. Его произв. переведены на мн. языки мира. Переводчик рус. и зап.-европ. классики. В с. Цинандали открыт Дом-музей Ч. (1947).
2843-3.jpg

ЧАВЧАВАДЗЕ Илья Григорьевич [27. 10(8.11).1837, Кварели, - 30.8(12.9). 1907], грузинский писатель и обществ, деятель. Род. в княжеской семье. В 1857 поступил в Петерб. ун-т. В 1861 вернулся на родину, где встал во главе революц.-демократич. направления груз, лит-ры. Один из организаторов движения "Терг-далеулеби". С 1864 Ч. сочетает лит. деятельность со службой в гос. и обществ, учреждениях. Он состоял чл. комиссии, к-рая занималась урегулированием отношений между дворянством и крестьянами в связи с реформой 1861; служил мировым посредником, судьёй. Мн. годы был пред. Об-ва по распространению грамотности среди грузин. С 1877 по 1902 под ред. Ч. выходила газ. "Иверия" В 1879 был пред. правления груз, драматич. об-ва. В 1906 Ч. избрали чл. Гос. совета, нек-рое время он жил в Петербурге. В Гос. совете он примыкал к т. н. академической группе, в к-рую входили гл. обр. прогрессивные бурж. деятели. Ч. считал своим долгом защиту интересов Грузии и её народа. Противник самодержавно-крепостнич. строя, виднейший представитель нац.-освободит, движения Грузии, Ч. постоянно находился под наблюдением полиции. Многие его произв. были запрещены цензурой. Убит наёмниками царской охранки на пути из Тбилиси в Сагурамо.

Ч. рассматривал лит-ру как одну из форм познания действительности. Он полностью разделял эстетич. воззрения революц. демократов, считая, что иск-во вообще, а лит-pa в частности, отражая действительность, подчиняются в своём развитии тем же законам. Изучение жизни Ч. считал основополагающим моментом процесса художеств, творчества. Решительный противник теории "искусства для искусства", Ч. требовал от искусства обществ, значимости, идейности, активного участия в борьбе за социальный прогресс. Его взгляды, оказавшие серьёзное воздействие на деятельность груз. шестидесятников, выражены в "Записках проезжего" (1861).

Ч.-писатель чутко откликался на явления совр. действительности; он обличал в своих произв. крепостнич. порядки и широко отразил процесс разложения феод. уклада. Поэмы "Видение" (1859), "Несколько картин, или Случай из жизни разбойника" (I860), повесть "Рассказ нищего" (1859-62) показывают бесправие трудового народа, сословно-классовые противоречия в груз. обществе. Ч. твёрдо верил, что будущее принадлежит трудящимся. Он понимал, что противоречия, существующие в крепостнич. обществе, невозможно устранить в рамках этого общества, и, не будучи сторонником уничтожения этих противоречий последовательно революц. путём, тем не менее ощущал неизбежность ликвидации крепостнич. отношений. Сатирич. обличение помещичьего быта в повести "Человек ли он?" (1859-63) вызвало негодование груз. дворянства. Ч. поднимал в своих произв. большие обществ.-историч. проблемы. В 1887 он закончил повесть "Отарова вдова", в к-рой осветил взаимоотношения между крестьянами и помещиками после отмены крепостного права в Грузии. Поэзия Ч. в целом носит патриотич. гражд. характер. Многие из его лирич. стихотворений, начиная с написанного в 1857 "Горам Кварельским", рисуют картины родной природы. Но и в таких произв. Ч. звучат социальные мотивы. Горячим сочувствием к доле труженика-бедняка проникнуто стих. "Мутна" (1863). В 1872 написаны стихи о Парижской Коммуне 1871. Идеей обществ. служения вдохновлена поэма "Отшельник" (1883), в к-рой Ч. философски переосмыслил нар. сюжет. Язык поэзии Ч. - живой, образный, подлинно народный. Произв. Ч. переведены на мн. языки мира. Мемориальные музеи открыты в имении поэта в Сагурамо (1951), в с. Кварели (1937), в Тбилиси (1957).
2843-4.jpg

ЧАВЧАВАДЗЕ Тамара Ираклиевна [16(29). 10.1900, Тбилиси, - 26.4.1968, там же], грузинская советская актриса, нар. арт. Груз. ССР (1943). В 1922 ещё студенткой театр. студии А. Н. Пагавы сыграла роль Лауренсии в спектакле "Фуэнте овехуна" Лопе де Бега, поставленном К. А. Марджанишвили в Театре им. Ш. Руставели. Участвовала в создании Гос. театра в Кутаиси (1928; с 1933 - тбилисский Театр им. Марджанишвили), работала там до 1942, затем в Театре им. Руставели; с 1964 - в Сухумском театре. Роли: Маргарита ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Зейнаб ("Измена" Сумбатова), Васса ("Васса Железнова" Горького), Саната ("Бахтриони" по Важа Пшавела), мадам Сан-Жен ("Мадам Сан-Жен" Сарду), Мать ("В добрый час!" Розова) и др. С 1926 снималась в кино. Награждена орденом Ленина, орденом "Знак Почёта" и медалями.
2843-5.jpg

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020