МОНОСАХАРИДЫ, органические соединения, одна из осн. групп углеводов
содержат гидроксильные группы и альдегидную (альдозы) или кетогруппы (к е т
о з ы). М. подразделяют на триозы, тетрозы, пентозы, гексозы и т. д. (3, 4, 5,
6 и т. д. атомов углерода в цепи) природные М. с углеродной цепью, содержащей
более 9 атомов углерода, не обнаружены. Для М., содержащих асимметрич. атомов
углерода, возможно существование 2" стереоизомеров (см. Изомерия). М.
вступают в химич. реакции, свойственные карбонильной гидроксильной группам.
Характерная особенность М. - способность существовавать в открытой
(ациклической) и циклической формах и давать производные каждой из форм; М.,
содержащие 5-членный цикл. наз. фуранозами, 6-членный - пиранозами (см. рис.).
М. входят в состав сложных углеводов (гликозиды олигосахариды, полисахариды)
и смешанных углеводсодержащих биополимеров (гликопротеиды, гликолипиды
и др.). При этом М. связаны друг с другом и неуглеводной частью молекулы
гликозид-
ными связями. При гидролизе под действием кислот или ферментов эти связи
могут рваться с высвобождением М. В природе свободные М., за исключением
D-глюкозы и D-фруктозы, встречаются редко. Биосинтез М. из углекислого газа и
воды происходит в растениях (см. Фотосинтез); с участием активированных
производных М. - нуклеозиддифосфатсахаров - происходит, как правило, биосинтез
сложных углеводов. Распад М. в организме (напр., спиртовое брожение, гликолиз)
сопровождается выделением энергии. Нек-рые свободные М. и их производные
(напр., глюкоза, фруктоза и её дифосфат и др.) используются в пищ.
пром-сти и медицине.
Лит.: Химия углеводов, М., 1967.
Л. В. Бакиновский.
МОНОСИЛЛАБИЗМ (от моно... и греч. syllabe - слог), о д н о с л
о ж н о с т ь, преобладание односложных слов в к.-л. языке. Обычно М.
сочетается в этих языках с наличием политонич. ударения и постоянным порядком
слов в предложении. Однако эти структурные признаки могут служить основанием для
типологич., но не генеалогич. классификации языков. М. характерен для многих
(но не всех) китайско-тибетских языков (напр., древнекитайского), ква
языков и др.
МОНОСКОП (от моно... и греч. skopeo-смотрю), передающая
телевизионная трубка для передачи одного неподвижного изображения (телевизионной
испытательной таблицы). Используется для проверки и настройки телевизионной
аппаратуры. По принципу действия и устройству М. близок к иконоскопу, но,
в отличие от последнего, в М. отсутствует фоточувствит. мозаичная мишень. Она
заменена окисленной алюминиевой пластинкой с большим коэфф. вторичной эмиссии.
Передаваемое изображение наносится на неё веществом с малым коэфф. вторичной
эмиссии. При развёртке мишени электронным лучом количество вторичных
электронов, уходящих с мишени, будет изменяться в соответствии с изменением
коэфф. вторичной эмиссии отд. элементов мишени, и в цепи пластинки или
коллектора вторичных электронов будет формироваться видеосигнал изображения.
Известны также М. с развёрткой мишени медленными электронами, работающие по
принципу видикона.
МОНОСОМИЯ, отсутствие в хромосомном наборе диплоидного
организма одной хромосомы. Клетку или организм, у к-рых та или иная
гомологичная хромосома представлена в единств, числе, наз. моносомиком. М.-
результат нарушений при расхождении гомологичных хромосом, что чаще происходит
в половых клетках (при мейозе), но возможно и в клетках тела -
соматических (при митозе). Напр., больные синдромом Шерешевского -
Тернера - моносомики по половой Х-хромосоме. См. также Хромосомные болезни,
Хромосомные перестроеки.
МОНОСПОРА (моно... и спора), клетка, из к-рой
развивается новое растение у красных водорослей, не имеющих чередования
поколений. Образуется в моноспорангии, из к-рого выходит в воду в виде голого
протопласта, имеющего, как и все клетки таллома водоросли, гаплоидное ядро. М.
характерны для банеиевых и нек-рых флоридей.
МОНОТЕИЗМ (от моно... и греч. theos - бог), система религ.
верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от
политеизма - многобожия. В богословской лит-ре к монотеистич. религиям
относят христианство, иудаизм и ислам. Однако понятие М.
относительно, т. к. ни одна религия не является последовательно
монотеистической. В ходе ист. развития религии М. появляется очень поздно. В
эпоху распада родоплеменного строя и формирования ранних гос-в боги отд.
племён соединялись в один "пантеон", в к-ром первое место обычно
занимал бог самого сильного племени. В нек-рых случаях жрецы этого бога
стремились превратить его в единств, или главного бога (напр., вавилонский
Мардук),
в др. случаях цари пытались противопоставить культ единого бога традиц.
жреч. культам (религ. реформа Аменхотепа IV в Египте). Впервые
относительно строгий М. возник и получил господство в сер. и 2-й пол. 1-го тыс.
до н. э. среди евреев, когда жрецы храма Яхве в Иерусалиме установили свою
религ. монополию. Строгий М., введённый в Аравии в 7 в. н. э., составил осн.
догмат мусульм. религии. Т. о., данные совр. науки опровергают утверждение
богословов (в т. ч. школы патера В. Шмидта) о том, что М.- якобы
исконная религия человечества (см. Прамонотеизма теория), а др. формы
верований - лишь уклонения от первоначальной "истинной" религии.
Лит.: Токарев С. А., Религия в истории народов мира, М., 1964.
МОНОТЕМАТИЗМ (отлюно... и
тема), принцип построения муз.
произведения, связанный с объединением одной темой сонатно-симфонич. цикла или
произошедших от него одночастных форм. Ранний образец М. - 5-я симфония
Бетховена, начальная тема к-рой в трансформированном виде проводится через все
части. Высшего развития М. достиг в эпоху муз. романтизма, в программных муз.
произв. (см. Программная музыка) Г. Берлиоза и Ф. Листа. В
"Фантастической симфонии" Берлиоза сквозная тема представляет образ
возлюбленной героя, сопутствующий ему в разные моменты жизни; тема подвергается
постоянным изменениям, особенно значительным в финале. В симфонии Берлиоза
"Гарольд в Италии" ведущая тема персонифицирует образ гл. героя и
поручается всегда соло альта, выделяясь на фоне программно-изобразит. картин. В
симфонич. поэмах Ф. Листа применяется новый тип формы, объединяющий черты
сонатного аллегро и сонатно-симфонич. цикла; целостность произв. обеспечивается
использованием одной темы, подвергающейся образным трансформациям и принимающей
различный облик, отвечающий различным этапам развития сюжета. В более свободной
трактовке, в сочетании с обычными принципами муз. развития, М. и связанный с
ним принцип образной трансформации широко применялись и в последующее время
(симфония Франка, 3-я симфония Сен-Санса, 9-я симфония Дворжака, в рус. музыке
- 4-я и 5-я симфонии Чайковского, симфонии Скрябина, Ляпунова, 7-я и др.
симфонии Шостаковича).
В. П. Бобровский.
МОНОТИП (от моно... и греч. typos -отпечаток), буквоотливная
автоматич. машина для набора сложного текста книг и журналов в виде шрифтовых
строк, состоящих из отд. литер. М. изобретён Т. Ланстоном в США в 1897.
Первые М. в СССР изготовлены в 1947 на Ленингр. заводе полиграфич. машин.
Рис. 1. Наборно-программирующий аппарат МК-5 (СССР): а - общий вид; 6 - принципиальная
схема (1 - буквенная клавиша; 2 - трубопроводы; 3 -перфорирующий
механизм; 4 - иглы; 5 - бумажная лента; 6 - сет-барабан; 7 -
счётный механизм; 8 - пробельная клавиша).
Рис. 2. Наборный буквоотливной автомат МО-5 (СССР): а - общий вид; б
-принципиальная схема (1 - бумажная лента; 2 - воздухопроводы;
3 - вoз душные камеры с ограничителями перемещения матричной рамки в
двух направлениях; 4 - насос для подачи сплава в форму; 5 - матричная
рамка; 6 -приёмный^ столик; 7 - строчной канал, в который выталкиваются
отлитые литеры; 8 - литейная форма, к которой прижимается одна из
матриц, находящихся в матричной рамке).
Программу управления буквоотливным автоматом получают на специализированном
программирующем устройстве - МК в виде широкой перфоленты (каждому знаку
соответствует определённая комбинация из 1-4 отверстий). В ходе
программирования счётный механизм устройства суммирует ширину набираемых знаков
и пробелов между словами и рассчитывает, насколько следует увеличить пробелы для
того, чтобы длина строк соответствовала заданному формату. Необходимое
увеличение ширины пробелов оператор кодирует двумя комбинациями на ленте по
показаниям на шкале сет-барабана. В программирующем устройстве типа МК-5 (рис.
1) имеется 364 клавиши, позволяющие закодировать 288 различных знаков и
пробелов и нужные команды управления автоматом.
Буквоотливной автомат МО-5 (рис. 2) имеет матричную рамку, литейную форму и
отливной аппарат. В матричной рамке закреплены матрицы. Перфорированная лента
декодируется в автомате в последовательности, обратной набору. По команде от
перфоленты матричная рамка перемещается и требуемая матрица устанавливается над
отливной полостью формы, ширина к-рой определяется командой перфоленты
автоматически. Затем литейная форма вместе с углублением на матрице заполняется
жидким сплавом под давлением, в результате чего отливается литера необходимого
знака или пробел. Отлитые литеры и пробелы выталкиваются в строчной канал. Из
отд. литер и пробелов формируются шрифтовые строки, имеющие одинаковую длину.
Из строк составляют гранки набора.
Скорость изготовления программы управления автоматом близка к скорости
печатания на обычной пишущей машинке. Буквоотливной автомат отливает до 180
литер в 1 мин.
Лит.: Бушунов В. Т., Монотип (Наборная и отливная машины), М.-Л.,
1948; Шульмейстер М. В., Монотип. Устройство и эксплуатация буквоотливных
наборных машин, кн. 1 - 2, М., 1961 - 63.
Г. С. Ершов.
МОНОТИПИЯ (от моно... и греч. typos - отпечаток), вид печатной
графики. Техника М. заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую
поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на
бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Для произв., выполненных
в технике М., характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость
очертаний форм, что внешне сближает М. с акварелью. Техника М. известна с 17
в., однако распространение получила только с кон. 19 в. Крупные мастера рус. и
сов. М. - Е. С. Кругликова, А. В. Шевченко, Р. Н. Барто.
МОНОТОВАРНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, односторонняя направленность экономики
страны, при к-рой центр, место занимает произ-во для экспорта одного-двух видов
товаров. Сложилась в большинстве колон, и зависимых стран в результате
втягивания их в мировую капиталистич. систему х-ва. С переходом капитализма в
странах Зап. Европы от мануфактуры к крупной фабрично-заводской пром-сти
усилился приток в колонии дешёвых товаров машинного произ-ва. Это повлекло за
собой массовое разорение ремесленников, захват внутр. рынка колоний иностр. поставщиками.
В то же время, создавая плантации и предприятия добывающей пром-сти, принуждая
местное население переходить к возделыванию экспортных культур и добыче
минерального сырья, колонизаторы превращали порабощённые страны в экспортёров
отд. видов товаров.
М. с. получила большее распространение с перерастанием капитализма свободной
конкуренции в империализм. Рост колон, захватов, вовлечение в орбиту влияния
империалистич. гос-в всё большего числа стран Азии, Африки и Лат. Америки
сопровождались навязыванием им М. с. При этом характер её, как правило, целиком
определялся потребностями империалистич. гос-в, интересами их монополий.
М. с. ведёт к нерациональному использованию природных ресурсов, препятствует
созданию крупной обрабат. пром-сти, способствует сохранению экономич.
зависимости развивающихся стран от империалистич. гос-в. М. с. порождает диспропорции в экономике, вынуждав удовлетворять значит, часть насущны
потребностей населения за счёт импорт. На их валютных поступлениях тяжело
сказываются частые падения цен капиталистич. рынка на отд. сырьевые и пром.
товары. Сложившаяся за длит. период М. с. сохраняется во многих развивающихся
странах и после завоевания им политич. независимости. Преодоление М. с.-
необходимое условие достижения развивающимися странами экономич. самостоятельности.
МОНОТОНИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ вид ударения, при к-ром изменения основного
тона сами по себе не используются в языке для различения ударности и
безударности, а также для разных видов ударности. В М. у. тоновый компонент
подчинён др. компонентам ударения - интенсивности, длительности. В отличии от политонического
ударения, тон и используется для смыслоразличения напр., М. у. свойственно
и рус. яз. в к-ром тон почти не имеет значения, нем. яз., в к-ром повышение
тона являет ся существенным признаком ударности.
МОНОТОННАЯ ФУНКЦИЯ (от греч. monotones - однотонный), функция, при
ращения к-рой Дf(x) = f(x')-f(x) при Дх = х' - х>0 не
меняют знака, т. е. либо всегда неотрицательны, либо всегда неположительны.
Выражаясь не совсем точно, М. ф. - это функции, меняющиеся в одном и том же
направлении. Различные типы М. ф. представлены на прилагаемой табл.:
Напр., функция у = х3 является возрастающей функцией. Если
функция f(x) имеет в каждой точке производную f'(x), к-рая
неотрицательна и обращается в нуль лишь в конечном числе отд. точек тo f(x) -
возрастающая функция. Аналогично, если f'(x) = < 0 и обращается в нуль только
в конечном числе точек то f(x) - убывающая функция.
Условие монотонности может выполняться как для всех х, так и для х
из нек-рого интервала (или отрезка). В этого последнем случае функцию наз.
монотонной на этом интервале (или отрезке) Напр., функция у - КОРЕНЬ (1-х2)
возрастает на отрезке [-1, 0] и убывает на отрезке [0, + 1].
М. ф. представляют собой один из простейших классов функций и постоянно
встречаются в математическом анализе и теории функций. Если f(x)- М. ф.,
то для любого дго существуют пределы