БСЭ. Моносахариды - Монотонная функция
Начало Вверх

МОНОСАХАРИДЫ, органические соединения, одна из осн. групп углеводов содержат гидроксильные группы и альдегидную (альдозы) или кетогруппы (к е т о з ы). М. подразделяют на триозы, тетрозы, пентозы, гексозы и т. д. (3, 4, 5, 6 и т. д. атомов углерода в цепи) природные М. с углеродной цепью, содержащей более 9 атомов углерода, не обнаружены. Для М., содержащих асимметрич. атомов углерода, возможно существование 2" стереоизомеров (см. Изомерия). М. вступают в химич. реакции, свойственные карбонильной гидроксильной группам. Характерная особенность М. - способность существовавать в открытой (ациклической) и циклической формах и давать производные каждой из форм; М., содержащие 5-членный цикл. наз. фуранозами, 6-членный - пиранозами (см. рис.). М. входят в состав сложных углеводов (гликозиды олигосахариды, полисахариды) и смешанных углеводсодержащих биополимеров (гликопротеиды, гликолипиды и др.). При этом М. связаны друг с другом и неуглеводной частью молекулы гликозид-
1640-1.JPG

ными связями. При гидролизе под действием кислот или ферментов эти связи могут рваться с высвобождением М. В природе свободные М., за исключением D-глюкозы и D-фруктозы, встречаются редко. Биосинтез М. из углекислого газа и воды происходит в растениях (см. Фотосинтез); с участием активированных производных М. - нуклеозиддифосфатсахаров - происходит, как правило, биосинтез сложных углеводов. Распад М. в организме (напр., спиртовое брожение, гликолиз) сопровождается выделением энергии. Нек-рые свободные М. и их производные (напр., глюкоза, фруктоза и её дифосфат и др.) используются в пищ. пром-сти и медицине.

Лит.: Химия углеводов, М., 1967.

Л. В. Бакиновский.

МОНОСИЛЛАБИЗМ (от моно... и греч. syllabe - слог), о д н о с л о ж н о с т ь, преобладание односложных слов в к.-л. языке. Обычно М. сочетается в этих языках с наличием политонич. ударения и постоянным порядком слов в предложении. Однако эти структурные признаки могут служить основанием для типологич., но не генеалогич. классификации языков. М. характерен для многих (но не всех) китайско-тибетских языков (напр., древнекитайского), ква языков и др.

МОНОСКОП (от моно... и греч. skopeo-смотрю), передающая телевизионная трубка для передачи одного неподвижного изображения (телевизионной испытательной таблицы). Используется для проверки и настройки телевизионной аппаратуры. По принципу действия и устройству М. близок к иконоскопу, но, в отличие от последнего, в М. отсутствует фоточувствит. мозаичная мишень. Она заменена окисленной алюминиевой пластинкой с большим коэфф. вторичной эмиссии. Передаваемое изображение наносится на неё веществом с малым коэфф. вторичной эмиссии. При развёртке мишени электронным лучом количество вторичных электронов, уходящих с мишени, будет изменяться в соответствии с изменением коэфф. вторичной эмиссии отд. элементов мишени, и в цепи пластинки или коллектора вторичных электронов будет формироваться видеосигнал изображения. Известны также М. с развёрткой мишени медленными электронами, работающие по принципу видикона.

МОНОСОМИЯ, отсутствие в хромосомном наборе диплоидного организма одной хромосомы. Клетку или организм, у к-рых та или иная гомологичная хромосома представлена в единств, числе, наз. моносомиком. М.- результат нарушений при расхождении гомологичных хромосом, что чаще происходит в половых клетках (при мейозе), но возможно и в клетках тела - соматических (при митозе). Напр., больные синдромом Шерешевского - Тернера - моносомики по половой Х-хромосоме. См. также Хромосомные болезни, Хромосомные перестроеки.

МОНОСПОРА (моно... и спора), клетка, из к-рой развивается новое растение у красных водорослей, не имеющих чередования поколений. Образуется в моноспорангии, из к-рого выходит в воду в виде голого протопласта, имеющего, как и все клетки таллома водоросли, гаплоидное ядро. М. характерны для банеиевых и нек-рых флоридей.

МОНОТЕИЗМ (от моно... и греч. the-6s - бог), система религ. верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от политеизма - многобожия. В богословской лит-ре к монотеистич. религиям относят христианство, иудаизм и ислам. Однако понятие М. относительно, т. к. ни одна религия не является последовательно монотеистической. В ходе ист. развития религии М. появляется очень поздно. В эпоху распада родоплеменного строя и формирования ранних гос-в боги отд. племён соединялись в один "пантеон", в к-ром первое место обычно занимал бог самого сильного племени. В нек-рых случаях жрецы этого бога стремились превратить его в единств, или главного бога (напр., вавилонский Мардук), в др. случаях цари пытались противопоставить культ единого бога традиц. жреч. культам (религ. реформа Аменхотепа IV в Египте). Впервые относительно строгий М. возник и получил господство в сер. и 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. среди евреев, когда жрецы храма Яхве в Иерусалиме установили свою религ. монополию. Строгий М., введённый в Аравии в 7 в. н. э., составил осн. догмат мусульм. религии. Т. о., данные совр. науки опровергают утверждение богословов (в т. ч. школы патера В. Шмидта) о том, что М.- якобы исконная религия человечества (см. Прамонотеизма теория), а др. формы верований - лишь уклонения от первоначальной "истинной" религии.

Лит.: Токарев С. А., Религия в истории народов мира, М., 1964.

МОНОТЕМАТИЗМ (отлюно... и тема), принцип построения муз. произведения, связанный с объединением одной темой сонатно-симфонич. цикла или произошедших от него одночастных форм. Ранний образец М.-5-я симфония Бетховена, начальная тема к-рой в трансформированном виде проводится через все части. Высшего развития М. достиг в эпоху муз. романтизма, в программных муз. произв. (см. Программная музыка) Г. Берлиоза и Ф. Листа. В "Фантастической симфонии" Берлиоза сквозная тема представляет образ возлюбленной героя, сопутствующий ему в разные моменты жизни; тема подвергается постоянным изменениям, особенно значительным в финале. В симфонии Берлиоза "Гарольд в Италии" ведущая тема персонифицирует образ гл. героя и поручается всегда соло альта, выделяясь на фоне программно-изобразит. картин. В симфонич. поэмах Ф. Листа применяется новый тип формы, объединяющий черты сонатного аллегро и сонатно-симфонич. цикла; целостность произв. обеспечивается использованием одной темы, подвергающейся образным трансформациям и принимающей различный облик, отвечающий различным этапам развития сюжета. В более свободной трактовке, в сочетании с обычными принципами муз. развития, М. и связанный с ним принцип образной трансформации широко применялись и в последующее время (симфония Франка, 3-я симфония Сен-Санса, 9-я симфония Дворжака, в рус. музыке - 4-я и 5-я симфонии Чайковского, симфонии Скрябина, Ляпунова, 7-я и др. симфонии Шостаковича).

В. П. Бобровский.

МОНОТИП (от моно... и греч. typos -отпечаток), буквоотливная автоматич. машина для набора сложного текста книг и журналов в виде шрифтовых строк, состоящих из отд. литер. М. изобретён Т. Ланстоном в США в 1897. Первые М. в СССР изготовлены в 1947 на Ленингр. заводе полиграфич. машин.

Рис. 1. Наборно-программирующий аппарат МК-5 (СССР): а - общий вид; 6 - принципиальная схема (1 - буквенная клавиша; 2 - трубопроводы; 3 -перфорирующий механизм; 4 - иглы; 5 - бумажная лента; 6 - сет-барабан; 7 - счётный механизм; 8 - пробельная клавиша).

Рис. 2. Наборный буквоотливной автомат МО-5 (СССР): а - общий вид; б -принципиальная схема (1 - бумажная лента; 2 - воздухопроводы; 3 - вoз душные камеры с ограничителями перемещения матричной рамки в двух направлениях; 4 - насос для подачи сплава в форму; 5 - матричная рамка; 6 -приёмный^ столик; 7 - строчной канал, в который выталкиваются отлитые литеры; 8 - литейная форма, к которой прижимается одна из матриц, находящихся в матричной рамке).

Программу управления буквоотливным автоматом получают на специализированном программирующем устройстве - МК в виде широкой перфоленты (каждому знаку соответствует определённая комбинация из 1-4 отверстий). В ходе программирования счётный механизм устройства суммирует ширину набираемых знаков и пробелов между словами и рассчитывает, насколько следует увеличить пробелы для того, чтобы длина строк соответствовала заданному формату. Необходимое увеличение ширины пробелов оператор кодирует двумя комбинациями на ленте по показаниям на шкале сет-барабана. В программирующем устройстве типа МК-5 (рис. 1) имеется 364 клавиши, позволяющие закодировать 288 различных знаков и пробелов и нужные команды управления автоматом.

Буквоотливной автомат МО-5 (рис. 2) имеет матричную рамку, литейную форму и отливной аппарат. В матричной рамке закреплены матрицы. Перфорированная лента декодируется в автомате в последовательности, обратной набору. По команде от перфоленты матричная рамка перемещается и требуемая матрица устанавливается над отливной полостью формы, ширина к-рой определяется командой перфоленты автоматически. Затем литейная форма вместе с углублением на матрице заполняется жидким сплавом под давлением, в результате чего отливается литера необходимого знака или пробел. Отлитые литеры и пробелы выталкиваются в строчной канал. Из отд. литер и пробелов формируются шрифтовые строки, имеющие одинаковую длину. Из строк составляют гранки набора.

Скорость изготовления программы управления автоматом близка к скорости печатания на обычной пишущей машинке. Буквоотливной автомат отливает до 180 литер в 1 мин.

Лит.: Бушунов В. Т., Монотип (Наборная и отливная машины), М.- Л., 1948; Шульмейстер М. В., Монотип. Устройство и эксплуатация буквоотливных наборных машин, кн. 1 - 2, М., 1961 - 63.

Г. С. Ершов.

МОНОТИПИЯ (от моно... и греч. typos - отпечаток), вид печатной графики. Техника М. заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Для произв., выполненных в технике М., характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает М. с акварелью. Техника М. известна с 17 в., однако распространение получила только с кон. 19 в. Крупные мастера рус. и сов. М. - Е. С. Кругликова, А. В. Шевченко, Р. Н. Барто.

МОНОТОВАРНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, односторонняя направленность экономики страны, при к-рой центр, место занимает произ-во для экспорта одного-двух видов товаров. Сложилась в большинстве колон, и зависимых стран в результате втягивания их в мировую капиталистич. систему х-ва. С переходом капитализма в странах Зап. Европы от мануфактуры к крупной фабрично-заводской пром-сти усилился приток в колонии дешёвых товаров машинного произ-ва. Это повлекло за собой массовое разорение ремесленников, захват внутр. рынка колоний иностр. поставщиками. В то же время, создавая плантации и предприятия добывающей пром-сти, принуждая местное население переходить к возделыванию экспортных культур и добыче минерального сырья, колонизаторы превращали порабощённые страны в экспортёров отд. видов товаров.

М. с. получила большее распространение с перерастанием капитализма свободной конкуренции в империализм. Рост колон, захватов, вовлечение в орбиту влияния империалистич. гос-в всё большего числа стран Азии, Африки и Лат. Америки сопровождались навязыванием им М. с. При этом характер её, как правило, целиком определялся потребностями империалистич. гос-в, интересами их монополий.

М. с. ведёт к нерациональному использованию природных ресурсов, препятствует созданию крупной оорабат. пром-сти, способствует сохранению экономич. зависимости развивающихся стран от империалистич. гос-в. М. с. порождает диспропорции в экономике, вынуждав удовлетворять значит, часть насущны потребностей населения за счёт импорт. На их валютных поступлениях тяжело сказываются частые падения цен капиталистич. рынка на отд. сырьевые и пром. товары. Сложившаяся за длит. период М. с. сохраняется во многих развивающихся странах и после завоевания им политич. независимости. Преодоление М. с.- необходимое условие достижения развивающимися странами экономич. самостоятельности.

МОНОТОНИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ вид ударения, при к-ром изменения основного тона сами по себе не используются в языке для различения ударности и безударности, а также для разных видов ударности. В М. у. тоновый компонент подчинён др. компонентам ударения -интенсивности, длительности. В отличии от политонического ударения, тон и используется для смыслоразличения напр., М. у. свойственно и рус. яз. в к-ром тон почти не имеет значения, нем. яз., в к-ром повышение тона являет ся существенным признаком ударности.

МОНОТОННАЯ ФУНКЦИЯ (от греч. monotones - однотонный), функция, при ращения к-рой Дf(x) = f(x')-f(x) при Дх = х' - х>0 не меняют знака, т. е. либо всегда неотрицательны, либо всегда неположительны. Выражаясь не совсем точно, М. ф.- это функции, меняющиеся в одном и том же направлении. Различные типы М. ф. представлены на прилагаемой табл.:

Напр., функция у = х3 является возрастающей функцией. Если функция f(x) имеет в каждой точке производную f'(x), к-рая неотрицательна и обращается в нуль лишь в конечном числе отд. точек тo f(x) - возрастающая функция. Аналогично, если f'(x) = < 0 и обращается в нуль только в конечном числе точек то f(x) - убывающая функция.

Условие монотонности может выполняться как для всех х, так и для х из нек-рого интервала (или отрезка). В этого последнем случае функцию наз. монотон. ной на этом интервале (или отрезке) Напр., функция у - КОРЕНЬ (1-х2) возрастает на отрезке [-1, 0] и убывает на отрезке [0, + 1].

М. ф. представляют собой один из простейших классов функций и постоянно встречаются в математическом анализе и теории функций. Если f(x)- М. ф., то для любого дго существуют пределы
1640-2.JPG

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2016