ТРАНСПОРТИР (франц. transporteur, от лат. transporto
- переношу), инструмент для построения и измерения углов на чертежах.
Состоит из линейки и полукруга, разделённого на градусы от 0 до 180° (рис.).
Точность Т. возрастает с увеличением его размеров (чем больше полукруг, тем
меньше цена одного деления); Т. для очень точных построений и измерений
(напр., навигационных) снабжают прозрачной линейкой с угломерным нониусом (верньером),
вращающейся вокруг центра.
ТРАНСПОРТНАЯ БОЛЕЗНЬ у животных, дорожная лихорадка,
болезнь, возникающая при перевозке животных на дальние расстояния различными
видами транспорта. Чаще болеют крупный и мелкий рог. скот, реже - лошади,
свиньи и плотоядные. Предрасполагают к возникновению Т. б. транспортировка животных
непосредственно с пастбища, перегревание организма в условиях высокой
влажности, недостаток питьевой воды, отсутствие вентиляции. У заболевших
животных наблюдают беспокойство, возбуждение, пугливость, шаткую походку.
Животные теряют в весе; в тяжёлых случаях у них исчезает аппетит. Возможен
смертельный исход от сердечной недостаточности. Лечение: применение хлорида
кальция, сульфата магния, димедрола, хлоралгидрата, настойки валерианы,
сердечных средств. Для предупреждения Т. б. травоядных животных за неск. дней
до транспортировки переводят на стойловое содержание, в рационе сокращают до
минимума зелёные корма, с к-рыми в организм поступает большое кол-во калия,
способствующее нарушению обмена магния и кальция, что и приводит, по-видимому,
к развитию Т. б. Во время перевозки обеспечивают хорошую вентиляцию, не
допускают перегрева и скученности животных, следят за регулярным водопоем.
В.
М. Данилевский.
ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА, задача о наиболее рациональном плане
перевозок однородного продукта из пунктов лроиз-ва в пункты потребления. Пусть
имеется т пунктов произ-ва некоего однородного продукта A1,...,
Ai,..., Amи п пунктов его потребления В1,...,
Bj,..., Вn В пункте Аi(i
= 1,..., m) производится at единиц, а в пункте Bj(j
= l,...,n) потребляется bj единиц продукта.
Предполагается, что
Трансп. издержки, связанные с
перевозкой единицы продукта из пункта Ai в пункт Вj,
равны сij. Суть Т. з. состоит в составлении оптимального
плана перевозок, минимизирующего суммарные трансп. издержки, при реализации
к-рого запросы всех пунктов потребления Bj, j = 1, ..., п,
были бы удовлетворены за счёт произ-ва продукта в пунктах Ai,
i = 1, ..., т. Пусть хij - количество продукта,
перевозимого из пункта Ai в пункт Вj. Тогда
Т. з. формулируется так: определить значения переменных хij, i =
1, ..., т; j= 1, ..., n, минимизирующих суммарные трансп.
издержки.
Набор чисел хij,
i = 1, ..., т, j= 1, ..., п, удовлетворяющий этим
условиям, наз. планом перевозок, а его элементы - перевозками.
Т. з. решают спец. методами линейного
программирования.
Лит.:
Гольштейн Е. Г., Юдин Д. Б., Задачи
линейного программирования транспортного типа, М., 1969.
ТРАНСПОРТНАЯ РАЗВЯЗКА, соединение автомобильных дорог
в разных уровнях со съездами для перехода автомобилей и других трансп.
средств с одной дороги на другую. Т. р. устраивают на автомоб. дорогах 1-й,
2-й, 3-й категорий.
Схемы транспортных развязок:
а - пересечение по типу клеверного листа; б - Т-образный тип примыкания;
в - кольцевой тип разветвления.
В зависимости от взаимного
расположения дорог Т. р. делятся на 3 группы: пересечения, примыкания,
разветвления. По способу осуществления левоповоротного движения различают Т.
р., на к-рых оно совершается поворотом вправо (рис., а), влево (рис.,
б),
влево и вправо (рис., в). Т. р. повышают пропускную способность автомоб. дорог, безопасность, бесперебойность и скорость движения по сравнению
с пересечениями в одном уровне. Т. р. проектируют на основе изучения трансп.
потоков во всех направлениях с учётом ландшафта и свободной площади. При этом
часто применяют моделирование Т. р. Расчётную скорость принимают 40-80 км/ч.
Тип Т. р. выбирают в результате технико-экономич. сравнения вариантов.
Наибольшее применение в СССР и за рубежом получили пересечения по типу
клеверного листа (рис., а), напр. на Моск. кольцевой дороге. Развитие Т.
р. связано с дальнейшим совершенствованием схем движения.
Лит.:
Милашечкин А. А., Гохман В. А.,
Поляков М. П., Узлы автомобильных дорог, 2 изд.,
М., 1966.
М. П. Поляков.