БСЭ. Живописец - Живопись
Начало Вверх

ЖИВОПИСЕЦ (лат. Pictor), созвездие Юж. полушария неба, наиболее яркая звезда 3,3 визуальной звёздной величины. Наилучшие условия для наблюдений в декабре. Частично видно в юж. районах СССР. См. Звёздное небо.

"ЖИВОПИСЕЦ", еженедельный журнал, издававшийся Н. И. Новиковым в Петербурге с апр. 1772 по июнь 1773. Отличался политич. остротой, разнообразием сатирич. жанров. В "Ж." помещены "Отрывок путешествия в*** И*** Т***" и "Письма к Фалалею", содержавшие резкую критику крепостничества. В журнале высмеивались слепое преклонение перед всем французским, карьеризм, пороки дворянства. Издание прекращено из-за преследований со стороны правительства.

Лит.: Берков П. Н., История русской журналистики XVIII в., М.- Л., 1952.

ЖИВОПИСНОСТЬ, особенность произведений искусств пластических, дина-мич. взаимодействие форм, объёмов, пятен цвета, линий, света и тени, при к-ром возникает яркое впечатление общей подвижности, изменчивости, многообразия аспектов. Ж. проявляется в преобладании цветового пятна (в живописи) и светотеневого (в графике) над чёткой линией, в мягкости переходов, в перетекании и незамкнутости выходящих в пространство объёмов (в скульптуре), в асимметрии планировки и свободе расчленения осн. композиц. элементов, в динамике форм, иногда в активной роли цвета и пластич. декора (в архитектуре). В широком смысле слова Ж.- свободная живая выразительность, яркая образность, красочность.

Лит.: Вёльфлин Г., Основные понятия истории искусств, пер. с нем., М.-Л., 1930.

ЖИВОПИСЬ, вид изобразительного искусства, художественные произведения, к-рые создаются с помощью красок, наносимых на к.-л. твёрдую поверхность. Как и др. виды искусства, Ж. выполняет идеологич. и познават. задачи, а также служит сферой создания предметных эстетич. ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда. Ж. отражает и в свете тех или иных идеологич. концепций оценивает духовное содержание эпохи, её социальное развитие; в силу этого Ж. сама становится сферой обществ. борьбы. Мощно воздействуя на чувства и мысли зрителей, заставляя последних переживать действительность, изображённую художником, Ж. служит действенным средством обществ. воспитания. Мн. произв. Ж. обладают документально-информац. ценностью.

В Ж. ярко проявляются те общие свойства иск-ва, благодаря к-рым Н. Г. Чернышевский назвал его "учебником жизни". В силу наглядности образа оценка жизни художником, выраженная в произведении Ж., приобретает особую убедительность для зрителя. Создавая художеств. образы, Ж. использует цвет и рисунок, выразительность мазков, что обеспечивает гибкость её языка, позволяет ей с недоступной др. видам изобразит. иск-ва полнотой воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, свето-воздушную среду. Сами произв. Ж. неизменяемы, создаваемые Ж. картины зрительно одномоментны; однако Ж. может передавать не только состояние абсолютной статичности, но и ощущение временного развития, эмоциональной насыщенности момента и преходящей мгновенности ситуации, а также эффект движения, изменения (благодаря особой ритмич. организации изображения, динамике цвета, света и тени, композиции, линий, мазков и т. д.); в Ж. возможны развёрнутое повествование, сложный сюжет. Всё это позволяет Ж. не только непосредственно и наглядно воплощать все зримые явления реального мира (в т. ч. природу в её различных состояниях), показывать широкие картины жизни людей, но и стремиться к раскрытию и истолкованию сущности совершающихся в жизни процессов, внутр. мира человека, к выражению отвлечённых идей.

Доступные Ж. широта и полнота охвата реальной действительности сказываются и в обилии присущих ей жанров (ист., бытовой, батальный, анималистич. и др.).

По назначению, по характеру исполнения и образов различают: Ж. монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архит. пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека; станковую (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с к.-л. определ. местом; декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов); иконопись; миниатюру (иллюстрации рукописей, портреты и т. д.). К разновидностям Ж. относятся также диорама и панорама. По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологич. способам закрепления пигмента на поверхности различаются масляная живопись, Ж. водяными красками по штукатурке- сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, Ж. керамич. красками (связующие - легкоплавкие стёкла, флюсы, глазури - закрепляются обжигом на керамике), Ж. силикатными красками (связующее вещество - растворимое стекло) и т. п. Непосредственно с Ж. смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная Ж., изобразительно-декоративные задачи. Для исполнения живописных произведений служат также акварель, гуашь, пастель, тушь.

Осн. выразит. средство Ж.- цвет - своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразит. и декоративные возможности Ж. В произв. Ж. он образует цельную систему (колорит). Обычно применяется тот или иной ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также Ж. оттенками одного цвета (монохромная). Цветовая композиция (система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает определ. цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произв. Ж. частью его художеств. структуры (см. Композиция). Др. выразит. средство Ж.- рисунок (линия и светотень) - ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение; линия отграничивает друг от друга объёмы, является часто конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы.

Условно различаются два типа живописного изображения: линейно-плоскостное и объёмно-пространственное, но между ними нет чётких границ. Для линейно-плоскостной Ж. характерны плоские пятна локального цвета, очерченные выразит. контурами, чёткие и ритмичные линии; в древней и отчасти в совр. Ж. встречаются условные способы пространственного построения и воспроизведения предметов (иногда показываемых одновременно с разных сторон), к-рые раскрывают зрителю определ. логику изображения, размещения предметов в пространстве, но почти не нарушают двухмерность живописной плоскости. Эта Ж., с её ярко выраженными условностью и декоративностью, во мн. эпохи функционировала гл. обр. в ансамбле с архитектурой, подчиняясь глади стен и архит. членениям; более или менее плоскостный характер носили в определ. эпохи и миниатюры, иконы, а в кон. 19-20 вв.- мн. картины.

Возникшее в античности стремление к правдоподобному воспроизведению реального мира, т. е. таким, каким его видит человек, вызвало появление в Ж. объёмно-пространственного изображения (с чем связано и зарождение рассчитанной на индивидуальное созерцание станковой Ж., освобождение Ж. от подчинения архитектуре, во многом и от декоративных функций). В Ж. такого типа могут показываться пространственные соотношения, может создаваться полная иллюзия глубокого трёхмерного пространства (обычно как бы находящегося перед рассматривающим произв. Ж. человеком), зрительно уничтожаться живописная плоскость с помощью тональных градаций, воздушной и линейной перспективы, путём распределения тёплых и холодных (выступающих и отступающих) цветов; объёмные формы моделируются цветом и светотенью. Объёмнопространственное изображение, так же как и линейно-плоскостное, может использовать выразительность линии и локального цвета, причём эффект объёмности, даже скульптурности, достигается градацией светлых и тёмных тонов, распределённых в чётко ограниченном цветовом пятне; в таких случаях колорит часто бывает пёстрым, фигуры и предметы не сливаются с окружающим пространством в единое целое. Богаче изобразит. возможности тональной Ж.(см. Гон), к-рая с помощью сложной и динамичной разработки цвета показывает тончайшие изменения как цвета, так и его тона в зависимости от освещения (см. Валер) и от взаимодействия рядом лежащих цветов (рефлексы); общий тон объединяет предметы с окружающей их свето-воздушной средой и пространством; при этом линия нередко теряет свою формообразующую роль, поглощаясь трепетной красочной массой. В Ж. Китая, Японии, Кореи сложился особый тип пространственного изображения, обусловленный своеобразным художеств. мировосприятием дальневосточного живописца, к-рый как бы включает себя в изображение, чувствует себя одним из элементов мироздания. В подобного рода Ж. возникает ощущение бесконечного, увиденного сверху пространства, с уходящими вдаль и не сходящимися в глубине параллельными линиями; светотеневая лепка отсутствует, фигуры и предметы почти лишены объёма; их положение в пространстве показывается гл. обр. соотношением тонов.

Произв. Ж. состоит из основы (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др.), обычно покрытой грунтом, и красочного слоя, иногда защищённого с поверхности предохранит. плёнкой лака. Изобразит. и выразит. возможности Ж., особенности техники письма во многом зависят от свойств красок, к-рые обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих, от инструмента, к-рым работает художник (кисти, мастихин), от применяемых им растворителей; гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта (в той или иной степени впитывающих связующее) влияет на приёмы наложения красок, на фактуру произв. Ж., а просвечивающий цвет основы или грунта - на колорит; иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определ. роль в колористич. построении (гл. обр. в акварели). Поверхность красочного слоя произв. Ж., т. е. его фактура, бывает глянцевитой и матовой, слитной или прерывистой, гладкой или неровной. Необходимый цвет, оттенок достигаются как смешением красок на палитре, так и лессировками;рядом положенные мазки разных цветов могут на определ. расстоянии как бы смешиваться в глазу у зрителя. Со стилем, с особенностями живописной техники и композиции картины (или иконы) и того интерьера, для к-рого она предназначена, взаимосвязаны её формат (чаще всего - прямоугольный, реже - круглый или овальный), а иногда и характер рамы, отграничивающей картину от окружающей среды и концентрирующей внимание зрителя на самом изображении. Процесс создания картины или настенной росписи (предваряемый эскизами и этюдами, в к-рых конкретизируется замысел художника, разрабатываются отд. детали, композиция, колорит будущего произведения) может распадаться на неск. стадий, особенно чётких и последовательных в ср.-век. темперной и классической масляной Ж. (рисунок на грунте, строящий композицию и намечающий осн. светотеневые соотношения; подмалёвок, где лепятся объёмы; лессировки, богато насыщающие картину цветом). Но существует и Ж. более импульсивного характера, позволяющая художнику непосредственно и динамично воплощать свои жизненные впечатления (особенно в произведениях, выполненныхалла прима) благодаря одновременной работе над рисунком, композицией, лепкой форм и колоритом.

История развития живописи. Ж. возникла в эпоху позднего палеолита (40 - 8 тыс. лет назад). Сохранились наскальные росписи (в пещерах Фон-де-Гом в Юж. Франции, Альтамира в Сев. Испании и др.), исполненные земляными красками (красными, жёлтыми и коричневыми охрами, умброй), чёрной сажей и древесным углём с помощью расщеплённых палочек, кусочков меха и просто пальцев; создавались правдивые, выразит., динамичные изображения отд. животных, а затем и охотничьих сцен. В Ж. палеолита встречаются как линейно-силуэтные изображения, так и несложная моделировка, но композиц. начало в ней ещё слабо выражено. Более развитые, более абстрактно-обобщённые представления о мире отразились в отвле-чённо-ритмизированной Ж. неолита (росписи в Вальторте, Испания); в неолитич. изображениях, сознательно связываемых в повествовательные циклы, появляется человек.

Ж. рабовладельч. общества обладала уже развитой образной системой, богатыми технич. средствами; краски (земляные - жёлтые, красные и коричневые; минеральные - синие и голубые) наносились ровным слоем на белый грунт; появились связующие (альбумин, казеин, глютин, гуммисмолы), волосяные кисти.

В вост. деспотиях (Др. Египте и др. гос-вах), в древней Америке существовала монументальная Ж. (роспись гробниц, реже - зданий), связанная обычно с заупокойным культом и носившая развёр-нуто-повествоват. характер; гл. место занимало обобщённое и нередко схематичное изображение человека. В присущей этой Ж. строгой канонизации изображений, в особенностях композиции, соотношении фигур отражалась господствовавшая в рабовладельч. обществе жёсткая иерархия. Древняя Ж. обладала также декоративными качествами, своей плоскостностью эта Ж. подчёркивала гладь стены. Особенно высокого совершенства достигла роспись др.-егип. гробниц (картины загробной жизни, включающие бытовые и батальные сцены, анималистич. изображения) с её музыкальной ритмичностью и чёткостью композиции, изысканностью линий.

В античности Ж. по-прежнему выступает в синтезе с архитектурой и скульптурой, служит вместе с ними не только культовым, но и светским целям; происходит (особенно в Др. Греции) осознание обществ. (в т. ч. нравственно-воспитат.) значимости Ж., как и всего иск-ва в целом. Постепенно раскрываются новые, специфич. возможности Ж., дающей более широкое по тематике отображение действительности, чем скульптура, стремящейся к чувственно-полнокровному воплощению мира. Для антич. Ж., с её пластич. ясностью форм, характерны то плоскостные контурные изображения, то объёмные, а также широкое, свободное письмо, жизненноточное изображение предметов и отчасти пространства; палитра красок по мере развития Ж. расширялась и обогащалась; возникла тональная Ж., существовавшая одновременно с Ж. локальным цветом. В античности зарождаются принципы светотени, своеобразные варианты линейной и воздушной перспективы. Наряду с мифологическими создавались бытовые и ист. сцены, пейзажи, портреты, натюрморты. Украшавшая храмы, жилища, гробницы, стои монументально-декоративная Ж. (фрески и мозаики, сохранившиеся в Помпеях, Геркулануме, Пестуме, Казанлыке, Сев. Причерноморье) в результате длит. развития пришла к иллюзорному изменению архит. пространства и архит. форм. Антич. фреска (на многослойной штукатурке с примесью мраморной пыли в верхних слоях) имела блестящую, глянцевитую поверхность. В Др. Греции возникла почти не дошедшая до наст. времени станковая Ж. (на досках, реже - холсте), выполнявшаяся гл. обр. в технике энкаустики (см. Восковая живопись; реже использовались клеевые краски и темпера), к-рая позволяла выразительно лепить объёмы; нек-рое представление об антич. станковой Ж. дают фаюмские портреты.

В ср. века в Ж. Зап. Европы, Византии, Руси, Кавказа, Балкан, развивавшейся преим. в русле церк. христианской идеологии, создавались религиозно-аскетич. образы, полные духовной экспрессии. Несмотря на строгую канонизацию изображений, в средневековой Ж. находили отзвук нар. представления (напр., на Руси в иконах и фресках Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия), отдельные (часто наивные) наблюдения. Осн. виды Ж.- фреска (как по сухой, так и по влажной, часто шероховатой штукатурке, наносившейся на кам. или кирпичную кладку), иконопись (иконы исполнялись на грунтованных досках преим. яичной темперой, обусловливавшей гл. обр. плоскостную трактовку форм), а также миниатюра в рукописях (на грунтованных пергаменте или бумаге; исполнялась темперой, акварелью, гуашью, клеевыми и др. красками); последовательность исполнения, тип изображения, композиция, раскраска - всё это регламентировалось. Делавшиеся с тщательностью, присущей ремесленному труду, иконы, настенные росписи (подчинявшиеся архит. членениям и плоскости стены), а также мозаики, витражи вместе с архитектурой образовывали в церк. интерьерах единый ансамбль.

Повышенная эмоциональность и декоративность ср.-век. Ж. обусловлены экспрессией звучного, насыщенного цвета и акцентированно-ритмичной линии, выразительностью чётких контуров; формы в ср.-век. Ж. плоскостные, стилизованные, фон отвлечённый, часто золотой; встречаются также условные приёмы моделировки объёмов, как бы выступающих на живописной плоскости, лишённой глубины. Значит. роль играла символика композиции и цвета (напр., в зап.-европ. Ж. голубой - цвет богоматери). В 1-м тыс. н. э. высокий подъём пережила монументальная Ж. (клеевыми красками по белой гипсовой или известковой прогрунтовке на глинисто-соломистом грунте) в странах Передней и Ср. Азии, в Индии, Китае, на Цейлоне. В феод. эпоху в Месопотамии, Иране, Индии, Ср. Азии, Азербайджане, Турции развивалось иск-во декоративно-плоскостной миниатюры, привлекающей как тонкой красочностью, изяществом орнаментального ритма, так и яркостью отд. жизненных наблюдений. Глубокой поэтичностью, поразительной зоркостью видения людей и природы, лаконичностью оттачивавшейся веками живописной манеры, тончайшей тональной передачей воздушной перспективы выделялась дальневосточная Ж. тушью, акварелью и гуашью на свитках из шёлка и бумаги - в Китае, Корее, Японии.

В Зап. Европе в эпоху Возрождения утверждаются принципы нового, базирующегося на антифеод. мировоззрении, жизнелюбивого гуманистич. иск-ва, вновь открывающего и пытливо познающего земной, материальный мир, проникнутого духом раннебурж. антропоцентризма; в силу этого возрастает роль Ж., вырабатывающей систему средств реалистич. изображения действительности. Отд. достижения Ж. Возрождения были предвосхищены в 14 в. итал. живописцем Джотто. Науч. изучение перспективы, оптики и анатомии, использование усовершенствованной Я. ван Эйком (Нидерланды) техники масляной Ж. способствовали широкому раскрытию заложенных в природе Ж. возможностей; в Ж. убедительно воспроизводятся объёмные формы (с помощью светотеневой моделировки) в единстве с глубоким пространством (разворачивающимся за зрительно уничтожаемой живописной плоскостью) и световой средой, осваивается цветовое богатство мира. Новый расцвет пережила фреска, иногда зрительно расширяющая интерьер дворца или церкви, но важное значение приобрела и станковая картина, ещё сохранявшая, однако, декоративное единство с окружающей предметной средой

. Ощущение гармонии мироздания, увлечение свежестью отд. ярких жизненных деталей, интерес к реальной личности, духовная активность образов характерны для композиций на религ. и мифологич. темы, портретов, бытовых и ист. сцен, изображений обнажённой натуры. Темперу вытеснила сначала комбинированная техника (лессировка и проработка деталей маслом по темперному подмалёвку), а затем и технически совершенная многослойная масляно-лаковая Ж. без темперы. Наряду с гладкой, детализирующей Ж. на досках с белым грунтом (характерной для художников нидерл. школы) венецианская школа Ж. вырабатывает приёмы свободной, широкой, пастозной Ж. на холстах с цветными грунтами. Одновременно с Ж. локальным, часто ярким цветом, с чётким рисунком развивалась и тональная Ж. (в венецианской школе, тонко и разнообразно выявившей богатство колористич. возможностей Ж.). Крупнейшие живописцы Возрождения - Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто в Италии, Я. ван Эйк, П. Брейгель в Нидерландах, А. Дюрер, X. Хольбейн Младший, М. Нитхардт (Грюневальд) в Германии.

В 17-18 вв. процесс развития европ. Ж. усложняется. Складываются нац. школы во Франции (Ж. Латур, Ф. Шампень, Н. Пуссен, А. Ватто, Ж. Б. Шарден, О. Фрагонар, Ж. Л. Давид), в Италии (М. Караваджо, Д. Фетти, П. да Кортона, Дж. Б. Тьеполо, Дж. М. Креспи, Ф. Гварди), Испании (Эль Греко, Д. Веласкес, Ф. Сурбаран, Б. Э. Му-рильо, Ф. Гойя), Фландрии (П. П. Рубенс, Я. Иордане, А. ван Дейк, Ф. Снейдерс), Голландии (Ф. Халс, Рембрандт, Я. Вермер, Я. ван Рёйсдал, Г. Терборх, К. Фабрициус), Англии (Т. Гейнсборо, У. Хогарт), России (Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский). Происходит интенсивная борьба течений,прогрессивных и реакционных идей, передовых направлений против академизма, сосуществуют разные стилевые системы. Ж. провозглашает новые социально-гражд. идеалы, обращается к более развёрнутому и точному изображению реальной жизни в её движении и многообразии, особенно повседневного окружения человека (пейзаж, интерьер, предметы обихода); углубляется психологич. проблематика, осознаётся и воплощается конфликтное взаимодействие личности и мира. В 17 в. расширилась и чётко оформилась система жанров. В 17-18 вв. процветает монументальнодекоративная Ж. (особенно в стиле барокко), существующая в тесном единстве со скульптурой и архитектурой и создающая, часто с помощью иллюзио-нистич. эффектов, интенсивно действующую на человека эмоцион. среду. В то же время возросла роль станковой Ж.

Усложнение проблематики Ж., обилие стоявших перед ней задач, классовая и сословная дифференциация мироощущения привели к формированию различных живописных систем, как обладавших общностью стилевых признаков (эмоционально насыщенная, динамичная Ж. барокко, с характерной незамкнутой, спиралевидной композицией; строго уравновешенная Ж. классицизма с её культом чёткого, строгого, ясного рисунка, преобладанием объёмносветотеневого начала над цветом, локальностью цвета; Ж. рококо с её игрой изысканнейших и текучих нюансов цвета, светлых и блёклых тонов), так и не укладывавшихся в к.-л. определ. стилевые рамки. Стремясь к тончайшему воспроизведению красочности мира, световоздушной среды, мн. художники совершенствовали систему тональной Ж. Всё это вызвало резкую индивидуализацию технич. приёмов преобладавшей в 17- 18 вв. многослойной масляной живописи. В то же время картины нередко выполнялись одновременно несколькими художниками, специализировавшимися по определ. изобразит. мотивам. Нарастание станковизма, усиление потребности в произв., рассчитанных на интимное созерцание, повлекли за собой развитие более камерных, тонких и лёгких техник Ж.- пастели, акварели, туши, различных видов портретной миниатюры.

В 19 в. новые нац. школы Ж. складываются в Европе (в балканских странах) и в Америке. Расширяются связи Ж. Европы и др. частей света, где опыт европ. реалистич. Ж., отд. формальные достижения получают самобытное истолкование, часто на основе местных древних традиций (в Индии, Китае, Японии и др. странах); европ. Ж. также испытывает влияние иск-ва неевроп. стран (гл. обр. Японии и Китая), сказывающееся в обновлении отд. приёмов декоративно-ритмич. организации изобразит. плоскости. В 19 в. Ж. шире и глубже др. видов изобразит. иск-ва решает сложные и актуальные мировоззренческие проблемы, играет активную роль в обществ. жизни, будучи часто связанной с социальными и нац.-освободит. движениями; важное значение в Ж. 19 в. приобрела острая критика социальной действительности.

В то же время на протяжении всего 19 в. в Ж. официально культивировались далёкие от жизни академич. каноны, отвлечённая идеализация образов, возникли натуралистич. тенденции, игнорировавшие специфичность, самостоят. экспрессию выразит. средств Ж. В борьбе с этими тенденциями, с рационалистичностью и отвлечённостью офиц. салонноакадемич. Ж. складывается Ж. романтизма с её эмоциональным накалом, активным интересом к драматич. событиям истории и современности, показом сильных человеческих страстей, энергией живописного языка, динамикой построений, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита (Т. Жерико, Э. Делакруа во Франции; во многом О. А. Кипренский, Сильвестр Щедрин, К. П. Брюллов, А. А. Иванов в России). Отказываясь от классич. идеалов гармонического совершенства, приходит к более полному, конкретно-достоверному, часто повышенно-наглядному изображению жизни реалистич. Ж., основывающаяся на непосредств. наблюдении характерных явлений действительности (Г. Курбе, Ж. Ф. Милле, О. Домье, К. Коро, мастера барбизонской школы во Франции; Дж. Констебл в Англии; А. Менцель, В. Лейбль в Германии; А. Г. Венецианов, П. А. Федотов в России). Ж. демократич. реализма широко показывает быт и труд народа, его борьбу за свои права, обращается к важнейшим событиям истории, создаёт яркие, психологически-углублённые образы простых людей и передовых обществ. деятелей; во мн. странах возникают школы нац. реалистич. пейзажа. Особой социальнокритич. остротой отличается тесно связанная с бурж.-демократич. этапом рус. революц. движения Ж. передвижников и близких к ним художников - В. Г. Перова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. В. Верещагина, И. И. Левитана.

К живому воплощению окружающего мира в его естественности и непосредственности, постоянной изменчивости приходит в нач. 1870-х гг. импрессионизм (живопись К. Моне, О. Ренуара, К. Писсарро, А. Сислея, отчасти Э. Мане и Э. Дега во Франции), преодолев господствовавшую в Ж. тех лет условность, черноту колорита, обновив технику и приёмы организации живописной поверхности, выявив красоту чистого цвета, трепетной живописности, фактурных эффектов. В 19 в. в Европе господствует станковая Ж. маслом, в декоративном отношении ещё меньше, чем прежде, связанная с предметной средой. Техника масляной Ж. приобретает во мн. случаях ярко индивидуальный, свободный характер, но постепенно утрачивает присущие ей раньше тщательность, строгую систематичность , многослойность; снижается прочность произв. Ж. (чему способствовало и распространение новых красок фабричного произ-ва взамен употреблявшихся ранее красок ручного приготовления); палитра расширяется (создаются новые пигменты и связующие); вместо тёмных цветных грунтов, характерных для 18 в., ещё в нач. 19 в. вновь внедряются белые грунты. Как и др. виды монументального иск-ва (архитектура, скульптура), монументально-декоративная Ж., использовавшая в 19 в. почти исключительно клеевые или масляные краски, приходит в это время в упадок. Лишь в кон. 19 - нач. 20 вв. делаются попытки возрождения монументальной Ж. и слияния различных видов Ж. с произв. декоративно-прикладного иск-ва и архитектурой в единый ансамбль (гл. обр. в иск-ве "модерна"); обновляются и технич. средства монументально-декоративной Ж., разрабатывается техника силикатной Ж.

В кон. 19-20 вв. во всём мире развитие Ж. становится особенно сложным и противоречивым; одновременно сосуществуют и борются реалистич. и модернистич. течения. Оплодотворённая идеалами Великой Окт. революции, вооружённая методом социалистич. реализма, интенсивно развивается Ж. в СССР и др. социалистич. странах. Возникают новые школы Ж. в странах Азии и Африки, Австралии, Лат. Америки.

Реалистич. Ж. в кон. 19-20 вв. своими демократич. тенденциями, тесной связью с жизнью следует лучшим традициям Ж. предшествующих эпох. В то же время её отличает стремление познать и показать мир во всей его противоречивости, сущность происходящих в социальной действительности глубинных процессов, внутр. смысл жизненных явлений, не имеющих порой достаточно наглядного облика; поэтому отражение и истолкование мн. явлений реальности обретает нередко обострённо-субъективный, обобщённо-символич. характер. Ж. 20 в. наряду с чувственно-достоверным, иллюзорным, объёмно-пространственным способом изображения широко использует новые (а также и восходящие к древности) условные принципы трактовки зримого мира. Уже в Ж. постимпрессионизма (П. Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек) и отчасти в Ж. "модерна" зарождаются черты, определившие особенности нек-рых течений 20 в. (активное выражение сугубо личного отношения художника к миру, эмоциональ-но-психологич. сила и ассоциативность цвета, мало связанного с наблюдаемыми в жизни красочными отношениями, ут-рированность форм, декоративность). В первом течении, возникшем в 20 в.,- в фовизме - характер образа, броскость ярких цветовых контрастов отчётливо диктуются прежде всего субъективной волей художника, интенсивно переживающего действительность. Поновому осмысляется мир в иск-ве великих рус. живописцев кон. 19 - нач. 20 вв.- в социально-насыщенных, образно-заострённых картинах В. А. Серова, напряжённо-драматич. произв. М. А. Врубеля.

В 20 в. действительность осознаётся и претворяется в разных аспектах в Ж. крупнейших художников капиталистич. стран: П. Пикассо, А. Матисса, Ф. Леже, А. Марке во Франции; Д. Риверы, X. К. Ороско, Д. Сикейроса в Мексике; Р. Гуттузо в Италии; Дж. Беллоуза, Р. Кента в США. Во мн. их картинах, настенных росписях нашло повышенно-эмоциональное выражение правдивое осмысление трагич. противоречий действительности, переходящее в обличение уродств капиталистич. строя; Ж. передовых художников пропагандирует прогрессивные политич. идеи современности, с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздавая ист. и совр. события; в ней воплотились также жизнерадостнооптимистич. восприятие мира, увлечение его материальностью. С эстетич. осмыслением новой, "технической" эры связано не только отражение пафоса индустриализации жизни, не только проникновение в Ж. геометричных, "машинных" форм, к к-рым нередко сводятся формы органические, но и поиски в Ж. отвечающих мироощущению современного человека, его духовным потребностям эмоционально-образных цветовых решений, новых форм, к-рые могут быть использованы в декоративном иск-ве, архитектуре и пром-сти.

Широкое распространение в Ж., гл. обр. капиталистич. стран, с нач. 20 в. получили различные модернистич. течения (см. Модернизм), отражающие общий кризис культуры бурж. общества, в той или иной степени порывающие живую связь с реальностью; однако и в модернистич. Ж. порой находят косвенное отражение "больные" проблемы современности, безудержный дух протеста (напр., в Ж. экспрессионизма с её драматич. неистовостью, кризисными настроениями). В Ж. мн. модернистич. течений (кубизм, футуризм, сюрреализм) отдельные более или менее легко узнаваемые элементы зримого мира фрагментируются или геометризируются, предстают в неожиданных, иногда алогичных сочетаниях, порождающих множество ассоциаций, сливаются порой с чисто абстрактными формами. Дальнейшая эволюция многих из этих течений уже в 1910-х гг. привела к полному отказу от изобразительности, к появлению абстрактной Ж. (см. Абстрактное искусство), что ознаменовало распад Ж. как средства отражения и познания действительности; абстрактная Ж. вплоть до 1960-х гг. была широко распространена в иск-ве гл. обр. капиталистич. стран. С сер. 1960-х гг. в странах Зап. Европы и Америки Ж. порой становится одним из элементов "поп-арта".

В 20 в. возрастает роль монументально-декоративной Ж., как изобразительной (напр., революц.-демократич. монументальная Ж. в Мексике), стремящейся в первую очередь вовлечь массового зрителя в круг воплощаемых ею идей, так и неизобразительной, обычно плоскостной, отвлечённо-орнаментальной, гармонирующей с геометризованными формами совр. архитектуры. В то же время станковая Ж. по-прежнему играет гл. роль, хотя усиление декоративности элементов художеств. формы нередко делает станковую картину частью общего архитектурно-художеств. ансамбля.

В 20 в. растёт интерес к исканиям в области техники Ж. (в т. ч. восковой и темперной; для монументальной Ж. изобретаются новые краски - пироксилиновые в Мексике, силиконовые, на кремнийорганич. смолах в СССР), однако по-прежнему преобладает масляная Ж.

Многонац. советская Ж. тесно связана с коммунистич. идеологией, с принципами партийности и народности иск-ва. Опираясь на традиции реализма, сов. Ж. критически перерабатывает опыт рус. и мировой Ж., художеств. систем, сложившихся во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Обогащённая новым видением мира, она представляет качественно иной этап развития Ж., к-рый определяется торжеством метода социалистич. реализма. В СССР Ж. развивается во всех союзных и автономных республиках, зарождаются новые нац. школы Ж. Сов. Ж. присущи острое ощущение реальности, чувственной, материальной плоти мира, духовная насыщенность образов, а часто и романтич. приподнятость образного строя. Стремление охватить социалистич. действительность во всей её сложности, полноте привело к использованию многообразных жанровых форм, к-рые наполняются новым содержанием. Уже с 1920-х гг. особое значение приобретает историко-революц. тема (полотнаМ. Б. Грекова, А. А. Дейнеки, К. С. Петрова-Водкина, Б. В. Иогансона, И. И. Бродского, А. М. Герасимова). Позднее появляются патриотич. полотна, повествующие о героич. прошлом России, показывающие ист. драму Великой Отечеств. войны 1941-45, стойкость сов. человека.

Большую роль в развитии сов. Ж. играет портрет. Одно из его направлений - типологическое - создаёт собират. образы людей из народа, участников революц. переустройства жизни (А. Е. Архипов, Г. Г. Ряжский и др.), другое продолжает традиции углублённого психологич. портрета, показывающего внутр. мир, духовный склад сов. человека (М. В. Нестеров, С. В. Малютин, П. Д. Корин и др.). Во мн. портретах на первый план выступает присущее сов. Ж. жизнеутверждающее начало (напр., в произв. П. П. Кончаловского).

Типичный уклад жизни сов. людей со всеми её многообразными проявлениями отражается в жанровой Ж., дающей поэтически яркое изображение новых людей и нового быта. Для сов. Ж. характерны большие полотна, проникнутые пафосом социалистич. строительства (С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Ю. И. Пименов, Т. Н. Яблонская и др.). Много места занимают картины труда, часто привлекающие своим нац. колоритом. Эстетическое утверждение своеобразных форм жизни союзных и авт. республик лежит в основе сложившихся в сов. Ж. нац. школ (М. Сарьян, С. А. Чуйков, У. Тансыкбаев, Т. Салахов, Э. Илтнер, М. А.Савицкий, А. Гудайтис, А. А. Шовкуненко и др.), представляющих составные части единой художеств. культуры сов. социалистич. общества.

В пейзажной Ж., как и в др. жанрах, нац. художественные традиции сочетаются с поисками нового, с совр. чувством природы. Лирич. линия рус. пейзажной Ж. (В. Н. Бакшеев, Н. П. Крымов, Н. М. Ромадин и др.) дополняется развитием индустр. пейзажа с его стремительными, активными ритмами, с мотивами преображённой природы (Б. Н. Яковлев, Г. Г. Нисский). Высокого уровня достигла натюрмортная Ж. (И. И. Машков, П. П. Кончаловский).

Эволюция социальных функций Ж. сопровождается общим развитием живописной культуры. В границах единого реалистического метода сов. Ж. добивается многообразия художеств. форм, приёмов, индивидуальных стилей. Тяга к монументальным формам характеризует сов. Ж. с первых лет её существования. Широкий размах строительства, создание крупных обществ. зданий и мемориальных ансамблей способствовали развитию монументально-декоративной Ж. (работы В. А. Фаворского, Е. Е. Лансере, П. Д. Корина), возрождению техники темперной росписи, фрески и мозаики. В 1960-е гг. усилилось взаимовлияние монументальной и станковой Ж., возросло стремление максимально использовать выразит. средства Ж.

Лит.: Юон К., О живописи, Л., 1937; Киплик Д. И., Техника живописи, [6 изд.], М. -Л., 1950; Каменский А., Зрителю о живописи, М., 1959; Сланский Б., Техника живописи, пер. с чеш., М., 1962; Недошивин Г. А., Беседы о живописи, 2 изд., М., 1964; Всеобщая история искусств, тт. 1 - 6, М., 1956-66; История русского искусства, тт. 1 -13, М., 1953- 1969; Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, М., 1970; Ward J., History and method of ancient and modern painting, v. 1-4, L., 1913-21; Venturi L., Painting and painters, N. Y. -L., 1946; Fоsсa F., La peinture qu'est-ce que c'est?, [Porrentruy, 1947]; Соgniat R., Histoire de la peinture, P., 1956; Barron J. N., The language of painting, Cleveland - N. Y., 1967. См. также лит. при статьях Искусство. Искусства пластические.

В. В. Филатов (общие вопросы живописи, история живописи до кон. 19 в.), О. В. Мамонтова (живопись кон. 19-20 вв.), М. Л. Нейман (советская живопись).

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020