ГОТИКА (от итал. gotico, букв.- готский, от
назв. герм. племени готов), готический стиль, художественный стиль,
явившийся заключит. этапом в развитии ср.-век. иск-ва стран Зап., Центр. и
частично Вост. Европы (между сер. 12 и 15-16 вв.). Термин "Г." был
введён итал. гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего
ср.-век. иск-ва, считавшегося "варварским". С нач. 19 в., когда для
иск-ва 10-12 вв. был принят термин "романский стиль", были ограничены
хронологич. рамки Г., в к-рой, в свою очередь, были выделены ранняя,
зрелая (высокая) и поздняя фазы.
Схема конструкции
готического храма.
В идеологии и культуре
времени Г. сохранялись феод.-церк. основы; Г. развивалась, как и романский
стиль, в областях, где господствовала католич. церковь, и под её эгидой.
Готич. иск-во оставалось по преимуществу культовым по назначению и
религ. по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с "высшими"
иррациональными силами. Отсюда сим-волико-аллегорич. способ мышления в Г. и
черты условности в её художеств. языке. От романского стиля Г. унаследовала и
безраздельное главенство архитектуры в системе иск-в, и традиц. типы культовых
зданий. Ведущим типом в эпоху Г. стал собор как высший образец синтеза
архитектуры, скульптуры и живописи (представленной в Г. преим. витражами).
Огромное, несоизмеримое с человеком Пространство собора, устремление к небу его
башен и сводов, подчинение статуй динамич. архит. ритмам, ирреальное свечение
витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.
Вместе с тем развитие иск-ва
Г. отразило кардинальные изменения в структуре ср.-век. об-ва: начало
формирования централизованных гoc-в, рост и укрепление городов, выдвижение
светских сил - гор., торговых и ремесл.-цеховых, а также придворно-рыцарских
слоев. В период Г., с его более высоким уровнем развития обществ. сознания,
ремесла и техники, ослабевали устои ср.-век. религ.-догматич. мировоззрения,
расширялись возможности познания, эстетич. освоения реального мира, особенно в
области человеческих отношений, духовных устремлений и лирич. эмоций; сложились
новые архит. типы и тектонические системы.
Эволюция интерьера
готического храма. 1. Ранняя готика. Франция (собор Парижской богоматери). 2.
Зрелая готика. Франция (собор в Реймсе). 3. Поздняя готика. Англия
("украшенный стиль"; аббатство Гисборо). 4.
"Перпендикулярная готика". Англия (собор в Уинчестере).
Начали интенсивно
развиваться градостроительство и гражд. архитектура (жилые дома, ратуши,
гильдейские дома, торг. ряды, склады, гор. башни-"бефруа" и т. д.).
Складывались гор. архит. ансамбли, в к-рые включались культовые и светские
здания, укрепления, мосты, колодцы. Гл. гор. площадь обстраивалась домами с
аркадами, торг. и складскими помещениями в нижних этажах. Обычно от площади
расходились радиальные улицы; узкие фасады 2-5-этажных жилых домов с высокими
фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Совершенствовалось
фортификац. стр-во: города окружались мощными стенами, проездные башни богато
украшались; замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик,
превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений.
В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок.
Возникшая в эпоху Г. смелая
и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и
массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамич.
единство пространств. ячеек и намного увеличить интерьер. Собор стал
средоточием гор. жизни (часто он вмещал всё население города). Наряду с
богослужением в соборах устраивались богословские диспуты, разыгрывались
мистерии, происходили собрания горожан. Идейно-художественное содержание собора
сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то
время преим. богословского), символом Вселенной; весь художеств. строй
собора, сочетавший торжеств. величие со страстной динамикой, бесконечное
изобилие и разнообразие пластич. мотивов со строгой иерархич. системой их
соподчинения, выражал не только порождённые феод. строем идеи обществ.
иерархии, власти божеств. сил над человеком, но и растущее самосознание
городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады.
Разрезы готических храмов,
1. Собор в Реймсе. Франция. 1211 - 1311. 2. Зальная церковь Элизабеткирхе в
Марбурге. ФРГ. 1235-83.
Синтез иск-в в Г.
несравненно богаче и сложнее, чем в романском стиле, а система сюжетов намного
шире, стройнее и логичнее; в ней отразились все ср.-век. представления о мире.
Осн. видом изобразит. иск-ва была скульптура. Впервые после античности статуи и
скульпт. группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили
богатое художеств. содержание и развитые пластич. формы; застылость и
замкнутость столпообразных романских статуй сменились подвижностью фигур, их
обращением друг к другу и к зрителю. Вновь возник (хотя и на спиритуалистич.
основе) интерес к реальным природным формам, к физич. красоте и чувствам
человека. По сравнению с античностью круг эмоциональных и этич. ценностей
существенно видоизменился: в иск-во вошли тема материнства, тема нравств.
страдания, мученичества, душевной стойкости человека - жертвы насилия.
Обращение к многообразию и противоречиям жизни, отражавшее столкновение
социальных сил ср.-век. общества, обусловило сложность, конфликтность и
драматизм иск-ва Г.: в нём переплетались лиризм и трагич. аффекты, высокая
духовность и сатира, фантастич. гротеск и неприкрашенная верность наблюдения
натуры. Напряжённый эмоциональный строй готич. иск-ва непосредственно создаётся
устремлённостью фигур, их лёгким S-образным изгибом и остро выразит. ритмом
драпировок в скульптуре, беспримерной интенсивностью и глубиной цвета в
витражах. Эпоха Г.- время расцвета книжной миниатюры и появления станковой
живописи, время высокого подъёма декоративных иск-в, связанного с расцветом
цехового ремесла: в резьбе по камню, дереву и кости, в керамике и стеклоделии,
в многообразных металлич. изделиях, украшавшихся камнями и эмалью, в тканях и
шпалерах - всюду изощрённость фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с
блестящим мастерством и тщательностью отделки. Г. зародилась в Сев. Франции в
сер. 12 в. и достигла расцвета в 1-й пол. 13 в. Её возникновение было
обусловлено формированием города как самостоят. политич. и экономич. силы и
новыми потребностями гор. жизни; быстрому развитию франц. Г. способствовал нац.
подъём, связанный с начавшимся объединением страны. Символами централизов.
королевства и независимости растущих городов стали кам. готич. соборы,
получившие во Франции свою классич. форму. Как правило, это 3-5-нефные
базилики с трансептом и полукруговым обходом хора ("деамбулаторием"),
к к-рому примыкают радиальные капеллы ("венец капелл").
Необычайно высок (в соборе в Бове 47,5 м) и просторен (в соборе в
Амьене 118 м X 33 м) интерьер, озарённый цветным светом витражей:
ряды стройных столбов, мощный взлёт остроконечных стрельчатых арок, убыстрённый
ритм арочек верхней галереи (трифория) порождают чувство неудержимого
движения ввысь и вперёд, к алтарю; контраст высокого светлого гл. нефа с
полутёмными боковыми нефами создаёт живописное богатство аспектов, ощущение
беспредельности пространства. Конструктивной основой собора служит каркас из
столбов (в зрелой Г. принимающих вид пучка колонн) и опирающихся на них
стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей),
ограниченных 4 столбами и 4 арками, к-рые вместе с диагонально
перекрещивающимися рёбрами (нервюрами) образуют остов крестового свода,
заполняемый облегчёнными распалубками. Боковой распор свода передаётся
связующими косыми арками (аркбутанами) на мощные наружные столбы (контрфорсы).
Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезались
арочными окнами. Вынесение наружу конструктивных элементов, нейтрализующих
распор свода, позволило создать ощущение лёгкости и пространств. свободы
интерьера, стремительного вознесения его вертикалей, умеряемого
междуярусными членениями. В свою очередь обнажённые конструкции, окружающие
собор с Ю., В. и С. (и не видимые ни в интерьере, ни с фасада),
впечатляют наглядным выражением действия тектонич. сил, мощью своего ритма.
Двухбашенные зап. фасады
франц. соборов с 3 глубокими "перспективными" порталами и
узорным круглым окном ("розой") в центре сочетают устремление
ввысь с ясностью и уравновешенностью членений. На фасадах бесконечно
варьируются стрельчатые арки и архит.-пластич. мотивы - ажурные фронтоны (вимперги),
башенки (фиалы), завитки (краббы) и т. д. Ряды статуй на
консолях перед коленками порталов и в верх. арочной галерее, рельефы на цоколях
и в тимпанах порталов образуют цельную символич. систему, в к-рую входят
персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорич. образы. Весь декор
ритмически организован, строго подчинён архитектурным членениям. Этим
обусловлены тектоника и пропорции статуй, торжественность их поз, сдержанность
их жестов. Лучшие статуи на фасадах соборов (Реймс, Амьен, Страсбур, порталы
трансепта в Шартре) проникнуты одухотворённой красотой, искренностью
и человечностью чувства. Др. части здания также украшались рельефами, статуями,
растит. орнаментом, изображениями фантастич. животных ("химерами");
характерно обилие светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян,
гротескные и сатирич. изображения). Разнообразна и тематика витражей, в
гамме к-рых преобладали красные, синие и жёлтые тона.
Сложившаяся готич. каркасная
система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137-44). К ранней Г.
относятся также соборы в Лане (ок. 1150-1215), Парижской богоматери
(1163-1257), в Шартре (1194-1260). Особым богатством ритма,
совершенством архит. композиции и
Планы готических храмов. 1.
Собор в Реймсе. Франция. 1211-1311. 2. Церковь Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце.
ГДР. 1499 - 1525. 3. Церковь Олевисте в Таллине. 13 - 16 вв.
скульпт. декора отличаются
грандиозные соборы зрелой Г. - в Реймсе (1211-1311) и Амьене (1220-88),
а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-48) с великолепными
витражами. С сер. 13 в. соборы франц. типа строились в др. европ. странах - в
Германии (Кёльн, 1248-1880) и Нидерландах (Утрехт, 1254-1517),
Испании (Бургос, 1221-1599) и Англии (Вестминстерское
аббатство в Лондоне, 1245-1745), Швеции (Упсала, начат ок. 1260),
Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге, 1344-1420) и Италии
(Милан, 1386-1856), где складывались также самостоят. нац. варианты Г.
Крестоносцы донесли принципы франц. Г. вплоть до Родоса, Кипра и Сирии.
В самой Франции в кон. 13 - нач. 14 вв. стр-во соборов переживало кризис:
архит. формы становятся суше, декор - обильнее, статуи приобретают
одинаковый подчёркнутый изгиб и стандартную слащавость. Одновременно возникают
новые разнообразные и не претендующие на универсальность художеств. формы; в
них отразились рост самосознания бюргерства, стремившегося создать собств.
культуру, и аристократизация феод. знати, возрастающая утончённость придворного
быта. С 14 в. всё большее значение приобретали гор. и монастырские церкви
зального типа (с равной высотой нефов), замковые и дворцовые капеллы.
Все они невелики, просты в плане, но по их сводам ("сетчатым",
"сотовым", "звёздчатым" и т.д.) стелются
сложные, иногда криволинейные узоры нервюр. Характерен для поздней
("пламенеющей") Г. и прихотливый, напоминающий языки пламени
узор оконных переплётов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434-70). Возрастает
значение светского гор. зодчества, в к-ром использовались не столько
конструктивные особенности Г. , сколько её композиц. и декоративные
приёмы: на гл. площади города строятся ратуши с обильным декором и часто с
башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351-1509), замки превращаются в богато
убранные внутри дворцы (дворец пап в Авиньоне, 1334-52; замок Пьерфон,
1390-1420), строятся особняки ("отели") богатых
горожан (дом Жака Кёра в Бурже, 1443- 1451). Кам. скульптуру на фасадах
храмов сменили алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и
позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. В
позднеготич. иск-ве складывается новый эмоциональный строй образов: манерная
стилизация и экспрессия, экзальтированный драматизм, пристрастие к сценам страданий,
изображённых с жестокой натуральностью. В то же время возникают светские
росписи (дворец пап в Авиньоне, 14-15 вв.), портрет ("Иоанн
Добрый", ок. 1360), а в миниатюрах богослужебных книг и особенно
часословов знатных лиц ("Малый часослов герцога Беррийского", ок.
1380-85) намечается стремление к одухотворённой человечности образов, к
передаче жизненных наблюдений, пространства и объёма. К лучшим образцам франц.
готич. иск-ва принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные
реликварии, лиможская выемчатая эмаль, шпалеры и резная мебель.
В Германии расцвет Г.
наступил в сер. 13 в. (зап. хор собора в Наумбурге, после 1249). Здесь рано
появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235 -83); на
Ю.-З. сложился тип однобашенного собора (Фрейбург-им-Брейсгау, ок. 1200 - кон.
15 в.; Ульм, 1377- 1529, высота оконченной в 19 в. башни 162 м); на С.
строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275 - 1334; Мариенкирхе
в Любеке, ок. 1270- 1350), в к-рых упрощение планов, объёмов и
конструкций сочеталось часто с узорной кладкой, применением глазуров. и
фигурного кирпича (Мариенкирхе в Пренцлау, 1326-40). Многообразны по
типам, композиции и декору кам., кирпичные и фахверковые светские постройки -
гор. ворота, ратуши, цеховые и складские здания, госпитали, танцевальные залы -
с арочными галереями, башенками, эркерами. Впечатляющая конкретность образов и
мощная пластин, экспрессия отличают скульптуру соборов (Бамберг, Магдебург,
Наумбург- 13в.), располагавшуюся, как правило, в интерьерах. Виртуозной
изобретательностью отмечены декоративные изделия (эмали Рейнской области,
реликварии, кубки, ковры, мебель). Поздняя нем. Г. (кон. 14- нач. 16 вв.)
породила блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце,
1499-1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Мейсене, 1471- 1485) со сложными
сводами; расцвели алтарные скульптура и живопись. Крупные готич. постройки
возникли в Австрии (готич. части собора св. Стефана в Вене, 1304-1454) и
Швейцарии (собор в Берне, 1421-1588).
Славу нидерл. Г. принесли
великолепные башни соборов в Антверпене (1521 - 1530) и Мехелене (1452-1578),
но особенно гражд. постройки (суконные ряды в Ипре, 1200-1304, в Брюгге,
1248-1482; ратуши в Брюсселе, 1401-55, Лёвене, 1448-59, Ауденарде,
1526-37), декор к-рых подчас фантастически сложен и богат.
В Англии предпосылки для Г.
возникли раньше, чем на континенте (первые в Европе готич. своды - в соборе в
Дареме, ок. ИЗО-33), но развитие её, прерывавшееся внутр. ист. потрясениями,
было замедленным и длительным. Англ. соборы, б. ч. монастырские, обычно
представляют собой невысокий вытянутый в длину объём с прямоугольным
завершением хора и башней над средокрестием. Упрощённость и геометричность
объёмов как бы возмещаются сложностью узора на фасаде и сводах. По формам
декора различаются стили: ранний ("ланцетовидный"; собор в Солсбери,
1220- 1266), "украшенный" (близкий к "пламенеющей" Г.;
собор в Эксетере, между 1275-1375) и "перпендикулярный", не имеющий
аналогий в др. странах и отличающийся дробным ритмом непрерывающихся вертикалей
на стенах и окнах и чисто декоративным прихотливым плетением нервюр на сводах и
резных потолках (хор собора в Глостере, 1329-77; капелла Кингс-колледжа в
Кембридже, 1446- 1515). С Г. связан расцвет англ. книжной миниатюры, резьбы по
алебастру и дереву и вышивки. Влияния англ., франц., а также нем. кирпичной Г.
переплетались в готич. зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме, готич. части -
1180-1320), Дании (собор св. Кнуда в Оденсе, ок. 1300-15 в.),
Швеции (церковь в Вадстене, 1369-1430).
В Испании гор. соборы (Леон,
1205-88; Севилья, 1402-1506) велики по размерам, имеют пышно украшенные
фасады и небольшие окна; интерьер разделён надвое заалтарным образом (ретабло)
со скульптурой и живописью. Влияние мавританского иск-ва сказалось особенно
сильно в Г. Каталонии и юга страны. В Каталонии позднеготич. однонефные залы
перекрывались сводами большого пролёта, опирающимися на укреплённые
контрфорсами стены (собор в Жероне, 1325-1607, шир. нефа 24 м). Крупные
сводчатые залы создавались и в светских зданиях (биржа в Пальме на Мальорке,
1426-51). В 16 в. готич. конструкции были перенесены в исп. колонии в
Америке.
Своеобразна Г. Италии, где в
13-14 вв. готич. элементы включались в храмы, сохранявшие общий романский тип
(собор в Орвието, 1290-1569); даже храмам с готич. сводами (Санта-Мария
Новелла во Флоренции, ок. 1278-ок. 1360) присущи статичность масс, ясная
обозримость обширного пространства. В богатых итал. городах велось интенсивное
стр-во гражд. зданий - ратуш (Палаццо Публико в Сиене, 1297-1310) и
дворцов (Дворец дожей, в осн. 14-16 вв., и Ка д'Оро, 1422-40, в Венеции),
где были оригинально переработаны черты готич. стиля. Влияние венец. Г. ощутимо
в архитектуре Далмации, Греции, Крита, Кипра. В итал. изобразит. иск-ве распространение
Г. было ограничено ранним развитием культуры Возрождения.
В вост. областях Европы
готич. постройкам нередко присущи крепостные черты, лаконизм и даже суровость
форм. В Венгрии Г. распространилась в кон. 13-15 вв. (церковь св. Михаила в Шопроне,
замок в Вишеграде). Расцвет чешской готики относится к 14 в., когда были
начаты собор св. Вита и Старомест-ская ратуша в Праге, зальный храм св. Барбары
в Кутна-Горе (1388-1547), построены Карлов мост в Праге (1357- 1378),
королев. замок Карлштейн (1348- 1357) и зальные церкви юж. Чехии. Г.
распространилась в Словакии (собор в Кошице, 1382-1499), Словении
(церковь в Птуе, 1260), Трансильвании (Чёрная церковь в Брашове, ок.
1385-ок. 1476). В Польше развитие Г. началось в 13-14 вв. Войны с
Тевтонским орденом стимулировали развитие крепостной архитектуры, а подъём
городов обусловил расцвет светского зодчества (ратуши в Гданьске, 1378-1492, и
Торуни, 13-14 вв.). Церкви строились в основном из кирпича (костёл Девы
Марии в Кракове, ок. 1360-1548; зальный костёл Девы Марии в Гданьске, 1343-1502)
и нередко украшались фресками. В Латвии переход к Г. падает на 13- 14 вв. (Дамская
церковь в Риге, 1211 - ок. 1300; замок в Цесисе, 13-16 вв.). В юж.
Эстонии в 14 в. строились кирпичные готич. церкви (церковь Яани в Тарту, до
1323). Готич. облик Таллина определился в 14-15 вв., когда были
построены стены и мн. башни, сложились укреплённый центр - Вышгород (Тоомпеа)
и бюргерская часть города с ратушей (до 1341-1628) и церковью
Олевисте (хор - ок. 1400). К 14-15 вв. относятся и ранние готич.
памятники Литвы (Тракайский замок на о-ве); в 15-16 вв. богатый
кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе (окончена в 1580) и дом
Перкуно в Каунасе.
В позднеготич. эпоху
накопление эмпи-рич. знаний, рост интереса к реальному миру, к наблюдению и
изучению натуры, усиление роли творческой индивидуальности всё больше вступали
в противоречие с догматич. основой Г., вели к её распаду и подготавливали почву
для ренессансной системы миросозерцания. Этот процесс отчётливо проявился в 14
в. во франц. миниатюре, в скульптуре (Клаус Слютер, Клаус де Верве) и
живописи (Мельхиор Брудерлам и др.) Бургундии, в чеш. скульптуре (Пётр
Парлерж) и живописи (мастер Теодорик, мастера Вышебродского и
Тршебоньского алтарей). Ещё интенсивнее он шёл в 15 в., ускоренный
влиянием итал. и нидерл. Возрождения, а в 16 в. Г. повсеместно уступала место
ренессансной культуре. Тем не менее нац. готич. наследие, глубоко укоренившееся
в нар. жизни мн. европ. стран, оказывало сильное влияние на иск-во Возрождения
и барокко, особенно в Сев. Европе, а затем стало объектом подражания и
стилизации (см. Ложная готика). Романтизм 19 в. усилил интерес к Г.,
вошедшей в круг осн. источников духовных традиций человечества. Археол.
изучение Г. вызвало возрождение принципов готич. конструкции, повлияв на
формирование новых конструктивных систем, а попытки реставрации ср.-век.
художеств. ремёсел стали отправной точкой для поисков новых путей развития
декоративного искусства.
Илл. см. на вклейках - к
стр. 33 и табл. IX, X (стр. 208-209).
Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн.
1, М., 1960; Нессельштраус Ц. Г., Искусство Западной Европы в средние века, Л.-
М., 1964; Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л.- М., 1966; Harvey J., The
gothic world. 1100 - 1600, L., 1950; Sedlmayr H., Die Entstehung der
Kathedrale, Z., 1950; Jantzen H., Die Gothik des Abendlandes, Schauberg - Koln,
1962; Martindale A., Gothic art. From the twelfth to fifteenth centuries, N.
Y.- Wash., [1967].
E.
П. Ювалова.
ГОТЛАНД (Gotland), самый большой: остров
в Балтийском м., терр. Швеции. Главный город и порт - Висбю. Площадь 2960 км2,
нас. 54,1 тыс. чел. (1970). Поверхность - плато (высота до 83 м), сложенное
гл. обр. силурийскими известняками. Отвесные обрывистые берега, особенно на
С.-З. Распространены карстовые формы рельефа. Климат умеренный, морской.
Осадков св. 500 мм в год. Хвойные (гл. обр. еловые) и
широколиств. леса занимают 44% территории. Торфяники. Земледелие (рожь, овёс,
сах. свёкла, лён, картофель), овцеводство. Разработки известняка. Цем.,
пищ. пром-сть. Туризм.
В нач. н. э. Г. населяли
герм. племена (возможно, назв. "Г." происходит от готов).
В ср. века Г. с г. Висбю был важным пунктом транзитной торговли на
Балтике. Г., номинально принадлежавший Швеции, фактически был независимой
республикой со своим гор. правом. В 1361 был захвачен и опустошён датчанами. По
Брёмсебрускому миру 1645 вновь перешёл к Швеции.
Во время 1-й мировой войны
19 июня (2 июля) 1915 близ Г. произошёл бой между отрядами рус. и герм.
воен. кораблей.
ГОТО Сёдзиро (19.3.1838, Коти, - 4.8.1897,
Токио), японский политич. а гос. деятель. По происхождению
самурай из княжества Тоса. Принимал активное участие в незавершённой бурж.
революции 1867-68. В 70-80-х гг. был одним из лидеров помещичье-бурж.
либерального движения, возглавлял группировку крупной и ср. буржуазии в партии Дзиюто.
С кон. 80-х гг. Г. начал выступать за объединение всех групп правящего
лагеря для борьбы с растущим демократич. движением и требовал усиления
внешнеполитич. экспансии. Эта политика явилась базой соглашения между
либеральной оппозицией и пр-вом. В 1889-93 занимал министерские посты.
ГОТО Симпэй (14. 6. 1857, Мидзусава, - 13.
4. 1929, Киото), японский гос. деятель. В 1908-11, 1912-13 мин. связи, в
1916-18 мин. внутр. дел, в 1918 мин. иностр. дел. В 1920-23 мэр Токио, в
1923-24 мин. внутр. дел. После провала вооруж. интервенции япон. империализма
против Сов. гос-ва Г. в 1923 вёл неофициальные переговоры с сов.
представителями об урегулировании японо-сов. отношений. С 1925 президент
японо-сов. об-ва культурных связей.
ГОТО, архипелаг у зап. берегов о. Кюсю
(Япония). Входит в префектуру Нагасаки. Пл. 645 км2. Более
30 островов. Наиболее значит. Фукуэ (до 30 км дл.) и Накадори.
Выс. до 463 м. Климат влажный субтропический. Рисовые поля, плантации
чая и шелковицы. Рыболовство. Города - Арикава, Фукуэ, Томиэ.
"ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ СССР" (ГТО),
всесоюзный физкультурный комплекс, составляющий основу гос. системы физического
воспитания и направленный на укрепление здоровья, всестороннее физич.
развитие сов. людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины.
Является основой программ по физическому воспитанию во всех учебных заведениях
и спортивных секциях. В комплекс входят гимнастич.
упражнения, бег (на короткие и ср. дистанции), прыжки (в длину или
высоту), метание (диска, копья, толкание ядра и др.),
плавание, лыжные гонки (для бесснежных р-нов - марш-бросок или велогонки),
стрельба (только для юношей). Введён в 1931 по инициативе ВЛКСМ; в 1932
дополнен 2-й ступенью и в 1934 - ступенью "Будь готов к труду и
обороне" (БГТО). 1-я ступень ГТО рассчитана на девушек и юношей
16-18 лет; 2-я - на взрослых (19 лет и старше). Ступень БГТО - на
девочек и мальчиков 14-15 лет. С 1966 введена спец. ступень комплекса -
"Готов к защите Родины". В комплекс периодически вносились изменения
в соответствии с задачами сов. системы физич. воспитания.
В. С. Польшанский.
ГОТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО, готический минускул, почерк лат.
письма эпохи средневековья (12-15 вв.).
Г. п. пришло на смену ранее
применявшемуся почерку - каролингскому минускулу. Первые образцы Г. п.
встречаются в Италии в 10 в., в др. странах Зап. Европы - в кон. 11 в.
Господство Г. п. в книгах отмечается с 12 в. в Германии, Франции и др. странах,
пользующихся лат. письменностью. Различают четыре вида Г. п.: 1) текстура
- острое письмо; 2) фрактура - острое письмо с ломаными очертаниями; 3)
швабахер - ломаное письмо с округлёнными очертаниями нек-рых букв; 4) кругло-готическое,
переходный вид письма от готич. к гуманистич. письму (в подражание рим.
монументальным надписям) эпохи Возрождения. В Германии готич. шрифт
применялся наряду с лат. типографским шрифтом антиква. В совр. нем. изданиях
(особенно ГДР) готич. шрифт имеет ограниченное применение.
Лит.: Добиаш-Рождественская О.
А., История письма в средние века, [2 изд.], М.- Л., 1936; Steffens F.,
Lateinische Palaographie, 2 Aufl., В. - Lpz., 1929.
ГОТОВАЛЬНЯ, набор инструментов для
чертёжно-графич. работ. Осн. инструментами набора являются: циркуль для
вычерчивания карандашом или тушью окружностей и дуг; рейсфедер для
проведения тушью прямых линий по линейке или криволинейных-по лекалу;
кронциркули чертёжный и разметочный для вычерчивания окружностей диаметром
до 8 мм и точной разметки линейных размеров; пропорциональный циркуль и
др.
ГОТОВАЦ (Gotovac) Яков (р.11.10.1895,
Сплит), югославский (хорватский) композитор и дирижёр. В 1920 учился в
Академии музыки в Вене у Й. Маркса. В 1923- 1957 дирижёр оперной труппы
Хорватского нац. театра в Загребе. Как композитор дебютировал в 1916 в
вокальных жанрах (хоры, романсы). Музыка Г. носит ярко выраженный нац.
характер. Г. - автор 6 опер, основанных на фольклорном материале и отражающих
события из жизни народа (в т. ч. "Эро с того света", 1935), и неск.
программных оркестровых соч. ("Симфоническое коло", 1926, 3 симфолич.
поэмы); песен, обработок народных лесен.
Лит.:
Andreis J., Jakov Gotovac, Split, 1957.
ГОТОВНОСТИ КОЭФФИЦИЕНТ, одно из важных понятий надёжности в
технике; вероятность того, что изделие (двигатель, станок, прибор и т. д.)
будет работоспособно в произвольно выбранный момент времени в промежутках между
выполнениями планового технич. обслуживания. В случае установившегося режима
эксплуатации Г. к. определяют по уравнению:
где Т - наработка на
отказ; ТВ - среднее время восстановления работоспособности
изделия (после возникновения отказа).