КОНТРАСТ ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ, характеристика чёрно-белого фотографич.
изображения по соотношению яркостных свойств его самого светлого и самого
тёмного участков. Наиболее употребительны след, два способа определения К. ф.:
1) через пропускания коэффициенты т (для изображений на фотоплёнках)
или отражения коэффициенты р (для изображений на фотобумаге) -
или, соответственно,
2) как разность оптических плотностей Umax-Dmm (т. н. интервал плотностей
фотографического изображения).
К. ф. тем больше, чем контрастнее сам объект фотографирования и чем больше контрастности
коэффициент фотографич. материала (если условия фотографирования выбраны
правильно).
КОНТРАСТНОСТИ КОЭФФИЦИЕНТ, гамма, количественная характеристика
способности фотографич. материала передавать различие в экспозициях Н разных
участков фотографич. изображения различием оптических плотностей D этих
участков. К. к. равен тангенсу угла наклона к оси lg H прямолинейного
участка т. н. характеристической кривой материала (при условии, что масштабы
осей lg Н и D одинаковы). При прочих равных услових К. к. характеризует
степень однородности кристаллов галоидного серебра фотографического слоя по
светочувствительности. Как правило, он больше у низкочувствительных позитивных
материалов и меньше у высокочувствительных негативных материалов. К. к.
представляет собой один из важнейших сенситометрических параметров
фотографического материала (см. Сенситометрия).
КОНТРАТАКА (франц. contre-attaque, от centre - против и attaque -
нападение), атака, предпринимаемая обороняющимися войсками против войск
противника, вклинившихся в их боевые порядки, с целью его разгрома и
восстановления утраченного тактич. положения. К. - один из элементов проявления
активности войск в обороне; обычно проводится силами вторых эшелонов и резервов
обороняющихся войск с привлечением части сил войск первого эшелона с
неатакованных участков. К. готовится в соответствии с намеченным замыслом боя и
проводится с учётом обстановки, сложившейся в ходе боя. Действия контратакующих
войск могут поддерживаться ударами танков, авиации, огнём артиллерии, миномётов
и др. огневых средств. Успех К. достигается быстрыми, внезапными и решительными
действиями контратакующих войск в момент, когда противник не успея ещё
закрепиться и подтянуть резервы для наращивания удара.
КОНТРАТИПИРОВАНИЕ кинофильма (от контр... и греч. typos -
отпечаток), процесс производства фильмокопий с дубликатов негативов -
контратипов. К. применяют при массовом изготовлении фильмокопий, а также
фильмокопий, имеющих изменённый формат кадра по сравнению с оригинальным
кинофильмом, напр, с фильма на 70-мм киноплёнке 35-, 16- или 8-мм фильмокопий
и т. д. При двухстепенном К. сначала изготовляют на дубльпозитивной киноплёнке
с негатива фильма промежуточный позитив, затем с него на дубль-негативной
киноплёнке - контратип, с к-рого и печатают фильмокопии. При одностепенном
способе К. непосредственно с негатива фильма изготовляют контратип на
обращаемой дубльнегатив-ной киноплёнке, а с него ведут печатание фильмокопий.
Контратип можно изготовить и с позитива фильма, снятого на обращаемую
киноплёнку. В этом случае с оригинального позитива печатание ведут на
дубльнегативную киноплёнку. Помимо этих способов, используемых при производстве
чёрно-белых и цветных фильмокопий, для цветных фильмов применяют способ, при
к-ром с цветного многослойного негатива на чёрно-белой панхроматич.
дубльпозитивной киноплёнке делают 3 цветоделённых промежуточных позитива,
отпечатанных через красный, зелёный и синий светофильтры (см. Цветоделение).
С этих позитивов последовательно ведут печатание на цветную многослойную
дубльнегативную киноплёнку, используя соответственно зелёный, красный и синий
светофильтры. На дубльнегативной киноплёнке после фотографич. обработки
получают цветной контратип, с к-рого и ведут печатание фильмокопий.
В процессе К. путём подбора киноплёнок и режимов их обработки можно усилить,
ослабить или изменить количество промежуточных тонов между максимальным и минимальным
почернениями (градацию) копируемого изображения. Изображение по плотности в
контрати-пе должно быть близким к оптимальному изображению в негативе. Цветные
изображения по цветопередаче выравнивают цветными светофильтрами, используемыми
во время печатания промежуточных материалов. Фотографич. обработку
дубльнегативной киноплёнки ведут до коэфф. контрастности, равного 0,55-0,65; дубльпозитивной киноплёнки - до 1,60-1,75; универсальной и обращаемой
киноплёнок - до 1,0.
При К. искажается тоновоспроизведение, теряются мелкие детали и
увеличивается зернистость изображения; в цветном изображении возникает
цветоиска-жение. Эти дефекты становятся тем сильнее, чем большее число раз был
повторен процесс К. Кроме изготовления фильмокопий, К. применяют при использовании
в неск. фильмах однажды снятого события, для печатания чёрно-белых фильмов с
цветных оригиналов, при нек-рых способах получения комбинированных изображений
.
Лит.: Иофис., Киноплёнки и их обработка, М., 1964; Блюмберг И. Б.,
Технология обработки фотокиноматериалов, 2 изд., М., 1967.
Е. А. Иофис.
КОНТРАФАГОТ (итал. contrafagotto), духовой муз. инструмент.
Разновидность фагота, более низкий по звучанию. Создан в нач. 17 в.
нем. мастером Г. Шрайбером, усовершенствован в нач. 20 в. нем. конструктором
В. Геккелем. Длина канала К. ок. 5 м. Диапазон: Ci - f. Применяется
в симфонич. и духовых оркестрах.
КОНТРАФАКЦИЯ (позднелат. contrafactio - подделка, от лат. contra
-против и facio - делаю), в буржуазном праве использование отд. фирмами на своих
товарных знаках обозначений, помещаемых на популярных товарах других
фирм, в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение
покупателей.
КОНТРАЦЕПЦИЯ (новолат. contraceptio - противозачатие, от лат. contra
- против и conceptio - зачатие), методы и средства предупреждения беременности.
Различают физиологич. и искусственную К. Дни "физиологической
стерильности" имеются во время каждого менструального цикла: при 21-дневном
цикле это 1-й и 15-21-й дни, при 28-дневном - 1-6-й и 22-28-й дни цикла и т.
д.; однако К., основанная на этих физиологич. особенностях, не вполне надёжна,
т. к. сроки овуляции могут варьировать. Временная стерильность
(невозможность зачатия) наступает также у мн. женщин при кормлении грудью,
особенно в первые месяцы после родов. Искусственная К. включает применение
механич., химич., биологич., хирургич. и комбинированных средств и методов. К.
имеет большое социальное значение как один из осн. методов профилактики аборта,
планирования семьи, регулирования роста народонаселения в отд. странах и т.
п. Подробнее см. Противозачаточные средства.
КОНТРБАТАРЕЙНАЯ БОРЬЗА, организация и ведение огня артиллерией и
миномётами с целью подавления и уничтожения арт. и миномётных батарей
противника. В 1-ю мировую войну 1914-18 и во 2-ю мировую войну 1939-45 для
выполнения задач К. б. выделялись спец. арт. группы. В современных условиях для
подавления и уничтожения артиллерии противника могут быть использованы
артиллерия, тактические ракеты и авиация.
КОНТРВАЛАЦИОННАЯ ЛИНИЯ (от контр... и позднелат. vallatio -
укрепление, вал, от лат. vallo - укрепляю валом, ограждаю), непрерывная линия
укреплений, к-рую сооружали осаждающие войска (до 19 в.), чтобы не дать
возможности осаждённым прорваться из крепости или производить вылазки для
разрушения осадных работ.
КОНТРГАЙКА, вторая гайка, навинчиваемая рядом с основной на тот же
болт и препятствующая её самоотвинчиванию (см. также Замок гаечный).
КОНТРГРЕЙФЕР, устройство для точной установки киноплёнки в кадровом
окне фильмового канала киноаппарата после её перемещения на шаг кадра.
КОНТРДАНС (франц. contredanse, от англ, countrydance,
букв. - деревенский танец), народный англ, танец. Возник в 17- 18 вв. Позднее как
бальный танец получил распространение в др. европ. странах, в 19 в. слился с
кадрилью. Вначале состоял из одной фигуры, затем из 5-6. Характерные муз.
размеры 24, 68 Первые муз.
обработки К. сделал Дж. Плейфорд в танц. сб. "Английский танцевальный учитель"
(1651). Как муз. форма К. представлен в творчестве В. А. Моцарта, Л. Бетховена,
П. И. Чайковского и др.
КОНТРЕЙЛЕР [от лат. con (cum) - вместе, заодно и англ, trailer -
тащущий, волочащий], контейнер, оборудованный колёсным ходом с пневматическими
баллонами автомоб. типа. Предназначен для смешанных (комбинированных)
автомобильно-железнодорожных, автомобильно-водных или
автомобильно-водно-железнодорожных перевозок грузов. К. изготовляется, как
правило, в виде автомоб. полуприцепа с закрытым или открытым кузовом
(универсальным или специализированным) ёмкостью св. 15 м3 и
грузоподъёмностью от 6 до 30 т. Буксировка по автомоб. дорогам, а также
установка и снятие К. с ж.-д. платформ и спец. судов производятся автотягачами
седельного типа. К. бывают с постоянной и подкатной ходовой частью (тележкой),
к-рая может быть одноосной, двухосной и трёхосной. К. с постоянной ходовой
частью на ж.-д. платформах крепятся спец. устройствами; К. со съёмными
тележками крепления, как правило, не требуют. Разновидность К. -
стриктейнеры (К. с сочленёнными кузовами). Известны также транспортные средства
с комбинированной ходовой частью, приспособленной для движения по автомоб.
дорогам и рельсовым путям (что достигается взаимозаменяемостью ж.-д. и автомоб.
колёс или укреплением спец. стальных бандажей с ребордами на автомоб. колёсах).
Их нередко называют роудрейлерами. Массовое развитие перевозок грузов в
крупнотоннажных контейнерах показало, что их применение более экономично и
перспективно, чем применение К.
Лит. см. при ст. Контейнеровоз.
И. И. Батищев.
КОНТРЕКСЕВИЛЬ (Contrexeville), бальнеологический курорт во Франции,
в деп. Вогезы. Климат мягкий, умеренно влажный. Лето тёплое (ср. темп-ра июля
19 0С), зима мягкая, почти без снежного покрова (ср. темп-pa янв.
2-3 0С); осадков 780 мм за год. Леч. средства: холодные
маломинерализованные источники сульфатно-гидрокарбонатно-кальциевого типа,
вода в к-рых с хим. составом (источник Great Source)
применяется для питьевого лечения и ванн. Лечение больных с заболеваниями
почек и мочевыводящих путей, печени и желчного пузыря, желудочно-кишечного
тракта, нарушениями обмена веществ и др. Ванное здание, курзал, питьевые
галереи, отели, пансионаты, различные спортивные сооружения.