МУЛЬТИПЛИКАТОР, k-множитель, в совр. бурж. макроэкономии - коэффициент,
показывающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций, т. е. Y = kI,
где Y и I соответственно выражат приращения дохода и
инвестиций. M. служит количеств, выражением "принципа
мультипликации", согласно к-рому всякое увеличение занятости,
непосредственно связанное с автономными инвестициями (см. Инвестиция), напр.
гос. расходами на общественные работы, приводит к росту потребительского
спроса, тем самым стимулируя выпуск продукции в отраслях, производящих предметы
потребления, и вызывая дальнейшее увеличение потребительского спроса со стороны
занятых в других смежных отраслях произ-ва. Этот принцип, выдвинутый P. Ф.
Каном в 1931, был детально исследован Дж. M. Кейнсом, А. Хансеном, П. Сэмюэлсоном,
Ф. Маклупом и др. и в соединении с "принципом акселерации"
(см. Акселератор) вошёл в модели экономич. роста (см. Экономического
роста теории).
M. непосредственно зависит
от "предельной склонности к потреблению"-"с". Последняя
определяется как отношение между приращением дохода и расходами на потребление
из этого приращения и измеряется дробью C/Y, где С - приращение
потребления, а Y - приращение дохода.
Если Y = kI, то k =Y/I(1). Но, исходя из уравнения Y = С + I и сделав
соответствующие преобразования
в формуле (1), имеем: к =Y/(Y-C)
или
Выражение 1/(1-c) и есть M.
Его можно заменить алгебраич. выражением "предельной склонности к
сбережениям"-"s". Последняя определяется как отношение между
приращением дохода и той частью его, к-рая сберегается и измеряется
дробью S/Y= s, где S - приращение сбережений, а Y - приращение
дохода.
Тогда k=1/s , или M.
есть обратная величина "предельной склонности к сбережениям".
Рациональные элементы
концепции M. состоят в отражении реальных зависимостей между занятостью,
накоплением, потреблением и нац. доходом. Осн. пороки этой концепции
заключаются в том, что она лишена какого-либо социально-экономич. содержания,
оторвана от анализа действит. причин капиталистич. цикла, хотя представляет
собой попытку создать приемлемое орудие антикризисного регулирования
капиталистич. экономики, найти способ сохранения бурж. строя в период экономич.
депрессии. Весь анализ дохода сводится к односторонней функциональной
зависимости дохода от инвестиций данного момента, в то время как движение
дохода зависит от общего объёма инвестиций данного и предшествующих периодов.
Игнорируется возможность удовлетворения возросшего спроса за счёт повышения
производительности труда, технич. прогресса. Реальные отношения между
инвестициями и нац. доходом поставлены в зависимость от надуманной
"склонности к потреблению", к-рая рассматривается как результат
действия "осн. психологич. закона", т. е. вне связи с классовой
структурой доходов и потребления, присущей бурж. обществу. Решающее значение во
всем воспроизводстве приписывается не произ-ву, а потреблению, обмену и
распределению; отсюда безразлично, где произойдёт первоначальное увеличение
занятости и дохода: в сфере произ-ва или инфраструктуре. Даже воен.
расходы рассматриваются как благо для капиталистич. экономики. В марксистской
литературе теория M. подвергнута развёрнутой критике.
Лит.: К е
й н с Д ж. M., Общая теория
занятости, процента и денег, пер с англ., M., 1948; Хаберлер Г, Процветание и
депрессия, пер. с англ., M., 1960; Шляпентох В. Э., Эконометрика и проблемы
экономического роста, M., 1966; Носова С. С., Критика теорий мультипликатора и
акселератора, в сб.: Критика современных буржуазных теорий финансов, денег и
кредита, M., 1966, с. 88 - 117; В у р а ч а с А. И., Теории спроса
(Макроанализ), M., 1970; H i с k s J. R., A contribution to the theory of trade
cycle, Oxf., 1950. См. также лит. при ст. Акселератор.
С. С. Носова.
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО, вид киноискусства, произведения
к-рого создаются путём съёмки последовательных фаз движения рисованных (графин,
мультипликация) или объёмных (объёмная мультипликация) объектов. M. к. не
основывается на фотографич. фиксации реальной действительности; для него
существенны фантастика, художеств, вымысел, поэтому иногда исследователи
сближают его с изобразит, иск-вами или считают самостоят, иск-вом, использующим
кинематографич. технику. Графич. мультипликация, являясь особой художественно
условной формой отображения действительности, обладает собств. выразит,
средствами для изображения фантастич. событий и действий. Объёмная
мультипликация, уступая графической в показе действия, отличается большей
остротой изобразит, характеристик персонажей. M. к. особенно близки требующие
условности и исключит, остроты выразит, средств - фольклор, сатира, притча.
Зачинатель графич.
мультипликации - художник-карикатурист Э. Коль (Франция, 1908). Однако попытки
создания комедийных графич. лент, демонстрировавшихся с помощью аппаратов,
действующих иначе, чем кинопроектор, предпринимались ещё до изобретения
кинематографа ("Оптический театр" Э. Рено, 1892). В России первые
объёмные мультфильмы были поставлены в 1911-1913 реж. В. А. Старевичем. В 20-е
гг. в Зап. Европе создавались экспериментальные абстрактные мультфильмы. В эти
же годы в США ставились мультфильмы, основывавшиеся на традициях комиксов.
Здесь разрабатывалась технология произ-ва мультфильмов, в т. ч. цветных.
Большое влияние на развитие M. к. 30-40-х гг. оказало творчество амер.
режиссёра У. Диснея. Крупных успехов добилось M. к. социалистических стран -
Чехословакии (мультфильмы И. Трнки, Г. Тырловой и др.), Польши (В. Герш, Я.
Ленина), Румынии (И. Попеску-Гопо), Болгарии (T. Динов), Югославии (т. н.
загребская школа - реж. Д. Вукотич, В. Мимица и др.).
Первые мультипликац.
мастерские на сов. киностудиях появились в сер. 20-х гг. Сов. мультипликаторы
утверждали M. к. как политически активное иск-во, обладающее большими
воспитательными возможностями, основанное на высокой графич. культуре. Особых
успехов M. к. 20-50-х гг. добилось в области фильмов для детей - фильмы И. П.
Иванова-Вано, M. M. Цехановского, M. С. Пащенко, А. Л. Птушко, Л. К. Атаманова,
Л. А. Амальрика, В. С. и 3. С. Брумберг и др. С сер. 50-х гг. на киностудиях
увеличивается произ-во мультфильмов для взрослых, расширяется круг тем, жанров,
изобразит, приёмов. С художественно-значит. мультфильмами выступили реж. Ф. С.
Хитрук, С. И. Юткевич, А. Г. Каранович, А. Ю. Хржановский, Б. П. Степанцев, P.
А. Качанов, В. В. Бахтадзе, Э. А. Туганов и др.
Произ-во мультфильмов в СССР
сосредоточено на киностудии "Союзмультфильм" (осн. в 1936, Москва) и
на киностудиях нек-рых союзных республик.
Лит.: Гинзбург С., Рисованный и кукольный
фильм, M., 1957; Елизаров Г. К., Советская мультипликация. Справочник, M.,
1966; С а д у л ь Ж., Всеобщая история кино, пер. с франц., т. 1 - 2, 6, M.,
1958 - 63; В е n а у о u n k R., Le dessin amibe apres Walt Disney, [P.], 1961.
B. Л. Кузнецова.
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ
CTAHОK, мультстанок,
установка для покадровой съёмки мультипликац. рисунков и заглавных надписей в
кинофильмах. Простейший M. с. состоит из вертикальной станины с передвигаемым
по ней вверх и вниз киносъёмочным аппаратом и подвижного съёмочного стола.
Графич. заготовки (рисунки и надписи) изображаемой сцены (обычно на прозрачном
материале) помещаются на стол в несколько слоев, фиксируются на нём
установочными штифтами и прижимной стеклянной пластиной и освещаются сверху (на
отражение) или снизу (на просвет). Стол с заготовками может перемещаться вперёд
и назад ("север - юг"), вправо и влево ("восток - запад").
На многих M. с. имеются также 1-2 подвижные линейки, позволяющие независимо
сдвигать прикреплённые к ним заготовки и снимать комбиниров. изображение с 3-4
лежащих друг на друге прозрачных заготовок, меняя и смещая отд. слои.
Автоматизированные M. с.
(рис.)имеют аналогичную конструкцию, но с электроприводом всех рабочих движений
и с добавочными приспособлениями, к-рые расширяют возможности съёмки и
автоматизируют работу на них. Заготовки располагаются не только на осн. столе в
2- 3 слоя, но и на сменных ярусах над и под столом. В ряде M. с. стол или один
из сменных ярусов может вращаться вокруг вертикальной оси. Это позволяет
осуществлять многоплановую мультипликац. съёмку с разнообразными изобразит,
эффектами. К таким M. с. добавляются также приставки для покадровой рирпроекции
фона (см. Рирпроекции метод) и для покадровой фронтпроекции
внутрикадровых "врезок" (см. Фронтпроекции метод).
Автоматизированный
мультипликационный станок, модель 5442 фирмы "Оксберри" (США) 1 -
вертикальная станина; 2 - киносъёмочный аппарат; 3 - прижимное
стекло; 4 - вращающийся съёмочный стол; 5 - каретка съёмочного
стола; 6 - пульт ручного управления; 7 - приставка для рирпроекции фона;
8 - пульт программного управления; 9 - выдвижные опоры для
дополнительного яруса.
Лит.: Беляев Я. И., Специальные виды
мультипликационных съёмок, M., 1967; H о a t h R., Animation in twelve hard
lessons, N. Y , 1972.
В. Б. Толмачев.
МУЛЬТИПОЛЬ (от мулъти... и греч. polos -
полюс), характеристика системы электрич. зарядов ("полюсов"),
обладающей определённой симметрией. Создаваемое системой электромагнитное поле,
статическое или переменное, на больших (по сравнению с размерами системы г) расстояниях
R от системы можно представить как наложение полей M. различного порядка
l (M. нулевого порядка - заряд, 1-го порядка - диполь, 2-го - квадруполь,
3-го - октуполь и т. д.). Для статич. полей потенциал M. l-го
порядка (2l-поля) убывает при R " r как
1/Rl+1 и обладает особой угловой зависимостью. Переменные
(излучаемые) поля колеблющихся M. любого порядка на расстояниях R, много
больших длины испускаемых волн (в волновой зоне), имеют одинаковую зависимость
от R (меняются как 1/R) и различаются только угловой зависимостью, такой же,
как и у статических M. Величина и угловое распределение поля M., а также
энергия его взаимодействия с внешними полями определяются мультипольным
моментом. Если все мультипольные моменты вплоть до порядка l - 1 равны
нулю, то момент порядка l не зависит от выбора начала координат внутри
системы. В случае статич. системы зарядов ei, расположенных в
точках ri(с координатами Х?, = 1, 2, 3),
потенциал (R) постоянного электрич. поля в точке R равен
При больших R (R "ri)
потенциал можно представить в виде ряда по степеням ri /R:
где скаляр
- полный заряд системы,
вектор
ее электрич. диполъный
момент, тензор
- квадрупольный момент (где , = 1, 2, 3,
а - Кронекера символ, равный
1 при = и О при <>) и т. д., а величины Y, Y, и т. д.
зависят лишь от направления вектора R и выражаются через сферические функции
соответствующего порядка l. В простейшем случае поле диполя
создается двумя разноимёнными, одинаковыми по величине зарядами; поле
квадруполя - четырьмя одинаковыми по величине зарядами, помещёнными в вершины
параллелограмма так, что каждая сторона соединяет разноимённые заряды; поле
окту-поля - восемью зарядами в вершинах параллелепипеда, когда каждое ребро
соединяет разноимённые заряды, и т. д.
Магнитные M. применяются для
описания магнитных свойств системы. Поскольку магнитных зарядов не существует,
разложение для вектор-потенциала (см. Потенциалы электромагнитного поля), аналогичное
разложению скалярного потенциала , начинается с магнитного диполя.
Разложение по M. для
переменного поля играет важную роль в классич. теории излучения, теории антенн
и т. п. Оно особенно полезно при квантовании поля излучения. Волновая функция
поля излучения 2l-поля является собственной функцией
оператора полного момента с собственным значением l: такой M. излучает
фотоны только с моментом l.
Понятие "М"
применяется также для описания переменных акустического, гравитационного и др.
полей.
Лит.: Ландау Л. Д., Л и ф ш и ц E. M.,
Теория поля, 6 изд., M., 1973 (Теоретическая физика, т. 2); Ф р е н к е л ь Я.
И., Электродинамика, Собр. избр. трудов, т. 1, М.-Л., 1956; А х и е з е р А. И., Б е р е с
т е ц к и и В. Б., Квантовая электродинамика, 3 изд., M., 1969.
В. П.
Павлов.